О миссионерстве
Подлинное миссионерство
Миссионерство присуще самой природе Церкви, и в Символе веры мы называем Церковь Апостольской. Это предполагает не только непрерывность апостольской веры, но и обязанность проповедовать христианскую истину ради спасения всех.
Но миссионерство – это не только «проповедование», не только разговоры о Боге или распространение «своего учения». Миссионерство не является своего рода христианской коммерцией. Это свидетельство и действие любви. Оно включает в себя любовь к тем, на кого направлено, и любовь эта означает самоотдачу, а не только отдачу чего-либо.
Православная миссия на Аляске была успешной в прошлом не только благодаря финансовой поддержке из России, а главным образом потому, что св. Герман оставался на Алеутских островах до самой смерти, а также благодаря нескольким истинным миссионерам, таким как св. Иннокентий Вениаминов, которые отдали всю свою жизнь ради людей, которым хотели проповедать Евангелие.
И сейчас любовь также означает принятие людей такими, как они есть, желая только одного: чтобы они приняли Христа. Это не требует никакого национального или культурного отчуждения. Апостол Павел был «с иудеями как иудей, с эллинами как эллин», чтобы и тех, и других привести ко Христу. Так было и со всеми истинными апостолами, и потому для алеутов и индейцев Аляски Церковь действительно стала «их собственной».
Церковь в Америке должна быть точно такой же.
Конечно, она не может быть Церковью в полном смысле этого слова, если не светит всем своей любовью, желая всем только спасения и жизни вечной. Миссионерское измерение природы Церкви является единственным ключом для решения «этнических» проблем в американском православии. Церковь не имеет права навязывать своим членам никакой идеологии или культуры, кроме Евангельской Истины: эта Истина сделает людей «свободными», как объясняет ап. Павел в своем послании к Галатам. Св. Герман боролся с теми, кто в его время пытался эксплуатировать и «русифицировать» население Аляски. Его дух должен оставаться с нами сегодня. Как мы уже говорили, никто не имеет права запрещать американцам, которые хотят быть православными, оставаться американцами. Но и с другой стороны нужно помнить, что «американизация» не является требованием членства в Церкви! Семьи, также как и большие группы и организации, имеют полное право сохранять свою индивидуальность внутри Единой Церкви, которая сохраняет свою миссионерскую природу и помнит чудо Пятидесятницы, когда все народы слышали Слово Божие на своем языке. А также нужно принять то, что Церковь должна строить свое настоящее и будущее для Америки. В нашей Церкви действительно есть американцы. Но также в ней есть албанцы, греки, украинцы, сербы, румыны и русские. Есть черные и белые. Церковь не имеет права подавлять кого-либо из них, но должна продолжать чудо Пятидесятницы, которое упразднило Вавилонское смешение языков, когда все народы «были призваны в соединение» и начали «согласно славить Всесвятаго Духа» (Кондак Пятидесятницы).
Март 1972 г.
Что значит миссионерство?
Развитие миссионерского духа и активности является, конечно же, одним из самых обнадеживающих признаков полноты нашей Православной Церкви, цель которой – принести Христово Царство нашим современникам. Церковь начинает понимать, что миссионерство – это задача всей Церкви, а не только отдельных ревностных священников или специальных учреждений.
Это и есть причина того, почему мы должны подумать над значением миссионерства и задать себе следующие вопросы:
– Хочет ли наш отдельно взятый приход принимать участие не только в пополнении коллекции различных миссий где-то далеко, но и заботиться о собственных соседях? Почему православные до сих пор не открыли миссии в своем собственном городе?
– Является ли наша литургическая жизнь достаточно выразительной, чтобы быть понятной для новообращенных? Или с ее помощью мы только обеспечиваем себе комфорт и удовлетворяем чувство своего постоянного членства в Церкви (которое полностью законно, но глубоко не осознается)?
– Замечали ли мы когда-нибудь, что в нашей Божественной Литургии есть обращения к «оглашенным», т. е. новообращенным, – кто посещает службы, но еще не принят в число верных Церкви? И если в нашем приходе нет оглашенных, это может значить, что мы не заботимся в полной мере о миссионерстве Церкви.
– Действительно ли наше поведение, как православных христиан, отличается от поведения тех, кто не называет себя так, или же мы на самом деле принимаем образцы поведения секулярной цивилизации (которую на словах осуждаем как безбожную)?
И еще несколько вопросов для тех, кто говорит о миссионерстве и активно занимается им:
– Всегда ли вы помните слова Христа, обращенные к фарисеям, которые «обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делают его сыном геенны, вдвое худшим себя» (Мф. 23:15), или слова св. Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»?
– Замечали ли вы основное отличие, которое существует между многочисленными протестантскими евангелистами и проповедниками мгновенного «возрожденного» христианства – и православными миссионерами, которые заняты строительством кафолической Церкви, вводя людей в богатую жизнь Православной традиции, при этом признавая – как всегда должно быть в Церкви – все лучшее, прекрасное и подлинное в каждом, кто призывает имя Христово, даже если он еще не принадлежит формально к Православной Церкви?
Все эти вопросы указывают нам на некоторые существенные составляющие миссионерской задачи Церкви, которые никогда нельзя забывать.
Февраль 1979 г.