схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Благодать

Источник благодати – ЛЮБОВЬ БОЖИЯ и уничижение ХРИСТА.

Благодать есть жизнь душ наших; без нее нет жизни.

Как тело без души, так душа без благодати мертва.

ДУША без благодати обнажена.

Благодать есть свет души.

Без благодати в душе тьма.

Благодать есть сокровище христианское.

Благодать возбуждает ко спасению.

Без благодати СПАСЕНИЕ невозможно.

Просвещенный благодатью не доверяет себе, но вверяет себя водительству Божию.

Просвещенный благодатью душевными очами распознает добро и зло.

Не только делать, но и хотеть доброе человек не может без Бога.

Благодать смягчает СЕРДЦА и очищает их.

Благодать распаляет сердце ЛЮБОВЬЮ.

Благодать зажигает в СЕРДЦЕ ЛЮБОВЬ.

Просвещаемый благодатью любит всех без лицемерия и лукавства.

Просвещаемый благодатью бережется всякого греха.

Благодать обличает в грехах.

Благодать тем болем просвещает человека, чем он болем замечает в себе недостатки и исправляет их.

Благодать корда просветит сердце, человек познает свое заблуждение и сокрушается.

Благодать крайне необходима для борьбы с грехом.

Благодать стучится, желая пробудить от греховной смерти.

Без помощи благодати не можем победить самого себя.

Благодать помогает СМИРЕННЫМ.

Благодать изливается на СМИРЕННЫЕ сердца.

Познание нищеты и СМИРЕНИЕ – средства к получению благодати.

Бог подает благодать, когда видит сердце готовое (8, с.34–41)

* * *

Благодать может попалить все прегрешения человека и сделать грешника праведником, вознести человека в обители небесные (5, с.166–167).

От благодарения во время постигшей скорби воспитывается не только смирение, необходимое для спасения, но рождается и живая вера, и подается благодатное утешение (32).

Благодать может мгновенно переродить человека

У Бога все готово. Он может мгновенно Своей благодатью переродить человека и подать такой обильный источник слез, что после этого человек больше никогда не пожелает оскорблять Его своими грехами (3, с.14).

Как приобрести благодать Святого Духа

Пребывайте в единодушии, любви друг ко другу, в послушании, и этим самым вы сможете приобрести благодать Святого Духа, а значит, и спасенне (Там же, с.30).

Кто способен к восприятию благодати

Только те лица способны к восприятию Божественной благодати, которые учение Христово воплощают в своей душе, то есть проводят свою жизнь свято и богоугодно. Такие лица, живя на земле, могут сказать словами апостола Павла «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2,19–20) (9, с.390).

* * *

Без благодати душа умирает вечной смертью (3, с.157).

* * *

В скорбях не печалься, к смирению и терпению постоянно устремляй свой взор – и приобретешь благодать Духа Святого (Там же, с.109).

Благодать каждому дается

Господь каждому человеку дает Свою благодать, призывающую и обращающую от греха, и кто принимает ее и идет вслед за ней, тот спасается силой Божией, а кто противится ей, тот остается вне спасительного ковчега (7, с.271).

Благодать – особая сила Святого Духа

Божественная благодать, обильно изливаемая на верующих в святых Таинствах, является той особой силой Святого Духа, которая даруется христианину ради искупительного подвига Христа Спасителя и которая совершает духовное возрождение верующего человека. Эта Божественная сила помогает христианину на каждом шагу его земной жизни, как и говорит Господь Иисус Христос «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5) (Там же, с.217).

Когда открылась благодать

Именно в великом деле искупления Иисусом Христом рода человеческого от диавола, ада и смерти открылась непостижимая благодать Божия (Там же).

Без благодатной помощи человек не может прожить ни единой минуты

Благодать есть акт величайшей любви Бога к грешному человеку. Она подается ему только по благости Божией и на человека, жаждущего спасения, изливается подобно текущей реке или живоносному источнику. Без благодатной помощи и поддержки Своего Создателя человек не может прожить ни единой минуты (Там же).

В деле спасения человека благодатной помощи отводится первенствующее место

Сила благодатной помощи в деле спасення человека настолько велика, что ей отводится в этом деле первенствующее место.Она помогает человеку в борьбе с демонами, удерживает его от греховных действий, содействует в победе над страстями. Кроме того, она не только споспешествует христианину на всех путях его жизни, но и помогает в приобретении добродетелей (Там же).

Без благодати душа нищая

Без спасительного действия благодати душа бывает нищей, слепой и болезненной (Там же).

Благодать – основная пища души

Для человека, ищущего спасения, благодать Господня является основной пищей, подкрепляющей его духовне силы. Как пища служит вернейшим средством для поддержания физических сил человека, так и благодать питает и оживотворяет бессмертную душу (Там же).

Благодать – одежда души

Благодать Божию можно уподобить также одежде, согревающей и покрывающей душевную наготу человека (Там же).

Действие благодати зависит от состояния души человека

Действие благодати Божией зависит от состояния души христианина. Если человек ведет греховную жизнь, то благодать не может пребывать в его душе. Такую душу можно уподобить мертвому телу, которое не только остается без движения, но и разлагается и издает зловонный запах (Там же, с.217–218).

Без благодати человек бессилен

Лишенный благодати человек становится духовно бессильным в борьбе со грехом. Всякое его старанне будет оставаться тщетным до тех пор, пока не приидет к нему Божественная помощь, сила благодати, напояющая душу живительными соками, подобно тому, как соки лозы оживляют ветви дерева (Там же, с.218).

Только благодать восстанавливает нравственные принципы, присущие душе до грехопадения

Только при содействии благодати в душе христианина могут быть восстановлены те нравственные нормы и принципы, которые были присущи ей до грехопадения (Там же).

Благодать действует, когда сам человек откликается на ее призыв

Благодати Божией отводится в деле спасення человека первенствующее место, однако она проявляет свое действие только тогда, когда сам человек откликается на ее призыв. В этом случае Божественная благодать помогает человеку в преодолении греховных привычек и направляет его духовные силы к добродетельной жизни. Поэтому каждый христианин должен добрые дела не себе приписывать, но Богу, помогающему и спасающему, должен непременно благодарить Его за эту благодатную помощь (Там же).

Победить немощь своего естества человек может только при помощи благодати Духа Святого

Человек по своей природе бывает удобопреклонен ко греху; победить же немощь своего естества он может только при помощи благодати Святого Духа, которая способна провести христианина через горнило борьбы как с врагом нашего спасения – диаволом, так и с внешними искушениями, очистить его душу от страстей, от привязанности ко всему плотскому и чувственному,в нутренне укрепить в добродетельной жизни и сообщить ему силы для исполнения заповедей Божиих. Без благодатной силы Божией легко христианин поддается всевозможным соблазнам и греховным преткновениям. Человек на жизненном пути бывает подобен лодке, уносимой течением реки и для движения против течения нуждающейся в сильных гребцах или в парусе с попутным ветром (Там же).

Благодать побеждает злую силу

Христианин бывает постоянно подвержен влиянию злой силы, стремящейся умертвить его душу. И если бы Божественная благодать не укрепляла его и не побеждала эту злую силу, то христианин постоянно бы удалялся от свого спасительного пути (Там же).

Воздействие благодати на сердце человека

Поскольку сердце человека является центром его духовной жизни, то благодать стремится действовать именно на этот орган, чтобы очистить, обновить исделать его богоугодным сосудом. Без ее воздействия сердце само по себе остается бесчувственным и окамененным. Оно становится подобным холодному железу, которое не поддается молоту кузнеца до тех пор, пока его не бросят в раскаленное горнило. Но как только сердца коснется Божественная сила, тогда оно умягчается и становится чистейшим и Богу угоднейшим (Там же).

Благодать призывает к покаянию

Благодать Божия стучится в дверь сердца каждого человека, призывая лежащего во грехах к покаянию. Эти спасительные призывы благодати проявляются различным образом, то через укорение совести, то через слышание слова Божия или же через жизненные испытания.Так постепенно благодать Божия пробуждает человека от греховного сна и направляет на путь покаяния.

Человек начинает сопоставлять свою греховность и Божие милосердие, проявляемое к нему, и тогда начинает «печалиться и сердцем уязвляться».

Печаль по Бозе, соединенная с благодатью, в корне изменяет все существо человека, направляет его по пути добродетельной жизни, способствует приобретению в душе христианина страха Божия, смирения и молитвы (Там же, с.218–219).

Благодать делает молитву плодотворной

Под воздействием благодатной силы молитва христианина становится плодотворной, спасительной, богоугодной, подобной благовонному кадилу (Там же, с.219)

Благодать ведет к совершенству

Благодать Божия ведет христианина к нравственному совершенству. И чем более его душа просвещается благодатным светом, тем более опытным и непреодолимым борцом становится он, тем яснее распознает добро и зло, добродетель и порок, истину и ложь. А это распознание добра и зла дает христианину возможность избегать греха и направлять свои духовные силы к стяжанию добра, к богоугождению, к пребыванию с Богом (Там же).

Благодать возводит христианина на высшую духовную ступень

Возводя христианина на высшую духовную ступень, благодать Божия научает его быть милосердным, сострадательным не только к своим благожелателям, но и к недругам (Там же).

Когда человек становится духом свободен

Чем более добродетелей приобретает христианин, тем более благодать возгорается в его сердце и мало-помалу овладевает всем его существом, в нему же нет места для греховной скверны. Человек становится уже свободным во Христе Иисусе. Если он и подвергнется узам и всевозможным лишениям, духом он всегда свободен, потому что «духа поработить и связать никто не может» (Там же).

Благодать восстанавливает в человеке образ Божий

С помощью благодатной силы христианин постепенно восстанавливает в своей душе «чистейший и яснейший образ Божий» и становится сыном Божиим по благодати. В его сердце водворяются вожделенный покой, радость, веселие, видетельствующие о предвкушении им блаженной жизни в вечности (Там же).

Благодать не действует на человека принудительно

Безусловно, своей всемогущей силой благодать может в одно мгновение изменить, очистить и обратить человека от греха к святости, но это было бы несогласно с Божественным определением о свободе человека. Как дар любви и милосердия Божия она не действует на человека принудительным образом и не стесняет его свободу; она лишь побуждает к доброделанию, но не принуждает. По словам апостола, она «споспешествует духови нашему» (Рим.8,16), ободряет, подкрепляет и «способствует нам в немощах наших» (Рим.8,26). И тот, кто не откликается на призыв благодати и не открывает своего сердца, «сам собою уже погибает», так что спасение или смерть души человека зависят оттого, как христианин откликнется на действие призывающей его Божественной благодати (Там же).

Действие благодати можно сравнить с действием солнца

Воздействие Божественной благодати на человека можно сравнить с солнцем, которое во всю поднебесную испускает одинаковую теплоту, но одни вещи от соприкосновения с ней размягчаются, как, например, воск, масло, а другие становятся еще более жесткими, как-то: глина, трава и т.д. Так и люди: «иные благодатию умягчаются и творят покаяние, иные ожесточаются и погибают» (Там же).

Для того чтобы благодать начала действовать, от человека требуются многие личные усилия

Человеческая свобода в процессе спасения не может быть пассивной. Человек должен отозваться на призывающее действие Божественной благодати и самостоятельно возжелать спасения своей души. Однако одного внешнего согласия его еще недостаточно для того, чтобы благодать начала свое очистительное действие в душе человека. С его стороны требуются многие усилия, усердие, соизволение и послушание. Таким образом, христианин для свого спасения должен прилагать личные усилия (7, с.219–220)

Почему человек глух к призывам благодати

Как показывает духовный опыт, человек чаще всего бывает глух ко всем призывам Божественной благодати, и причина такой глухоты кроется в нерадении, духовной косности и греховной жизни человека. Если загорается дом, то человек созывает соседей и с большим усердием стремится угасить его, а утопающий в воде, чувствуя свою гибель, усердно просит людей оказать ему помощь. Но о гибели своего дома душевного, который подвержен греховному пламени и уже сгорает, беспечный человек не заботится (7, с.220).

Как получить благодать

Попечение о своей душе – вот главное условие получения помощи свыше на трудном, но необходимом и единственном пути к небу, к теснейшемуединению со Христом. Конечно, забота о том, чтобы воскресить при помощи благодати Божией и своих собственных усилий бессмертную душу, отрезвить ее от греховной спячки, простирается не на один год или два, а на всю жизнь.

Как человек, совершающий путешествие в какой-то определенный город, не стоит на одном месте, но постоянно движется и стремится быстрее достичь его, так должен поступать и тот, кто шествует к Небесному Иерусалиму. И цель эта достигается не устным лишь исповеданием Бога, а исполнением Его святых заповедей. Хотя христианин и не отрекается от Бога словами, но он может отречься от Него своей порочной жизнью и даже неисполнением добрых дел. Внешний образ жизни не делает христианина достойным наград. Здесь требуется живая, деятельнаявера. Только в этом случае он принесет добрые плоды. Чтобы «сделаться иным, как прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию», нужен подвиг (7, с.220).

На всех уровнях духовной жизни не обходимо возгревать дар благодати

Чем более христианин приближается к Богу, тем более он ощущает в своем сердце благоухание Божественной благодати, которая помогает ему в совершении повседневных подвигов. На всех уровнях духовной жизни, даже самых высоких, от подвизающегося требуется постоянная ревность и усердие, возгревающее дар благодати, ибо всякое доброе дело увенчивается не в начале подвига, но в конце его (7, с.221)

Самопознание привлекает благодать в душу

Немаловажное значение для привлечения благодати в душу христианина имеет и его самопознание, которое именуется началом спасения. Христианин не в состоянии себя исправить надлежащим образом, если он не познает кроющегося в сердце зла, ибо как неопознанная болезнь пребывает неисцельной и приводит к смерти, так и скрытое зло, подобно смертоносному яду, грозит вечной гибелью (Там же).

Наилучший путь стяжания благодати – смирение

Наилучшим путем к стяжанию благодати служит смирение. Господь посылает Свою милость на всех призывающих Его Святое имя, но более всего Он изливает благодатные дары на смиренных сердцем (Там же).

Терпение – важное условие для получения благодати

Важным условием для того, чтобы получить от Господа дар Божественной благодати, является христианское терпение, которое человек приобретает, упражняясь в богоугодных делах, подвигах и борясь с искушениями, воздвигаемыми врагом рода человеческого – диаволом (Там же).

Благодать крайне необходима на пути ко спасению

Объективная и субъективная стороны спасения

Истинно христианская жизнь возможна при наличии нераздельного взаимодействия Божественной благодати и человеческих усилий. На пути ко спасению крайне необходима Божественная благодать, но для получения ее христианин должен принуждать себя к исполнению заповедей Божиих и покорять свое сердце, даже против своей воли. Милосердный Господь, желающий всем спастись, стучится Своею благодатью в сердце всякого человека, и от воли каждого зависит – откликнуться на этот зов или пренебречь им. Божие дело – ниспослать благодать, а со стороны человека – проявить согласие и готовность принять ее полной сердечной верой (Там же).

Благодать – источник веры

Источником спасительной веры является Божественная благодать, которая влечет человеческие сердца к Богу (7, с.222).

Жаждущим спасения Господь подает Свою благодать

Евангелие предлагает всем жаждущим спасения познать истину во Христе, и Господь подает им в помощь для этого Свою благодать (7, с.223)

Как склонить гнев Божий на милость и получить благодать Святаго Духа

Только внутреннее обновление сможет удержать христианина на соответствующей ступени богоугодной жизни, что будет способствовать водворению в его душе самопознания и молитвы. Подобным образом жизни христианин сможет склонить праведный гнев Божий на милость и тем самым получить благодать Святого Духа, помогающую ему и укрепляющую его духовные силыв борьбе со страстями (2.114) (7, с.335).

Благодать Божия дает силы на борьбу

Божия благодать дает человеку силы на борьбу с невидимыми врагами, «подвигает человека и увещевает на всякое время и помогает ему противу страстей стоять и тыя побеждать» (4.330), только бы он сам откликнулся на ее зов, открыл ей двери своего сердца (Апок.3,20) и устремился к добру (7, с.316).

Благодать помогает бороться с бесчисленными страстями и врагом

С помощью Божественной благодати человек может побороть дьявола, свирепеющую плоть с ее бесчисленными страстями и греховные соблазны мира (3.66) (7, с.317).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Комментарии для сайта Cackle