праведный Иоанн Кронштадтский

Толкование на Евангелие от Матфея

Глава 3

Мф.3:1. «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской»

Мф.3:2. «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное »

Мф.3:3. «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему»

Мф.3:4. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед»

«Когда враг свяжет сердце твое жалением пищи и пития для посетителей, скажи ему: не о хлебе едином жив будет человек... но о всяком глаголе... <из уст> Божиих (Ср.: Втор. 8:3; Мф. 4:4) и вспомни Спасителя, как Он был в пустыне и со зверьми (Ср.: Мк. 1:13), а не с людьми, где, значит, от людей нельзя было ожидать помощи в пище и питии, звери же не могли дать ее, сами ни сея, ни жня, ни собирая в житницу (Ср.: Мф. 6:26), и как Он между тем полагался на Промысл Божий, яко Человек. Или вспомни Иоанна Крестителя, который тоже жил в пустыне (См.: Мф. 3:1–4; Лк. 1:80) и на пустыню одну или, лучше, на одного Бога имел надежду, отвергнув помощь человеческую. Вспомни также, что ты живешь не в пустыне, а в обществе людей, притом христиан, которые во всякое время готовы на помощь тебе и от которых ты сам ежедневно, в самом деле, получаешь помощь» [8, 528].

«Вот и великие праздники, возлюбленные, у нас пришли: Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Крещение Его во Иордане. Теперь крестившийся Христос ходит по городам и селениям и говорит всем людям: покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3:2). Ко всем нам обращены эти сладчайшие слова Господа; всех Он приглашает покаяться во грехах, чтобы все сподобились Царства Небесного, потому что без покаяния нельзя никому войти в Небесное Царствие. Да, возлюбленные, грехи всех ведут и приведут во ад, к мучениям вечным, если в них мы не раскаемся, если не возненавидим их, если не решимся жить и не будем жить по воле Господней! Оброцы греха, сказано в Писании, смерть (Рим. 6:23). Итак, смотрите же, покайтеся: теперь ближе, чем когда-либо, Царствие Небесное к нам. Аминь» [3, 365].

«Бегай такого образа жизни, чтобы жить только животными побуждениями и желаниями, чтобы спать, да есть, да одеваться, прогуливаться, потом опять пить, есть и гулять. Такой образ жизни убивает наконец совершенно духовную жизнь человека, делая его земным и земляным существом; между тем как христианин и на земле должен быть небесен. Покайтеся, приближибося Царствие Небесное [Мф. 3:2], Отче наш, Иже еси на небесех! [Мф. 6:9] Надо больше читать слово Божие, молиться дома и в храме, и на всяком месте, больше, разумеется, внутренне, чем наружно; размышлять о Боге, о творении, о назначении и предопределении человека, о промысле, об искуплении, о неизреченной любви Божией к роду человеческому, о жизни и подвигах святых Божиих человеков, разными добродетелями угодивших Богу и проч., также поститься, испытывать свою совесть, каяться искренно и глубоко во грехах своих и проч.» [5, т. 1, 245].

"Да приидет Царствие Твое, т.е. царство жизни, ибо ныне продолжается царство смерти под владычеством, большею частию, имущего державу смерти – диавола. Как приходит к человеку Царствие Божие в этой жизни? Через сердечное покаяние. Покайтеся, приближибося Царствие Небесное [Мф. 3:2]. Да оставит нечестивый советы свои, сребролюбивый – сребролюбие свое, обманщик – обманы свои, пьяный – пьянство, чревоугодник – чревоугодие свое, блудный – свое блудодеяние, гордый – гордость свою, тщеславный – тщеславие свое, завистник, ненасытимый – зависть и ненасытимость свою, нетерпеливый и ропотный – нетерпение и ропот свой; и да научатся все делам любви христианской, особенно же – немощи немощных носити [Рим. 15:1]» [5, т. 1, 81].

«Как тебе приятно бывает, как весело, когда ты найдешь какую-либо потерянную нужную и ценную вещь! Ты готов скакать от радости. Вообрази же, как приятно Отцу Небесному при виде пропадавшего чада Своего – человека грешника, но нашедшегося, при виде погибавшей и ожившей овцы своей, при виде утраченной и найденной драхмы своей, т.е. этого живого образа Божия – человека! Невозможно описать этой радости. Радость у Отца Небесного о пропадавшем и нашедшемся блудном сыне Своем так велика, что подвизает к радости все любящее и доброжелательное небо: ибо радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся [Лк. 15:7, 10]. Погибающие братия и сестры! возвратитесь с пути погибели к Отцу Небесному. Покайтеся, приближибося Царствие Небесное [Мф. 3:2]» [5, т. 2, 334].

"Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). Грехи удаляют человека от Бога, Источника жизни, и ввергают в смерть. Чтобы приблизиться к Богу, нужно искреннее покаяние. Бог Сам ищет удалившегося человека. Сам оставляет небо и приходит на землю, делается человеком, вступает в ближайшее общение с ним, беседует, освящает воды Своим Крещением, дарует баню пакибытия, установив тайную вечерю – причащение Тела и Крови, низводит благодать Духа Святого на верующих, дарует покаяние, разрешение грехов, освящение, обновление, утверждение, сыноположение и обожение. Чего еще Он не дал? Все, все с избытком дал. Как пользуются люди средствами спасения? Попирают их, как свиньи бисер (Ср. Мф. 7:6). Но строго взыщется с неверующих, неблагодарных, гордых и злонравных» [6, 88].

«Все, приступающие работать Господу в молитве, научитесь быть, подобно Ему, кроткими и смиренными и истинными сердцем; не имейте лукавства в душе, двоедушия, не будьте хладны; постарайтесь иметь Дух Его, ибо кто Духа Христова не имать, сей несть Его (Рим. 8:9), и – Господь подобного Себе и сродного ищет в нас – к чему могла бы привиться благодать Его. – Помните, что ни одно слово даром не пропадает в молитве, если от сердца говорится, и каждое слово Господь слышит, и каждое слово у Него на весах. Нам кажется иногда, будто наши слова только воздух бьют (Ср.: 1Кор. 9:26) напрасно и напрасно раздаются, как глас вопиющаго в пустыни (Мф. 3:3): нет, нет...» [8, 438].

«Успеху молитвы много способствует милостыня. Доказательство тому – Корнилий (См.: Деян. 10:4). Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18:20), то есть среди тела и души, или в сердце их. Стою при дверех... (Откр. 3:20) Как близок Господь к человеку! У сердца стоит. – Одесную мене есть, да не подвижуся... (Пс. 15:8) Ты со мною еси... (Пс. 22:4) Какое удобство для молитвы! – Отчего же на молитве иногда раздаются слова наши как в пустыне, яко глас вопиющаго в пустыни (Мф. 3:3)? – Оттого, что мы по маловерию и сердечному расположению сами удаляемся от Господа» [8, 442].

«Для Царствия Небесного изволил страннообразно пожить на земле муж, которого на земле не было больше в рожденных женами (Ср.: Мф. 11:11); жил в пустыне, питался самою скудною и суровою пищею; носил одежду также самую грубую (См.: Мф. 3:4; Мк. 1:4, 6). Так жили и живут доныне смиренные пустынники, оставив все прелести мира – просторное жилище, богатые одежды, вкусные и утучняющие снеди. А мученики отдали себя на все роды мучений, предвидя себе будущее упокоение и нетленные венцы» [8, 182].

"Се, Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою (Мал. 3:1; Мф. 11:10; Мк. 1:2). Священник есть ангел Господа Вседержителя, который должен уготовлять Господу путь в сердцах людей, в коих Он, Владыка, хочет вселиться и ходить, по Писанию: вселюся в них и похожду, и буду им во Отца, и тии будут Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель (Ср.: Лев. 26:12; 2Кор. 6:16, 18). Итак, священник должен вопиять часто: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Мф. 3:3; Ис. 40:3), то есть право живите, по заповедям Его» [10, 372].

Мф.3:6. «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои»

«О покаянии. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближибося Царство Небесное [Мф. 4:17], приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением. Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедающе грехи своя [Мф. 3:6], то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов; то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою. Такою же должна быть молитва и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает в душе облагодетельствованного полноту свободного, живого чувства, свободно переливающегося чрез уста: от избытка сердца уста глаголют [Мф. 12:34]. Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости, премудрости, всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном и потому так же естественно должно быть делом совершенно свободным и разумным. Вообще молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом. Пред Господем изливаю душу мою [мол. Анны, матери Самуила]» [5, т. 1, 190].

"Крещахуся вси... исповедающе грехи своя (Мф. 3:6), Народ должен сам исповедовать грехи свои – иначе что же за вынужденная исповедь? – Вспомни исповедь Давида (См.: 2Цар. 12:13; Пс. 50), Манассии (См.: 2Пар. 36:23), трех отроков в Вавилоне (См.: Дан. 3:26–45)» [10, 372].

Мф.3:7. «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?»

Мф.3:8. «сотворите же достойный плод покаяния»

"Порождения ехиднины! Кто сказа вам бежати от будущаго гнева? Сотворите плоды достойные покаяния (Ср.: Мф. 3:7–8). Уже и секира при корени древа лежит (Мф. 3:10). Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и пшеницу соберет в житницу Свою, а солому сожжет огнем негасающим (Ср.: Мф. 3:12). Обратите внимание на проповедь Предтечи – какая она грозная и всеистинная! Сколь поучительна! Трепещи душа моя Страшного Суда Господня... Трепещу страшнаго дне суднаго... Но надеялся... помилуй мя... Заметьте, это главное ядро всей проповеди покаяния Иоанна Крестителя... Кайтесь немедленно, творите дело покаяния» [4, 71].

«Многообразна прелесть диавольская в людях: иного диавол прельстил с ранных лет не молиться, и он остается в этом обольщении – и не молится; другой находится в другой прелести – тоже с ранних лет: считает для себя чем-то невместимым Священное Писание – и не читает Священного Писания, коего одно слово как слово Божие могло бы оживить его душу, как сказано: о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих, жив будет человек (Ср.: Мф. 4:4). Иной считает делом излишним и напрасным хождение в церковь и нисколько для себя не обязательным, хоть это есть дело обязательное для всякого христианина, ибо сказано: не оставляйте собрания своего (Ср.: Евр. 10:25), и хоть часто несколько минут предстояния в Божием храме ясно говорят сердцу о пользе и необходимости посещать дом Божий; иные – о ужас – находятся в самом ужасном обольщении – не приходят к исповеди и причащению Святых Тайн, почитая все это установлением человеческим, а не Божиим и считая все постановления, Уставы и Таинства Церкви стеснительными для своей будто бы свободы, в самом же деле для своего плотского, ветхого, греховного, погибельного человека. Это невежды в вере (2Тим. 3:8), это окамененные сердцем, это враги Креста Христова, порождения ехиднины (Мф. 3:7), ибо если бы хотели, то могли бы научиться вере и жизни христианской в церкви или от духовного отца. Есть еще какая дерзость – такие гордые и презрительные ко всему святому, которые и молитвы жене-родильнице и самое Таинство Святого Крещения почитают делом ненужным и негодуют, когда крестят их младенцев, называя это мучением (о ужас) для детей и обычаем, Бог знает для чего вошедшим в мир» [8, 657].

Мф.3:9. «и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму»

«Иной искусный ростовщик, видя, что у иного богатого человека лежит без обращения множество денег, жалеет, что деньги, такая текучая, полезная вещь, остаются мертвым, бесполезным и для него, богача, и для других капиталом; потому он сам (ростовщик) никогда себе этого не позволяет, зная пользу капитала, если обращать его в торговые обороты. (Потому что он делает ему прибыль). Богатый человек – Церковь; деньги – слово Божие и молитвы, назначенные для верующих; ростовщик – благоразумный молельщик, чтец или слушатель. Каждое слово Священного Писания, каждую молитву, каждое слово молитвы мы можем ежедневно отдавать в рост Богу, если с живою верою от сердца будем читать или слушать или воссылать их к Нему. Он прекрасно, бесконечно умеет умножать рост Своего святого слова или воссылаемых нами молитв, если мы в простоте веры читаем Слово Божие или детски поручаем Ему себя в молитве: каждое слово молитвы Он сделает для нашей души не только живым, но и живительным капиталом, а всю вообще молитву – чудным, животворным богатством. – Кто есть мудрый раб и верный, который приложит эти слова к сердцу и исполнит их на деле? – Имеяй уши слышати да слышит (Мф. 11:15, 3:9; Мк. 4:9)» [2, 203].

«По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиною пред святою иконою, например, Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух Того, Кто изображен на иконе, так что если вера твоя в присутствие Лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь как бы живым то Лице – то Оно, действительно, благодатию Своею бывает всегда тут. Чудотворные иконы – говорившие, источавшие слезы, кровь и пр. Оттого чудотворные иконы смотрят необыкновенно живо и выразительно. Что невозможно для Бога, Который может оживотворить камень и образовать из него человека (Ср.: Мф. 3:9)? – Так же чудесно может сделать это с живописным образом. В Тайнах бывает же Он весь. Вся возможна верующему (Мк. 9:23), и к верующему чудесно снисходит Вышний. Соединяется же Он с знамением Креста Животворящего и чудодействует» [3, 73].

«Земля, мы видим, оживотворена и производит бесчисленное множество разнообразных растений на всем континенте. Сколько разнообразнейших тел растений ткется на ней! А ведь что она? Все мы видим, что она, земля, – чернозем, ил, песок, глина и прочее. Так, для Господа ничего не значит оживотворить глыбу земли. Так, Он из посоха творит живого змея (См.: Исх. 4:2–3); так, Он сухой жезл произращает в одну ночь (См.: Чис. 17:8); так, Он от камения может воздвигнути чада Аврааму (Мф. 3:9). Если посох делается телом змея, то хлеб и вино также несомненно делаются Телом и Кровию Спасителя. Там не было особенной воды или вина, чтобы она стала кровию змея: из одного жезла все, а здесь – и вино есть для Крови» [3, 211].

Мф.3:10. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь»

«Заповеди Спасителя, выбранные из Евангелия: должно творить плоды покаяния всякому, а то и секира при корени древа, то есть при корне нашей жизни, лежит: всякое дерево, не приносящее плодов добрых, посекается и во огнь вметается (Мф. 3:10). Заповеди о блаженствах» [2, 296].

«В Палестине деревья большею частию плодовые (фруктовые). Как деревья вырастил Господь с тем, чтобы они приносили плоды, так и людей создал и возрастил Он для того, чтобы они приносили плоды добродетели. У деревьев есть врожденные Богом сила и способность приносить плоды – иначе Бог и не стал бы требовать от них плодов; и люди имеют способность делать добрые дела – иначе Бог и не обязывал бы нас к добродетели. Деревья, принося плоды, достигают цели своего существования, а не принося их, уклоняются от нее, и потому делаются и для других негодными и сами по себе вялыми и безжизненными, так же – люди. Делая добрые дела, они достигают цели своего бытия, а, не делая их или творя только худые дела, они и для Бога делаются негодными плевелами, и сами по себе – вялы и безжизненны по душе и даже по телу, так что никуда не годятся, как только в землю или в огонь» [1, 62].

"Часто секира лежит при корени самого древа (Мф. 3:10; Лк. 3:9), то есть при сердце моем, и готова посечь меня: часто я чувствую смерть в самом сердце моем – в самом исходище моей жизни: и это при каждом грехе. Оброцы греха – смерть (Рим. 6:23), прежде в сердце, а потом уже и в теле» [3, 223].

«Сравнение между деревцом и человеком. Слышишь, как шумит деревцо листьями, видишь, какое оно высокое, толстое, сколько на нем ветвей, как оно раскинуло их далеко? Но вся эта вышина, толщина, эта ветвистость, все эти листья – дело Божие: Бог причина всего этого. Есть теперь это деревцо – видишь ты его и слышишь шум листьев его; но еще недавно прошло то время, когда его не было. Так и ты. Поднялся ты от земли, статен ты, ветви пустил ты от себя – юное поколение; много на тебе и листьев, то есть разных придаточных даров тебе Божиих: почестей, богатства и прочего – ты в гордости и самозабвении шумишь ими, ветр князя воздушного (Ср.: Еф. 2:2) играет в твоей душе ими. А ведь не подумаешь ты, что все это у тебя Божие; а ведь чувства благодарности нет в сердце. Спроси себя: что у тебя было за несколько лет назад? Где ты весь сам был за несколько лет? О! Не шуми мне, не шуми мне твоими листьями, а лучше в тишине сердца благодари Бога, что Он возрастил и украсил тебя. Посмотри-ка, ведь ты на диво себе самому существуешь – из ничего. Не забывай, что недолго тебе красоваться на этом свете. Смотри: секира при корени древа лежит: всяко древо не творящее плода добра посекается и во огнь вметается (Лк. 3:9). Слыхал ты это? Знал ты это, что при всей твоей гордости ты как деревцо в саду Небесного Вертоградаря, Который, не спросившись тебя, дал тебе жизнь, вырастил и украсил, обогатил тебя всеми дарами Своими, духовными и вещественными, и, коли ты будешь неверен, неблагодарен пред Ним, не захочешь узнать в дарах тебе Божиих Благодетеля своего – тоже не спросясь тебя и против воли твоей, как бесплодное деревцо, напрасно только землю занимавшее, посечет тебя и в вечный огонь бросит тебя (Ср.: Мф. 3:10)? Ведь это совершенно истинно и – долго ли этому случиться?

Помни, что у тебя и у дерева – Творец один. Но отчего Бог создал тебя не деревом, а человеком? – Причина тому заключается единственно в Его благости. Он захотел и на тебе удивить Свои милости, чтобы злоба твоя не одолела Его неизглаголанной благости и милосердия, чтобы от тебя хотя других научить, как Он долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8)» [3, 589].

Мф.3:11. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;»

«Здесь заметить надобно смирение Иоанна и самое глубокое благоговение к пришедшему Искупителю человеков: я, говорит, крещу вас только водою, обыкновенным, очищающим тело веществом, притом только приготовительно, чрез покаяние, то есть с тем, чтобы приготовить вас к гораздо более важному Крещению посредством очищения ваших грехов; Тот, Кто будет после меня крестить вас, сильнее меня; я и сапоги Его недостоин понести; притом Он будет крестить вас не водою, как я, а Духом Святым и огнем! (Ср.: Мф. 3:11)

Да, Господи Иисусе, только праведники, постигающие Твое величие более всех нас, могут вполне благоговеть пред Твоею славою, а мы, грешные, слепые умом своим, едва созерцаем Твое величие только иногда, и несть страха Твоего пред очами нашими. – Далее здесь стоит особенного внимания Крещение Духом Святым. О Господи! Только отчасти мы можем разуметь величие Крещения Духом Святым и огнем. Знаем мы, что Дух Божий вся исполняет, вся испытует, и глубины Божии, что Он есть Дух истины, Дух Животворящий, Дух чистоты и святости, Дух любви. Каковы же люди должны быть после того, как ты окрестишь их Всесвятым и Животворящим Духом? О, они должны быть святы и животворящи сами, как Свят и Животворящ Дух Божий» [1, 62].

Мф.3:12. «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым»

«Так, Господи, мир этот – гумно Твое, в котором собраны вместе пшеница и плевелы – добрые и злые люди. По Твоему мановению отделятся некогда на этом гумне пшеница от плевел и Ты возьмешь пшеницу в житницу Свою – праведников в вечные обители небесные, а плевы сожжешь огнем негасающим, то есть грешников повергнешь на вечные мучения адские. В моей воле состоит быть пшеницею или плевелами; я хочу быть пшеницею, но плоть, мир и диавол делают из меня негодные плевелы. О, как я ужасаюсь, Господи, чтобы смерть не посеяла во мне плевел и я после смерти не подвергся участи плевел! Потреби во мне, Господи, Творче мой, все худое и негодное, очисти меня и претвори меня – нечистые плевелы – в благоприятную для Тебя пшеницу» [1, 63].

«Люблю я великого Предтечу и Крестителя Господня Иоанна за его кроткую, но грозную и решительную, проповедь фарисеям и саддукеям: Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем неугасающим (Мф. 3:12). Слушайте или читайте чаще эти грозные слова Господа – и покайтесь, современные фарисеи и саддукеи и все интеллигенты и невежды в Законе. Ждите страшного исполнения последних, а все подвизающиеся – блаженного обетования Господня. Аминь» [6, 90].

«Какой драматург диавол, какие он во сне сцены производит в духе нынешнего времени своеволия, неповиновения низших высшим, грубости их, насмеяния над старшими. Упражднись, окаянный, на бесконечные веки в огне неугасимом (Мф. 3:12) со всеми твоими соблазнами» [4, 18].

«Что значит отвергнуться себя (Мф. 16:24)? – Значит отвергнуться своего ветхого, страстного человека (Ср.: Еф. 4:22; Кол. 3:9), самолюбивого, склонного к ненависти, зависти, гордости, любостяжанию, сребролюбию, скупости, раздражительности, объядению, пиянству, татьбе, прелюбодейству, – ветхого человека, в котором живет, имеет свой престол и которым действует и управляет сатана. – Я, или ветхий мой человек, вконец поврежденный грехом, весь зараженный дыханием диавола, его волею, – никуда не годится, как разве в огонь вечный. – Потому-то грешники нераскаянные называются соломою, которая будет сожжена огнем негасающим (Ср.: Мф. 3:12; Лк. 3:17). – Этого-то ветхого человека надо совершенно отвергнуться» [8, 19].

«Ты почитаешь себя живым, не мертвым. А на самом деле живешь ли ты, не призрак ли ты ходящий? – Если в твоем сердце есть вера и любовь к Богу и любовь к ближнему, якоже к себе: то ты живешь; если нет: ты мертв, ты не лучше истукана. Скорее вразумись: пойми, в чем состоит наша жизнь, и начни жить истинною, человеческою, христианскою жизнию. Собирать богатство для удовольствия есть и пить, а не для того только, чтобы утолить голод и жажду, есть самое смешное, и не только смешное, но преступное дело, детская игра в полном возрасте, ничем не извиняемая игра самим собою. Мы все жизнь обратили в детскую забаву, все извратив у Творца нашего в самих себе и поставив вверх дном; мы играем – о горе и ужас – самыми органами деторождения, этими священными органами жизни, которые Творец сделал орудиями нашего бытия и жизни; мы посмеваемся над величайшим бесценным даром жизни, мы, дерзкие твари, обессмыслившие твари, посмеваемся Творцу своему, жизни Подателю, сказавшему; не прелюбодействуй (Исх. 20:14) и угрожающему прелюбодеям лишением Царствия и мучениями (См.: Откр.21:8, 22:15) в огне неугасимом (Мф. 3:12). Мы всю жизнь обратили в детскую, слепую забаву: мы изобрели разные пустые забавы, чтобы только убить бесценное время, которым повелел сильно дорожить Господь наш, когда сказал: всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12:36). Бдите, якоже не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет (Мф. 25:13). И святые апостолы говорящие: искупуйте время, яко дние лукави суть (Еф. 5:16); в премудрости ходите (Кол. 4:5)... О неразумные мы человеки, совсем объюродевшие человеки, по своей воле... что мы скажем в оправдание своему Творцу, когда придет время Страшного Суда Его? – Да, страшен поистине будет Суд: как не быть страшным Суду хотя всеблагого, долготерпеливого, но и всеправедного Господа? Когда подумаешь о делах человеческих, ныне совершающихся, то невольно скажешь сам себе: да, всеобщий Суд должен быть непременно и непременно должен быть страшный, потому что люди страшно, диавольски оскорбляют святость, благость, долготерпение и правосудие Божие. Братия мои! Обратитесь от путей ваших кривых и сотворите пути правые ногами вашими (Ср.: Евр. 12:13)» [8, 636].

«Диавол сам же подстрекает согрешить и, когда согрешишь, говорит: ты теперь мой – и начнет унынием томить тебя. А ты говори ему: нет, не твой, а хоть грешен, да Божий; но у Господа моего очищение есть (Пс. 129:3) всех беззаконий моих. – А твое уныние считаю за мечту. Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый. – Противься крепко всем страстям, всеваемым от диавола, в том числе и страсти уныния. – Противитеся диаволу: и бежит от вас (Иак. 4:7). – А горечи, огня, омрачения и тягости его не бойся. Господь не отдаст тебя ему в зубы – пожрать тебя. Он – постоянно в руках Владыки. Лопата в руце Его (Мф. 3:12)» [11, 329].

Мф.3:15. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его»

«Господь хочет, чтобы и на земле я был небесен, когда говорит: ищите прежде Царствия Божия (Мф. 6:33) (то есть чтобы я жил в любви к Богу и к ближнему, каялся в грехах своих искренно, старался исполнить всякую правду (Ср.: Мф. 3:15), всякую добродетель) и сия вся (внешние блага) приложатся вам (Мф. 6:33). – И из внутренних вразумлений Божиих я вижу это ясно» [8, 501].

«Какое смирение Богочеловека! Какое беспрекословное повиновение воле Отца Небесного! Когда Иоанн Предтеча, зная величие Приходящего к его крещению и свое ничтожество пред Ним, не допускал Его креститься – Господь сказал ему: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15). Но разве не обитает всегда в Боге всякая правда? Бог называется Богом Правды, и Он есть Праведный всех Судия (Ср.: Пс. 49:6, 74:8; Деян. 10:42; Евр. 12:23). Господь говорит эти слова Предтече, как Человек: нам нужно исполнить всякую правду. Итак, за нас и для нас Он исполнил всякую правду; – и нас учит точно исполнять Божию правду; для нас принял Крещение от Иоанна, чтобы, не имея Сам нужды в Крещении, нам показать нужду в нем, освятить воды и навсегда дать им силу священия; чтобы дать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым (Ср.: Тит. 3:5), и освятить нас; чтобы в водах потопить человеческий грех и отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама, и низвести на землю Духа Святого, не имевшего на земле где главу приклонить (См.: Лк. 9:58), по причине крайнего оплотянения и развращения рода человеческого; чтобы Адама очистить от скверны и возвести на небо оправданным» [9, 11].

«Чему учит нас праздник Сретения Господня? – Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях Своих. Он обещал еще Адаму и Еве, всеродно падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, именно благословенное Семя Жены, которое сотрет главу змия человекоубийцы (Ср.: Быт. 3:15), что и исполнилось, исполняется ежедневно и будет исполняться до самого скончания мира, доколе будут рождаться и жить на земле люди верные и верующие в Бога и Христа Его, ибо чрез них Он, Христос, попирает и стирает главу змия. Таковы были патриархи, праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные и все святые, – таковые есть и ныне между правоверными, побеждающие древнего змия, обольщающего всю вселенную (Откр. 12:9).

Во-вторых, праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет навстречу только к делающим правду, или алчущим и жаждущим правды, – как старец Симеон, потому что Он пришел на землю для того, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3:15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными» [9, 32].

Мф.3:16. «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него»

«Отчего Дух Святой сошел в виде голубине на Иисуса Христа (См.: Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22; Ин. 1:32)? –

1)   Для того, чтобы видом этой кроткой, незлобливой и чистой птицы показать свойство Духа Христова – кротость, чистоту и незлобие;

2)   чтобы выразить этим Свое свойство – вездесущие по всей твари и оживотворение всех: ибо летящая птица представляет Крест, коего концы объемлют все четыре стороны света: восток, запад, север и юг. А Псалмопевец, выражая вездесущие Духа Божия, говорит; камо пойду от Духа Твоего... (Пс. 138:7), видя Его везде – во всех четырех сторонах: на небе, в преисподней, на востоке и западе. – Далее – та же птица выражает своими распростертыми крыльями и оживотворение. Так кокош, сидя на яйцах, оживотворяет их своим насиживанием; Дух же Божий везде сый и вся исполняяй и сквозе вся проходяй (Прем. 7:23, 24) – оживляет разом небесные и земные твари, как бы птица, насиживающая свои яйца» [8, 494].

«Птица изображает Троицу своим телом и двумя крылами; рогатый скот – головою и на ней двумя рогами, а человек – головою и двумя руками, все животные – головою и двумя равными глазами. Очи Божии означают и Сына Божия, и Духа Святого. Сам Всесвятый Дух явился в виде голубине (См.: Мф. 3:16), как потому, чтобы представить видом летящей птицы осенение от Него всего мира и оживотворение от Него всякой твари – подобное тому, какое производит птица, сидящая на яйцах и сообщающая им свою жизнь, – так и для того, чтобы видом летящей птицы представить Троичность Божества и также вездесущие Его, кротость, чистоту Существа Своего» [10, 270].


Комментарии для сайта Cackle