Духовное завещание святого Митрофана, епископа Воронежского
Безмерным благоволением и неизреченной благостью Всетворца нашего Бога человек, сотворенный и созданный на существование вечное по образу и по подобию Его, уже не придет в ничто никак и никогда. И его долг по всякому образу своим благородством душевным знать и славить Бога, обращаться к Нему, уповать на Него и обо всем, по учению святого апостола Павла, благодарить, с какой Своей премудростию (см. 1Сол 5, 18) Он все сотворил и всегда творит и претворяет, как хочет, все дела и вещи Промысла на пользу человеку – чтобы всячески в высокой блаженной жизни возобладать заповеданным имением, о котором Сам Пресладчайший Спаситель наш Иисус, возводя нас в первое достояние небесного наследия, сказал: «встаньте, пойдем отсюда» (Ин 14, 31). И здесь, сколько бы лет кто ни жил, все же принимает конец жизни по пределу Божию и разрешается от жизни всякий мудро созданный человек: тело естественное, природное сродной четверке стихий предается, душа же на правосудие Божие забирается и наследует или благое, или злое воздаяние по деяниям, которые сделала вместе со своим телом.
Итак, благостью Его, Творца моего, я, раб грешный Господа Бога Митрофан, епископ Воронежский, родился в этот мир от родителей благочестивых и воспитан во благочестии нерушимом Восточной Церкви в православной вере и достиг судьбами Божиими состарения лет – ныне седмидесяти, пророческой меры святого Давида, и естественной крепостью моего тела изнемогаю.
Потому, памятуя о смерти и о последнем разрешительном часе, когда все равно пойду отсюда к моему Богу Творцу отдать естественный долг, ныне, здравствуя умом и в целости разума, я решил мое духовное последнее распоряжение моей воли написать письменно, чтобы душе и телу моему сотворить помощь, и прещедрый Владыка наш Господь даровал бы милосердие Свое мне, смиренному и грешному.
Также тем, кому подобает исполнить мое намерение ради Господа Бога, здесь завещаю, прошу и молю и о себе исповедуюсь.
Во-первых, исповедую этим писанием мою веру, что верую в Бога, во Святой Троице Единого, по учению Самого Спасителя нашего Бога, по проповеди святых благопроповедников апостолов и богоносных отцов Святой Восточной Церкви, и во все, что святые отцы, собранные на семи Вселенских Соборах Духом Святым, передали и научили, – в том до моего последнего издыхания пребываю, как истинный сын Святой Восточной Соборной и Апостольской Церкви, несомненно. Когда же душа моя грешная разрешится от союза плоти ее, вручаю эту душу свою непобедимому благоутробию премудрого Бога, создавшего ее, да примет ее милостиво, как свое создание; тело же мое окаянное и кости грешные предаю матери всех, от которой взяты были, чая восстать совершенным из нее в воскресение мертвых при последней трубе.
Затем завещаю ныне, братия, и наше смирение и моление примите, о чем молю вас, и по смерти сотворите мне послушание ради Господа Бога. Священный чин всей моей епархии: священноигумены, священноиноки и мирские иереи и диаконы и весь священный чин, – сохраните себя от всяких скверных сатанинских нечистых дел; как говорит Златоуст, отвергните от себя пьянство, объядение, лишитесь тяжбы, и свар, и хулы на друга своего и скверного взяточничества, клятвы и лжи, скупости, и ненависти, и лукавства, блуда и всякой нечистоты избегайте. Со всяким вниманием живите и заповедям Господним внимайте – этому учитесь, к этому друг друга понуждайте, чтобы вам непорочными предстать на Страшном и грозном Суде во Второе Пришествие Христово, когда будет Бог судить всей вселенной, и внимайте, какое слово воздадите о людях, которые в пастве вашей. Потому каждый попекитесь о своем спасении и образ собой людям покажите во всяком благочестии, как евангелист Матфей повествует, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5, 16); вам ведь придется и ответ воздать о своем стаде. Иоанн Златоуст говорит: если кто одного из своей паствы погубит по небрежности, не все ли свое потеряет спасение? Простой человек, согрешив, за свою одну душу ответ воздаст Богу, а игумен и иерей – за многих людей из своей паствы воздадут Богу ответ; которые сами молоко и шерсть от стада принимают, а об овцах не заботятся, о которых слово должны воздать в тот великий день, – как сможете избежать, если настолько не радеете о спасении?! И опять Господь сказал: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф 23, 13).
О том же сказано у Иезекииля пророка: сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою (Иез 3, 17–19).
Потому и мы, сыны и братия мои, услыхав от Владыки нашего Бога, даровавшего нам такие дары, больше же от святых отец почести и хвалы, не украсим ли сами себя кротостью и смирением и всяким благочинием и каждый да подвигнемся о своем спасении, а больше – о людях. Иоанн Златоуст говорит так: Владыка наш ради нас умер, ты же ни слово не произносишь, – и какую будешь иметь милость, какой ответ получишь, как предстанешь на Судищи Христовом со дерзновением, скажи мне? Стольких душ презрев погибель, ты ли чист от крови всех? Эти слова предстанут в день Господа нашего Иисуса Христа мне и вам. И если покоритесь заповедям Господним, о чем я вам много возвещаю, они подадут вам дерзновение на Страшном Суде Христовом; если же преслушаете заповедь Господню и наше указание, – я без сомнения благовестил вам весь совет Божий, но и дал серебро торгующим: вам же следует умножить данное и заимствовать послушание пользой ко спасению наших братий, – но неужели обременительно и тяжко благовестить?..
Вам, так согрешающим, молчать – обременительно и тяжко, ибо на вас, покрывающих и в том растлевающих, молчание наводит пагубу. Потому, сыновья и братия, послушайте того же Златоуста, говорящего: потому, если и согрешишь сам по себе, ничем таким не пострадаешь; но если ты иерей, то ты погиб. И многие о том подобные свидетельства – в Божественном Писании, к подвигу нашего исправления, а христианской нашей веры подтверждения, и народам – чтобы исправлять благочестие. Тем же убо, сыновья и братия, слышав об этом страшном наказе Божием к пророку, также и святых отцов наставления с угрозами, убойтесь, устыдитесь и смирите себя. Страшно ведь впасть в руки Бога Живаго: на то мы и призваны, чтобы нам собой показывать образ благочестия и так людей привести к благоразумию. Поэтому умножайте талант, вверенный вам от Бога, учите людей Божиих, священники – детей своих духовных и приходских людей, каждый в своем пределе, мужского и женского пола, и детей их учите, чтобы жили в заповедях Господних, в покаянии и в милостыни и в нелицемерной любви, и за то от Бога примете милость и от Него получите... (пропуск в тексте. – Прим. ред.). Аз, грешный, все это сказал вам и опять говорю, что испытывать нас будет Бог, как следует ли мы творим дело Божие? Убойтесь сказанного пророком и апостолом Павлом: «проклят, говорит Божественное Писание, творящий дело Божие с небрежением» (см.: Гал 3, 10).
К тому же, братия и чада мои, Божественное Писание любите и в нем поучайтесь: чтение Писаний есть отверзение небесам. Многие, не читая книг, совратились с правого пути. Вы же, сыновья и братия нашего смирения1 о Господе, избирайте разумения от Божественных Писаний, как добрая пчела, пребывая на цветах и нектар собирая, бытие же оставляя; ложных книг не читайте и от еретиков уклоняйтесь и общения с ними не имейте. А буесловцам и сквернословцам, богохульникам во всем, не от Божественных Писаний, а суетное и ложное говорящим на пагубу правоверным душам, заграждайте уста и возбраняйте, от Писаний слово собирая. Если же кто будет сопротивляться Преданию Соборной Церкви и нашему поучению и указанию по святым отцам, то вы, сыновья и братия, о них помолитесь, по апостолу Павлу2: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак 5, 16), и на истинный путь после первого и второго наказания обращайте заблудших, научите, запретите, настойте, понудите людей Божиих к благочестию, всячески исцеляйте недужных, ведь время бурное и дни лукавы, и люди на зло уклонились.
Потому детей своих духовных и приходских людей каждый на своем приходе, мужского и женского пола и их детей, неослабевая учите страху Божию и от всех богомерзких дел отвращайте, иногда молением, иногда указанием от Божественных Писаний. К тому же рассуждайте, игумены и священники, кого отлучить от Тела Христова и от Церкви на какое-нибудь время; если же кто сам сомневается, то пусть спросит сведущего, как и Господь сказал: всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк 11, 10).
Кроме того, игумены и священники нашей стороны, священники и диаконы всех церквей и весь причет церковный, всякое церковное пение со страхом и по чину и по уставу целиком исполняйте, как передали нам святые отцы, особенно же Божественную литургию, на которой страшная Божественная вечеря священнодействуется, на которой Сын Божий за всех нас на спасение закалается, храните со страхом и трепетом и никогда не входите в святую церковь, имея вражду на товарища своего. Особенно со страхом и трепетом входите в святой алтарь и поклонение творите ко престолу славы Божией, а пьяный в святую церковь и в святой алтарь или имеющий гнев на кого-нибудь да не входит. Так же делать и народ учите и о спасении душ своих и о них великое попечение имейте.
Кроме того, по всем церквам из народа простым людям, кроме пономаря, в святой алтарь входить не разрешайте. Никоим образом и никогда не пребывайте во многоглаголании после вечернего пения и до литургии, когда приносите Пречистую Жертву, но, утишив мысли, молитву пошлите к своему Богу и не озирайтеся вспять в своих мыслях и ум весь имейте горе, с Ангелы вам предстоит служить; и тогда Бескровную Жертву приносите и не мыслите в тот час ни о чем земном, потому что Небесного Царя принимаете в своем сердце. Если же кому напакостит враг прелюбодейством, или гнев будет на кого-либо, или по иной какой причине, – пусть лишается службы, а недостоинство иерейское больше всего сводит гнев Божий на людей; многие невежды иереи впадшему в какой-либо грех повелевают служить, дав епитимию, тем призывая на себя бесконечную муку и их посылая на дно адово: различные падения у иерея бывают. Потому следует о таких возвещать епископам, а те пусть рассудят по правилам апостольским и святоотеческим, потому как невозможно разрешить того, кого святые отцы связали, ни связать, кого они не повелели, но только последуя Соборам святых отцов связывать и разрешать.
Соблюдайте, священники, и чад ваших, которые родились у вас, чтобы они не осквернялись блудом прежде брака, и наказывайте: и за сыновнии грехи осуждение пишется и мука угрожает3. Челядь свою, рабов и рабынь учите страху Божиему и к покаянию приводите, а голодом не морите и наготой и босотой не томите, но любите их, как свои члены или как Христос всех нас, так творите и детей своих духовных тому же учите.
Это все, любя вас, я написал, и если так сохраните завещанное нами, тогда возвеселите и удивите Ангелов и от нашего смирения благословение на себя примете, и молитва ваша будет услышана у Бога.
Послушайте и еще, сыновья и братия нашего смирения о Господе, что говорит правило: если говорит правило «да извержется», то уже извержен; если говорит «да отлучится», то на некоторое время, соответственно греху, отлучится. И опять слушайте те из иерейского чина, которые живут в нечистоте и в страстях, а епитимии от Бога не принимают! Если не покаетесь и не очистите себя добрыми делами, то ожидает вас там мука вечная. Услышьте Священные Писания, говорящие: если впадет поп или диакон в блуд или другой грех сотворит, который препятствует к священнодейству, да отлучится и не служит! Также не подобает предстоять служителю Божию в святом алтаре, имущему гнев на кого-либо, но сначала пусть примирится, и тогда начнет служить со страхом и трепетом Божественную службу.
Кроме того, не следует попу красивых одежд носить, но смиренные, также и коротких рубах не подобает носить, но до щиколотки, да со страхом и трепетом все священные церковные службы творит, и пусть не стыдится никого и не боится, даже самого царя.
И не следует никоим образом преподавать Дары недостойным и пребывающим во грехах, пока не оставят грех и не покаются достойно от всего сердца; а те попы, которые служат с лицемерием и преподают Пречистое Тело и Кровь Христову некоторым осквернившимся блудом и лихоимством и прочими нечистыми страстями, или враждующим на друга, или пьяницам, или разбойникам, или другой какой грех творящим, который препятствует к причащению, пока не очистится от таковых и епитимиями не исправится, – и если подадут им Пречистые Дары, такие попы, как Иуда, предавший Господа, осудятся, чтобы не были оскорблены Святые Таины леностью или наглостью. И да не осквернит муха Даров или мышь; если же что из них вкусит от небрежности иерейской, то иерей строго осудится в будущий век. А молитв отнюдь не подобает читать быстро, но с кротостью и внятно и чисто, да не в досаду Богу будет произносимое и да не на погибель себе. Еще нельзя нечистую или пресную просфору преломлять и класть в чашу, нельзя вина лить в чашу, но смешать чистое вино с молитвой и с водой чистой во святую чашу; и еще иметь попу чистую одежду в святом алтаре, ибо по чину подобает ему совершать в чистоте Святых Таин службу, да приятна будет Богу Святая и Бескровная Жертва. Те, кто Божественную службу достойно служат, живот вечный наследуют и Царство Небесное, а кто не по чину – тот на погибель себе и на осуждение.
Некогда я, будучи иноком, в ушедший 7171 год придя в пределы города Суздаля в обитель Успения Пресвятой Богородицы, называемую Золотниковская общежительная пустынь, постригся в монашеский чин.
И по послушанию из той пустыни переведен в обитель Пречистой Богородицы в пределах города Владимира, называемую Казмин монастырь, по челобитью братии того монастыря и вотчинных крестьян, и вместо патриарха получил благословение преосвященного Павла, митрополита Сарского и Подонского, в игуменский чин; и пробыл в том монастыре немногим меньше десяти лет.
И из того монастыря по воле и по благословению святейшего Иоакима, архиепископа Московского и всея России и всех северных стран патриарха, переведен в пределы города Галича в обитель Живоначальной Троицы и преподобного отца нашего Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, где положено тело его святое; и пробыл в том монастыре пять лет и шесть месяцев.
И в прошлом, 7190 году 2 апреля по повелению благочестивейшего великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, всея Великой и Малой и Белой России самодержца, благословением святейшего Иоакима, архиепископа Московского и всея России и всех северных стран патриарха, и по совету преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов и всего освященного Собора, произведен в богоспасаемый град Воронеж первопрестольником на епископский престол во святую соборную и апостольскую церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и в духоводство и управление Церкви Христовой и многого народа уже... (пропуск в тексте. – Прим. ред.) год пребываю. Потому очень болезную, что мое обещание жить на одном месте не исполнилось4; к тому же охвачен сильной боязнью о испытании и взыскании преданного мне, грешному епископу Митрофану, народа христианского. Потому слезно прошу у всей Божией Церкви, у отцов своих, святейших патриархов православных, и у преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, и у того, кто после меня будет братом моим во граде Воронеже на архиерейском престоле, прощения и во всем разрешения прошу; и у освященного собора и у всего православного народа святых молитв смиренно с великим усердием прошу, чтобы помолились о душе моей ко Господу Богу и Пречистой Деве Богородице Марии, чтобы сотворил Господь Бог милость бедствующей душе моей и простил согрешение мое и сподобил меня Царствия Небесного. И после этого благословение подаю и прощение моей епархии паствы священноигуменам, иеромонахам, и монахам, и монахиням, и всему иноческому чину, священникам и диаконам и всему причту церковному и всех священного и духовного чина, и весь народ христианский мужеского и женского пола своей паствы и епархии благословляю, прощаю и разрешаю кающихся всесовершенно во всех приключениях, а которые священного чина люди за тяжкие провинности священства лишены, – и им прощение будет; но тайнодействовать, по правилам святых отец и по нашему суждению, никак не допустятся.
Если же кого чем прогневал и досадил или оскорбил какого-либо сана и чина людям, каким-либо образом как человек согрешил, будучи в достоинстве великого начальства, смиренно прошу согрешениям моим прощения у них.
Притом же последний мой пастырский долг воздаю и предлагаю в душевную пользу и на вечное спасение своей епархии в городах и селах и пребывающим на всяких местах иметь все внимание о благочестии и о спасении душ своих на содержание и управление нашей православной веры и своего отеческого наследия. Да пребывают все православные христиане в прародительской вере своей благочестиво и праведно со всяким старанием, и следует жительствовать в чистоте, в воздержании и святыне и в покаянии, быть образом благих дел; по святому апостолу, народам своей епархии желаю быть благочестивыми.
Веру же православно-кафолическую к Богу вседушно любовью иметь, и Святую Церковь, одну во вселенной, которая на Востоке и у нас утвердилась истиной, как матерь чествовать и пребывать в ней неотступно непоколебимому правому учению, и предания и учения, святыми отцами на Соборах определенные и утвержденные, крепко содержать и ни в чем нерушимо и непоколебимо иметь. Так как без правой веры Богу угодити невозможно, также и без Святой Восточной Церкви мудрования и светлого богопреданного ее учения невозможно никому спастись; и о том через святый Символ веры исповедуем Церковь единой, Святой, Соборной и Апостольской, и так ее хранить от всяких ересей и от соблазнительных наветов оберегать.
И судьям в городах нашей епархии: о правосудии в делах гражданских всячески пусть попекутся и справедливый суд пусть творят, ибо так большую милость и любовь проявят всякому, потому что сильно неправда в суждениях и коварство в людях умножились. Обидимы люди всех чинов: и вдовицы, и сироты, и немощные в бедности; многие люди от оскорблений сильно плачут, ибо суд Божий в людях Его вам, судьям, поручен, избавляйте всякого от неправды.
Еще завещаю всякому чину своей епархии: православным христианам с еретиками и иноверцами, с католиками и лютеранами, кальвинистами и злобожными татары (которых гнушается Господь и Церковь Божия с богомерзкими идолами их проклинает) в общение и содружество не входить, но как от врагов Божиих и ругателей церковных от тех удалятися, совсем с иноверцами содружества не иметь и во укоризну о вере не разговаривать ни с кем и обычаев их иностранных по традициям еретическим на соблазн христианам от них не слушать и это им запрещать накрепко. Татары – зловерные еретики, отступники Святой Церкви, и все они прокляты, ведь и святой апостол Павел заповедал и от братий по общей христианской вере, пьянствующих и бесчинствующих, отлучаться и не примешиваться к ним, – насколько больше подобает всячески отлучаться от тех еретиков, развратников и хулителей святой нашей веры! Еретики, такие как лютеране, кальвинисты и католики, не советуют и не говорят церковной правды, но то, что человеческое, новообретенное и чуждое истинного благочестия. Татары – проклятые злобожники, в них никакого добра не находится, их подобает всячески приводить в благочестивую веру, и апостольское завещанное слово так говорит: Но я писал вам, братие, не сообщаться с тем, кто, называясь братом (иноверец же больше того), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1Кор 5, 11), а в иноверцах все эти страсти господствуют, но многие верные люди и честные с ними ядят, не стыдясь, и не боятся греха. Уклоняющиеся от этой заповеди и презирающие завещания Святой Церкви и творящие сами себе закон по гордыне как избежат клятвы, псалмопевцем всегда возвещаемой? Прокляти все уклоняющиися от заповедий Твоих (Пс 118, 21), чего всех христиан избави Боже! И в другом месте говорит: извергните развращенного из среды вас (1Кор 5, 13). Так явственно Сам Бог завещал, как с иноверными, еретиками и злобными водиться и общаться кому и какую дружбу подобает иметь с ними и пребывать в угождении Богу, когда все люди стоят в истине, о добрых делах прилежат и содержат благие и постоянные нравы.
Еще же говорил Господь: когда идешь на брань, освободись от всякого скверного слова, а в христианских полках и богомерзкие живые идолы – еретики, злословящие святую нашу веру и благочестие, многие иноверцы: лютеране, кальвинисты и католики неправомудрствующие, да еще и начальниками волки над христианами-агнцами, которым всякие оскорбления, бедным, творят. Не есть добро человеку-еретику, неправославному, владеть и начальствовать православными христианами и судить их. В таких чинах подобает быть православным христианам и устраивать благопотребное, ибо благодатью Божией очень много в полковых строях Российского царства царской державы людей благочестивых, в ратоборстве искусных и знающих, апостол же святой Павел очень стыдил коринфян, когда перед иноверцами судился, говорил: К стыду вашему говорю: уничиженных в Церкви (у нас же весьма отчужденных) почто сажаете судить верных, неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас (1Кор 6, 5–7) судиться от неправедных, а не от святых, то есть от еретиков и злобожников неправедных татар, у которых христиане в подданстве, а не от единородных и единоверных святых христиан российских и в царстве одном живущих.
От иноверцев и прежде того в древние времена пользы было мало, потому что они были явными врагами Богу и Пресвятой Богородице, Святой Церкви и нам, христианам.
И люди нашей паствы всякого чина пусть не привыкают к иностранным непотребным обычаям и пусть, не утвержденные в вере и не знающие Писания, с иноверными о вере не беседуют и лестного их учения совсем пусть не слушают, но пусть возымеют в крепости отеческой благорассудные и воздержные поступки в делах и вещах; написано: «не буди всяким ветром носим», изменяющися скоростью непотребств, «старейших не презирай» и, всякое дело начиная, смотри на конец, какой будет всем, потому что вся тварь и время от времени быстро изменяется, и кончина смертная всем приближается, которой и я с годами и болезнью ближе подвержен.
Кроме того, люди нашей епархии всякого чина пусть живут по чину своему и со всяким вниманием и умеренностью, кому что должно и кому что прилично. И на всякие неполезные дела пусть не растрачиваются и не приходят таким образом в последнюю скудость и убожество. Излишество во всем – дело непотребное; по апостолу же, весьма неполезны кому-либо смехотворство и играния; и многое питие каждому вредно и грешно.
А судьям нашей епархии это все следует во власти своей надзирать и, судив праведно, по велениям своего государя управлять народами в правде, чтобы правдой, без напрасной тщеты и непотребной суеты, пожили духом в Боге. Мудрые мужи подобное этому возвещали каждому человеку:
Употреби труд, храни умеренность – богат будешь.
Воздержанно пей, мало ешь – здрав будешь.
Твори благо, бегай злого – спасен будешь.
И таким образом в правду всякому в душе и теле спасение от Господа Бога готово, временное и вечное, благополучное имение и долгота лет во здравии.
Так завещаю творить по моей смерти: поскольку, по причине дальнего расстояния от обители моего обещания5 – Пресвятой Богородицы Золотниковской пустыни и от великого неудобства, невозможно моему телу грешному быть погребенным там, в монастыре, по моему обещанию, потому молю и прошу у отцов своих архипастырей, святейших вселенских патриархов православных и кто после моего исхода на престоле в дому Пресвятой Богородицы брат мой архиерей будет и прочих священнослужителей, пусть предадут мое тело сродной земле и погребут его в приделе соборной церкви Архангела под церковью в нижней палате, а не в великой соборной церкви, и мое прошение во всем исполните и не пренебрегайте и души моей грешной тем не оскорбите.
Еще молю и прошу великим прошением, не пренебрегайте моим прошением, сподобите меня святого великого и ангельского образа схимонашеского и постригите в тот образ, положите в том одеянии по чину схимонахов так, как все святые греческие архиереи, и так, как по образу и по завещанию отца нашего архипастыря святейшего Иоакима, патриарха Московского и всея России, как он заповедал о себе, а нам образ подал. В архиерейские одежды отнюдь не облачайте меня, ибо мы видим древние облаченные тела святых архиереев так, как Алексия, святого митрополита, и чудотворения дара сподобившегося: его святые мощи имеют простое монашеское одеяние; чтобы и мне в том от завещания святейшего патриарха не отличаться, и пусть хотя бы в том по обету моему грешному6 хоть малая отрада души моей сотворится.
Теперь и опять молю, и прошу, и завещаю: после моей смерти пусть во всей нашей епархии, в городах и в селах, во святых обителях и во всех приходских церквах в поминовение моей грешной души по окладу данные деньги по окладным книгам на полгода оставить священникам и диаконам и церковным причетникам тех церквей на сорокоусты, а в казну тех окладных половинных денег в то время не собирать.
А келейных моих денег у меня нет.
И еще молю и прошу отцов своих святейших вселенских православных патриархов и преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, весь освященный собор, поскольку не имею в келии своей ни золота, ни серебра, чтобы подать на поминание моей грешной души, чтобы казначей давал на всякое подаяние из казны нашей домовой епископии, кто будет на погребении, архимандритам, и игуменам, и протопопу, и священному чину по списку, который дан от нашего смирения за нашей подписью при кончине живота нашего отцу моему духовному казначею иеромонаху Тихону, да протопопу Гавриилу, да ключарю Михаилу, да дьякону Филимону, да успенскому попу Симеону, да казенного приказу подьячему Григорию Иванову.
А по исходе моей грешной души собрать избранных людей, кому Псалтирь читать непрестанно днем и ночью шесть недель, а чтобы в той службе не было роптания и лжи, дать десять рублей.
А в приделе соборной церкви Архангела Божия Михаила служба бы была в течение года каждый день, Апостол и Евангелие за упокой и ектении з… (пропуск в тексте. – Прим. ред.).
И дальше по субботам да поминается душа моя грешная в соборной церкви, в которой я о Господе трудился и во благодати Иисус Христовой блаженно скончался.
Сотворите милость и последний мой этот долг заплатите и не делайте нам преслушания, но исполните во всем. Потому что надо апостольское учение слушать: никто своей пользы, но ближнего своего каждый пусть ищет (см.: 1Кор 10, 24); ищущий же, по слову евангельскому, обрящет благодать и славу, мир и милость примет от Бога, и усердно толкущему в двери милосердия Божия исполнением заповедей Господних отверзется Царство Небесное, и примут его во всерадостные кровы блаженства в нескончаемый век.
Это все заключаю и завещаю, всех оставшихся людей нашей епархии всякого чина и возраста о святой молитве смиренно прося, и у всех вас прощения прошу, а вам благословение мое архиерейское оставляю. Себя же самого, грешного, вручаю Божиему милосердию и непостыдному предстательству Госпожи моей Пресвятой Девы Богородицы Марии и Ангелу своему Хранителю и молитвам всех святых, благоугодивших Богу, взывая и говоря Богу Отцу нашему Небесному: «Отче! в руце Твои предаю дух мой. Аминь».
Потом еще молю и прошу, когда благоволит Бог по исходе моей грешной души, по благословению отец наших святейших вселенских патриархов, того, кто будет братом мне на архиерейском престоле в дому Пресвятой Богородицы, честного и славного Ее Благовещения, сотворить милость моей грешной душе: поминать во святых своих молитвах ко Господу Богу, когда приносит Бескровную Жертву Богу и Отцу, тогда и меня, грешного, пусть воспомянет, за то и сам да примет от Господа Бога милость, и, по слову Священного Писания, какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить (Мф 7, 2).
Потом молю, чтобы и у всех служителей соборной святой церкви незабвенным было поминовение в молитвах моей грешной души, как апостол Павел7 повествует: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак 5, 16).
А церковные всякие вещи, сосуды, церковные всякие ризы и всякую одежду архиерейскую и священническую и диаконскую и книги всякие церковные, которые находятся в ризнице и в казенной палате, сохранить недвижимо. Если кто вспомнит, что есть что-то излишнее, статьи в две или в три и более, и это тоже из соборной церкви не забирать, не продавать, не отдавать никому, а оставить в святой церкви, потому что собрано было с великим трудом, все вновь устроил Бог.
Потом еще молю и прошу у отца своего архипастыря святейшего патриарха и кто после меня будет на престоле архиерейском, брата моего, сотворить милость моей грешной душе: у тех, которые труждались в дому Пресвятой Богородицы в соборной церкви в ризнице: иеродиаконы, иподиаконы, и иереи, и иеромонахи, – у них принять ризницу и всякую церковную утварь по книгам записным, а им притеснений никаких не творить: я за ними никакого порока не видел. Потом в казенной службе у казначея принять казенные деньги по книгам и все казенное имущество по записи, что имеется в наличии, а над ним, казначеем, сотворить милость, ни в чем его не оскорблять и не притеснять за его послушание, он труды великие подъял в постройке святой церкви и в доме Пресвятой Богородицы через силы свои в великой скорби, а был нам послушником с великим радением. Потом в вотчинах домовых, в приписных монастырях, в Троицком Боршеве монастыре, Пречистой Богородицы Владимирской в Карачунском монастыре, строителей во всяких домовых доходах денежных и потому хлебных – их ни в чем не оскорблять и не притеснять; я за ними никакого порока не видел, трудились при нас в великих трудах и в послушании.
А те доходы, которые в тех монастырях и в вотчинах денежные: или хлеба продано за обиходом, или с мельниц, или с иных вотчинных всяких доходов, – и те все доходы принимал казначей в казну, о том в книгах казенных все записано, а со строителей тех казенных доходов не спрашивать. Также молю и о дьяконе Филимоне, который с начала моего архиерейства в постройке святой соборной новопостроенной каменной церкви и дома Пресвятой Богородицы и о всяких церковных вещах и в домовых нуждах, в Москве и в других городах, и, согласно моему челобитью, по именному великого государя указу, – за его приказную работу и за его всякие труды не оскорблять и притеснения не творить: труды полагали истинно и послушание к нам творили во всем.
И за всех их прошу и молю брата моего, кто будет на престоле архиерейском, сотворить милость моей грешной душе: не творить притеснения и повреждения, чтобы малую отраду принять в день Страшного и праведного Суда Божия, чтобы не был никто после меня во всяких службах оскорблен. А от нашего смирения им всем мир и благословение и прощение. Потом я у них прошу молитвы и моления ко Господу Богу и прощения, если чем кого оскорбил словом или делом, и вы меня, грешного, простите и помолитесь обо мне. Аминь.
Сотворите милость и этот мой последний долг заплатите ко Господу Богу молитвами на душевную мою пользу: помяните душу мою грешную, да и сами помянуты будете у Господа Бога в день праведного суда. Это слово мое предстанет перед вами и мной на Страшном Суде Христовом. Не пренебрегайте моим прошением, слезно молю и прошу о последней вашей любви ко мне, грешному; не забудьте меня в своих молитвах, по апостолу Павлу8: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. И если кто сотворит по нашему завещанию тому некое препятствие в исполнении последней моей воли, или коварство, или лукавство сделает при раздаянии вещей написанных, или не исправит по завещанию нашему во всем раздаянии, или поскорбит и не исполнит этого нашего вышенаписанного приказа, тот имеет судию Христа Бога, воздающего каждому по делам, потому что Он – всевидящее око; если же видит кого творящего не лживо, тому и воздаст по его делам, всякому – праведно.
* * *
Под словами «наше смирение» святитель подразумевает себя.
Здесь и далее ошибка: эти слова относятся к Посланию апостола Иакова.
Возможно, пропуск в тексте. В никоновской Кормчей: «…святитель без греха быв пред Богом, за сыновние грехи послан будет в муку».
Святитель подразумевает монашеский обет пребыть в послушании в том же месте, где был пострижен.
То есть обители, в которой был произнесен иноческий обет.
Святитель здесь опять говорит о монашеском обете.
Здесь ошибка: апостол Иаков.