Образование. Эмиграция
Архиепископ Иоанн, в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, родился 23 августа 1902 года в Москве. Учился в гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге, с 1912 года — в школе Левицкой в Царском Селе.
Осенью 1915 года поступает в Императорский Александровский лицей (так стал называться знаменитый Царскосельский лицей после переезда в Санкт-Петербург); однако занятия прерываются революцией 1917 года. Дмитрий вместе с матерью несколько раз подвергался арестам. Ему не было и 17 лет, когда он ходил к Дзержинскому и Менжинскому хлопотать за мать, находившуюся в Бутырской тюрьме.
С лета 1918 года воевал добровольцем в армии генерала А.И. Деникина, в боях под Царицыном (ныне Волгоград) получил контузию. В 1919 году поступил в Севастопольскую морскую телеграфную школу, по окончании которой был зачислен на Черноморский флот — радистом на крейсер «Алмаз». Летом 1920 года, как не достигший 18-летнего возраста, переведен радистом в Русское общество пароходства и торговли. Эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился во французской Свободной школе политических наук в Париже. В 1922 году переселился в Бельгию, где в 1926 году окончил историко-филологический факультет Лёвенского университета. Публиковал стихи под псевдонимом «Странник».
Начиная с 1923 года Шаховской выпускает один за другим три поэтических сборника, начинает издавать в Брюсселе литературный журнал. И вдруг — резкий поворот.
Монашество. Священство
Дмитрий Шаховской, по благословению епископа Вениамина (Федченкова), становится монахом. Постриг он принял на Афоне в 1926 году, в день своего 24-летия, с наречением имени в честь апостола Иоанна Богослова.
Вернулся во Францию и поступил в Сергиевский православный богословский институт, но учился в нем совсем недолго. В этом же году в Париже митрополитом Евлогием (Георгиевским), главой Западноевропейского экзархата, рукоположен в иеродиакона.
В начале 1927 года выехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославия) к епископу Вениамину (Федченкову), назначенному перовоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополитом Антонием (Храповицким) на должность начальника богословско-пастырских курсов и настоятеля русского прихода в городе Бела-Црква (Белая Церковь). В связи с переездом отец Иоанн перешел в РПЦЗ. Некоторое время жил в сербском монастыре Петковица.
Он создает свое православное миссионерское издательство «За Церковь». Начинают выходить брошюры, проповеди, беседы, выдержки из творений святых отцов.
В марте 1927 года епископом Вениамином в сербском городе Белая Церковь рукоположен в сан иеромонаха, служил в храме при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви. После ухода владыки Вениамина на покой в Петковицкий монастырь, с сентября 1927 года стал настоятелем храма и законоучителем кадетского корпуса.
Не одобрил решение епископа Вениамина о переходе в каноническое подчинение заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому); написал письмо митрополиту Сергию, в котором защищал отмежевание от него зарубежного духовенства.
Был строителем и первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в Белой Церкви, преподавателем в Пастырской школе (1928–1930).
В это время отец Иоанн навлек на себя обвинение в масонстве тем, что был близок к парижским деятелям, связанным с Христианским союзом молодых людей (YMCA). YMCA, надконфессиональная организация, возникшая в XIX веке с целью внедрения экуменической идеологии среди христианской молодежи, действительно была основана и поддерживалась масонами.
Церковное начальство выражало недовольство деятельностью отца Иоанна. Его обвиняли в том, что он ездил по разным приходам (с миссионерской, вроде бы, целью) и совершал там требы, вызывая жалобы настоятелей, в частности, тайным пострижением «белых иноков», то есть постригал лиц, остававшихся жить в миру и даже в семье. По жалобам священников епархиальная власть его пыталась останавливать, а он это принимал как угашение миссионерского духа и обвинял митрополита Антония в недостатке пастырской ревности и любви. Проводившиеся отцом Иоанном тайные пострижения не были одобрены Архиерейским Синодом РПЦЗ. В 1931 году митрополит Антоний (Храповицкий) запретил иеромонаху Иоанну печататься в парижских журналах «Путь», «Вестник Русского студенческого христианского движения (РСХД)», «Сергиевские листки», а также писать рецензии на книги, издававшиеся YMKA-Press. Шаховского даже постановили запретить в священнослужении, но решение это не было приведено в исполнение.
Отношения с митрополитом Антонием и руководством РПЦЗ испортились, и в 1930 году отец Иоанн вновь перебрался в Париж, где перешел в юрисдикцию Западноевропейского экзархата, возглавляемого митрополитом Евлогием. В 1931 году экзархат, из-за прещений митрополита Сергия (Страгородского) в адрес митрополита Евлогия, вошел в Константинопольский патриархат. В 1931–1932 годы отец Иоанн был разъездным священником во Франции: ездил на автомобиле окормлять русские общины, удаленные от храмов.
В Германии
В начале 1932 года митрополит Евлогий назначает иеромонаха Иоанна в Берлин настоятелем Владимирского храма, а позже и благочинным всех своих приходов в Германии. Впоследствии владыка Иоанн так писал об этом периоде своей жизни: «Мой берлинский приход св. кн. Владимира был не только местом моей приходской работы, но… стал центром работы печатной, миссионерской и благовестнической. За эти годы пришлось издать много книг и посетить все, кроме Албании, страны Европы со словом благовествования людям русского рассеяния. Особенно утешительными и плодотворными были мои лекционные поездки в Латвию, Эстонию и Финляндию, где оставалось коренное русское население».
Участвовал в съездах Русского студенческого христианского движения (1931, 1945, 1962). Это движение было создано по образцу и действовало под контролем антихристианского движения YMCA и других международных и иноконфессиональных организаций.
В 1935 году иеромонах Иоанн возведен в игумена, через 2 года — в архимандрита.
Впервые опасность деятельности отца Иоанна (Шаховского) заметил священномученик Иоанн (Поммер, †1934), архиепископ Рижский и Латвийский, когда Шаховской, путешествуя с лекциями по Европе, приехал в Ригу. Архиепископ Иоанн, любивший детей и молодежь, вначале очень хорошо отнесся к недавно возникшему Русскому студенческому христианскому движению (РСХД), но когда стало ему известно, что движение не несло в себе никакой подлинной православной духовности, он выступил с резкой его критикой. РСХД в Латвии сыграло печальную роль в судьбе архиепископа Иоанна. «Особенно обострилась эта травля после пребывания в Риге архимандрита Иоанна (Шаховского), которому владыка не разрешил служить в Риге, очевидно справедливо рассудив, что столь непостоянное (в смысле подчинения) духовное лицо не должно быть поощряемо. Кажется, архимандрит уехал взбешенный… Но он-то уехал, а его многочисленные сторонники (и, главным образом, многочисленные поклонницы), большей частью члены единения (то есть РСХД — Ред.), приложили в дальнейшем все усилия, чтобы отравить жизнь владыки… Удары с этой стороны были для владыки тем больнее, что исходили от единоверцев»( Л. Келер. Св. Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский и Латвийский. Джорданвилль, 1984).
Отец Иоанн (Шаховской) издавал и редактировал журнал «За Церковь», основал одноименное православное издательство. В 1937 был духовным руководителем добровольческой русской роты в рядах армии генерала Франко во время гражданской войны в Испании.
Он приветствовал нападение фашистской Германии на СССР. Как и некоторая часть эмиграции, он считал, что приближается конец Советского Союза. В выходившей в Германии газете «Новое слово» 29 июня 1941 года архимандрит Иоанн написал: «Кровавая операция свержения 3-го Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под его хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. Операция началась. Неизбежны страдания, ею вызываемые. Но невозможно было Провидению долее ожидать свержения 3-го Интернационала рукою сосланных и связанных на всех местах русских людей… Понадобилась профессиональная, военная, испытанная в самых ответственных боях железно точная рука германской армии. Ей ныне поручено сбить красные звезды со стен русского Кремля, она их собьет, если русские люди не собьют их сами. Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе, сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и тем послушанием высшему зову, Провидением на нее наложенному сверх всяких политических и экономических расчетов. Сверх всего человеческого действует меч Господень».
Позже в своем приходе отец Иоанн организовал общину сестер милосердия, детский приют, амбулаторию, сбор и отправку теплых вещей на оккупированные территории. Тайно от нацистских властей в Россию пересылались свечи, иконы, крестики, вино для Причастия, православная литература. По воскресеньям во Владимирском храме совершались венчания — до 25 пар и крещения — до 80 человек за день. Отец Иоанн часто отпевал умерших советских военнопленных и людей, вывезенных на работы в Германию, которых, как правило, хоронили в общих могилах. В 1942 году посещал лагерь военнопленных близ Бад-Киссингена. Вместе со своим сослужителем, священником Александром Киселевым, исповедовал и причащал оказавшихся в плену.
В 1945 году уезжает в Париж, но во Франции остается недолго: от авиаконструктора Сикорского приходит приглашение в Америку.
Жизнь и деятельность в Америке
В начале января 1946 года отец Иоанн прибыл во Флориду — последний удел своих земных странствий. Присоединился к неканонически объявленной самоуправляющейся православной Американской митрополии.
Посланный митрополитом Феофилом (Пашковским) из Нью-Йорка заменить больного священника в Лос-Анжелесе, в Калифорнии, архимандрит Иоанн остается там около года. После собора в ноябре 1946 года в Кливленде был противником присоединения митрополии к Московской патриархии.
В 1947 году становится епископом Бруклинским, в 1950 году — епископом, потом архиепископом Сан-Францисским. Был ректором Свято-Владимирской духовной семинарии.
Выступал за автокефальность Американской митрополии. Постановлением Синода Русской Православной Церкви под председательством патриарха Алексия I в декабре 1947 года вместе с митрополитом Феофилом и другими епископами неканонической митрополии запрещен в священнослужении и определен быть преданным архиерейскому суду «за упорное противление призывам Матери-Церкви к общению, за вовлечение своей паствы в раскол» и за незаконное анафематствование архиепископа Макария, воссоединившегося с Московской патриархией.
На 3-й генеральной ассамблее Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Нью-Дели в 1961 году вместе с другими деятелями будущей американской автокефалии вступает в первые контакты с митрополитом Никодимом (Ротовым). С 1963 вместе с отцами Александром Шмеманом и Иоанном Мейендорфом участвует в тайных переговорах с митрополитом Никодимом и другими о даровании автокефалии Американской митрополии.
В 1970 году была митрополия была признана Московским патриархатом как автокефальная Православная Церковь в Америке. Остальные же Православные Церкви ее так и не признали. Хотя архиепископ Иоанн в 1971 году зачем-то написал, что его митрополия имеет полное литургическое общение с Греческой Архиепископией в Америке («Утверждение Поместной Церкви»).
С 1948 года периодически, с 1951 года — регулярно, а с 1953 года еженедельно на протяжении 40 лет вел на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом».
С 1978 года находился на покое, жил в Санта-Барбаре. По-прежнему выступал на радио, вел переписку, в том числе с протоиереем Александром Менем. Написал предисловие к его работе «Таинство, слово, образ».
Скончался 30 мая 1989 года в Санта-Барбаре, Калифорния. Похоронен на сербском кладбище в пригороде Сан-Франциско.
Взгляды
Конфликт архиепископа Иоанна (Шаховского) с РПЦЗ зародился еще в 1920-х годах в Югославии, когда он был иеромонахом, но продолжался, наверное, до конца его жизни. Так, его брошюра «Утверждение Поместной Церкви», выпущенная в 1971 году к годовщине получения Американской митрополией автокефалии, почти не говорит о ней, а в основном посвящена обвинениям в адрес РПЦЗ. Об этом пишет епископ Георгий (Граббе) в ответной статье «Отрицание вместо утверждения», где некоторые утверждения архиепископа Иоанна вполне обоснованно называет ложными. И от лица епископов РПЦЗ добавляет: «Мы всё время знали, что достаточно священнослужителю совершить каноническое преступление и быть запрещенным в священнослужении, чтобы его приняла Американская митрополия, в особенности если он в досягаемости Архиепископа Иоанна». И приводит несколько имен.
Архиепископ Иоанн был глубоко вовлечен в экуменическое движение, в 1954–1968 годах представлял Православную Американскую митрополию в центральном комитете ВСЦ.
В статье «Пневматология единства», вышедшей в «Вестнике РСХД» в 1961 году, он пишет, снова обвиняя РПЦЗ, на это раз за неприятие экуменизма: «Отдалившиеся же от духа православия воспринимают свою “православность” именно так, как понимал свое сыновство старший брат в евангельской притче о блудном сыне. Чувствуя свое “старшинство”, они зазирают сперва нехристиан, потом “не таких как они” христиан, и, наконец, кончают осуждением всех православных, которые не принадлежат к их малой группировке».
В своей работе «Сектантство в Православии и Православие в сектантстве» архиепископ Иоанн озвучивает совершенно антицерковное учение, отрицает православное понимание границ Церкви. Например, он пишет: «Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить “православного” — настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды — внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям». Автор называет крещеных в Церкви людей — не рожденными в Духе, лишенными духовных даров, как будто они не получили их в таинстве миропомазания. Конечно, в Церкви немало грешников, но называть их сектантами — недопустимо. Получается, что для владыки Иоанна неправославные — более христиане, чем многие его единоверцы.
Архиепископ Иоанн поддерживал диссидентов священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина, написавших в 1965 году открытое письмо патриарху Алексию I и разославших его всем архиереям и за границу. В письме, в частности, было сказано: «с каждым днем в Русской Церкви нарастает спасительная жажда очищения от той скверны, которая накопилась в ней по вине церковной власти». Отец Владислав Цыпин пишет: «Письма были переведены на иностранные языки, получили мировую огласку, дали толчок для развязывания широкой кампании в зарубежных средствах массовой информации против нашего государства и против иерархии Русской Православной Церкви. Эти письма, в которых правда была перемешана с демагогией, угрожали внести раздор в среду духовенства» («История Русской Православной Церкви»). В это же самое время в Русской Церкви жили, молились и трудились без всякого шума настоящие борцы за веру: отцы Серафим (Тяпочкин), Кирилл (Павлов), Иоанн (Крестьянкин), Адриан (Кирсанов), Павел (Груздев) и другие. Хотя некоторые из них пережили тюрьмы и лагеря, а потом гонения после освобождения, о них владыка Иоанн не писал.