святитель Иоанн Златоуст

Беседа 9 на псалом 1132

Пс.11:1–2. В конец. Об осьмом (дне). Псалом Давида.33 Спаси меня, Господи, ибо не стало преподобного, ибо умалилась истина среди сынов человеческих. 34

Трудность пути добродетельного при оскудении благочестия между людьми. – Что значит: «умалилась истина среди сынов человеческих»? – Великое зло – двуличность; молитва Псалмопевца об истреб­лении лицемерия. – Не все то наше, чем мы владеем. – Страдания несправедливо притесняемых привлекают к ним божественную помощь. – Что значит: «явлюсь спасением, откроюсь в нем» (Пс.11:6)? – Несомненность этого божественного обетования. – Что значит: «вокруг нечестивые ходят...» и: «по высоте Твоей» (Пс.11:9)? – Увещание – охранять высокую честь, данную Богом человеку.

1. Добродетель и сама по себе трудна и неудобоисполнима, но особенно тогда, когда исполняющий ее находится среди ма­лого числа людей добрых. Как путешествие бывает трудно особенно тогда, когда путешественник один и не имеет никого своим спутником, так точно и здесь. Действительно, немаловажное дело – участие и утешение братий. Потому и Па­вел говорит: «будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр.10:24). Потому и древних праведников осо­бенно нужно ублажать не только за то, что они совершали до­бродетели, но и за то, что совершали их при великом оску­дении добродетелей, когда нигде не видно было добродетель­ных. Это выражает и Писание, когда говорит: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт.6:9). Мы удивляемся Аврааму, Лоту, Моисею потому, что они были как бы звездами среди глубокой ночи, розами среди терний, овцами среди множе­ства волков, шли по пути, противоположному всем, и не оста­навливались. Если в толпе это бывает трудно, и когда многие идут в противоположную сторону, то один, идущий вопреки толпе, встречает многочисленные затруднения; если во время мореплавания, когда волны несутся в противоположную сторону, бывает трудно направлять корабль им навстречу, – то тем более в добродетелях. Вот почему и этот праведник, шед­ший по пути добродетели, тогда как все другие шли по про­тивоположному пути, прибегает к промышлению Божию и го­ворит: «спаси меня, Господи». Он выражает не что иное, как сле­дующее: мне нужна высшая десница, небесная помощь, боже­ственное содействие, потому что, идя по пути, противоположному всем, я имею нужду в великом промышлении. Не сказал: спаси меня, потому что нет преподобного, но: "не стало преподобного», выражая, что и те, которые были, погибли, так как стало господствовать зло, усилилась болезнь. От этого предостерегает и Павел: «разве не знаете, говорит, что малая закваска квасит все тесто?» (1Кор.5:6). И еще: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). Что значит: «умалилась истина»? Есть много истин. Как между цветами и другими предметами одни суть истинные, а другие ложные, напр., есть пурпур настоящий и пурпур поддельный, также и в шафране, и в драгоцен­ных камнях, и в ароматах и других подобных вещах, – так точно и в добродетелях. Истина есть то, что действи­тельно. Итак, истины извратились и помрачились, не в том смысле, будто они повредились в самом существе своем, но в том, что отвергнуты людьми; поэтому он не только сказал: «умалилась истина», но, желая выразить именно это, присовоку­пил: «среди сынов человеческих». Смотри: есть украшение истинное, есть и ложное. Какое украшение истинное? Духовное. Какое лож­ное? Телесное. Есть богатство истинное, есть и ложное. Ложное состоит в имуществе. А истинное – в добрых делах. Есть и радость ложная и истинная, также и красота, и власть, и слава. Но многие из людей, оставив истинное, гоняются за ложным. Как сам человек бывает истинным и ложным, – истинный тот, который живет и действует, а ложный тот, который изображен на картине, – так точно бывает и с добродетелями.

2. "Суетное говорил каждый ближнему своему: уста льстивые (говорили) от сердца, и от сердца говорили злобное» (Пс.11:3). Другой перевод­чик (Симмах) говорит: «в сердце ином и ином говорили». Пророк говорит о двух родах зла: о том, что они говорили суетное, и о том, что говорили ближнему; а под сует­ным разумеет или ложное, или излишнее и бесполезное. Тоже выражает и Павел, когда говорит: «не говорите лжи друг другу» (Кол.3:9). И особенно тяжело то, что все развратились. Он не сказал: такой-то и такой-то, но: "каждый". Зло не было только снаружи, но и внутри, в сердце: "от сердца, и от сердца», или, как дру­гой переводчик говорит: «в сердце ином и ином», внушая, что в сердце их – великая двуличность. Это хуже всяких врагов. Есть враги явные и открытые, которых легко можно остеречься, и есть враги, снаружи представляющие одно, а сами в себе со­держащие другое, которых трудно уловить тем, на кого они нападают, и которые гораздо опаснее людей, носящих скрытно при себе мечи. «Истребит Господь все уста льстивые, язык высокомерный, тех, которые говорят: «язык наш возвеличим, уста наши при нас, кто нам Господь?» (Пс.11:4–5). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: будем «владычествовать. Уста наши при нас». Другой (Акила): «с нами суть. Кто нам Господь есть?» Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «кто будет господствовать над нами?» Видишь ли, как пророк печется и об них? Не против них сказано это, а за них. Он не сказал, что они погибнут, но что зло истребится; не сказал: потребит Господь их, но: «уста льстивые».

3. Здесь опять он желает, чтобы истреблено было не су­щество их, но язык, гордость, коварство, чтобы уничтожено было их высокомерие; и, смеясь над их безумием, говорит: "уста наши при нас, кто нам Господь?» Слова, свой­ственные беснующимся и сумасшедшим! Потому и Павел, го­воря вопреки им, внушает: «не знаете ли..., ибо вы куплены дорогою ценою" (1Кор.6:19, 20), и повелевает жить не для себя самих (Рим.14:7). Эти уста, говорит, принадлежат не тебе, но Господу: Он сотворил их, Он устроил их, Он вдохнул в них жизнь. Но ты владеешь ими? Не все то наше, чем мы владеем: так мы владеем деньгами, которые другие поручили нам; владеем землею, которую другие по найму предоставили нам. Так и уста Бог дал тебе не для того, чтобы ты производил терние, но чтобы бросал полезные семена, чтобы рас­пространял чрез них не тщеславие и коварство, но смирен­номудрие, благословение и любовь. И глаза Он дал тебе не для того, чтобы ты сладострастно смотрел ими, но чтобы украшал их целомудрием; и руки дал не для того, чтобы ты наносил удары, но чтобы подавал милостыню. Как же ты говоришь: "уста наши при нас», когда ты делаешь их орудиями греха, прелюбодеяния, нечистоты? «Кто нам Господь?» О, диа­вольское слово, о, бесовская душа! Не видишь ли ты, человек, как вся тварь возвещает силу, премудрость, попечение и про­мышление твоего Владыки, как твое тело, душа, жизнь, види­мое, невидимое, и почти все возглашает и проповедует могу­щество Создателя, – и ты говоришь: «кто нам Господь?» Это – слова безумия, исступления, душевного развращения; отсюда – бесчисленное множество зол. Такие люди говорят: «кто нам Господь?»; а другие, хотя исповедуют Господа, но отвергают учение о суде и наказании, приобретают себе за краткое удо­вольствие великие мучения, и, желая успокоить себя забвением о геенне, незаметно чрез такое бесстрашие ввергают себя в бездну погибели. Поэтому увещеваю тебя помнить о геенне и беседовать о ней, и таким благоприличным образом украшать свою душу, потому что много бывает пользы от такой беседы. Не напрасно Бог угрожает нам геенною, и чрез это делает ее несомненною, но чтобы страхом сделать нас лучшими. По­тому и диавол старается и употребляет все меры, чтобы истре­бить память о геенне. Итак, не забывай о ней, не говори: для чего мне огорчать себя безвременно? Разве это огорчение без­временно? Оно будет безвременным тогда, когда ты будешь му­читься в геенне; здесь время сокрушения, а не там. Это дока­зывает богач, живший при Лазаре, которому бесчисленные стра­дания не принесли никакой пользы. А если бы он сокрушался благовременно, то не потерпел бы того, что потерпел. «Ради страдания нищих и воздыхания убогих, ныне восстану, – говорит Господь, – явлюсь спасением, откроюсь в нем» (Пс.11:6). Другой переводчик (Симмах) говорит: «устрою явное спасение». Посмотри, какова сила смиренномудрия. Сила нищих, – а под нищими я разумею сокрушенных сердцем, – есть засту­пление Божие за их страдание. Пророк не говорит здесь о жизни их, о добродетелях, но страдания их, говорит, пре­клоняют Бога и побуждают к наказанию и отмщению. Вот что значит – мужественно переносить обиды; вот как Бог печется о несправедливо обижаемых! Несчастье и страдание служат для них величайшей защитою. Велика сила воздыхания: она призы­вает высшую помощь. Страшитесь – вы, которые обижаете бед­ных. Вы имеете власть, богатство, деньги, благосклонность судей; но они имеют оружие, которое сильнее всего, – воздыхания, слезы и терпение обид, чем и привлекают себе помощь не­бесную. Это оружие разрушало дома, ниспровергало основания, уничтожало города, потопляло целые народы: я разумею возды­хания несправедливо обижаемых. Сам Бог призирает на их, благодушие, когда они, испытывая страдания, не произносят ни одного худого слова, но только воздыхают и оплакивают соб­ственные бедствия. Что значит: «явлюсь спасением, откроюсь в нем»? Смело, открыто и явно, говорит, буду защищать их, так чтобы узнали все. Но разве Он когда-нибудь спасает не явно? Иногда и не явно, а тайно, потому что Он не нуждается в славе человеческой. Теперь же, когда враги, очевидно, напа­дали на них, оскорбляли и бесчестили их, как бы не имею­щих Бога своим помощником, дабы и сами враги вразуми­лись и сделались лучшими, на опыте узнав помощь Господа, я устрою, говорит, спасение их явно. «Слова Господни – слова чистые, серебро расплавленное, испытанное в земле, семикратно очищенное». (Пс.11:7). Какая последо­вательность между этими словами и вышесказанными? Великая и непосредственная. Не думайте, говорит, что это сказано на­прасно, что эта угроза тщетна: слова Его чисты, чужды лжи. Как расплавленное серебро не имеет ничего чуждого и нечи­стого, так и слова Бога, какие бы Он ни сказал, должны непременно исполниться. Потому и говорит: "серебро расплавленное, испытанное в земле». Другой переводчик (Акила) говорит: «расплавленное, иду­щее по земле». А в еврейском, вместо «испытанное в земле», сказано: «ваалил лаарес», т.е. расплавленное, текущее в земле. «Семикратно очищенное».

4. Видишь ли, как пророк образом вещества выражает неложность, истинность Божию? Как серебро расплавленное, разжженное и подвергавшееся этому неоднократно, бывает сво­бодно от всякого постороннего вещества после тщательного очи­щения, – так и изречение божественное. «Ты, Господи, сохранишь нас и соблюдешь нас от рода сего и во век" (Пс.11:8). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «сохранишь их». Третий (Акила и Феодотион): «сохранишь это и соблюдешь нас от рода сего и во век». Четвертый (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «вме­сте с родом вечным». «Вокруг нечестивые ходят. По высоте Твоей Ты умножил попечение о сынах человеческих» (Пс.11:9). Другой (Акила, Симмах, Феодотион): «будут ходить». Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «вокруг нечестивых будут ходить». «По высоте Твоей Ты умножил попечение о сынах человеческих». Другой (Симмах): «когда возвысятся низкие из сынов человеческих». Третий (Акила): «по высоте, сделавшись малоценными для сынов человече­ских». В еврейском: «харм золло левни адам». «Ты, Господи, сохранишь нас и соблюдешь нас». Смотри, как он часто, или – лучше, – постоянно прибегает к Богу, и от Него ищет помощи, потому что эта помощь всесильна и не ограничивается никаким време­нем. Мы, говорит, не имеем нужды ни в чем человече­ском; Ты сохраняешь нас непрестанно. Что значит: «вокруг нечестивые ходят»? По переводу семидесяти (толковников) нужно разуметь так: хотя бы нечестивые окружили нас, мы ничего не потерпим, потому что Ты сохраняешь нас, возвышаешь и делаешь славными. По другому переводу нужно разуметь так: нечестивые удалятся, когда Ты возвысишь уничиженных сынов человеческих; т.е. когда нас, почитаемых презренными и низкими, Ты прославишь, удалишь их и отгонишь. Что зна­чит: «по высоте Твоей»? Иначе сказать: Ты сделал подобными Тебе, сколько возможно для человека быть подобным Тебе. «Сотворим человека, сказал Господь, по образу нашему и по по­добию» (Быт.1:26). Что Он на небе, то мы на земле; и как на небе нет никого выше Его, так на земле нет существа, по­добного человеку по достоинству. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Даже имя свое Он сообщил нам: «Я сказал: вы – боги и все – сыны Вышнего» (Пс.81:6); и еще: «Я поставил тебя Богом фараону» (Исх.7:1). Он сделал человека даже создателем телесного и бестелесного. Так Моисей претворил одну стихию, а другие – другие стихии; нам же Он повелел созидать самих себя в храм Ему. Хотя ты не созидаешь неба, но созидаешь храм Богу. И самое небо славно потому, что в нем обитает Бог; тем более мы – чрез Христа; «и воскресил с Ним, говорит апостол, и посадил на небесах» (Еф.2:6). Он дал нам власть творить больше, нежели Он сам творил: знамения, говорит он, «которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин.14:12). И в ветхом завете один изменил течение моря (Исх.14:21), другой удержал солнце и повелел остановиться луне (Нав.10:13), третий возвратил назад солнечные лучи (4Цар.20:11); отроки в печи удержали силу огненной стихии и неистовый пламень бездействовал и стонал, как связанный (Дан.3:49–50); и звери умели почитать друзей Божиих, и, не­смотря на мучивший их голод, оставались благоразумными (Дан.6:22). Да постыдятся чревоугодники такого воздержания зверей! Львы увидели Даниила и сделались благоразумными; а мы, видя Сына Божия грядущим к нам, не делаемся благо­разумными. Они решились лучше умереть с голоду, нежели коснуться тела святого; а мы, видя Христа обнаженным и изнемогающим от голода, не уделяем даже от избытков своих, но, живя в изобилии, презираем святых. Другому другу Божию земля произрастила из собственных недр свои дары с таким плодородием, с каким прежде не произра­щала никогда (Иов.42:10). И удивительно ли, что они сами были почитаемы, когда их одежды и тени были страшны для бесов, смерти и болезни (Деян.5:15; Деян.19:12)? Даже ангелы уважали таких людей и оказывали им особенную честь (Быт.18:5; Быт.19:3). И как могли они не уважать тех, кому оказы­вал честь сам Господь? Это было и в ветхом, и в новом завете. Потому пророк и говорит: «по высоте Твоей Ты умножил попечение о сынах человеческих». Итак, представляя величие этой чести, будем воздавать Ему за нее достойным образом, чтобы пре­имущество чести не служило для нас поводом к наказанию, которого да избавимся все мы, как учащие этому, так и уча­щиеся, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

* * *

32

Псалмы в тексте даны в переводе П.Юнгерова – Редакция «Азбуки Веры»

33

Другой переводчик (Акила) говорит: победителю о восьмой. В еврейском сказано: асеминиф.

34

Другой (Акила): «потому что сократились верные от сынов человеческих».



Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1899. Том 5, Книга 1-2, Беседы на Псалмы, с. 5-596.

Комментарии для сайта Cackle