Азбука верыПравославная библиотека святитель Иоанн Златоуст Беседа на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу» (Рим.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей


святитель Иоанн Златоуст

Беседа на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу» (Рим.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей *

Любовь проповедника к своим слушателям. – Любовь есть долг, которого никогда не уплатить все­цело. – Христиане должны быть терпеливы в гонениях. – Действенность слов апостола на неблагодарность ма­кедонян к апостолам. – Почему ап. Павел изгнал демона, который заставил рабыню признать высшее служение апостолов. – Взятие и освобождение Павла и Силы. – Действенность священных песнопений: почему Павел и Сила предались священному песнопению среди ночи. – Скорбь делает нас внимательными и бдитель­ными. – В деле духовной жизни никогда не должно рассеиваться. – Почему Бог допускает искушения.

1. Как будто спустя долгое время я возвратился к вам, – в таком расположении духа нахожусь я сегодня. Хотя я был за­ключен дома по причине телесной болезни, но как будто был отлучен далеко от вашей любви, так я чувствовал себя. Кто умеет любить искренно, но не может быть вместе с тем, кого любит, тот, хотя бы жил с ним в одном и том же городе, будет чувствовать себя нисколько не лучше живущих в чужой стране. Это знают те, которые знают любовь. Поэтому простите нам, прошу вас: не от лености нашей происходила эта разлука, но болезнь телесная была причиною молчания. Знаю, что теперь все вы радуетесь, что мы избавились от болезни, а я радуюсь не только тому, что избавился от болезни, но и тому, что опять могу видеть вожделенные ваши лица и утешаться вашею любовью по Боге. Как многие из людей, по избавлении от болезни, ищут сосудов, чаш и прохладительных напит­ков, так для меня приятнее всякой радости ваше собрание; оно для меня и причина выздоровления и источник радости. Итак, теперь, когда по благодати Божией мы опять встретились друг с другом, заплатим вам долг любви, если только можно когда-нибудь заплатить его. Этот один долг не имеет конца, но чем более уплачивается, тем более возрастает; и как в деньгах мы хвалим тех, которые ничего не должны, так здесь мы ублажаем тех, которые должны много. Поэтому и учитель вселенной Павел в послании говорит: «не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8), желая, чтобы мы и постоянно платили этот долг, и постоянно оставались должными, и никогда не уплачивали этого долга, пока не окончим настоящую жизнь. Как быть должным деньгами тяжело и неприятно, так не быть постоянно должным этим долгом – достойно осуждения. А дабы тебе убедиться, что это действительно так, послушай мудрости дивного учителя, как он предложил увещание. Сказав наперед: «не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» , желая, чтобы всякий наш долг здесь был уплачен, а этот долг оставался постоянно неуплаченным, потому что это особенно поддерживает и скрепляет нашу жизнь. Итак, когда мы знаем, сколько пользы от этого долга и что он, уплачиваясь, больше возрастает, постараемся теперь и мы, сколько можно, отдать долг, которым остаемся должными вам не по лености или по какой-нибудь невнимательности, но по приключившейся болезни, предложив краткую беседу вашей любви и заимствовав предмет беседы от того же самого див­ного учителя вселенной; о чем он говорил сегодня в послании к Римлянам, то и мы, представив, припомним, и после долгого времени (молчания) предложим вашей любви духовное угощение. Но необходимо сказать, что было прочитано, дабы вы, припомнив сказанное, с большею легкостью усвоили себе наши слова. «Знаем , – говорит он, – что любящим Бога, ...все содействует ко благу» (Рим.8:28). Для чего сказано такое вступление? Ни­чего напрасно и без цели не говорит эта блаженная душа, но всегда прилагает представляющимся болезням соответственные духовные врачевства.

Что же означают слова его? Так как многие искушения со всех сторон окружали тогда обращавшихся к вере, и беспрерывные были ухищрения со стороны врага, непрестанные козни, и не успокаивались противники проповеди, одних ввергая в темницы, других, подвергая изгнаниям, иных, увлекая во мно­гие другие пропасти, то, подобно тому, как отличный военачаль­ник, видя противника, дышащего великою яростью, обходит своих везде, ободряет их, укрепляет, приготовляет, распо­лагает к мужеству, делает готовыми поднять руки против врага и не бояться его нападений, но с твердым духом стоять против него, поражать его, если можно, в самое лицо его, и не страшиться противодействия ему; – таким же образом этот блаженный, эта достигающая до небес душа, желая ободрить души верующих и стараясь восстановить лежащий долу, так сказать, ум их, начал речь свою так: «Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу» . Видишь ли апостольское благоразумие? Он не сказал: я ведаю, но: «знаем» – присоединяя и их к изъявлению согласия на сказанную мысль, что любя­щим Бога все содействует ко благу. Заметь точность выраже­ний апостольских. Он не сказал: любящие Бога избегают бедствий, освобождаются от искушений; но: «знаем» , говорит, т.е. мы уверены, мы убеждены, на самом опыте получили доказа­тельства, «знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу» .

2. Какая, думаете вы, сила заключается в этом кратком изречении? «Все» , говорит, «все содействует ко благу» . Не указы­вай мне здесь на приятное, не представляй только покой и безо­пасность, но и противное тому, темницы, скорби, козни, ежеднев­ные нападения, и тогда увидишь в точности силу изречения. Чтобы не отвлекать любовь вашу слишком далеко, – если хотите, мы представим немногое из того, что происходило с этим блаженным, и вы увидите силу изречения. Когда он, ходя всюду, сея слово благочестия, исторгая плевелы и стараясь на­садить истину в душе каждого, был в одном городе Македонии, как повествует нам блаженный Лука, составивший книгу Деяний, то встретил некоторую служанку, имевшую злого беса и не могшую молчать, но ходившую и хотевшую посред­ством этого беса сделать апостолов известными везде, и, про­гнав его с великою властью, словом и повелением, как бы какого-нибудь негодного раба, избавил ее от злого беса. После этого жителям того города следовало бы смотреть на апосто­лов как на благодетелей и спасителей и всякого рода почи­танием воздать им за такое благодеяние, а они воздают про­тивным. Послушай, чем они воздают им. «Видя , – говорит дееписатель, – что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам,... а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деян.16:19, 22–23). Ви­дите ли крайнее нечестие жителей того города? Видите ли тер­пение и твердость апостолов? Подождите немного, и вы увидите и Божие человеколюбие. Он, как премудрый и провидящий, не вначале и при первом случае избавляет от бедствий, но когда усилятся все меры врагов и когда делами доказано бу­дет терпение подвижников Его, тогда и являет собственную помощь, чтобы никто не мог говорить, будто они потому решают­ся на опасности, что уверены, что с ними не случится ничего неприятного. Поэтому Он некоторым и попускает терпеть бедствия, по своей неизреченной премудрости, а некоторых из­бавляет от них, чтобы ты из всего познал чрезмерное че­ловеколюбие Его, и то, что Он, соблюдая для них большие на­грады, часто попускает усиливаться бедствиям. Так Он посту­пил и здесь. После такого чуда и благодеяния, которое оказали изгнавшие бесстыдного беса, Он попустил им получить удары и быть посаженными в темницу, потому что отсюда особенно и открылась сила Божия. Поэтому-то блаженный Павел и говорил: «потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ; и еще: «когда я немощен, тогда силен» , – называя не­мощью непрестанные искушения (2Кор.12:9–10). Но, может быть, здесь кто-нибудь недоумевает, почему они изгнали беса, который не говорил ничего противного им, но еще делал их известными. Потому что он много дней кричал, говоря: «сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян.16:17). Не удивляйся, возлюбленный: и это было делом благоразу­мия апостольского и благодати Духа. В самом деле, он не го­ворил ничего противного им, но дабы, чрез это сделавшись достойным доверия, бес не мог и в других делах увле­кать людей более простых, для того апостол заградил ему уста и изгнал его, не допустив ему говорить то, что выше его достоинства. Это сделал он, подражая своему Господу, потому что и к Нему приступая говорили: «знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Лк.4:34); однако Он изгонял говоривших так. А совершалось это в обличение бесстыдных иудеев, которые, видя каждый день происходившие чудеса и бесчисленные зна­мения, не верили, между тем как бесы признавали и испове­довали Его Сыном Божиим.

3. Впрочем, возвратимся к предмету нашей речи. Чтобы вы знали, как любящим Бога все содействует ко благу, нужно прочитать вам весь рассказ об этом событии, чтобы и отсюда вы увидели, как после ударов, после темницы, все во благо им обратила благодать Божия. Но посмотрим, как излагает это блаженный Лука. «Получив такое приказание , – говорит он, – темничный страж ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду» (Деян.16:24). Заметь, как усиливаются бедствия, чтобы и терпение апостолов сделалось блистательнейшим и не­изреченная сила Божия стала явною для всех. Выслушай и даль­нейшее. «Около полуночи , – продолжает он, – Павел и Сила, молясь, воспевали Бога» (Деян.16:25). Посмотри на возвышенную душу, посмотри на бодрствующий ум; не будем, возлюбленные, оставлять этих слов без внимания. Не напрасно обозначил он нам и время, сказав: «около полуночи» , но, желая показать, что тогда как над всеми другими тяготеет приятный сон и смежает их вежди, – особенно же те, которые обременены многими скорбями, обыкновенно предаются в это время сну, – тогда как, говорит, сила сна господствовала везде, тогда они, «молясь, воспевали Бога» , представляя величайшее доказательство своей любви к Нему. Как мы, страдая телесными болезнями, ищем общества людей близких, чтобы разговором с ними утолить силу боли, так и эти святые, пламенея любовью к Господу и вознося священные песни, даже не чувствовали своих скорбей, но всецело предава­лись молитве и возносили свое дивное песнопение, так что тем­ница сделалась церковью, и всякое место освящалось песнопением этих святых. И можно было видеть чудные и дивные дела, как люди, связанные колодкою, не встречали никакого пре­пятствия к песнопению. Так, человеку бодрствующему, внима­тельному и имеющему пламенную любовь к Богу ничто никогда не может препятствовать беседовать с Господом. Бог, гово­рит Он, «разве Я – Бог только вблизи, – говорит Господь, – а не Бог и вдали?» (Иерем.23:23); и еще в другом месте: «возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис.58:9). Где душа бодрствующая, там ум окрыляется и освобождается, так сказать, от уз тела, возлетает к предмету любви и, презирая землю и становясь выше всего видимого, стре­мится к Нему. То же самое было и с этими святыми. Посмотри на внезапное действие их песнопений и как они, находясь в тем­нице, будучи связаны колодкою и поставлены наряду с мошен­никами и преступниками, не только не потерпели никакого вреда, но еще больше просияли от этого и светом собственной доброде­тели озарили всех, бывших в темнице, потому что голос свя­щенных песней их, входя в душу каждого из узников, из­менял ее, так сказать, и преобразовывал. «Вдруг , – говорит дееписатель, – сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели» (Деян. 16:26). Видишь ли силу песнопений Богу? Не только сами, возно­сившие песнопения, получали утешение, но и сделали то, что со всех оковы спали, чтобы на самом деле видно было, как «любящим Бога, ...все содействует ко благу» . Вот и удары, и темница, и колодка, и пребывание с преступниками, – и, однако все это сде­лалось причиною благ и поводом к славе, не только для апо­столов и бывших в темнице узников, но и для самого тем­ничного стража. «Пробудившись , – говорится, – темничный... страж и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали» (Деян.16:27). Посмотри здесь на человеко­любие Божие, которое превышает всякое слово. Для чего все это совершается «около полуночи» ? Не для чего иного, как для того, чтобы дело устроилось без шума и спокойно, и чтобы совершилось спа­сение темничного стража. В самом деле, когда сделалось зем­летрясение, и двери отворились, оковы спали со всех, там нахо­дившихся, никому из них не было допущено уйти оттуда. За­меть здесь и с другой стороны премудрость Божию. Все прочее, т.е. землетрясение и открытие дверей, произошло для того, чтобы все на деле узнали, каковы были находившиеся тогда в темнице, что они были не простые люди, но выйти оттуда никому не было допущено, чтобы это не подавало повода к опасностям для тем­ничного стража. А что это справедливо, послушай, как темнич­ный страж, лишь только заметил случившееся и подумал, что некоторые разбежались, не дорожил самою жизнью своею. «Извлек меч , – говорится, – и хотел умертвить себя» . Но везде бодрствовавший и предусмотрительный, блаженный Павел, собственным голосом ис­торгнул агнца из пасти дикого зверя. Он «возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь» (Деян.16:28). О, крайнее смиренномудрие! Он не думал высоко о себе при таком событии, не напал на темничного стража, не позволил себе произнести что-нибудь надменное, но в числе узников, преступников и злодеев поставил и себя самого, сказав: «все мы здесь» .

Видишь ли, сколь великое показывает он смиренно­мудрие и не приписывает себе ничего больше находившихся там злодеев? Посмотри затем и на темничного стража, который приступает к нему уже не как к одному из прочих. Ободрившись, он «потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» (Деян.16:29–30)? Видите ли, как «любящим Бога, ...все содействует ко благу» ? Видите ли, как уничтожена хитрость диавола, как недействительными оказались козни его? Когда они изгнали беса, то он устроил, что они были посажены в темницу, думая чрез это поставить препятствие распростра­нению проповеди. Но вот и темница послужила для них пово­дом к духовному приобретению.

4. Так и мы, если будем внимательны, можем получать пользу, не только находясь в благоприятных обстоятельствах, но и в скорбях, и тогда еще более, чем при благополучии, потому что благополучие, как бывает по большей части, де­лает людей беспечными, – а скорбь, заставляя быть вниматель­ными, делает достойными и вышней помощи, особенно когда мы в надежде на Бога оказываем терпение и твердость во всех приключающихся скорбях. Не будем же сетовать, когда пости­гают нас бедствия, но будем более радоваться, потому что это бывает поводом к нашей славе. Поэтому и Павел говорил: «Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу» . Но посмотрим на пламенную душу тех святых. Когда они услышали слова темничного стража: «что мне делать, чтобы спастись?» , то медлили ли они, отложили ли, пренебрегли ли оглашением? Нет; но что сказали они ему? «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян.16:31). Посмотри на апостольскую попечительность. Они не довольствуются его спа­сением, но чрез него хотят и всех домашних его уловить учением благочестия, нанося диаволу смертельную рану. «И немедленно крестился сам и все домашние его» и «уверовал в Бога» (Деян.16:33–34).

Отсюда мы научаемся никогда нисколько не медлить в де­лах духовных, но всякое случающееся время считать удобным. В самом деле, если эти святые не хотели отложить дела ночью, то, какое оправдание будем иметь мы, пренебрегая духов­ною пользою в другое время? Видишь ли темницу, сделавшую­ся церковью? Видишь ли жилище преступников, внезапно обра­тившееся в молитвенный дом, и священнодействие, там совершаемое? Так важно – бодрствовать и никогда не пренебрегать духовною пользою, но всякое время считать удобным для та­кого приобретения. Поэтому хорошо говорил этот блаженный в послании: «любящим Бога, ...все содействует ко благу» . Это изречение будем и мы, увещеваю вас, иметь начертанным в душе нашей и не будем никогда сетовать, когда подвергнемся в этой жизни каким-нибудь прискорбным обстоятельствам, или телесным болезням, или каким-либо другим печальным случаям; но, руководясь великим любомудрием, будем проти­виться всякому искушению, зная, что если мы будем внимательны, то можем получать пользу от всего и еще больше от иску­шений, чем от благоприятных обстоятельств; не будем нико­гда падать духом, представляя, сколько пользы от терпения, равно не будем питать ненависти и к тем, которые подвер­гают нас искушениям, потому что хотя они делают это, имея собственную цель, но общий Владыка попускает это, желая, чтобы мы и чрез это приобретали духовные блага и получили награду за терпение. Итак, если мы будем в состоянии с благодарностью переносить приключающиеся бедствия, то изгладим не малую часть грехов наших. Если Господь, видя такое сокровище и учителя вселенной подвергающимся каждый день опасностям, допускал это, не потому, чтобы Он презирал своего подвижника, но потому, что приготовлял для него пространнейшее поприще, дабы даровать ему блистательнейшие венцы, то, что можем сказать мы, исполнен­ные бесчисленных грехов и за это часто впадающие в искушения, чтобы, получив за них наказание здесь, удостоиться, хотя малого милосердая и, получить в тот страшный день неизреченные блага? Размышляя об этом в самих себе, будем мужественно прини­мать все, чтобы нам и получить награду за терпение от челове­колюбивого Господа, и изгладить множество грехов наших, и сподобиться вечных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

*

Вступление этой беседы весьма похоже на вступление в бе­седу о должнике десятью тысячами талантов. Как в той, так и в другой проповедник радуется, что после продолжительной бо­лезни он вновь, как бы по возвращении из долгого путешествия, является среди собрания, которое его любит и которое любимо им с своей стороны. Поэтому, некоторые ученые выводят отсюда, что если беседа о должнике десятью тысячами талантов была произнесена, несомненно, в Антиохии в 887 году, то эта была произнесена в Константинополе, так как трудно предполагать, чтобы одно и то же вступление было произнесено в одном и том же городе.


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1897. Том 3, Книга 1, Беседа на слова Апостола: (Рим.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей, с. 158-164.