преподобный Иосиф Волоцкий

Просветитель

 Слово 15Слово 16

Слово шестнадцатое

Против ереси новгородских еретиков, говорящих, что если еретики или отступники, обличенные в своих ересях и отступничестве и осужденные, начнут каяться, то следует принять их покаяние и удостоить их милости. Здесь же собраны свидетельства святых книг о том, что если еретик или отступник начнет каяться не по своей воле, но лишь будучи обличен и осужден, то такое покаяние нельзя принимать; ведь и воры, и разбойники, и убийцы, и разорители могил, и другие злодеи каются тогда, когда бывают обличены и осуждены, но покаяние их не принимается.

Нет ничего сильнее чистой и несомненной веры во Отца и Сына и Святого Духа. И нет ничего более пагубного, чем неверие и сомнение, от которого впадают в ересь и в отступление, как это случилось с появившимися недавно новгородскими еретиками и отступниками, о которых мы много говорили до сих пор.

Теперь же мы скажем еще об одном их лукавом и злодейском утверждении: если, говорят они, еретики или отступники, обличенные и осужденные в своих ересях и отступлениях, начнут каяться, то следует их принимать на покаяние.

В предыдущем слове мы, основываясь на священных правилах и других святых книгах, говорили о том, как следует принимать на покаяние еретиков и отступников. Но о появившихся теперь еретиках и отступниках (я имею в виду новгородских), о покаянии их, не написано ни в одной из дошедших до нас книг. Мы не нашли ни одного лекарства, чтобы исцелить эту болезнь. Можно лишь молиться со слезами и сокрушением сердца Господу Богу Вседержителю, чтобы Он упразднил и искоренил этот еретический душепагубный недуг.

Так поступали преподобные и богоносные отцы наши, священноначальники и святители. И блаженный Александр, патриарх Константинопольский, и святой Лев, папа Римский, и блаженный Архелай, епископ Месопотамский, о которых мы писали в предыдущем слове, и многие другие божественные святители поступали так. Эти божественные святители, чудотворцы, прославленные дивными знамениями, были подобны божественным пророкам и святым апостолам. А теперь люди ослабели, и недостойны просвещения Святого Духа, и не могут творить таких дел, какие творили древние святители и преподобные и богоносные отцы наши. Но мы не должны отчаиваться: Человеколюбец Бог дал нам книги для того, чтобы мы, наставляемые ими, не были соблазнены скверными еретиками.

Так, святитель Златоуст говорит: во-первых, мы плаваем с помощью парусов, то есть Святым Духом, а во-вторых, с помощью весел, то есть святых книг. Святые же книги учат, как поступать, если возникнет какое-нибудь недоумение относительно согрешения душевного или телесного или появится где-нибудь новая ересь, а в священных правилах и прочих святых книгах не обнаружится указаний, как исцелять такие грехи и укрощать ереси. Так получилось с новоявленной ересью новгородских еретиков: ни в священных правилах, ни в прочих святых книгах не написано, как принимать их покаяние, поскольку они прежде не каялись, а теперь лицемерным, не истинным118 покаянием погубили множество душ, и губят и доныне. В таком случае следует православным царям и князьям, судьям мирским, священноначальному пастырю, святителям и священникам и всем православным христианам стараться и стремиться к тому, чтобы Господь просветил, вразумил и научил, как распознавать и обличать скрывающихся еретиков, и как принимать на покаяние тех, кто был обличен и поневоле покаялся.

Если бы они сами, до обличения, стали каяться и сами по себе исповедали бы свое отступление, то покаяние их было бы принято, но они не сделали этого и стали каяться лишь тогда, когда были обличены и осуждены на смерть, и потому покаяние их не принимается. Ведь Бог говорит через пророка: «Говори о грехах своих прежде, чтоб оправдаться» (См. Ис. 43, 26). Пророк не просто сказал: «Говори о грехах своих», – но что он сказал? «Говори о грехах своих прежде». Требуется не просто сказать, но сказать прежде, не дожидаясь обличающего и осуждающего.

Так, Адам исповедал грех не прежде, но после того, как был обличен Богом, лишь тогда стал говорить о своем грехе, и потому не был услышан, но даже осужден Богом.

Так и Каин, после страшного братоубийственного греха, исповедал грех свой не прежде, но после того, как был обличен Богом, лишь тогда стал исповедовать грех свой, и потому был проклят и погиб.

Подобно тому и Исав пострадал; божественный апостол Павел говорит о нем: «Чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав... не обрел места покаяния, хотя и просил о том со слезами» (См. Евр. 12, 16–17).

Так и Гиезий, ученик пророка Елисея, украв золото, исповедал грех свой не прежде, но после того, как был обличен пророком, лишь тогда исповедал грех свой, и потому не был услышан, но даже был осужден: здесь, до смерти, страдать от проказы, а в будущем веке – пребывать в страшных мучениях во веки вечные.

Пророк говорит: «Во время благоприятное Я услышал Тебя» (Ис. 49, 8. Пс. 2, 12). Что же такое «время благоприятное»? Другой пророк говорит: «Приимите наказание, да не когда прогневается Господь»119. – Ред.. Появившиеся же теперь отступники исполнены столь злых и тяжких согрешений, каких никто из живущих под небесами никогда не творил – и ни разу не каялись, но лишь когда были обличены и осуждены на смерть, тогда покаялись. И если будет принято их покаяние, то тогда следует принимать и покаяние воров, разбойников, убийц, осквернителей могил и прочих злодеев, ведь все они каются тогда, когда бывают обличены и осуждены на смерть или на лютые муки; однако покаяние их не принимается, и они бывают осуждены, каждый по своим делам. Но согрешения еретические, а тем более отступнические, бывают тяжелее согрешений разбойников, воров, убийц, блудников, прелюбодеев, осквернителей могил, тяжелее всех смертных грехов. В священных правилах написано, сколько лет должно длиться покаяние разбойников, убийц, прелюбодеев и прочих грешников, но не указано, сколько лет должно длиться покаяние раскаявшихся отступников: они не должны причащаться Божественных Таин в течение всей своей жизни и допускаются к причастию лишь при исходе души120. Однако причащаться Божественных Таин при исходе души могут лишь те отступники, которые покаялись по своей воле, прежде обличения; из теперешних же отступников ни один не покаялся прежде обличения.

Но сколь велико немилосердие и злоба, а лучше сказать, неразумие людское! Ибо когда братья наши, православные христиане, впадают в какие-либо согрешения, по неразумию или по принуждению, то все единоверные христиане отворачиваются от них, все ненавидят их и гнушаются ими; и когда они каются, никто не милует их, когда же ведут их на страшную смерть, никто не подает им руку помощи, никто не скорбит о них, никто не скажет, что нужно дать им возможность покаяться и сподобить милости, но все говорят, что они достойны смерти или наказаний, на которые осуждены.

Но вот схвачены отступники, которые не по принуждению, а по своей воле отвергли Христа и предали Его поруганию, осквернили всякую святыню, пытались всех православных христиан привести к жидовству, а тех, которых не смогли привести к жидовству, старались осквернить всевозможной скверной. За всю свою жизнь они не покаялись ни разу, когда же были обличены в своих отступлениях и скверных делах и осуждены на смерть, тогда стали говорить: «Каемся в своих согрешениях». И это ложное покаяние погубило и привело в жидовство множество душ, сосчитать которые невозможно. И теперь, когда их осудили на смерть, православные христиане скорбят и тужат о них, протягивают им руку помощи и говорят, что нужно их сподобить милости.

Разве православные цари и святые отцы, бывшие на Вселенских и поместных Соборах, не милостивы и не милосердны? Но ведь они повелели всем, записали в священных правилах и заповедали всем грядущим поколениям, чтобы цари, князья и мирские судьи предавали еретиков, а тем более отступников, лютым казням и смерти, как убийц, разбойников и иных злодеев. Найдется ли такой безумец, а лучше сказать безбожник, который дерзнул бы извращать божественные писания православных царей и святых отцов, составивших священные правила и утвердивших и написавших, что проклят всякий, отвергающий и извращающий божественные писания святых отцов!

Если же кто-нибудь скажет: «Это гражданские законы, а не писания святых отцов», – пусть он прочтет тринадцатое слово, помещенное в этой книге, и тогда узнает, что гражданские законы подобны писаниям пророков, апостолов и святых отцов.

В Священном Писании сказано: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился... и жив был» (Иез. 33, 11). Нет греха непрощаемого, – не прощается только нераскаянный грех. И еще говорит Господь: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). И много говорится об этом в Священном Писании.

Я знаю, что человек – существо, подверженное изменениям, и естество его тленно; и потому я с радостью принимаю слова Божии, и поклоняюсь Сказавшему их, и передаю другим. Священное Писание говорит, что Бог принял кающегося Манассию (2Пар. 33), а я дерзаю утверждать, что Он примет и кающегося дьявола; ведь Манассия, хотя и был великим грешником, но, покаявшись в согрешениях, до смерти пребывал в покаянии – и угодил Богу. Бесчисленное множество грешников спаслось покаянием, и доныне спасаются, потому что, покаявшись, они пребывали в покаянии и умилении и хранили православную веру до самой смерти.

Нынешние же отступники после покаяния соделали еще большее зло, а теперь, когда они обличены и осуждены на смерть, говорят: «Каемся». И кто сможет понять и разобраться, каются они истинно или ложно, как и прежде? Но если нельзя разобраться и понять, лживо или истинно их покаяние, то у кого хватит дерзновения принять их как истинно кающихся и дать им прощение, как ранее дали им возможность покаяться и простили их царь и архиепископ Геннадий, не зная об их лукавстве? О нынешних отступниках теперь уже всем людям известно и ведомо, каковы они и что сотворили, и мы уже много раз говорили об этом. И если кто-нибудь сам дерзнет или станет другим советовать простить их, то за все зло, которое сотворят потом отступники, за каждую душу, которую они приведут к ереси или к жидовству или осквернят, – за все это спросится с него и будет он предан мукам, потому что знал, каковы они, но простил их, и тем согрешил.

Поскольку в святых книгах не говорится, как принимать таковых еретиков и как определить, достойные ли плоды принесло их покаяние, не следует прощать их и давать им волю и послабление. Нужно всем верующим во Христа сначала старательно помолиться Господу Богу, как мы уже говорили, а потом искать в святых книгах подобные случаи, которые бывали и в древние, и в недавние, и в последние времена.

Прежде всего следует посмотреть, как поступали православные цари и святые отцы, которые были на вселенских и поместных соборах. Когда еретиков, после проклятия, осуждали в заточение, их содержали в темницах до конца их жизни, опасаясь, чтобы они не прельстили православных121.

Если же кто-нибудь из них захочет покаяться, можно каяться и в темнице, ибо в скорбях и в бедах Бог лучше слышит кающихся.

Так, Бог услышал кающегося Манассию, заточенного даже не в темнице, а в медном воле. Бог принял и покаяние Навуходоносора, не просто скитающегося по горам и пещерам, но обращенного в звериный образ (Дан. 4, 26–34). Также принял Бог и покаяние Тиридата, который был не только покорен бесом, но и обращен в кабана.

Ведь многие из православных христиан впадали в плотские прегрешения, в блуд или прелюбодеяние, или в убийство, и когда начинали каяться, то некоторые сами на себя возлагали железные цепи, как написано в Отечнике. Так, некий пресвитер, живший в Константинополе, впал в блуд и пришел каяться к отцу Петру, на гору Олимп122; при этом он наложил на себя вериги, и сам себя заключил в ров, и до самой смерти своей не выходил оттуда. Другие же сами себя заключали в темницы, как блаженный Даниил Скитский, который, убив варвара, по своей воле пребывал в темнице. И блаженный Григорий, папа Римский, пишет: монах некий, по имени Мартин, отрекшись от мира, затворился в пещере, и ногу свою приковал к стене железной цепью. И еще написано в Отечнике, что брат некий жил в скиту и сидел в келье своей, имея на ногах своих железные оковы; однажды пришел к нему брат, который прислуживал ему, увидел его без оков и спросил: «Авва, кто снял с тебя оковы?» Он же отвечал ему: «Оковы с меня снял Тот, Кто простил грехи мои».

И много подобного есть в святых книгах.

Те же из древних еретиков, которые не хотели каяться, испускали дух свой в страшных мучениях, но не прельстили никого из православных.

И такую ревность о благочестии имели православные цари, что не только простых людей, но и патриархов, и святителей, и священников, если они впадали в ересь, прокляв, отправляли в изгнание и в темницы, пока они не испускали дух свой в страшных мучениях.

Так, царь Феодосий Великий осудил на заточение, лишив почестей, Македония, патриарха Царьграда, вместе с епископами, последователями его. И царь Феодосий Младший осудил таким же судом Нестория, патриарха Царьграда, вместе с епископами, его сторонниками. И благочестивый царь Маркиан точно так же казнил Диоскора, патриарха Александрийского, со всеми епископами-единомышленниками. Благочестивая же царица Феодора и сын ее Михаил таким же образом предали смерти Анния123, патриарха Константинопольского, с епископами, приверженцами его. Подобным образом поступали и прочие православные цари: Юстиниан Великий, на Пятом Соборе, и Константин, внук Ираклиев, на Шестом Соборе; ведь патриархи тогда были православными, но было много святителей и священников, придерживающихся ереси. И всех их, по проклятии, осудили в заточение и в темницы, и потому они не прельстили никого из православных.

Вот каким судом были осуждены патриархи, митрополиты и епископы, придерживавшиеся ересей; но разве нынешние отступники, которые хуже всех еретиков и отступников, не достойны такого же осуждения, как и вышеупомянутые еретики? И если теперь православные самодержцы не поступят так же, то совершенно невозможно ничем иным искоренить еретиков и отступников. Если же они подвигнутся на это и покажут ревность о Христе – ввергнут еретиков и отступников в темницы, до самой смерти их, – умиротворится Церковь Божия и угаснет скверное жидовское учение злочестивых еретиков и отступников.

Бывало так, что православные цари сначала проклинали, а потом прощали еретиков, однако ереси при этом не искоренялись, но было последнее хуже первого (Ср.: Лк. 11, 26). Ведь еретики не только не каялись, но прельщали многих из православных и приводили к ереси.

Кто еще имел такое попечение о православной христианской вере, как великий и равноапостольный царь Константин? Когда же он проклял Ария124 и иных еретиков и осудил их в заточение и в темницы, как и следовало, – некоторые епископы и другие люди, из придворных его, тайно придерживавшиеся ереси, убедили благочестивого царя Константина даровать еретикам прощение, чтобы умиротворить Церковь Божию125. Но еретики не только не покаялись, но и погубили множество душ. Это произошло потому, что сей блаженный и приснопамятный царь еще не знал о лукавстве еретиков; когда же он понял их бесовское коварство, то не только осудил их в заточение и в темницы, но и повелел усечь мечом всех, кто не верует во Святую и Единосущную Троицуя126.

Так же и Константин и Ирина прокляли еретиков на Седьмом Соборе, но не осудили их ни в заточение, ни в темницы, и оттого ереси не были искоренены. А царь Лев Армянин и Феофил, прельщенные теми еретиками, вновь воздвигли еще более страшное иконоборчество, пока царица Феодора и сын ее Михаил не осудили еретиков в заточение и в темницы, с начальником ереси, патриархом Аннием, до конца дней их, – и с тех пор прекратилась эта скверная ересь.

Позднее, во времена благочестивого царя греческого, Кир Андроника Палеолога, пришли из Калабрии Италийской в царствующий град еретики Варлаам и Акиндин, против которых благочестивый царь Андроник собрал Собор и повелел их проклясть; по проклятии же не осудил их в заточение и в темницу, но даровал им прощение. И они прельстили многих верующих, пока Варлаам не был убит православными людьми; Акиндин же был осужден царем в заточение, и ересь прекратилась.

Подобное происходило и в Русской земле.

Так, был некий человек, исполненный гнусных и скверных дел, по имени Карп, по ремеслу стригольник127, живший во Пскове. Он, окаянный, стал родоначальником скверной и мерзкой ереси. Как известно, многие из православных христиан, слабые и неразумные, были последователями этой ереси, пока архиепископ Дионисий Суздальский не отправился по поводу ее в Константинополь и не принес послание от Вселенского патриарха Антония во Псков, к посадникам, чтобы они позаботились о православии и уничтожили еретиков. Посадники проявили большое усердие в уничтожении ереси и просили благочестивых князей, святителей и воевод помочь в уничтожении еретиков. Ересь удалось уничтожить лишь тогда, когда посадники, по совету благочестивых князей и святителей и иных именитых христиан, велели схватить стригольников и не оставили ни одного, но всех заточили в темницу, до самой смерти их. Таким образом удалось искоренить и уничтожить эту соблазнительную ересь.

Точно так же поступил и державный великий князь Иван Васильевич, повелев святителям проклинать нынешних еретиков и по проклятии сажать их в темницы, где они и умирали в муках, не прельстив никого из православных.

Но другие стали каяться, и державный, поверив их покаянию, даровал им прощение. И тогда они сотворили множество неописуемых злодеяний, многих из православных христиан привели к жидовству и хотят сделать то же, что и древние еретики, которые не раз губили страны и царства великие.

Так некогда Тимофей Элур, Петр, белильщик Кнафейский, Иулиан Аликарнасейский, единомышленники Евтихия и Диоскора, пришли в великое царство Армянское, в котором тогда все были православными, мыслили по-христиански. Еретики стали тайно сеять злое учение среди неразумных людей; сначала они прельстили лишь некоторых, со временем – многих, а потом стали сеять свое скверное еретическое семя среди благородных людей, среди бояр и князей. Так, постепенно, в течение многих лет, и все Армянское царство, увы, пришло к гибели, и доныне пребывает в этом погибельном состоянии.

Подобно тому и великое Эфиопское царство много лет пребывало в христианской православной вере. Но что сделал вселукавый враг – дьявол? Он научил неких еретиков, так называемых яковитов, единомышленников Сергия, Пира и Феодора Фаранского, и когда те пришли в Эфиопию, то сначала научили своей ереси немногих, потом многих, а спустя много лет и все Эфиопское царство отошло от православной христианской веры, и даже и доныне эфиопляне, прельщенные, придерживаются этой скверной ереси.

Так же и великое царство Римское девятьсот лет пребывало в православии, до папы Формоза (891–896 гг.), первого отступника от православной христианской веры. Когда из западных стран пришли еретики и стали тайно прельщать православных, Формоз уверял четырех патриархов, что придерживается православной веры, а сам тайно, вместе с еретиками, учил православных придерживаться латинской ереси. И через много лет великое царство Римское и все царства и страны, бывшие под римским владычеством, отступили от соборной и апостольской церкви и от православной христианской веры.

Так же и великая Русская земля: пятьсот лет пребывала она в православной вере христианской; когда же враг человеческого спасения, дьявол, привел скверных и помраченных евреев в Великий Новгород, сначала они немногих привели в жидовство, а потом – бесчисленное множество, как было сказано об этом выше.

Итак, мы узнали и поняли, сколь велика и какова бывает погибель православным христианам от еретиков и отступников. Ведь еретики совершенно погубили и привели к ереси и отступничеству не только села и города, но и великие и дивные царства, каких не бывало под небесами.

Нынешние же отступники гораздо хуже тех, сквернее и лукавее. Как змеи, которые таят в себе яд и уязвляют, улучив время, – так поступают и нынешние отступники.

Находясь среди православных, они выказывают себя православными, и если кто-либо крепко стоит в вере Христовой и православии, от того они всячески таятся; если же увидят кого-нибудь из более простодушных, то готовы уловить его. Чтобы привлекать людей в жидовство, они дерзают даже становиться священниками. И если найдется среди их духовных чад кто-нибудь, легко склоняемый к греховному игу, то учат его отступлению от веры и обращают в жидовство, а если он чем-то согрешил, блудом или прелюбодейством, или убийством, или иными тяжкими грехами, это прощается ему немедленно, без епитимьи.

Если же кто-либо из православных захочет восстать на них с обличением, то они отрекаются от жидовской веры, да еще и проклинают ее последователей, и клянутся страшными клятвами, что они православные, – для того, чтобы их не разоблачили и им удобнее было бы тайно прельщать православных.

И благодаря такому пронырству и дьявольскому лукавству они погубили множество душ, увели их от православной христианской веры в жидовство. Древние еретики, хотя и многих привели к ереси, не дерзнули на то, на что дерзнули нынешние еретики и отступники: осквернить Божии церкви и все освященные вещи, все православное, – осквернить таким осквернением, о каком никогда и нигде даже не слышали. Потому всем, кто любит Христа, следует проявить большое усердие и старание, чтобы и мы не погибли так, как погибли Армянское, Эфиопское и Римское царства. Ведь они погибли по небрежению тогдашних православных царей и святителей, и за такое небрежение эти цари и святители будут осуждены на Страшном Суде Христовом.

Вот что пишет православный и равноапостольный царь, великий Константин, о царях, князьях и судьях мирских: Итак, слушайте и разумейте, цари, князья и судьи мирские, и бойтесь Вышнего (Ср.: Прем. 6, 1), да не внидет в мир смерть из-за вашего небрежения: ибо малое небрежение влечет за собой великие беды, и «проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48, 10). Ведь всякий царь или князь, живущий в небрежении, не пекущийся о своих подданных и не имеющий страха Божия, становится слугой сатаны, потому неумолимо и внезапно найдет на него гнев Господень. Говорю же вам это, цари и князья, не от себя, но получив вразумление от Бога: из пастырей стада Христова не обращайтесь в волков и не предавайте стада Христова на расхищение зверям, то есть иудеям и эллинам, еретикам и отступникам и всем неверным. Итак, неверующих во Святую и Единосущную Троицу мы повелеваем посечь мечом и богатство их отдать на разграбление; повелеваем предавать лютым казням татей, разбойников, мужеложников, блудников, прелюбодеев, убийц, чародеев, фальшивомонетчиков, осквернителей могил и прочих людей, творящих злое. Повелеваем и вам поступать так же: ведь вы – «боги и сыны Всевышнего» (Пс. 81, 6), смотрите же, чтобы не стать сынами гнева, не умереть, как люди (Ср.: Пс. 81, 7) и не быть низринутыми во ад, как псы. Итак, уразумейте, цари и князья, и бойтесь Вышнего; я написал это для вашего спасения, чтобы вы, исполнив волю Божию, получили от Него милость, потому что Бог посадил вас вместо Себя на престолах ваших (Ср.: Прем. 6, 1–3). Цари и князья должны всячески заботиться о благочестии и охранять своих подданных от треволнения душевного и телесного. Так, у солнца свое дело: освещать живущих на земле, а у царя – свое: заботиться о всех своих подданных. Получив от Бога царский скипетр, следи за тем, как угождаешь Давшему его тебе, ведь ты ответишь Богу не только за себя: если другие творят зло, то ты, давший им волю, будешь отвечать перед Богом. Ибо царь естеством подобен всем людям, властью же подобен Богу Вышнему. И как Бог хочет спасти всех людей, так и царь должен охранять от всякого вреда, душевного и телесного, все, что ему подвластно128, чтобы, исполнив волю Божию, получить от Бога вечную радость, с бесплотными силами, как и Сам Он обещал вам «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26), – и вы воцаритесь с Ним, и будете радоваться вместе с Ним во веки.

Подобно тому говорит и величайший из царей, православный царь Юстиниан, в царских книгах, в главе 60-й: Да будет известно, что все возлюбившие Бога и поступающие по заповедям Его и по закону Его, сподобятся жизни. Но есть среди христиан и такие, которые носят имя христианское лишь в осуждение себе, а сами окаяннее бесов, омрачены дьяволом – это те, кто рассуждает по-еретически, ввергнув себя в богохульство, в телесную нечистоту – в содомский грех, которого и скоты бессловесные не творят, в прелюбодеяние, блуд и убийство: всем им мы повелеваем удаляться от этих нечистот и хулений еретических. Ведь из-за этих грехов множество городов были разорены до основания, и слух об их гибели витает и доныне, – что же говорить о хульных словах, о еретических учениях! Небо удивилось и земля устрашилась, а эти богоотступники и преступники совершенно бесчувственны. Если хула на человека не может быть безнаказанной, то тем более – хула на Бога. И если после этого нашего постановления обнаружится кто-нибудь, пребывающий в вышеупомянутых грехах, пусть примет по делам своим законное мучение. Повелеваем епарху города казнить по закону и предавать тягчайшим мучениям богохульников, еретиков и отступников, блудников, прелюбодеев и творящих иные скверные дела, отвергнувших Христа, мужеложников, воров и разбойников – не щадить творящих зло пред Богом. Ведь Саул пощадил врага Божия, и Ахав тоже, и потому сами погибли. И если кто-нибудь знает, что некие люди пребывают в таких грехах, и покрывает это, а не делает явным, то он, как помогающий беззаконию, тоже будет осужден Владыкой. И тот епарх, который по лености или по какой-то другой причине, по своей воле, не подвергнет преступника законному наказанию, прежде всего подлежит Божию суду, а кроме того, обратится на него и наше негодование.

Святые апостолы так говорят о царях и святителях, которые не заботятся и не пекутся о своих подданных: царь злочестивый, не заботящийся о своих подданных, – не царь, но мучитель; и злой епископ, не заботящийся о пастве, – не пастырь, но волк. К таким пастырям Бог обращается через пророка Иезекииля: «Горе пастырям, расточающим и губящим овец стада Моего! Вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и накажу их за лукавые дела, потому что пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, думая лишь о мзде и заботясь не о пользе людей, но о скверной мзде человеческой» (Ср.: Иез. 34, 2, 10, 8). И еще говорит: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их и если ты засвидетельствуешь им, и они не отвратятся от беззаконий своих, то умрут в своем грехе; если же не скажешь им, то Я взыщу кровь их от рук твоих» (Ср.: Иез. 3, 17–19). Ибо это дело истинного пастыря – положить душу свою за людей, чтобы Господь, придя, возрадовался о нем и об овцах возвеселился: возрадуется, если все окажутся невредимыми и никто из них не потеряется; если же обнаружится, что овцы потерялись, горе будет тем пастырям. И потому следует пастырям иметь всяческую заботу и попечение о стаде овец Христовых, ведь Владыка Христос поручил им бережно хранить паству, чтобы за преступления, оставленные без внимания и наказания, не получить им мучительного воздаяния в День Судный. Соблюдающие Божественные правила сподобляются помощи от Владыки Бога, а преступающие их подвергают себя окончательному осуждению. Когда не соблюдаются Божественные правила, происходят различные преступления: оттого и гнев Божий на нас, и всевозможные наказания, и окончательный суд; и виной всему – пастыри, которые не заботятся о стаде Христовом и не охраняют его.

И нынешние пастыри и учители должны уподобляться первоначальным пастырям, которые проясняли вероучение и отгоняли зловерие, утверждали православных в заповедях Божиих и поражали злославных божественными стрелами, пастырям – мечам на еретиков, пастырям, которые не отрекались от находящих скорбей, но полагали души свои за паству и проливали кровь свою за веру, подражали вере и ревности праотца своего Авраама и почивают ныне на лоне его, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому подобает всякая слава и честь и держава, со Отцем и со Святым и Благим и Животворящим Духом, ныне, всегда и во веки веков. Аминь.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Книга преподобного Иосифа известна во множестве списков129. Первоначальная краткая редакция книги, содержавшая слова 1–11, была составлена до 1504 года; слова 12–16 присоединены уже по окончании второго Собора против еретиков, история которого изложена в слове 15, – то есть после 1504 г. Название «Просветитель» книга получила не ранее XVII века.

В 1790 г. предваряющее книгу «Сказание о новоявившейся ереси новгородских еретиков...» издал Н. И. Новиков в «Древней Российской вивлиофике», в т. XIV и дополнительно фрагмент начала в т. XVI. Полный же текст «Просветителя» на основе нескольких списков был издан Казанской Духовной Академией в 1857 г. и затем трижды переиздан без изменений также в Казани – в 1882, 1896 и 1904 гг. Хотя позднейшие исследователи и подвергали некоторой критике текстологические принципы казанского издания «Просветителя», оно доныне остается единственной полной публикацией памятника. На его основе и выполнен предложенный вниманию читателя первый перевод «Просветителя» на русский язык.

В нашем издании сохранены те из текстологических примечаний казанских публикаторов, которые не теряют значения при переводе текста с церковнославянского языка. Значительно увеличено число указаний на цитируемые преподобным Иосифом места Священного Писания, оговорены все важные в смысловом отношении расхождения цитат и с доступными современному читателю церковнославянскими редакциями Библии, и с русским Синодальным переводом (при отсутствии таких расхождений цитаты приводятся по Синодальному переводу). Введены ссылки на некоторые приводимые преподобным примеры из житий святых.

Не затрагивая многочисленных вопросов текстологии «Просветителя», приведем выдержки из предисловия к Казанскому изданию.

«Хотя, таким образом, «Просветитель» написан отдельными частями, однако ж в настоящем виде он представляется одним цельным сочинением, написанным по одному плану... Мы указали на ту тесную связь, в какой находятся между собою предисловие и первые 13 слов. Что касается остальных слов, то в 15-м слове преподобный Иосиф ссылается на предисловие; в 16-м слове указывает на 13-е и 15-е; наконец в двух словах, 15-м и 16-м, называет все свое сочинение книгою.

Конечно, сочинение преподобного Иосифа составляет не что иное, как выбор из отеческих творений; но потому оно и имело особенное значение, что в нем собрано было все, что главным образом нужно было знать христианину для того, чтобы дать ответ всякому вопрошающему его о вере. Это понимали как современники, так и позднейшие, назвавшие это сочинение «Просветителем».

Кроме множества полных и неполных списков «Просветителя» мы встречаем еще множество извлечений или выписок из него, приложенных к другим сочинениям нашей письменности. Такие выписки, состоящие иногда из целых слов «Просветителя», мы встречаем особенно в так называемых Сборниках, которыми так богата наша древняя письменность.

Принимая во внимание такую важность «Просветителя» как творения, имеющего великое значение в истории ересей и расколов нашей Церкви, и как знаменитейшего богословского памятника древней письменности нашей, мы решились печатать его...

При издании «Просветителя» мы имели в виду следующие рукописи:

три рукописи Соловецкой библиотеки:

рукопись под № 326, в 4-ю долю, содержащую в себе весь текст «Просветителя», кроме 12-го слова. Эта рукопись написана на 411 листах и кроме «Просветителя» содержит в себе еще одиннадцать слов прп. Иосифа «о жительстве общежительнем, словеса к своим ему оученикомъ». На 4-м листе рукописи написано: «Въ лето 7022 (1514) дана бысть книга сия иноком Ниломъ Полевым по трех душах, написати их по преставлении в список повседневной, Ксению, инока Марка, инока Нила, в обитель Пречистыя Богородица честнаго и славнаго Ея оуспениа, въ строении преподобнаго отца нашего Иосифа, еже есть близ Волока Ламьскаго». На обороте же 3-го листа сказано: «ведомо буди, яко в сей книзе 11 слов списание Игумена Иосифа Ктитора Киновиа Прчтыа Бца близ града Волока Ламьскаго, общежительная его преданиа к своим ему оучеником от божественных писаний. Пакы же его аи слов и предсловие на безбожныа еретикы». Из сего видно, что рукопись почти современна преподобному Иосифу и что она первоначально заключала в себе, кроме одиннадцати слов о жительстве общежительнем, которые и помещены в начале рукописи, только одиннадцать слов «Просветителя». Действительно, все эти слова написаны одним почерком, именно полууставом, переходящим в скоропись, каким писаны были и другие книги в XV и в начале XVI века. Остальные слова «Просветителя», начиная с 13-го слова, написаны уже после, крупным и четким полууставом книг церковных, принадлежащим XVI и XVII веку; рукопись под № 327, написанную в начале второй половины XVII в. в 4-ю долю весьма чистою и крупною скорописью, и заключающую весь текст «Просветителя», кроме 12-го слова. В начале этой рукописи помещено небольшое предисловие, на 3 листах, а в конце оглавление предметов, содержащихся в словах «Просветителя», на 11 листах. Оглавление, впрочем, составлено не по словам и предметам, а по листам рукописи, т. е. отдельно означено, что находится на каждом листе. Текст «Просветителя» написан на 261 листе; рукопись под № 331, написанную в половине XVIII в. в лист крупным полууставом книг церковных; в этой рукописи недостает также одного 12-го слова. В этой рукописи после «Просветителя» находятся еще две статьи: а) вопросы и ответы краткие о вере и о прочих, ко знанию христианскому нужнейших, и б) наставление, на сколько частей должно раздроблять агнца литургийного. Вся рукопись написана на 168 листах;

две рукописи Московской Духовной Академии:

рукопись под № 171, написанную в XVII в. в 4-ю долю скорописью, и заключающую в себе как «Сказание», так и текст «Просветителя», кроме 12-го слова. Эта рукопись написана на 359 листах. Кроме «Просветителя» в ней помещены послания пр. Иосифа: а) к епископу Суздальскому Нифонту, б) к архимандриту Андрониковского монастыря Митрофану, в) недоконченное послание к инокам о повиновении Соборному определению, г) послание к некоему брату иконнику, помещенное после оглавления 16 слов «Просветителя»; конец слова Иоанна Златоуста о еретиках и духовная грамота преподобного Иосифа о монастырском и иноческом устроении, почти то же, что о жительстве общежительном, только с некоторыми изменениями и дополнениями. На нижних концах листов означено, что она вклад старца Пафнутия; рукопись под № 172, написанную также в 4-ю долю скорописью XVII в. и содержащую в себе полный текст «Просветителя», со включением и 12-го слова. Эта рукопись написана на 482 листах и в начале содержит в себе небольшое предисловие, заключающее похвалу «Просветителю». По нижним концам листов есть подпись, показывающая, что она дана вкладу в Сергиев монастырь келарем старцем Азариным;

рукопись библиотеки Нижегородской Духовной Семинарии под № 3779, написанную в 4-ю долю полууставом XVII века и содержащую в себе сказание и 11 слов «Просветителя». В этой рукописи, написанной на 452 листах, кроме предисловия и 11 слов «Просветителя», помещены еще: а) «Преподобного Исаия слово яко вредно есть совокупление иноковъ с миряны», б) Василия Великого«Како достоит иноку украшену быти», и в) его же «Послание к Григорию Богослову о иноческомъ устроении»;

и наконец рукопись, принадлежащую библиотеке Высокопреосвященнейшего Григория, архиепископа Казанского, написанную в большую 4-ю долю так называемым поморским письмом XVII или XVIII века и содержащую в себе всего «Просветителя» с 12-м словом. В сей рукописи помещены в начале: 1) Послание пр. Иосифа к Нифонту епископу Суздальскому, 2) От слова Филогона о пр. Иосифе Волоцтем, 3) От жития пр. Иосифа, списанного учеником его Савою епископом Сарским, 4) От степени 15 грань 15 о соборе на Москве на Новогородския еретики, 5) Послание пр. Иосифа к архим. Митрофану, 6) Послание его же к Великому Князю Василию Ивановичу, 7) Послание его же к некоему иноку. Потом следует «Сказание...» и все 16 слов «Просветителя». Сия рукопись сверена со списком «Просветителя», находящимся в Императорской Публичной Библиотеке.

Печатать текст «Просветителя» мы будем по рукописи Соловецкой библиотеки под № 326, как древнейшей сравнительно с другими упомянутыми рукописями, и указывать будем на разности, заключающиеся в этих рукописях. 12-е же слово будет напечатано по рукописи, принадлежащей библиотеке Высокопреосвященнейшего архиепископа Григория».

* * *

118

В рукописи Соловецкой библиотеки №327 вместо слов: «не истинным» написано: «и ложным».

119

Цитируется по славянскому тексту псалма; в Синодальном переводе: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался»:

120

73-е правило Василия Великого; 2-е правило Григория Нисского.

121

В рукописи Соловецкой библиотеки №327 после этого прибавлено: «Те же из еретиков, которые не хотели каяться, испускали дух в страшных мучениях, но не прельстили никого из православных».

122

К прп. Петру Патрикию; память 1 июля.

123

Иоанн VII Грамматик (см. прим. на с. 328).

124

В рукописи Соловецкой библиотеки №327 это место читается так: «прокляв, осудил еретиков-ариан».

125

В рукописи Соловецкой библиотеки №327 после этого прибавлено: «И он, прислушавшись к их мольбам, даровал им прощение, желая умиротворить Церковь Божию».

126

В рукописи Соловецкой библиотеки №327 после этого прибавлено: «по свидетельству книги под названием «Временник» и жития святых священномучеников Василия и Ефрема, память которых бывает седьмого марта».

127

Здесь: диакон, в обязанности которого входило пострижение новопоставляемых диаконов. По прозвищу Карпа Стригольника получила название и основанная им ересь стригольников. – Ред.

128

В рукописи Соловецкой библиотеки №237: «поручено».

129

Перечень 97 списков книги прп. Иосифа приведен в книге: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М.-Л., 1955. С. 461–466. В этой же книге содержится публикация двух редакций «Сказания...», рукописных редакций 13-го и 14-го слов «Просветителя» и некоторых посланий прп. Иосифа, связанных с ересью жидовствующих, а также текстологический анализ «Сказания».


 Слово 15Слово 16

Источник: Перевод Е. В. Кравец, Л. П. Медведевой. Издание Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря

Требуется опытный backend-программист по совместительству