Источник

XXXI. О таинстве Крещения

Водное Крещение, установленное Самим Господом, совершаемое апостолами и их преемниками, т.е. пастырями церковными, есть истинно и едино: «Один Господь, одна вера, одно крещение»: Еф.4:5; Рим.6:4 и др. Оно (крещение) вместе с тем не есть простой обряд, как учат сектанты, а есть спасительное таинство, так как в этом священнодействии, чрез естественное видимое действие погружения в воду, невидимо сообщаются сверхъестественные благодатные дары Святого Духа. Мысль о спасительном значении таинства Крещения находит для себя полное подтверждение в Священном Писании и особенно выражается в тех местах, где говорится о плодах этого таинства. Так, через крещение даруется прощение человеку всех прежних грехов, первородного, переходящего от Адама на всех его потомков, и грехов произвольных (если принимает таинство взрослый человек: Деян.2:38; 1Кор.6:11); вместе с тем чрез крещение подаётся человеку освобождение от прародительского проклятия за грехи (Рим.6:3–8:8:1); дар возрождения и обновления в жизнь новую, освящаемую благодатью Духа Святого (Ин.3:5; 1Ин.5:18; 1Кор.6:11; Гал.3:26–29; Еф.5:26; Кол.2:13). Вот почему Крещение в ряду всех таинств является первым таинством и служит как бы дверью, вводящей уверовавшего во Христа в дом Отца Небесного, а потому оно, безусловно, необходимо для каждого христианина.

Итак, Крещение есть таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. «Если кто не родится от воды и Духа, сказал Господь, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Крещение водой начал Предтеча Христов Иоанн (Деян.19:4). Потом Иисус Христос примером Своим освятил крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по воскресении Своём Он дал апостолам торжественное повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19).

Свидетельство Священного Писания

1) О прообразах таинства Крещения: а) Ноев Ковчег: 1Пет.3:18–21; б) Обрезание: Кол.2:11–12; в) Переход через Чермное море: 1Кор.10:1–2; г) Крещение Иоанново: Мф.3:11; срав. Мк.1:8; Лк.3:16.

2) О силе и действии таинства Крещения на душу крещаемого: Деян.2:38; Еф.5:25–27; Евр.10:21–22. Ин.5:3–5; Тит.3:5–7; 1Кор.6:9–11; 2Кор.5:17; Еф.4:21–25; Рим.6:6.

3) Крещение должно быть погружательное: 1Пет.3:19–22 (сравни с потопом); Еф.2:26 (сравни с баней водной); Деян.8:38–39; Кол.2:12.

4) О водном Крещении: Читай: Ин.3:5:23, 4:2; Деян.2:38; Мф.3:13:16; Ис.4:21–22.

5) Почему на крещаемого надевается крест при крещении? Косвенные указания на это есть в Евангелии: Лк.9:23:14:27; Евр.13:13 (сравни Евр.12:2–3).

6) Что означает и к чему обязывает вручение крещаемому свечи, если он взрослый? См.: Лк.12:35; Мф.5:15–16, а за младенцев эти свечи держат восприемники.

7) Значение облачения крещаемого в белые одежды: Откр.7:9:14, 19:7–8.

8) Отречение от сатаны при крещении, плюновение и дуновение: 1Пет.5:8; 1Ин.3:8; 1Тим.5:15; Чис.12:14; Быт.2:7.

9) Помазание елеем при крещении было прообразовано ещё в ветхом завете: Быт.8:11.

10) О пострижении при крещении: читай: Чис.6:18; Мф.16:24.

11) Необходимость троекратного погружения при крещении доказывается: Мф.28:19 (обрат. вним. на союзы «и», «и»); Рим.6:4 (а Иисус Христос во гробе был три дня); Откр.4:8, (сравни Ис.6:3).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о Крещении

Мф.3:11:13. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мной сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём.

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него».

Объяснение. Иоанн крестил в воде в покаяние, но не возгнушался этого крещения и не имеющий ни единого греха Иисус Христос: Мф.3:16. Сам Иисус Христос учил, что не родившийся от воды и Духа не может войти в царствие Божие: Ин.3:5, а потому это крещение не прекращалось как во время земной жизни Спасителя: Ин.3:23, так и по Его вознесении на небо: Деян.8:35–39:10:44–47:19:2–5:22:16.

Мф.20:22. «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем».

Объяснение. Здесь крещение сравнено с чашей страдания: Мф.26:42; стало быть, крещение исключительное и необязательное для всех, между тем есть крещение обязательное для каждого христианина: Мф.3:16; Ин.3:5, необходимое не только для уверовавших в слово Божие: Деян.8:33–39, но и для получивших Духа Святого: Деян.10:44–47. По крещении во имя Господа Иисуса нисходит Дух Святой и на не получивших Его: Деян.19:2–5; медлить с крещением нельзя: Деян.22:16.

Лк.19:1–3:9. «Потом Иисус вошёл в Иерихон и проходил чрез него.

И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он...

Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама».

Объяснение. В дни, когда Закхей желал видеть Господа, существовало крещение только Иоанново, в покаяние: Мк.1:4, и кто может знать, что Закхей не был крещён от Иоанна? Но всем должно быть известно, что пока искупления не совершено, люди спасались так же, как и ветхозаветные праведники: Ин.7:39; а по воскресении Сам Христос сказал: Мк.16:15–16. Отсюда ясно, что слова Иисуса Христа к Закхею: «ныне пришло спасение дому сему», не устраняют необходимости креститься: Ин.3:5.

Деян.2:2–3. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них».

Объяснение. Из события сошествия Святого Духа на апостолов, проявившегося во внешнем действии на все телесные чувства человека: на слух, как шум, на осязание, как буря, на зрение, как схождение огненных языков, и проч., должно усмотреть, что отвергающие видимую сторону таинств Христовой Церкви, как, например, погружение в воду при крещении или миропомазание от рук иерея, поступают не по Евангелию и самохвальствуют, когда, ссылаясь на слова 1Ин.2:20, говорят, что они имеют помазание от Святого Духа, ибо Дух Святой устами апостола говорит: Деян.2:38:22:16; 2Кор.1:21–22.

Деян.2:38. «Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из нас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».

Объяснение. Здесь лишний раз подтверждается о необходимости крещения для прощения грехов: Ин.3:5. Сам Христос повелел крестить всех во имя Святой Троицы: Мф.28:19. Это крещение должно быть едино, как и Один Господь в Святой Троице: Еф.4:5; стало быть, сильно ошибаются те, кто после крещения в православной Церкви дают ещё перекрещивать себя лжеучителям.

Деян.8:36–37. «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься?

Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий».

Объясн. Диакон Филипп, проповедуя учение евангельское ефиоплянину, проповедовал ему и о крещении, согласно заповеди Спасителя: Мф.28:19; при этом Филипп не сказал «если хочешь», а если веруешь от всего сердца, то можно (креститься). Если помимо крещения нет другого пути в Царство Небесное: Ин.3:5, то ясно, что и для младенцев, крещаемых по вере восприемников и родителей: Лк.5:18–20, так же этот путь обязателен, как и для взрослых: Пс.50:7; Иов.14:4; Рим.5:12; Деян.16:14–15:30, 35.

Деян.10:48. «И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней».

Объяснение. «Креститься во имя Иисуса Христа» значит креститься согласно заповеди и повелению Его: Мф.28:19, т.е. во имя Отца и Сына и Святого Духа, подобно тому, как «креститься в Моисея» значило пройти сквозь облако и море под водительством Моисея: 1Кор.10:2.

Деян.19:2–5. «Сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, т.е. во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса».

Объяснение. Из вопросов апостола Павла: «приняли ли вы Святого Духа?» и «во что же вы крестились?» – усматривается, что и тогда крещение совершалось с упоминанием имени Святого Духа, следовательно, во имя Отца и Сына и Святого Духа: Мф.28:19. Ефесяне, к которым обратился апостол Павел с вопросами, были крещены только Иоанновым крещением – покаяния: Деян.1:5, соединённым с ожиданием Христа, а теперь крестились уже по установлению Христа во имя Святой Троицы: Мф.28:19; Ин.3:5.

1Кор.7:19. «Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё – в соблюдении заповедей Божиих».

Объясн. Словами о превосходстве внутреннего сердечного обрезания пред внешним плотским апостол хотел обуздать гордость евреев пред язычниками, считавших только себя достойными наследниками царства Христова: Мф.3:9. Понятие о преимуществах иудеи основывали и на том, что им от Бога дан закон, по которому обрезание служило видимым знаком вступления в завет: Быт.17:11–14. Но плотское, видимое обрезание тогда было спасительно для человека, когда оно сопровождалось внутренним обрезанием сердца: Иер.4:4. На основании ст.19, нельзя думать, что для спасения достаточно только веры и добрых дел без крещения, которое есть духовное рождение: Ин.3:5, и которое необходимо для спасения человека: Мк.16:16; Деян.10:1–2:48.

1Кор.10:1–2. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море, и все крестились в Моисея в облаке и в море».

Объяснение. Этим местом указывается на освобождение евреев от рабства египетского посредством перехода их через Чермное море под осенением облачного столпа и под предводительством Моисея: Исх.14:19–22. Так как это освобождение от рабства посредством прохождения чрез воду было прообразом крещения во имя Иисуса Христа, то поэтому и названо оно «крещением в Моисея». Там евреи избавились от рабства египетского, здесь избавляются от первородного греха, и это распространяется как на взрослого, так и на младенца: Ин.3:5; Деян.2:38; Рим.6:17.

1Кор.10:11. «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков».

Объяснение. Каждый прообраз только отчасти, а не вполне походит на прообразуемый предмет: так, например, Моисей прообразовал собой Христа: Втор.18:18, но он далёк был от существа и цели Христова воплощения для спасения рода человеческого. Если евреи не погружались в воду при переходе через Черное море, то отсюда ещё не значит, что не нужно погружение в воду при крещении: Мф.28:19; Мк.16:16.

1Кор.15:22. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».

Объяснение. Как наследуется смерть от Адама, так же наследуется жизнь от Христа, т.е. чрез рождение духовное: Ин.3:5–6. Кто довольствуется одним плотским рождением от потомства Адама, без христианского возрождения, тот – плоть, тот носит в себе лишь грех и смерть Адама и не получит благодати и жизни от Христа: 1Кор.15:50; Мф.28:19–20; Мк.16:16.

Еф.2:11–12. «Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,

что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире».

Объяснение. Евреи называли язычников необрезанными, но сами имели только плотское обрезание. Апостол и хочет сказать, что одно наружное обрезание должно считаться тоже язычеством, но внутреннее обрезание, в сердце, которое по духу: Рим.2:28–29, и соединённое с таинством святого Крещения: Кол.3:12, есть спасительное обрезание, без которого совершенно недостижимо спасение: Ин.3:5.

Кол.2:11–12. «В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;

бывши погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верой в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых».

Объяснение. Здесь речь идёт о крещении, которое по своему сходству с ветхозаветным обрезанием называется иногда также обрезанием. Апостол так выясняет «крещение в смерть», или «погребение в крещении». Подобно тому, как смертью Христа побеждено зло в мире: Кол.2:15, и люди освобождены от грехов: Рим.6:6, так и при крещении человек побеждает в себе прародительское зло: Рим.6:4–6:5:12–18, и освобождается от своих прежних грехов через прощение их Господом: ст.13; Рим.3:25–26. Как Христос умер из-за грешников: 1Кор.15:3, так человек крещением должен умереть для греха: Рим.6:11.

Евр.6:1–3. «Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мёртвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит».

Объяснение. Если понимать слова «не полагать основания учению о крещениях и о возложении рук» в смысле порицания православному таинству крещения, а также благословению рукой иерея и т.п. обрядам и священнодействиям, то придётся отрицать и учение о вере в Бога, о воскресении мёртвых и вечном суде, ибо и эти важнейшие вопросы здесь перечислены наряду с учением о крещении. Отнюдь нельзя допустить такой мысли. У апостола та мысль, что эти учения, которые он называет «начатками учения Христова», должны быть оставлены без рассуждения, так как у христиан не должно быть никакого сомнения в них: Деян.2:38:8:17:19:5–6; Рим.6:3–5:8.

Евр.10:19:21–22. «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым,

и имея великого Священника над домом Божиим,

да приступаем с искренним сердцем, с полной верой, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водой чистой»...

Объяснение. Кропление кровью Христовой совершается в таинстве Евхаристии, в котором тело Христово преломляется и кровь разделяется для множества верующих, чтобы каждый из них сделался причастником Божественного естества: Ин.6:56. Здесь также речь идёт о телесном омовении, под которым нельзя разуметь ничего иного, как только крещение: 1Кор.6:11; Ин.3:5. Омовение тела не может совершиться верой, для него требуется чувственная вода. Соответственно этому и кропление должно пониматься как видимое, телесное действие, посредством которого каждому христианину подаётся в Евхаристии часть Крови: 1Кор.10:16–17.

Откр.14:4. «Это те, которые не осквернялись с жёнами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошёл. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу».

Объяснение. Если о 144:000 девственниках (ст.1–3), стоящих на горе Сион и следующих всюду за Агнцем, не сказано, что они крестились от воды и Духа, то не сказано о них даже и того, в каком завете они жили, а потому нет никакого основания делать из этого места вывода о способе крещения, освящённого Самим Господом: Лк.3:21; Ин.3:5.

О водном крещении

Мк.1:8. «Я крестил вас водой, а Он будет крестить вас Духом Святым».

Объяснение. Под «крещением Духом Святым и огнём» должно разуметь сошествие Святого Духа на апостолов и многих христиан: Деян.2:3:11:15–16. Такое крещение не исключает водного крещения: Ин.3:5. Деян.8:36:10:44–47; Мф.3:16.

Мк.10:38–39. «Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься».

Объяснение. Именем «чаши» здесь названы предстоящие Господу страдания, но этим не отрицается другая «чаша благословения»: 1Кор.10:16; Лк.22:17; Ин.6:55; 1Кор.11:24–25. Не отменяет чаша страданий необходимости и водного крещения: Мф.3:15–16; Ин.3:5.

Лк.12:49–50. «Огонь пришёл Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!»

Объяснение. Крещением названо здесь погружение в бездну голгофских страданий, но такое крещение, названное в переносном смысле, не устраняет крещения (водного погружения) в собственном смысле: Мф.3:16; Ин.3:5–23; Деян.8:35–39:10:44–47.

Лк.23:43. «И сказал ему (разбойнику) Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в раю».

Объяснение. В крещении погружаемый в воду выражает веру в то, что Христос из-за него умер и был погребён, а своим поднятием из воды – что Христос воскрес из мёртвых: Кол.2:12. Благоразумный же разбойник удостоился рая от Христа ещё до смерти и воскресения Христова, стало быть, этот единичный случай не может служить поводом к отрицанию водного крещения, установление которого подтверждено Господом по воскресении: Мк.16:15–16.

Ин.1:33. «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым».

Объяснение. Под крещением «Духом Святым и огнём» (Лк.3:16) разумеется не словесное научение истинам веры, а сошествие Святого Духа на апостолов и многих христиан: Деян.1:4–5:2:1–4; стало быть, здесь об отрицании водного крещения и речи нет: Ин.3:4:23.

Ин.3:3–6. «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?..

Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть Дух».

Объяснение. В этой беседе с Никодимом Христос говорит не о той плоти, с которой люди воскреснут перед вторым Его пришествием на землю: 1Кор.15:40–44, а о плоти обыкновенной, земной; а так как человек есть существо не только духовное, но и телесное, то и в таинстве возрождения его должна быть сторона помимо духовной и чувственная, видимая, именно водное крещение: Мф.3:16; Ин.3:23; Деян.8:35–39:10:44–45:19:2–5.

Ин.3:8. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа».

Объяснение. Рождение от Духа (благодати Святого Духа) не исключает рождения от воды: Деян.10:47–48:22:16. Вообще, должно различать воду как орудие рождения в новую жизнь (Ин.3:5) – это вода обыкновенная (ст.23), воду как средство удовлетворения внутренней духовной жажды: Ин.4:14 – это благодать Святого Духа: Ис.55:1.

Ин.4:10:13–14. «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: «дай мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

Объяснение. Есть вода духовная, питающая, – Царство Божие, как, например, та, о которой здесь говорится, но есть вода и омывающая: Деян.22:16; Евр.10:22. Разве в духовной воде крестились ученики Христовы? – Ин.3:23:4:2; Деян.8:36.

Деян.1:5. «Ибо Иоанн крестил водой, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым».

Объяснение. Под крещением Духом Святым здесь разумеется сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы: Деян.2:1–4, но это крещение для апостолов не исключает необходимости крещения от воды для кающихся и уверовавших во Иисуса Христа людей: Деян.2:38; Ин.3:5, необходимость водного крещения была и для тех, кто уже получил Святого Духа: Деян.10:44–48.

Деян.9:17–18. «Анания пошёл, и вошёл в дом, и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шёл, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа.

И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился».

Объяснение. Возложение на Савла рук было ещё до крещения его (ст.18), подобное совершилось с Корнилием и его домашними: Деян.10:46, но это предварительное сообщение дара Святого Духа чрез возложение рук не исключает необходимости водного крещения: ст.18; гл. 10:48; Ин.3:5.

Деян.10:44. «Когда Пётр ещё продолжал эту речь, Дух Святой сошёл на всех, слушающих слово».

Объяснение. Пример нисшествия дара Святого Духа на язычников ещё до крещения был единственный в Церкви Христовой, явленный Богом только для Корнилия. Когда апостол Пётр увидел, что Господь ниспослал дому Корнилия благодатный дар второго таинства, тогда он не усомнился совершить над ним первое таинство, крещение водой, считая оное равно необходимым для всех, даже и для получивших дар Святого Духа: Ин.3:5. Отсюда усматривается безусловная необходимость водного крещения: Ин.3:23; Деян.8:35–39.

1Пет.3:21. «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».

Объяснение. Крещение, оставаясь, по словам апостола, омытием не плотской нечистоты, а обещанием Богу доброй совести, в то же время может быть и должно быть, по установлению Самого Господа, крещением водным: Ин.3:5:23; Мф.3:16; Деян.8:36:10:47:22:16.

1Кор.3:14–17. «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду...

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы».

Объяснение. Поводом к этим словам послужили распри между Коринфянами, в силу которых одни называли себя Павловыми, другие Аполлосовыми, иные Христовыми: ст.12–13. Апостол Павел крестил Крита, Гаия, Стефанов дом: ст.14–16, следовательно, он не отвергает водного крещения, установленного Самим Господом: Ин.1:33; Мк.16:16.

Откр.17:15. «И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки».

Объяснение. Что не везде под словом «воды» можно разуметь людей и народы, можно видеть из того, что дорога, по которой ехали евнух и Филипп, была пуста: Деян.8:26, значит, крещение нельзя считать простым отделением от народа, потому что на пустой дороге, естественно, не было народа и отделяться тут евнуху было не от кого. О значении воды для крещения читай: Деян.22:16; Ин.3:23.

Иов.9:30–31. «Хотя бы я омылся и снежной водой и совершенно очистил руки мои, то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мной одежды мои».

Объяснение. Бесплодность «омовений» снежной водой, а равно «мылом и щёлоком»: Иер.2:22, нисколько не подрывает достоинства христианского крещения в «чистой воде», ср. Евр.10:22. Это высказано было в то время, когда ещё не было «Посредника» между Богом и согрешившими людьми, а следовательно, не было и Христова крещения: Иов.9:33; 1Тим.2:5; Тит.3:5. Притом высказано было не относительно будущего (христианского крещения), а относительно современного состояния Иова («я омылся») и народа Израильского («ты омылся»). В этом месте действительно слово «вода» следует понимать в переносном смысле, что видно из ст.33 той же главы, но этим не даётся права понимать в переносном смысле и другие места Священного Писания о водном крещении – это видно из слов Самого Господа: Ин.3:5:23.

Ис.10:17. «Свет Израиля будет огнём, и Святый его – пламенем, которое сожжёт и пожрёт терны его и волчцы его в один день».

Объяснение. Здесь говорится о том, как Господь истребит войско возгордившегося своими победами Сеннахирима, ассирийского царя. Сеннахирим именно задумал окончательно завоевать Иерусалим (ст.11) и покорить себе всю Иудею. Господь устами пророка говорит, что напрасно гордится своими победами Сеннахирим. Если он побеждал народы, то в этом случае был только орудием Божиим (ст.15). В наказание за такую гордость Господь Бог Израилев для нечестивого и гордого войска ассирийского будет грозным поедающим «огнём» и «пламенем», ср. Иер.4:4:21:12. Пророчество это действительно исполнилось: Ис.37:36–37, следовательно, к водному крещению, установленному Самим Господом: Мф.28:19; Ин.3:5, это место не относится.

Ис.12:3. «И в радости будете почерпать воду из источников спасения».

Объяснение. Опять-таки должны помнить, что не везде под словом «вода» можно разуметь воду духовную – благодатные дары. Есть вода простая, омывающая, – стихийная вода: Ис.1:16; Иез.36:25; Евр.10:22. В этой стихийной воде и является для каждого человека, желающего быть христианином, необходимость креститься: Ин.3:5:23; Деян.2:38.

О неповторяемости крещения

Еф.4:5–6. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение».

Объяснение. Из этих слов видно, что как Один Господь, так должна быть и одна вера в Него, – одно крещение. Чтобы соединиться живым союзом с Господом, согласно слову Его «да будут все едино»: Ин.17:21, или как объяснял Он прежде того: «Я в Отце Моём и вы во Мне»: Ин.14:20, для этого должно креститься: Рим.6:3–4; Гал.3:27; Ин.3:5.

Крещение отлично от научения

Мф.28:19. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Объяснение. И из этих слов можно видеть, что крещение отлично от учения, а если бы не так, то Иоанн не был бы Крестителем, а учителем. Различается крещение от учения и в других местах Писания: Ин.4:2; Деян.2:37–38; 1Кор.1:17.

Лк.3:16; Ин.1:33. «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водой, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём».

Объяснение. Под крещением «Духом Святым» и «огнём» разумеется, как и выше сказано, не словесное научение истинам веры: Мф.28:19–20, а сошествие Святого Духа на апостолов и многих христиан: Деян.1:4–5:2:1–4. Водное крещение есть самостоятельно: Лк.3:21; Мф.3:16; Ин.3:5:23; Деян.8:35–39:10:44–47.

Ин.7:38–39. «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ис.12:3; Иоил.3:18).

Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен».

Объяснение. Необходимо различать в учении Христа воду как внешнее средство возрождения: Ин.3:5–23, от воды, составляющей духовную пищу: Ин.4:14. Что первая необходима, читай: Мк.1:9–10; Деян.8:36–38, а вторая – вода духовная даётся Церковью Христовой чрез Таинство Миропомазания: 2Кор.1:21–22; 1Ин.2:20–27; Деян.2:38.

Вера не исключает необходимости крещения

Ин.4:39. «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала».

Объяснение. Вера Самарян основалась на личном соприкосновении с Господом (ст.42), и кто может утверждать, что Самаряне после этого не исполнили учения Христова о крещении: Ин.3:5; но и помимо необходимости крещения сказано, что «блаженны не видевшие и уверовавшие»: Ин.21:29.

Рим.6:3–4. «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились.

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни».

Объяснение. Вера во Христа везде в Новозаветном Писании отличается от крещения: Деян.8:36–37; Мк.16:16. При крещении человек побеждает в себе прародительский грех: Рим.5:12, и освобождается от своих прежних грехов чрез прощение их Господом: Рим.3:25:6:6; как Христос умер за грешников: Рим.6:10; 1Кор.15:3, так человек крещением должен умереть для греха: Рим.6:11. Как Христос воскрес, так и крестящийся человек, выходя из воды, воскресает для добродетели и оживает духовно (Рим.6:4). Самое погружение человека в крещении служит, по апостолу, образом погребения и смерти человека для греха. Итак, креститься в смерть Христову значит креститься в воде по подобию смерти Христовой.

Замена обрезания крещением

Гал.5:6. «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью».

Объяснение. Обрезание было знаком, печатью праведности, полученной чрез веру: Рим.4:11; знаком и печатью, установленными от Бога: Быт.17:11; плотское, видимое обрезание тогда было спасительно для человека, когда оно сопровождалось внутренним обрезанием сердца: Иер.4:4. В христианстве плотское обрезание заменено крещением: Кол.2:11–12.

Основные места Священного Писания в учении о таинстве святого Крещения

Мф.28:19. Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ин.3:5. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Деян.2:38. Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа.

Деян.22:16. Итак, что ты медлишь? встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса).

Мф.3:13:16. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него...

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

Тит.3:5. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом.

Еф.4:5. Один Господь, одна вера, одно крещение...


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle