святитель Иоанн Златоуст

Глава 32

1–2. «Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону» (Ис. 32:1). Великое благодеяние Божие заключается в том, что Он воздвигает царя, праведно царствующего, и князей, с судом властвующих. Праведным же он называет не только того, кто лишил себя богатства, но того, кто все совершил со справедливостью: царю и князьям свойственно почитать справедливость, так как те, которые по своему могуществу сильны сохранять законы твердыми, сильны также нарушать правила. Иные же разумеют это о Христе: «Вот, Царь будет царствовать по правде», князья же, говорят они, суть апостолы, по сказанному в псалме: «Ты поставишь их князьями по всей земле» (Пс.44:17).

«И каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей» (Ис. 32:2). Здесь пророк указывает на одержание побед во время Езекии. Бог затем дозволил возрасти ужасу и неприятелям славиться только словами, чтобы, по совершении этих дел, (евреи) вспоминали о чудесах и не делали даже малого зла. Несчастья, когда приближаются, тогда и вселяют страх, и кажутся ужасными и как бы новыми, когда же прекращаются, тогда считаются незначительными, об них не остается и памяти. Видишь ли, что победа царя Езекии предвозвещена здесь не тогда, когда исчез страх и они забыли о чудесах? Чтобы этого не произошло, Бог продолжил страх и позволил, чтобы чудеса были явными.

«Как источники вод в степи в земле жаждущей». Прежде Бог показал их нуждающимися в благодати, а потом даровал пользование ею.

3–4. «И ксему не будут уповающе на человеки» (Ис. 32:3) (в русском переводе этих слов нет). Приявши благодать, они получили пользу для душ. «И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать» (Ис. 32:3, 4). Итак ясно, что недостаточно слушать, а нужно еще понимать: что пользы в том, если разум не разумеет?

5–9. «Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный. Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего. У коварного и действования гибельные: он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав. А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно» (Ис. 32:5–8). Таков помысел тех, которые неправедными словесами развращали смиренных, т.е. таков совет злых, устремляющихся умом туда и сюда, чтобы портить и извращать слова на суде. Поистине величайшая неправда заключается в том, чтобы, вместо словесной помощи и милосердия, портить и извращать их на суде. Помышления праведников останутся неподвижными, от них ничто не может быть отсечено или отнято. Так, те три отрока положили себе не поклоняться изображению, и никто не мог изменить их мысли. Равным образом Павел положил себе не изменять проповеди, и ничто не могло поколебать его воли. Подобно тому, как то, что свойственно Богу, есть неподвижно, так и свойственное рабам Его есть твердо: никто не может изменять помышлений их, которые они помышляют, ни смерть, ни иное что, как говорит Павел: «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римл.8:38–39). Если добродетель так устойчива и тверда, то напротив злонравие – не стойко и не твердо. Кто был храбрее Навуходоносора, который владычествовал над всей вселенной, все покорил своей власти, которому не мог противостоять никто из князей и тиранов? А между тем какие-то юные мальчики переменили мысль царя страхом Божиим. Это именно означает тот камень, о котором говорится: «всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф.7:24).

«Женщины беспечные! встаньте, послушайте голоса моего; дочери беззаботные! приклоните слух к моим словам» (Ис. 32:9). Хорошо сказал: "встаньте", потому что богатство повергает в великое разрушение. Почему он говорит: "встаньте" от разрушения вашего, «послушайте голоса моего»? Это значит: будьте расположены к слышанию. Что же они услышат? Вся земля, говорит, извратится. Почему же пророк называет жен «беспечными», или, как говорят другие переводчики «счастливыми?» И другой пророк употребил эти слова для обличения, говоря: «говорящие господам своим: «подавай, и мы будем пить!"" (Ам.4:1). Так как они именно весьма часто были причиной гибели мужей, то поэтому пророк призывает их к наказанию. Или же он называет женами государства, как ясно из последующего.

10–19. «Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, беспечные!» (Ис. 32:10). Когда они преданы будут мучителям, тогда вспомянут о радости праздничных дней, и это возбудит у них скорбь и опасение. Смысл всех этих и последующих слов один и тот же. «Доколе не излиется на нас Дух свыше», (Ис. 32:15) т.е. посещение свыше. «И почиет в пустыни суд, и правда в Кармиле вселится» (русск. перевод: «Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле») (Ис. 32:16). Гора Кармил находится близ страны израильской. Именем же горы пророк обозначает спасение и мир страны, подобно тому, как, упоминая Ливан и кедры его, указывает на народ и страну. Все это совершилось с ними после возвращения, почему он и говорит: «спокойствие и безопасность вовеки» (Ис. 32:17): здесь он обозначает не конец мира, но время спасения. «И град будет падать» (Ис. 32:19). Хотя во время Зоровавеля против них сражалось многое множество народов, однако они не могли причинить им никакого вреда. Потом – иным образом. «И будет пустыня в Хермель, а Хермель в дубраву вменится» (в русск. переводе этих слов нет). Пустыня и города, где совершаются побоища и всегда процветают бои, не отличаются между собою. Какая помощь от судей и судилищ там, где совершается всякое беззаконие? А после прекращения неправды, земля будет пользоваться миром. И будут, сказано, дела правды в мире. Да и как может обретаться мир там, где ссора и состязание? Выслушай говорящего: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» (Гал.5:17). Если у нас воля находится в правде, то мы обитаем во граде мира, где совсем не будет какой-либо причины состязания, потому что как неправда бывает началом ссоры, так из правды выходит мир. Не смотри на телесное угнетение, а на ту пользу, какая происходит из того угнетения: часто ведь сражение и состязание бывают причиной мира. Подобно тому, как в то время, когда воины ведут сражение, города и народы пользуются миром, а когда по трусости отстают и не борются с неприятелем, тогда мир исчезает, – так происходит и здесь. «И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки. Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных» (Ис. 32:17, 18): ничто не дает покоя душевного, ничто не успокаивает совести и не услаждает мысли, как только справедливость, когда нет ничего, что бы причиняло мучение и возмущало ум. «Спокойствие и безопасность вовеки». Правда не знает изменчивости времени, равным образом человеческих затруднений, все этого рода вещи от ее лица отгоняются, пренебрегаются, презираются. «И будут живущии в дубравах уповающе, якоже сущии на полях» (в русск. переводе этих слов нет). Обитающий с добродетелью в лесах будет жить безопаснее, чем в городе; напротив, предавшийся неправым действиям, хотя бы был окружен тысячью стен, ничем не отличается от безоружного и незащищенного. Великое благо добродетель, сохраняемая со всяким попечением; но великое зло – грех, т.е. предание себя растлению. «Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе» (Еккл.7:19). «Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст» (Притч.14:7). Облечемся же в эти доспехи: нет ничего крепче этого вооружения, никогда не оставляющего нас безоружными и незащищенными.

Какой вред принесла Иоанну наклонность к пустынничеству? Каким злодеям или разбойникам предал Бог пустынного человека? Какой вред принесла Илии гора Кармил? Не были ли более подвержены страху укрепленные города, чем та гора?

Нет ничего безопаснее добродетели, нет ничего безобразнее порока. «Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их» (Притч.5:6). Что удивительного, если добродетельный человек не был обольщен коварством людей, когда он остался непреодолимым в то время, когда снисходили казни с неба? Точно также и Христос указывает не на внутреннее испытание, а на то, которое сходит с неба, когда говорит: «и пошел дождь», называя здесь дождем посылаемые с неба испытания, «и разлились реки», как называет коварство сослужителей, «и подули ветры... и он не упал» (Мф.7:25). Желаешь ли, чтобы я показал тебе такого человека, который, будучи подвержен сперва испытанию, потом козням, не потерпел никакого ущерба, но остался непобедимым как для неба, так и для мира? Он говорит: «Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21). А видел ли ты дождь, сходящий свыше? «Се есть в руце твоей» (ср. Иов.2:6). Смотри на козни, происходящие от людей: «похули, – говорит, – Бога и умри» (Иов.2:9); но тот (Иов) не сказал ничего подобного. Не видел ли ты, что река ударяла в здание, и оно не пало? Оно было основано на камне страха Божия.

20. «Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла» (Ис. 32:20). "Блаженны": что означает это слово? По толкованию некоторых, им обозначены возвращающиеся. А мне кажется, что им обозначается нечто иное, именно: "блаженны" те, которые смягчают свои грубые души и предуготовляют возделанными для земного семени. Пророк не сказал: при всякой земле, но «при всех водах и посылающие туда вола и осла», не только ради того, что они сеют в сердце, но и ради того, что слагают жатву в житнице жизни.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Исайю – Глава 31 святитель Иоанн Златоуст 143,4K 

2. Толкование на пророка Исайю – Глава 33 святитель Иоанн Златоуст 143,4K 

3. Книга пророка Исаии – Глава 33 преподобный Ефрем Сирин 61,3K 

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Воскресенский Г. А. профессор Александр Павлович Лопухин 70,8K 

5. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе – II. Λόγος профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский 10,4K 

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VIII – Канон в богослужебном языке профессор Александр Павлович Лопухин 57,3K 

7. Охридский пролог – 1. Святитель Василий Острожский святитель Николай Сербский 137,9K 

8. Книга пророка Исаии – Глава 19 профессор Павел Александрович Юнгеров 17,5K 

9. Толкование на пророка Иеремию – Глава 36 блаженный Феодорит Кирский 33K 

10. Книга пророка Исаии – Глава 17 профессор Павел Александрович Юнгеров 17,5K 

11. Книга пророка Исаии – Глава 55 преподобный Ефрем Сирин 61,3K 

12. Толкование на паримии из новозаветных книг – Третья паримия из соборного послания Апостола Иакова. Гл. II, стт. 1–13. епископ Виссарион (Нечаев) 4,3K 

13. Толкование на паримии из новозаветных книг – Соборное послание святого Апостола Иакова епископ Виссарион (Нечаев) 4,3K 

14. Толкование на пророка Иоиля – Глава 3 блаженный Феодорит Кирский 4K 

15. Книга толкований на пророка Наума – Глава II блаженный Иероним Стридонский 4,7K 

16. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Порок святитель Григорий Богослов 115,1K 

17. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Жизнь вечная святитель Тихон Задонский 93,7K 

18. Собрание сочинений. Том 3 – Слово НА НОВЫЙ 1888 ГОД архиепископ Амвросий (Ключарев) 24,9K 

19. Церковные соборы и их происхождение – Глава I. Икона Церкви протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев 11,2K 

20. Толкование на паримии из книги пророка Иеремии епископ Виссарион (Нечаев) 777 

Комментарии для сайта Cackle