Источник

Сущность сектантства

I. Взгляд православного сына Церкви на сектанство

Присматриваясь к жизни, мы в.и•щм, что в последнее время у пас некоторые из людей простых и целые дома отделяют себя от единства веры и переходят в иному благовествованию и не считают святыней Кровь Завета в Св. Причастии. Будучи ничего не разумеющими невеждами, они тем не менее хотят быть законоучителями, но своими превратными толкованиями извращают св Писание. Своими ласкательными словами они производят в народе и в семьях смуту, соблазн и разделение. На самом деле они суть люди своевольные, злословят высших, особенно священников и епископов, ругаются над священными предметами, каковы: св. крест и иконы; а между тем принимают смиренный вид настоящих верующих христиан и апостолов, вид людей благочестивых. Однако обмануть Бога они не могут: их постигает погибель и здесь, ожидает погибель и в будущей жизни. Не трудно заметить, что такие людп или еретики среди нас суть сектанты, называемые штуп диетам и, толстовцами, нашковцами, молоканами, хлыстами, и им подобные.

Посмотрите на всех новых отступников от православия: многие из них в этом отношении доходят до непозволительности, особенно в развитии своих мыслей. Нельзя думать однако, чтобы такой человек воплотил и в своей жизни развитые им взгляды: разве в силах человек гоняться за мыслью и воплощать ее на деле там, где она летает в поднебесных пространствах? А ведь есть у них и последователи, есть мечтатели, готовые без рассуждений спуститься и на дно ада, лишь бы им преследовать новое... Увы! Нет ничего нового под солнцем и луной, откуда этот мир стоит. Как бы человек ни стремился преобразиться здесь, без благодати Творца напрасны его усилия. «Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, ибо освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4:1–5). «Никто никогда не имел ненависти к плоти своей, но питает и греет ее» (Еф. 5:29). Довольно этого, чтобы понять, что быть только духовным в сем мире нельзя и, какие бы мысли ни развивали мы в бесконечность, они здесь несбыточны, ибо указывают только на бессмертие нашей души и ее свойство бесконечно усовершаться. Законы же для ее развития дал Бог; преступающий их и выдумывающий свои – есть прежде всего вольнодум и противник Бога. Естественно, не творению предписывать законы Творцу, а наоборот: Творец дает путь творению. В этом вся ошибка людей вольномыслящих. Замечают ли они ее? Нет, не хотят. Для них нет ничего святого, ничего умного, ничего дельного, кроме их самих: они идут напролом и с злобою (или равнодушным спокойствием) расчищают себе путь вперед: нужды нет, что под их ногами погибают тысячи жертв, невинных и простодушно добрых, погибают с горьким плачем и мольбой: их души не дрогнут пред кровавым зрелищем, а уши их привыкли к подобным воплям. Иногда они впрочем плачут лицемерно и плаксиво. «За нами,– кричат они,– здесь правда: вперед!» И идут, а куда? Сами не знают,– лишь бы им была вольность, лишь бы дух их чувствовал свободу и волю. Не это ли знак, что за их спиной стоит грозный враг, лишь из ненависти, из зависти к людскому благополучию разрушивший счастье их и, ради одной привычки делать зло, наводнивший злом поднебесную? Имеет ли этот враг ум? Имеет, но только злой; а злой ум нельзя признать здравым: он – вольнодум. Мысли его неопределенны и неустойчивы и не остановятся ни на чем хорошем; напротив, что хорошо, то он старается разрушить.

Он – заклятый противник Божий, вечно скучающий и. не знающий себе покоя, ибо и в разрушении имеет усладу только минутную... Тем не менее он горд и себялюбив (попробуйте его затронуть), и действует, где нужно, обольстительно, прикидываясь светлым и доброжелательным ангелом. Не таковы ли и все вольнодумцы, все их действия? И тем грустнее становится за простодушный и доверчивый род людской и его будущее. Где вы, мечтатели блаженного, безбедного , счастья на земле? Устроили ли вы его здесь?! Оно убегает от вас, как тень, смеясь над вами. Так ли Христос заповедал созидать Царство Его? В благополучии ли земном заключается оно? Скорби, болезни, неудачи, голод, нищету и проч.– все это Он повелел переносить Его ради. Не так ли поступали верные Его последователи? Они не отрекались от веры среди гонений, мучений и даже самой зверской смерти. А нынешние легкие христиане готовы за пустяшную выгоду отречься от веры отцев на подобие Исава, который продал свое первородство за похлебку из чечевицы. Свобода, воля, нестесненность в своих действиях – вот что туманит их голову и захватывает их дух. «Мы – духовные»,–только и слышишь от них на искренний призыв. Вы – духовные; но дух то ваш каков? «Вольный: у нас мыслят обо всем вольно, как кому на душу пришло». Страшно слышать: Господь требует Себе повиновения; а тут дух вольный; следовательно, дух их не от Бога: «в злохудожну душу не внидет премудрость» (Сол. 1:4).

Так оправдались слова великого апостола Павла: «будет время, когда здравого учения принимать не будут» (2Тим. 4:3) и другие: «Сын человеческий, пришедши, найдет ли (Себе) веру на земле» (Лк. 18:8)40.

II. Библейские изречения о сущности сектанства

Для внутренней жизни Церкви Христовой на земле мир не всегда обезпечен:

2Пет. 2:1. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

2 И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении.

1Кор.11:19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.

По ясному указанию Слова Божия, в «последние времена» или «последние дни» некоторые «отступят от веры», «отделят себя от единства веры», «выйдут от нас», христиан, и «перейдут к иному благовествованию», иначе сказать, появятся «антихристы» т. е. противники Христу.

1Тим. 4:1. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским. Иуд. 1:18. См. выше VII.

1Ин. 2:18. Дети! последнее время. И как вы слышали, что прийдет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.

19. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши.

Деян. 20:30. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

Гал. 1:6. Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию.

Отступят от веры не все, а только «некоторые» из «простодушных» и в иных местах «целые домы»: 1Тим. 4:1–см. выше.

Рим. 16:18. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных,

Тит. 1:11. Каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти.

Отступники здравого учения принимать не будут:

2Тим. 4:3. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей. которые льстили бы слуху.

2Кор. 4:3. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,

4. Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не возсиял свет благовествования о славе Христа, который есть образ Бога невидимого.

Пс. 49:16. Грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,

17.А сам ненавидишь наставление Мое, и слова Мои бросаешь за себя?

И не станут почитать за святыню «Кровь Завета»:

Евр. 10:29. Сколь тягчайшему,· думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

Отступники сами пожелают быть законоучителями, хотя они и «невежды», ничего «не разумеющие»:

1Тим. 1:7. Желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Рим. 12:3. По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать: но думайте скромно по мере веры, какую каждому Бог уделил.

2Пет. 3:16. См. выше и. II

2Тим. 3:7. Всегда учащихся, и никогда не могущих дойти до познания истины.

8. Как Иоанний и Иамврий противились Моисею. так и сии противятся истине, люди развращенные умом, невежды в вере.

1Кор. 8:2. Кто думает, что он знает что нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.

Сир. 38:25. Как может сделаться мудрым тот,кто правит плугом и хвалится бичем, гоняет волов и занять работами их, и которого разговор только о молодых, волах?

Принявшись учить себя и других, они «превращают Писания», «превращают благовествование Христово», «повреждают Слово Божие» вообще «говорят превратно и пустословят».

2Пет. 3:16. Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумителыюе, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

Гал. 1:7. Которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово·

2Кор. 2:17. Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие; но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом во Христе. Сравн. Деян. 20:30.

1Тим. 1:6. От чего отступив некоторые уклонились в пустословие.

Рим. 10:3. Ибо не разумея праведности Божией. и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией.

См. также 1Тим. 1:7.

Действуя «льстивыми словами, обольщая ласкательством» и «хитрым искусством», отступники производят «разделения и соблазны»:

2Пет. 2:3. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов и погибель их не дремлет.

Рим. 16:17. Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Срав. ст. 1:8.

Еф. 4:14. Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, но хитрому искусству обольщения.

2Тим. 4:3. См. выше.

Будучи на самом деле «дерзки, своевольны и не страшась злословить высших», будучи «ругателями и лютыми волками», отступники ходят в «овечьй одежде», принимают «вид апостолов Христовых, вид благочестия»:

2Пет. 2:10. А наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны, и не страшатся злословить высших.

Иуд. 1:19. См. выше VII.

Деян. 20:29. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада.

2Тим. 3:5. Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

Настоящее имя таким людям–«еретики».

Тит. 3:10. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся.

2Пет. 2:1. См. выше.

Но они «немного успеют», и конец их по делам –« не дремлющая погибель»:

2Тим. 3: 8. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине люди развращенные умом, невежды в вере.

9. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится пред всеми, как и с теми случилось.

2Пет. 2:3. См. выше.

2Кор. 11:15. А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды: но конец их будет по делам их.

III. Для миссионерской полемики о сущности сектантства


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
1Кор. 12:3. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. 2Кор. 3:5. Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Деян. 17:28. Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род. Эти места сектанты применяют к себе, утверждая, что в религиозной жизни «способность их от Бога», в подтверждение чего и говорят: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым», ибо «им мы живем и движемся». На это должно ответить сектантам, что по этому нельзя узнать человека истинной веры: призывали имя Господа Иисуса и бесы: Мк.1:23–24; и неверные Иудейские заклинатели:Деян.19:13. Кроме того, если сектанты свое соображение признают верным, то почему они не остаются в православии: ведь все православные признают Иисуса Господом? Выходит, что сектанты только превращают Писания. В первом из этих мест разумеется не признание Иисуса Господом только на словах, как у сектантов: Мф. 7:21, но полное, истинное признание по вере и по жизни. Во-втором месте говорится о способности св. апостолов начертывать письмо Христово на скрижалях сердца: ср. ст. 3. В третьем месте разумеется зависимость каждого человека от Бога по бытию. Мк. 1:23. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: 24. Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Деян. 19:13. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, которого Павел проповедует. Мф. 7:21. Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 2Кор. 3:3. Вы показываете собою, что вы письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотимых скрижалях сердца.
II
Лк. 21:14. Итак положите себе на сердце, не обдумывать заранее, что отвечать. 15. Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Примеч . Приводя эти слова, сектанты говорят: «мы на истинном пути, ибо у нас все по Писанию. Самая мудрость эта у нас не от науки, ибо нам Господь ее открыл, как сказано в Евангелии». Напрасно сектанты ссылаются на то, что у них все будто бы по Писанию; бес в пустыне тоже действовал будто бы по Писанию: Мф. 4:5–6. Чтобы действовать по Писанию и ссылаться на него, нужно истинно понимать его (см. Толков, и чтение св. Писания). Вся беда заключается в том, что сектанты не истинно понимают Писание, а извращают его и тем производят разделения и соблазны: Гал. 1:7. Что касается знания буквы св. Писания или мудрости, которую приписывают себе сектанты, то она дается им посредством научения, но только посредством научения домашнего, а не школьного, и потому к ним относятся слова ап. Павла, сказавшого о людях, «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим. 3:7). Сектантам следует вспомнить и другие слова того же апостола (1Кор. 8:2). Мф. 4:5. Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма. 6. И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Пс. 90:11–12). Гал. 1:7. Которое (благовествование) впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Ср. 2Пет. 3:16 1Кор. 8:2. Кто думает, что он знает что-нибудь,тот ничегоеще не знает так, как должно знать.
III
Ин. 3:27. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба Ис. 6:8. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? и я сказал: вот я, пошли меня. 9. И сказал Он: пойди, и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Иер. 1:7. Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Сектанты, как самозванные пророки, стараются применить к себе эти места. Если же они истинные пророки, то пусть представят для доказательства чудесные события. Иначе они только по дерзости своей, противно слову Божию, применяют к себе эти места: Втор. 18:22; Ис. 41:22. Но так как доказательств этих они не представляют, то ясно, что они суть ложные или самозванные пророки, которых обличает слово Божие: Мф. 7:15. Иез. 13:3. Ис. 55:8. Приводимые сектантами места говорят о небесном посланничестве Господа Иисуса и св. пророков –Исаии, Иеремии и Иезекииля и нисколько не относятся до сектанта Ивана или Степана, которые, конечно, не могут представить ясных доказательств своего посланничества и не имеют возможности возвестить о том, что произойдет в будущем. Кому дано с неба, от того невольно являются небесные (сверхестественные) доказательства того, что ему дано с неба. Из числа сектантских лжепророков, напр., Кондратий Малеванный вот уже много лет находится в доме умалишенных, но не выказал ничего сверхестественного. Втор. 18:22. Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – побойся его. Ис. 41:22. Пусть они представят,и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим, и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Мф. 7:15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Иез. 13:3. Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом, и ничего не видели! Ис. 55:8. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь.
IV
Ис. 17:7. В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; 8. И не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Баала. Эти слова пророка Исаии сектанты неразумно к себе применяют, ибо в них говорится о падении язычества, которое в России совершилось при св. Князе Владимире. У православ. христиан нет и не было кумиров Астарты и Ваала, а есть только образа Бога невидимого, но явившегося во плоти и с человеками пожившего: Ин. 1:14, 35. 36. Ин. 1:14. И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца. 35. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. 36. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот, агнец Божий.
V
Сектанты говорят: «когда я был в так называемом православии, то ругался, пьянствовал, творил разные непотребныя дела и был великий грешник. Теперь же, когда я стал верующим, то, благодарить Бога,этих непотребных дел не творю. Теперь я вступил на Божий путь и живу по Евангелию, а не так, как православные». В ответ на это можно спросить сектанта: разве когда-нибудь учило его православие пьянствовать, ругаться и распутничать? Не научали ли его всегда в церкви, чтобы он оставил злые дела и последовал наставлению Евангелия? Самое Евангелие, которым, повидимому, сектант дорожит, кто перевел для него сначала на славянский и затем на русский язык как не пастыри православной Церкви? Хотя между православными людьми есть злые, но есть и добродетельные. Кроме того, сектанты неправильно думают, что по «делам» можно узнать, истинной веры человек держится, или нет (см. «Вера и дела»). Корнилий Сотник был человек очень добродетельный, однако истинной веры он не имел, и для спасения ему решительно необходимо было научиться истинному вероучению: Деян. 10:1; 2. 5. 6. То же должно сказать и о сектантах, как бы добродетельны они ни были. Сами добродетели сектантские очень сомнительны: они оставили пьянствовать и ругаться, но взамен этого приобрели такое горделивое самопревозношение и злобу против всего православного, что последние (т. е. духовная гордость и злоба) горше первых: 1Тим. 6:3–4; следовательно душа злою у них остается по прежнему. Самая похвальба сектантов своей добродетельной жизнию напоминает душевное настроение не мытаря оправданного, а фарисея осужденного: Лк. 18:11–14. Деян. 10:1. В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским. 2. Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. 5. Итак пошли людей на Иоппию и призови Симона, называемого Петром. 6. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тобе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. 1Тим. 6:3. Кто учит иному и не следует здравым словам Господа вашего Иисуса Христа и учению о благочестии, 4. Тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавыеподозрения. Лк. 18:11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как тот мытарь. 14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот.
VI
Сектанты говорят, что они молятся Богу так сердечно, что и со стороны человека невольно влечет к этой молитве, и добавляют, что так молиться «неверные» не станут Рассуждающих так можно спросить: разве не сердечно молились жрецы Ваала на горе Кармил: 3Цар. 18:28–29? Разве дух нечистый вслед за св. ап. Павлом не вопиял славословия, что рабы Бога Всевышнего возвращают путь спасения: Деян. 16:17–18? Однако не угодны Господу ни молитва жрецов, ни славословие нечистого духа; такова же цена и молитвам сектантов (штундистов и им подобных), молящихся не о мире всего мира, но нарушающим этот мир. Отец небесный ищет Себе таких подвижников, которые бы молитвенно чтили Его не только в духе, но и «в истине» (Ин. 4:23), а эта истина передана св. апостолами Церкви, той Церкви, от которой отпали сектанты и для которой сделались они (сектанты), как язычники и мытари. 3Цар. 18:28. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению, ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. 29. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. Деян. 6:17. Идя за Павлом и за нами, она (служанка) кричала, говоря: сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. 18. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее.
VII
1Пет. 3:14. Но если и страдаете за правду, то вы блаженны. А страха их не бойтесь и не смущайтесь. 1Пет. 4:14. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны; ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. 15.Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, 16.А если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Примеч . Вычитав эти слова, сектанты говорят: «мы худого ничего не делаем, сами по Писанию называем себя – верующими и свитыми, а между тем зачем-то нас называют бранными именами – сектанты, штундисты. Поэтому к нам применимы эти слона апостола». Так рассуждающие обнаруживают только свое легкомыслие. Это ли не худое: вопреки обетам св. крещения изменить Богу и Его св. Церкви и признавать истиной собственное, произвольное объяснение слова Божия? Это ли не худое: извращать Писания, отделять себя и других от единства веры, производить в народе разделения, споры и сомнения, вместо мира и любви? Это ли не худое: изрыгать ругательства на все православные установления,т. е. на то,чего сам человек даже не разумеет? А что сказал Господь о таких соблазнителях: Мф. 18:6? Горделивое, фарисейское самопревозношение над православными, которое во всем обнаруживается у сектантов и в самом названии «святые»? Вера истинная в Бога важнее, чем дела для ближнего, а этой веры без Иисуса Христа люди сами узнать и до нее дойти не могли: Ин. 17:3–6; некоторые же добрые дела и язычники могли совершать сами, и не зная Христа: Рим. 2:14–15; Деян. 10:2. Не вера зависит от дел, а дела от веры: Евр. 11:4; Иак. 2:22; между тем сектанты именно разрушают истинную веру у себя и у других. Поэтому вместо горделивого названия– верующие и святые, сектантам более подобает по Писанию называться «еретиками». Названия–«сектант» и «штундист» суть не бранные слова. Сектантами вообще называются все отступники от Церкви (от лат. слова sеco–отсекаю, знач. отделенные, отщепенцы). Штундистами наши отступники, по примеру немцев, стали называть сами себя; так называет их и весь народ. Когда наших отступников называют штундистами (die Stunde – час) или часовщиками, то этим названием довольно удачно определяют то обстоятельство, что молитвенные и богослужелные собрания этих сектантов, какими они хотят заменить православные церковные службы, могут равняться только разве «часам», которые по уставу православной Церкви могут быть прочитываемы мирянами в отсутствие настоящого священника. Вообще – как бы ни молились сектанты, как бы добродетельно они ни жили, но они не покорны Христом установленной Церкви: Мф. 18:17 и самовольно отделяют себя от единства веры: Иуд. 18:19. Между тем, по Слову Божию, послушание лучше жертвы, а непокорность есть такой же грех, как и волшебство, и противление то же, что идолопоклонство: 1Цар. 15:22–23. Посему, то указываемые сектантами места из первого послания ап. Петра к ним неприменимы. Мф. 18:6. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня; тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его во глибине морской. Ин. 17:3. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 4.Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. 5.И ныне прославь Меня, Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. 6.Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Рим. 2:14. Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. 15. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах: о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. Деян. 10:2. См. выше. Евр. 11:4. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его: ею он и по смерти говорит еще. Mф. 18:17. Если же не послушает их: скажи церкви: а если и церкви непослушает, тода будет он тебе, как язычник и мытарь. Иуд. 1:18. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. 19. Это люди отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа. 1Цар. 15:22–23. См. в отд. «Отношение к сектантам».

* * *

40

Свящ. Тихвинский. Разговор православного с штундистом. Стр. 114.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle