архиепископ Иоанн (Шаховской)

О посте

Пост – это святая болезнь человека, при которой не хочется вкушать, иногда и хочется, но – невмоготу.

Господь велит умереть, чтоб жить; Церковь велит болеть, чтоб получать здоровье.

Косный мир земли, предоставленный себе, ведет человека на заклание духа, уловляет и истребляет в человеке сына Божия – Мир ведь этот есть мир упраздненный, им жить нельзя.

Есть в мире знание: «чтоб жить, надо питать себя», но мир знает это «по природе, как бессловесное животное и тем растлевает себя» (Иуд. 1:10).

Через человека закосневший и в Сыне Божьем упраздненный ветхий мир водим приро­дою, как бессловесное животное, на уловление и истребление (2Пет. 2:12).

«Ей, гряди Господи!» – постнически восклицают первые ученики Слова, до ужаса познающие со­домское растление этого мира.

Пост есть свобода всего естества, всех чувств, мыслей и стремлений от всего, что обрече­но на гибель.

Пост есть утверждение вечной жизни. Пост ничего не запрещает, ничему не мешает, нико­го не понуждает – понуждение есть следствие поста, а не самый пост. Самый пост есть утверждение, исповедание, изъявление – предвкушение плода райского. Пост не есть убегание от тленного мира, пост есть устремление к нетленному миру. Пост всегда победитель, он убивает смертную природу благовествованием воскресения.

Предел и завершение поста есть вкушение Тела и Крови Христовых. Ибо пост есть именно вкушение, а не воздержание от вкушения. Пост ведет лишь к воздержанию от лжепищи, во имя Пищи. Постящиеся, вкушая тленную пищу, не вкушают ее как нечто – они ее вкушают как ничто; и то, вкушают ее только потому, что Господь в Лице человеческом освятил вкушение тлена.

Воздержание Господь заповедал несовершенным, не могущим вкушать тлен, как тлен. Совершенным же Господь заповедал вкушение тлена; иначе бы самовольно умирали люди от любви к Господу. Заповедь вкушать тлен именно как тлен была дана после Воскресения: мед в сотах и кусок печеной рыбы вкусил Господь как ничто, ибо, воистину, они уже были для духовной Его плоти как ничто.

Каково же шествие постнической любви?.. – Воздержание во вкушении, отречение от вкушения, вкушение как невкушение (1Кор 7:29–31), вкушение как вкушение.

Всякому из нас, хотящему истинно приобщиться Пищи и Пития, нужно пройти чрез вторую и третью ступень постнической любви... А мы часто и о первой препираемся: нужна ли она или не нужна. Воистину, удивительно, как не попаляет нас после этого Трапеза Господня!

Пища земли – та же земля, и вкушающий ее – земля. Вкушая пищу, человек вкушает зем­лю, себя же самого. Вкушение себя самого с услаждением, или без меры, есть самолюбие. Самолюбие есть чревоугодие, отвержение Бога. Я должен вкушать себя как ничто, в малости своей и нищете своей, я должен не любить себя за свою невольную любовь к земле. Чем меньше я ус­лаждаюсь собою, тем больше я держу пост, тем скорее усладит меня Господь жизни.

Пост меня самого, пощение мое надо мною же самим есть средоточие поста и самое его исполнение.

В устах человеческих есть небо, священный знак богоподобия и богоизбранности каждого человека. Уста – особенно священны, они дверь молчания – сего таинства будущего века (Исаак Сирин) Уста человека рождают в мире Слово Божье и вкушают Плоть Слова. Великое горе, великое стенание и нищета человека – вкушать устами тлен. Это возмездие за грех нелюбви к Богу.

«Возделывай землю, из которой ты взят», «трудись в поте лица», – сказал Господь... Сам прах, выходящий из праха, ползающий в прахе и в прах уходящий, человек возделывает землю – чем? – собою же, прахом. Страшная, безысходная работа, и след ее на всем мире творения, как болезнь рака. Рождение безысход­но, рождение – для смерти, труд безысходен, безысходны тернии и волчцы – тернии и волчцы, эти, воистину, «законы природы», о которых лицемерно не хотят знать нынешние фарисеи земли.

Извратители Ветхого Завета не понимали без­ысходности ветхого человека. Во внешнем видении Закона они, как нынешние законники научного разума, видели душу жизни. «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня», – сказал пророк от имени Господа; Гос­подь повторил это и добавил: «слушайте и разумейте: не то, что входит в уста оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». И Господь объяснил недоумевающим ученикам: «неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все входящее в уста прохо­дит в чрево и извергается вон?» (Мф. 15:8, 10–11, 16–17) Поймите, люди, говорит здесь Господь, что внешнее естество ваше – пепел и прах; «пища для чрева, и чрево для пищи, но Я уничтожу и то и другое» (1Кор 6:13).

Но – «придите ко Мне все труждающиеся» (Мф.11:28), при­дите вы все, обремененные, узревшие беспросветность жизни своей, суетность ее – пред вечной гибелью... С приходом Господа на землю сгорают все стихии, рушится древнее мирозданье и становится новая тварь – новое небо, новая зем­ля, новые уста. Меж двумя мирозданиями: старым, уже несуществующим, но еще длящимся, и новым, уже утвержденным, но еще не царствующим, полагается лестница священная – пост.

Пост – основание Домостроительства нашего спасения. Он есть сжигающая любовь Бога к человеку и огненная любовь человека к Богу. Творение Богом твари из ничего – дело Поста Божьего; Вочеловечение Слова есть дело Поста Божьего. По плотскому мудрованию, пост: умаление, самоограничение, самоуничижение; по небес­ной мудрости: прославление превысшей, ибо преестественной, славой.

Всякий соблюдающий постническую молитву среды и пятка, мудрее всякого несоблюдающего. Но всякий несоблюдающий мудрее соблюдающего эту заповедь благодати как ветхую заповедь Закона. Пост вольного и святого повиновения Церкви – пост церковный – есть духовное строи­тельство на камне, камень же – Христос. Всякий пост Церкви в году есть пост усыновления.

Не поститься в Страстную седмицу такой же темный грех, как – поститься в седмицу Светлую, такой же великий грех, как вкусить пред Причастием, такой же, как не вкусить Причастия... Пост Церкви есть пост любви и веры в Ангела и во вкушаемость Его в пренебесном иерусалимском чертоге.

Пост есть очищение любви, праздник веры, вещество надежды. Любящий Бога не любит сласть мира, алчущий Христа не насыщается пеплом, верующий в Сына Божья, Единородного, закалывает Ему себя в жертву, ибо знает, что всякая жертва в Духе Святом есть милость, а не жертва.

Пост – цвет молитвы, погашение земного ума, обилие Божьего воздуха. И сердце человеческое, телесное постится в молитве: замедляет биение свое навстречу нисходящему уму... Пост есть замирение твари, блаженная мука рождения Сына Божья.

Вам может быть интересно:

1. Психология поста архиепископ Иоанн (Шаховской)

2. Великий пост архиепископ Нафанаил (Львов)

3. Православное учение о посте протопресвитер Евгений Аквилонов

4. Покаяние, исповедь и пост епископ Афанасий (Евтич)

5. Беседа в 1-ю седмицу Великого поста. О посте Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

6. О воздержании и посте протоиерей Понтий Рупышев

7. Слова и речи митрополит Макарий (Булгаков)

8. Слово седьмое. О посте преподобный Марк Подвижник

9. Поучения постникам или говельщикам святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский

10. Великим постом архиепископ Сергий (Королев)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс