«Толкование на пророка Исайю» (64 главы) написано около 381-386 гг. и, вероятно, является самым ранним экзегетическим произведением свт. Иоанна Златоуста. В предисловии святитель говорит о превосходстве пророка Исаии, отмечает его великую сострадательность, смелую речь и большую ясность пророчеств о Христе. В сочинении раскрываются, в частности, следующие темы:
1. Богодухновенность Священного Писания. Все библейские книги имеют божественное происхождение. Пророки ничего не говорили «от себя», но по внушению Святого Духа, в точности передавая слова Божии (Глава 1). Пророк Исаия, как и другие ветхозаветные пророки, пользовался своей рассудительностью и мудростью, чтобы в нужной форме донести до читателей Божественную мысль (Глава 5).
2. Библейская экзегеза. Свт. Иоанн полагал, что в первую очередь следует придерживаться исторического толкования библейских текстов как более точного (Главы 1,6). Святитель использует и аллегорическое толкование, которое сводит к прообразовательному. Так, на крестную жертву Христа указывают слова пророка Исаии о Христе как об агнце, ведомом на заклание (Ис.53:7) (Глава 53). По мнению свт. Иоанна, Святой Дух в Ветхом Завете под различными именами сокрыл пророчества о Христе и Церкви. Например, Иаков в своем благословении Иуды (Быт.49:8-12) сокрыл пророчество о Христе под «названием сына» (Глава 2). Святитель объясняет слушателям, что не следует понимать сказанное буквально, но надо видеть в этом тот или иной литературный прием. Так, объясняя слова пророка: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!» (Ис.1:21), он говорит: «Называя его здесь «блудницею», пророк разумел не разврат телесный, но неблагодарность к Богу, которая тяжелее блуда» (Глава 1).
Свт. Иоанн объяснял многие небуквальные образные выражения Священного Писания теорией «Божественного снисхождения», т. е. приспособления Богом Своего откровения к особенностям человеческой жизни и языка: «по снисхождению Бог являл Себя пророкам, то таким, то другим образом, принимая виды, соответственные различным временам» (Глава 6).
3. Непостижимость сущности Божией и божественные энергии. Свт. Иоанн Златоуст часто подчеркивает, что Бог непостижим не только для людей, но и для ангельских сил (Глава 6). Для человека невозможно познать бестелесную и беспредельную сущность Божию, но можно лишь ощутить присутствие ее энергии (Глава 4).
4. Эсхатология. Будущая жизнь праведных со Христом в Царстве Небесном свт. Иоанн Златоуст представлял как нескончаемое блаженство и богообщение. Святые будут наслаждаться непрестанным созерцанием Самого Бога. Однако и для них, как и для ангелов, будет невозможно познать Его по сущности (Глава 6).
Глава 31
1. «Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы» (Ис. 31:1). Что глупее этого? Те, которые прежде подвергались от (египтян) бедствиям, и тогда, и потом не отстали от них, и не имели к ним ненависти, но еще более надеялись на них. «Потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святаго Израилева не взирают и к Господу не прибегают». Хотя древняя история учила их силе Божией и тому, что не должно надеяться на воинов, однако Бог обвиняет их не относительно этого, но того, что они не полагали надежды на Бога, и не исповедовали Бога своим Спасителем.
2–3. «Но премудр Он; и наведет бедствие, и не отменит слов Своих; восстанет против дома нечестивых и против помощи делающих беззаконие. И Египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут» (Ис. 31:2, 3). Наказание – всеобще, и обвинение – велико, так как многие и теперь прибегают к египтянам, оставляя небесную надежду, надеются на тщетные средства, т.е. на славу и богатство. «Но премудр Он; и наведет бедствие»: «наведет» – не по причине неприятного настроения духа, потому что Он действует с такой мудростью для того, чтобы они понимали, что нуждаются в Его помощи, а это дело не только мудрости, но и милосердия. «И не отменит слов Своих», чтобы они к Нему прибегали и не вопрошали понапрасну суетных. «И Египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух»: они надеялись на коней египтян, которым, однако, те не оказали никакой помощи. «Коня, – говорится, – приготовляют на день битвы, но победа – от Господа» (Притч.21:31). Хотя Бог мог даровать тебе победу и без этого приготовления, тем не менее, чтобы ты гордо не поднимал головы, Он сделал для тебя необходимым все это.
4–6. «Ибо так сказал мне Господь: как лев, как скимен, ревущий над своею добычею, хотя бы множество пастухов кричало на него, от крика их не содрогнется и множеству их не уступит, – так Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его» (Ис. 31:4). Видишь ли, что пророк берет пример с малого и однако повергает их в страх, как говорится у пророка Осии: «Буду нападать на них, как лишенная детей медведица» (Ос.13:8), которая, исполнившись великого прещения, не скоро возвращается к покою. «Обратитесь к Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израиля!» (Ис. 31:6): образ обращения больше, нежели благодеяние и спасение.
7. «В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов» (Ис. 31:7). Когда они подвергаются наказанию, тогда становятся добрыми, как будет то же и в геенне. Тот богач, когда подвергся наказанию, тогда стал добрым, злой и жестокий внезапно явился милосердым, он просил послать кого-либо вразумить братьев его, чтобы и они, умерши во грехах, не подверглись тому же наказанию. Когда он был в богатстве и видел ближнего в мучениях, он никогда не жалел его, а потом, находясь в муках, жалел даже и отсутствующих.
Таким образом, после наказания, всегда видим усовершение. Бог никого не подвергает наказанию с гневным намерением; тогда как мы изливаем свой гнев на других, воспламеняемые гневом, Бог не так, но наказывает наши злые действия для исправления. Почему, говорят, Бог не пожалел фараона после обращения? Мы отвечаем: когда тот показал добродетель? Разве он, преследуя народ после десяти казней, не пылал желанием подчинить его себе? Отсюда явно, что не Бог, а он сам был причиной своей гибели. Он (Бог) предает смерти подверженных неисцельной болезни, как Он сделал с содомлянами и жившими во время потопа, которые, пренебрегши спасением, погибли. Почему, скажут, Он теперь не делает этого, но щадит людей, состарившихся в пороках, даже до смерти? По справедливости, отвечаем, тогда Он быстро мстил, а теперь щадит, чтобы утвердить надежду воскресения и не сделать кого-либо праведником по необходимости. Тогда не боялись ада, и потому он внезапно подвергал их этому наказанию, теперь же не так, – чтобы люди каялись ради страха будущей жизни; только изредка Он наказывает неожиданно.
8–9. «И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, – он избежит от меча, и юноши его будут податью» (Ис. 31:8), т.е. ангел не мечом побил войско ассириян. «И от страха пробежит мимо крепости своей» (Ис. 31:9), чтобы сделать явным, что не мог избежать тяжкого гнева Божия. «И князья его будут пугаться знамени, говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме». Акила и Феодотион говорят: «блажен имеющий свет в Сионе», а Симмах: «имеющий огонь в Сионе и печь в Иерусалиме»; огнем он здесь называет бедствия, имеющие постигнуть ассириян во время Езекии. «Огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме»: так называется блаженное время спасения. Некоторые принимали эти слова о Небесном Иерусалиме, и я охотно с этим соглашаюсь; в этом мире иной может избегнуть наказания и казней, но можете ли вы поэтому верить, что он избегнет наказания в другой жизни? Хотя они суть сыны и семя Божие, однако каждому должно обнаруживать свои добродетели. Хотя они называются сынами, тем не менее, если не будут обнаруживать почтенных нравов, имя сынов им не принесет никакой пользы, подобно тому, как и отцы суть таковы не потому, что рождают, но потому, что обучают своих сынов правилу справедливости. По Павлу, кажется, чадородие не доставляет нам никакой пользы, так как он говорит: «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:15).