Глава 2
Приближался, между тем,
день великий бранный,
Страшный день, грозящий всем
смертью, кровью, раной...
Чья победа, чей урон –
показать при встрече
Вышли смело с двух сторон
два бойца на сечу.
Неделя о мытаре и фарисее
От грехов копьем грозил
фарисей надменный,
Но в главу его сразил
наш мытарь смиренный.
Только первый бой утих –
Добродетель встала,
К битве воинов своих
созвала немало.
Масленица
И велела им, любя,
прежде битвы часа
Не отягощать себя
тучным грузом мяса,
Чтоб, в неделю легче став,
смело в бой летели.
У грехов – иной устав:
ели, пили, пели,
Строились в недельный срок –
вялы все и сонны.
Поклоны начинаются тогда
Стали в среду и пяток
тяжки им поклоны.
Вот на поле все войска
вышли к часу боя,
На полет стрелы пока
стали строй от строя.
И оружие своим
воинам раздали,
Дали наставленья им
и сигнала ждали.
Добродетелей чины
впереди стояли
И с восточной стороны
славою сияли:
Царица-Смирение
Благоутробие – Целомудрие – Любовь – Пост – Кротость – Набожность
Предводители полков
ряд примкнули к ряду.
Обозрев их, нам таков
видится порядок.
1. Вот – Смирения полки.
Ими предводили
Те, кто сладость благ мирских
в суету вменили.
Этот мир и плоть свою
так они презрели –
Лишь врагов побить в бою –
их сердца горели.
2. Вот – Благоутробья стан,
в подвигах прославлен,
Милостивый Иоанн
во главу поставлен.
Апокалипсис, 4 глава
3. Целомудренных начал –
старцев лик возглавил –
Те, кто женщин не познал,
девственность прославил.
4. Далее – войска Любви,
их святые власти
Делят здесь ряды свои
на две равных части:
Любви к Богу
Первый – мучеников строй,
над которым главный
Свят Димитрий,
с ним герой –
Стратилат преславный.
Любви к ближнему
Части же второй полки
все за властелина –
В Благовестии Луки
чтут Самарянина.
5. Тысячники войск Поста –
кто всю жизнь постится
И в смиренной плоти стал
легким, словно птица.
6. Кротости войска – смотри –
против злобы мира
Ныне возглавляют три
сильных командира.
Их терпенье петь – нет слов:
над судьбой ненастной
Встали праведный Иов,
Иосиф Прекрасный,
С ними, славой осиян
и венца достоин,
Страстотерпец Иоанн –
благочестный воин.
7. Набожности вот бойцы –
всем даны таланты –
Здесь псалмов святых певцы,
славны музыканты.
Этим ликом вдаль и вширь
сладко, неустанно
Воспевается Псалтирь,
слышен звон тимпанов.
Капельмейстеры у них –
мастера в искусстве,
За стихом слагая стих,
петь в высоком чувстве.
Дамаскин великий здесь
рядом с Феофаном,
Чьих светла канонов песнь,
и с певцом Романом.
Добродетелей войска –
строй стоит пред нами, –
И у каждого полка –
командир и знамя.
Вот смиренных впереди
ясно видим лица.
Все – с крестами на груди,
в латах-власяницах,
Шлемы-клобуки у них,
и, к сраженью ловок,
Обузданье тел земных –
пояс из веревок.
И когда врагов войска
встанут пред очами,
Четки вдруг блеснут в руках
острыми мечами.
На плечах у всех плащи –
мантии чернеют.
Лучше войска – не ищи: все преодолеют.
Им названье может быть –
и кавалергарды:
Словом Божьим нечисть бить –
посильней бомбарды.
Милостыни старшина
ларчик, полный злата,
Держит крепко, в нем – казна
против супостата, –
Как боезапас, она.
Дальше – полк великий
И плотнее, чем стена:
Вот – «наемных» лики.
Полк «наемный» – это те,
кто всей жизнью тленной
Служит Богу в нищете,
неотяжеленный.
Девственников светел ряд.
Всех – бела одежда,
Лилии в руках, как сад,
а в сердцах – надежда
На победу добрых сил
в предстоящей битве.
Каждый Господа просил
лишь о ней в молитве.
Воеводы сил Любви
пламенно-прекрасны.
Пламя – в сердце, огнь – в крови,
блещут очи ясно.
Постники, взяв сухари
и сырую воду,
Сломят, как богатыри,
плотскую природу.
Кротким злоба не вредит,
гнев и зависть – мимо.
Столп терпения стоит
непоколебимо.