Источник

XLVIII. О царской власти и о повиновении Богом установленным властям

Из Богооткровенного учения о происхождении власти на земле вытекает такая истина: Сам Творец есть владыка всего видимого и невидимого: Он управляет народами и царствами изначала, действуя в своём всепромыслительном попечении о мире и людях чрез человеческую власть, установленную Им в раю. В первом семействе должно искать начатков и первого образца власти и подчинения, раскрывшихся потом в большом семействе-государстве. Отец его первый властитель – сын есть природноподвластный ему. Но как власть отца не сотворена самим отцом, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то отсюда и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой власти, а следственно и всякой последующей между человеками власти есть в Боге, Творце человека, из Него же всяко отечество на небеси и на земли именуется (Еф.3:15).

Когда сыны сынов разродились в народ и в народы и от семейств возросло государство, необъятное для естественной власти отца, тогда Премудрость Божия дала высшие образы и новое имя предержащей власти, происхождение и развитие которой даже чувственным образом представила пред очи мира в избранном для сего народе, именно: в патриархе Аврааме Бог чудесно вновь сотворил и явил власть отца-родоначальника и постепенно произвёл из него племя, народ и царство. Сам руководил патриархов сего племени, Сам воздвигал вождей и судей, с Своими Божественными полномочиями. Сам царствовал над сим царством (1Цар.8:7); наконец, Сам воцарил над ним царей, продолжая и над царями чудесные знамения Своей верховной власти. И, таким образом, Его премудростью Цари царствуют (Притч.8:15) и сколько бы ни продолжались и ни размножались народы, как бы ни изменялись государства, всегда Всевышний владычествует над царством человеческим (Дан.4:22).

Для непрерывного единоначалия, Бог в народе Своём поставил царя. И такие благочестивые цари, как Давид, Иосафат, Езекия, Иосия, представляют образцы того, как успешно самодержавный Государь может и должен служить к прославлению Царя небесного в земном царстве человеческом и вместе с тем утверждению и охранению истинного благоденствия в народе своём.

Царская наследственная впасть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу и народу, нам об этом свидетельствует Божественное обещание сего дара с клятвой: клялся Господь Давиду истиной и не отречётся её: от плода чрева твоего посажу на престоле твоём (Пс.31:11), вознёс избранного от людей Моих (Пс.38:20).

Да будет благословенно имя Господне от всех россиян, что эти благотворные и счастливейшие для отечества дары Божии – самодержавие и наследственность царской власти – дарованы России при самом возникновении и призвании её к исторической жизни, свято, иногда и чудесно были охраняемы в течение истёкшего тысячелетия её исторической жизни и неизменно переданы в священное наследие нашим временам и поколениям! Будем внимательны и не будем беспечны! Когда темнеет на дворе, усиливают свет в доме. Береги же, Россия, и возжигай сильнее твой внутренний, домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, тьма покрывает землю и мрак на языки (Исх.60:2), шаташася язы́цы и людие поучишася тщетным (Пс.2:1). ««С нами Бог!» С нами Бог благодатью православной веры и благодатным даром благословенного наследственного самодержавия!..» (М. Филарет).

Богоучреждённостъ царской власти и таинственное сообщение Помазанникам Божиим полноты благодатных даров Святого Духа делает лицо Царево неприкосновенной святыней.

Не прикасайтесь к помазанным Моим и не лукавьте пред ними (Пс.14:15); Касающийся их – касается зеницы Ока Господня (Зах.2:8). Даже и в мыслях своих не злословь Царя (Еккл.10:20). Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей неисследимо (Притч.25:3). Кто раздражает Его (Царя), тот грешит против самого себя (Притч.20:2).

Итак, учение о царской власти и о повиновении Богом установленных властям всецело основано на Слове Божием, И цари царствуют, и правители правят по воле Самого Бога и под Его непосредственным руководством: «Мною цари царствуют, – говорит Господь, – и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» (Притч.8:15–16). Слово Божие повелевает нам царя бояться и почитать, быть верными ему и хранить тайну его (Тов.12:7; Притч.24:21; 1Пет.2:17); оно повелевает даже нечестивого царя почитать (Вар.1:11; 1Цар.21:11–13; 4Цар.9:34; Мф.22:21) и объявляет личность царя, помазанника, неприкосновенной (2Цар.1:14–15; Пс.104:15). На нас, христианах, по учению православной церкви, основанному на Слове Божием, лежит священный долг молиться за царя и начальников (1Тим.2:1–4) и повиноваться им (Рим.13:1–5; ср. Тит.3:1–2). Для нас должны быть непреложны наставления святых апостолов Петра и Павла: «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти» (1Пет.2:13), «напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» (Тит.3:1). Непокорные же строго осуждаются. «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример: так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» (Иуд.1:7–8; ср. Рим.13:4).

Будем же твёрдо помнить учение Слова Божия:

Воздадите Кесарево Кесареви и Божия Богови (Мф.22:21). Бога бойтеся, Царя чтите (1Пет.2:17). Бойся, сын мой, Господа и Царя, с мятежниками не собирайся (Притч.24:21). Царь – Божий слуга, тебе же на добро (Рим.13:1–4). Слово царское храни (Еккл.8:2), начальников, судей не злословь и князя (верховной власти) народа твоего не поноси (Исх.22:28). Будь верен до смерти и дам тебе венец живота (Откр.2:10).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании царской власти и Богом установленного повиновения властям

О царской власти

Ин.18:36. «Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но Царство Моё не отсюда».

Объясн. Господь, говоря о царстве «не от мира сего», не отрицал земных царств, которые сами по себе не опасны Его царству, а при благочестивых государях способствуют охранению и распространению истины и богоугодной жизни; поэтому-то и сказано в Писании: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу: Мф.22:21; 1Пет.2:17; Рим.13:1–2.

1Кор.15:24. «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу».

Объясн. То упразднение, о котором говорит здесь апостол, произойдёт при конце мира и торжестве Церкви; кроме того, здесь разумеются у апостола начальство, власть и сила, враждебные Христу, что видно из следующих ст.25–26 той же главы. Можно ли причислять сюда благочестивых государей, ревнующих о насаждении и распространении веры Христовой.

Иер.13:18–19. «Скажи царю и царице: смиритесь, сядьте пониже, ибо упал с головы вашей венец славы вашей. Южные города заперты, и некому отворять их; Иуда весь отводится в плен, отводится в плен весь совершенно».

Объясн. В ст.18 под царём и царицей разумеются предпоследний царь иудейский Иехония и его мать, которых Господь определил лишить царского достоинства и предать царю вавилонскому. В 19 ст. разумеются города колена Иудина, и главным образом Иерусалим: ст.9 и 10. Для всякого очевидно, что здесь и намёка нет на непочитание Богом установленной царской власти: Рим.13:1–2; 1Пет.2:13–14. Здесь только говорится, что как народ, так и представители его за грехи свои могут быть наказаны Богом и действительно наказываются, если не исправляются нравственно, как, например, Содом и Гоморра.

Дан.7:17–27:11:2–15. В этих местах, как видно из хода речи, говорится о правителях, царях и царствах языческих и Иудейских до христианского времени.

Объясн. Об обязанности повиновения царю и постановленным от него властям здесь не говорится, а между тем в Новом Завете есть на это ясные и определённые указания: Рим.13:1–5; 1Пет.2:13–15:18. Господь угрожает даже наказанием противникам царя: Рим.13:2; 1Цар.26:16.

Мих.3:1–3. «И сказал я: слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду?

А вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их.

Едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть как бы в котёл».

Объясн. Несправедливо и даже неразумно это пророчество, как и другие подобные сему ветхозаветные пророчества, сближать с современными правителями и царями, власть коих признана законной Священным Писанием Нового Завета: Мф.22:21; 1Пет.2:17. В этом месте, как видно из хода речи, говорится о правителях, царях и царствах языческих и иудейских дохристианского времени.

О молитве за царя и властей

1Тим.2:1–2. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте».

Объясн. Отсюда видно, что молиться за других значит испрашивать им от Бога спасение: ст.4, здравие телесное: 2Кор.1:11, и успех в делах звания и служения: Кол.4:3. По заповеди апостола, христианин должен молиться за всех людей, особенно же за царя и начальствующих, как за носителей власти, чтобы чрез их здоровье и успешность упрочивался гражданский порядок, общежитие становилось бы безопасным и, таким образом, все вели жизнь тихую и безмятежную, ибо это угодно Спасителю нашему: ст.3.

Кто «удерживающий» пришествие антихриста?

2Фес.2:7. «Ибо тайна беззакония, уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь».

Объясн. Беззаконие действует, но не может всецело проявиться и восторжествовать над истиной, потому что оно восторжествует только посредством обмана («неправедным обольщением»: ст.10, «знамениями и чудесами ложными»: ст.9), проповедуя совершенное безбожие («превозносящийся выше всего, называемого Богом»: ст.4), насильственно требуя самому себе божеского почитания: ст.4. Что удерживает пока от такого проявления? что ограждает людей от насилия, от обмана и полного безбожия? Некоторые святые отцы основательно думали, что под «удерживающим» апостол разумел (между прочим) гражданский порядок и государя, стоящего во главе гражданского общества.

Богоучреждённость властей гражданских

Мф.20:25–26. «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою».

Объясн. Во-первых, «между вами» значит: в церкви, а не в государстве, а во-вторых, смысл этих слов тот, что у христиан желающие быть первыми должны охотно служить остальным, т.е. управляемым, не властвовать только ими.

Мк.10:45. «Ибо и Сын Человеческий, не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Объясн. Служили делу спасения и апостолы: 2Кор.1:12:2:17, как служат и их преемники: Тит.1:5, но этим не отрицается подчинение установленным Богом властям земным: Рим.13:1–5, а также и властям духовным: Евр.13:17; 1Пет.5:5; Лк.10:16.

Лк.9:48. «И сказал им: кто примет сие дитя во имя Моё, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик».

Объясн. Этими словами Господь показывает, с чем должны соединиться в Церкви Его власть и первенство – с меньшинством, или «больший да будет вам слуга»: Мф.23:11; иначе сказать с отречением для себя от заботы о своём собственном благосостоянии или прославлении в пользу других: Ин.13:13–15:15:13. Власти гражданские, установленные Богом, здесь не отрицаются Рим.13:1–5.

Ин.12:31. «Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон».

Объясн. Князем мира здесь назван дьявол: Ин.16:11; Еф.2:2:6:12. Начальствующие же в мире люди считаются от Бога установленной властью: Рим.13:1–4, злословить их возбраняется: Деян.23:5.

1Пет.2:13–17. «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите».

Объясн. Здесь решительное обличение еретиков, отвергающих человеческую власть, гражданское правительство. По слову апостола Павла, человеческим начальникам, царям и правителям должны повиноваться ради Господа, по страху Божию, так как власть даётся им по воле Бога: Рим.13:1–4.

1Кор.2:7–8. «Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,

которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы».

Объясн. Здесь апостол разумел тех князей, которые премудрости Божией противопоставляли свою «премудрость», т.е. премудрость века сего: ст.6; потому-то они и распяли Господа славы: ст.8, и хотели на место Его правды поставить свою правду: Рим.10:3. Вопреки воле Сына Божия, усиливались удержать в своей власти достояние Его: Мф.21:38. Таковы были книжники и фарисеи, считавшие себя мудрыми и разумными: Мф.11:25; таковы были подобные им самообольщённые руководители людей в мире языческом; они нераздельно называются у апостола князьями века сего, потому что господствовали в мире пред явлением Христа. Сим веком называется мир, лежащий во зле: 2Тим.4:10, и враждебный Евангелию и Царству Божию. Все эти черты не приложимы ни к православным государям, ни к властям, от них поставленным: Рим.13:1–7, ни к пастырям Церкви Христовой, от Господа получающим обязанности пастырства: Еф.4:11.

Кол.2:15. «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою».

Объясн. Апостол говорит здесь не о гражданском начальстве и не о государственной власти, а о том князе мира, который осуждён и изгнан чрез страдания и прославление Христа: Ин.12:31:16:31, о сатане, которого Сам Господь созерцал спадшего с небес, как молнию: Лк.10:16, а по отношению к власти земной Господь учил воздавать каждому должное: Мф.22:21; а апостол Павел просил молиться за царей и за всех начальствующих: 1Тим.2:1–3, и учил, что противящийся власти противится Божию повелению: Рим.13:2; ср. 1Пет.2:13.

Тит.3:1. «Напоминай им повиноваться и покоряться властям, быть готовыми на всякое доброе дело».

Объясн. Этими словами удостоверяется обязанность покоряться гражданским начальникам: Рим.13:1–5. Что здесь под «начальством и властями» разумеются именно правители гражданского общества усматривается из употребления этих слов в Евангелии: Ин.19:11. За царя и начальников должно молиться: 1Тим.2:1–4; только злые не уважают начальства: 2Пет.2:9–10, но за это они и осуждаются строго: Иуд.1:7–8. Для нас же, православных христиан, должны быть непреложны наставления святых апостолов относительно начальства: 1Пет.2:13.

О повиновении властям

Деян.4:19. «Но Пётр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога?»

Объясн. Не слушающий поставленных Богом людей не слушает и Самого Господа: Лк.10:16. Признаки истинного христианина: покорность, мир, любовь, братолюбие: Рим.13:1–7; Евр.13:2:16. Если сказано, что сердце царя в руке Господа: Притч.21:1, то противящийся царю или власти, от него поставленной, противится Богу: Рим.13:2; много есть и таких людей, которые следуют указаниям не воли Божией, но своей развращённой воли: 2Тим.4:3; 1Тим.1:7; Тит.1:10–11.

Деян.5:29. «Пётр же и апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».

Объясн. Если требования людей противоречат требованиям божественного закона, то, конечно, должно повиноваться Богу, а не человекам беззаконнующим, но на этом тексте нельзя обосновывать всякое неповиновение законной, от Бога установленной власти, ибо тогда можно оказаться противником Богу: Рим.13:1–7; 2Пет.2:9–10; 1Пет.2:13; Тит.3:1–2.

Деян.17:7. «Иасон принял их; и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царём, Иисуса».

Объясн. Словами «все они» возводится обвинение чисто политическое на всех христиан того времени, такое же обвинение возводили и на Самого Господа Иисуса: Ин.19:12; но городские начальники получили удостоверение в невиновности христиан в возводимой на них клевете (ст.9), не восставал никогда против властей гражданских и Сам Господь: Мк.12:17, а апостол Павел учил: –

Рим.13:1–3. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению, а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё».

Объясн. Здесь с величайшей ясностью излагается учение святого апостола об отношении христиан к высшим властям. «Нет власти не от Бога»: – Бог, давший человеку в обладание всю землю со всеми животными на ней: Быт.1:28, потом дал мужу господство над женой: Быт.3:16, родителям власть над детьми: Еф.6:1–7; Моисей избран вождём народа: Исх.3:4–7. В судии призваны Гедеон и Самуил, а история избрания и помазания Саула и Давида уясняет нам, откуда явилась царская власть: 2Цар.3:18. Разумея власти римского кесаря, начальников и судей (проконсулов, преторов и др.), кесарем поставленных, апостол говорит: существующие власти от Бога установлены. А Сам Спаситель что сказал Пилату? «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше»: Ин.19:11.

Рим.13:4. «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».

Объясн. Можно ли противиться этому попечению Божию о нас, отводящему нас от вечной казни страхом казни временной: Иуд.1:23, желающему нам проводить тихую и безмятежную жизнь: 1Тим.2:1–3, приводящему нас к небесной награде с пожеланием награды земной: ст.3 и 11.

Рим.13:5. «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».

Объясн. Почему надобно повиноваться земной власти не только из страха, но и по совести? Да потому, что Богу мы должны повиноваться по совести, следовательно, и слугам Его должны повиноваться также по совести: Ин.13:20; 1Пет.2:13. Непокорность к законным властям Бог строго наказывает: 2Пет.2:9–10; Иуд.1:7.

1Кор.7:23. «Вы куплены дорогой ценой; не делайтесь рабами человеков».

Объясн. Здесь говорится не об обыкновенном рабстве, так как апостол только что сказал, чтобы призванный ко Христу в рабстве не смущался этим состоянием и оставался в том звании, в каком призван: ст.20–22. По объяснению блаженного Феодорита, апостол здесь повелевает не иметь раболепного образа мыслей. Нисколько здесь не отрицается и подчинение, повиновение богоучреждённым властям земным: Рим.13:1–5; 1Пет.2:13; Тит.3:1–2.

Гал.2:6. «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более».

Объясн. Здесь под «знаменитыми» нужно разуметь старейших апостолов, которым апостол Павел предлагал благовествование, проповедуемое им среди язычников: Гал.2:1–2; Деян.15:4, следовательно, против покорности властям здесь ни слова не говорится, тогда как в других местах тот же апостол Павел говорит, что противящийся власти – противится Божию установлению: Рим.13:2.

О податях

Мф.17:25–26. «Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?

Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны».

Объясн. «Отдавайте всем должное, – говорит тот же апостол, – кому подать, подать» (Рим.13:7). Подать царю не запрещал платить Сам Господь Спаситель. «Покажите мне, – сказал Он однажды, – монету, которой платится подать»; и по осмотре монеты добавил: «отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:19–21), и это было ответом на предложенный ему вопрос: «позволительно ли давать подать Кесарю, или нет?» (Мф.22:17).

Нельзя остановиться на 26-м стихе 17-й главы Евангелия от Матфея, не прочитав следующий, 27-й стих. Там сказано так: «но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми; и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за меня и за себя» (Мф.17:27). Отсюда видно: назвав Себя Сыном Божиим, Господь всё-таки заплатил подать сборщикам, и, таким образом, Он примером для отказа от платежа податей не может быть. В приведённом месте речь идёт совсем не о податях царю земному, а о подати Царю Небесному, или о подати на храм Божий, каковая со времени построения храма Соломонова ежегодно собиралась. Во 2-й книге Паралипоменон пишется: «И призвал царь Иодая... и сказал ему: почему ты не требуешь от левитов, чтоб они доставляли с Иудеи и Иерусалима дань, установленную Моисеем, рабом Господним, для скинии собрания?» (2Пар.24:6). Эту установленную ещё Моисеем подать платили все, кроме собиравших её священников и левитов. Вот Спаситель-то, как Сын Божий, и был свободен от уплаты этой подати, собиравшейся для Бога, Отца Его, Который обитал в храме том; и всё-таки дал эту подать, чтобы не соблазнить других, чтобы подать им пример.

Рим.13:6. «Для сего вы и подати платите; ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые».

Объясн. Мы всё получили от Бога и всё должны посвящать Ему, как верховному Владыке, но так как Он Сам поставил управлять нами Своих слуг и подаёт нам некоторые блага через них: безопасность, порядок, то и мы обязаны посвящать Богу чрез них, воздавая им: Мф.12:21; Рим.13:7; ибо и Сам Господь не отрёкся уплатить сбор за Себя и за апостола Петра: Мф.17:24:27.

Основные места Священного Писания в учении о царской власти и о повиновении Богом установленным властям

Притч.8:16. Мною цари царствуют и вельможи и все судьи земли.

Пс.104:15. «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».

1Пет.2:17. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь.

Рим.13:1–5. Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от неё; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

1Тим.2:1–3. «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу».

Тит.3:1. «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело».

Мк.12:17. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Иуд.1:7–8. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иной плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.

2Пет.2:10. А наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle