архиепископ Ириней (Клементьевский)

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

 Псалом 135Псалом 136Псалом 137 

Псалом 136

Пс.136:1. Давиду Иеремием. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона:

НАДПИСАНИЕ

Такой надписи в Еврейском тексте нет, но приложена или от седмидесяти толковников, или от других. Однако псалом не Иеремиею сложен, как некоторые, судя по надписи, мнят, но Давидом, предвидевшим пленение Вавилонское, которое Иеремия уже после проповедывал и предсказал, что оно имеет продолжиться чрез седмьдесят лет.

СОДЕРЖАНИЕ

В нем содержится плач плененных Иудеев, желание возвратиться во отечество и предсказание казни, каковую имели понести Вавилоняне.

Слова несчастных Иудеев, из Иерусалима в Вавилон отведенных, которые однако, как святый Златоуст замечает, не в самом столичном граде жительство имели, но, будучи осуждены в тяжкую работу, жили на полях и при брегах рек, отягченные трудами, иногда отдыхали и, воспоминая отечество, неутешно плакали. Глагол, седохом, означает продолжительное пленения время, так как бы сказано было, что народ не токмо исторжен был из недр любезнаго отечества, но и заключен во гробе. Указательное наречие тамо, представляет бедствие Иудеев, как бы теперь очам чтущих представляющееся. И хотя приятность мест, орошаемых водами, могла некоторым образом умягчить печаль; но Пророк говорит, что верные, доколе там жительствовали, в непрестанном плаче упражнялися. Сие яснее видно из воспоминания Сиона, которое показывает, что они не о земных пользах помышляли, но паче к Богослужению внимание свое обращали. Ибо как святилище на подобие знамения воздвигнуто было на горе Сионе, на которое мысленно взирая, питалися надеждою избавления, то хотя жили в стране приятной и веселой, но, воображая долговременный плен, не могли удержаться от слез, поелику удалены были от храма и от обыкновеннаго служения Богу.

Пс.136:2. на вербиих посреде его обесихом органы нашя.

Здесь верные Иудеи оплакивают лишение того удовольствия, которым наслаждаться предписано было Самим Богом во храме Его. Ибо известно, что Левитам для того препоручена была должность петь и играть на органах, дабы народ, слушая приятное согласие пения, мог лучше успевать в благочестивых упражнениях. На сей конец взяли с собою органы при отхождении в плен, хотя и не могли тамо их употреблять. И сие воспоследовало по усмотрению Божию, дабы Иудеи и в чужой земле имели памятники прежняго жительства, и дабы более уязвлялися печалию, видя пред очами знаки законнаго Богослужения. По сей причине вешали органы на ветвиях даже посреде самаго Вавилона, то есть, всенародно и пред очами Вавилонян повергали орудия веселия своего, дабы показать, что для них приятнее плач и слезы, нежели пение.

Пс.136:3. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских.

Сими словами Пророк изображает, что пленные Иудеи не ради одной токмо печали повергали свои органы пред очами варваров оных, но и для того, чтоб не предать святыню в поругание Божиим врагам, которые желали слышать пение их с тем, чтоб посмеяться священным песням, которыя обыкновенно петы были в одни токмо праздники Господни. Ибо варвары оные имели намерение не столько уязвить бедных пленников, сколько изблевать хулу на Бога. Почему выражение сие есть ироническое, то есть, с насмешкою соединенное, так как бы варвары сказали Левитам: почто вы умолкли? или Бог ваш умер, пред Которым вы доселе обыкновенно певали? ежели Он увеселяется вашею мусикиею, то зачем вы молчите?

Пс.136:4. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?

Пророк влагает здесь во уста верных высокий и благоразумный ответ против гордаго насмешников вопроса, который показывает, что им запрещено в земле оскверненной петь, так как и законных жертв приносить не позволено. Ибо хотя Халдеи думали, что Иудеи в земле их останутся вечно, но Пророк, нарицая Вавилон землею чуждею, означает, что народ Божий в земле оной на время токмо гостит; наипаче же показывает, что Халдейская земля недостойна толикой чести, чтоб воспевать в ней Божии хвалы. Впрочем, хотя известно, что сынове Божии, где бы ни жительствовали, всегда суть странники в мире, но поелику Бог землю Ханаанскую избрал Себе в единственное достояние, сего ради Пророк праведно нарицает Иудеев пришельцами в чужих странах и потому всегда повелевает им быть готовым к возвращению, прикровенно утверждая пророчество Иеремиино, определившее время плена, дабы никогда не забывали отечества. Между тем твердостию и постоянством вооружает верных, дабы никаких угроз не боялися и с Халдеями не смешивалися.

Пс.136:5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.

Пс.136:6. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.

Пророк вводит здесь всего Израиля яко единаго человека, едиными усты и единым гласом кленущагося и твердо обещающаго, что он никогда отечества своего не забудет. И как был бы знак забвения играть на гуслях и петь песнь Господню на земле чуждей, сего ради паки обязывается клятвою, чтоб рука, которая играть будет на гуслях, изсохла, и язык, который петь будет радостныя песни, прильпнул к гортани и сделался неподвижен, ежели Израиль когда-нибудь забудет отечество и ежели святый град Иерусалим не будет главным предметом веселия его.

Пс.136:7. Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его.

Пс.136:8. Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам:

Пс.136:9. блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

Пророк предвозвещает здесь погибель Идумеанам и Вавилонянам, смертельным врагам сынов Израилевых: ибо Вавилоняне при царе Навуходоносоре разорили Иерусалим и отвели Иудеев пленниками в Вавилон, как повествуется в 4Цар. 24 и во 2 Пар. при конце. А Идумеане, произшедшие от Исава, брата Иаковля, который и Едомом наречен, подустили Вавилонян разорить Иерусалим и народ в плен отвести, как повествует пророк Авд. 1:11. Таким образом Давид первее начинает от Идумеан, или потому, что они более других ненавидели Израильтян; или потому что поступок их был меньше извинителен, поелику против единоплеменников своих оказали зверскую лютость, тем паче, что Израильтяне, опустошая некогда соседственныя земли Идумеев, яко единоплеменных пощадили. Но Идумеане безчеловечную оказали лютость, когда подустили Вавилонян на погибель братии своей, или еще и своею помощию умножили свирепость их. Отсюду явствует, что Идумеане гораздо больше вреда причинили Иудеям, нежели Вавилоняне. Сего ради глаголет: помяни Господи сыны Едомския в день Иерусалимль, то есть, воспомяни Владыко, что соделали сынове Едомли в тот несчастный день, когда Иерусалим, град Тобою возлюбленный, опустошаем и разоряем был от Вавилонян. Потом объясняя, что тогда соделали Едомляне, рекли, глаголет, Вавилонянам: истощайте, истощайте, то есть, разоряйте и раскопывайте Иерусалим до оснований его. За сим обращается к Вавилону и, проклиная его, глаголет: дщи Вавилоня окаянная, ты хотя ныне кажешься быть наисчастливейшая, но царь Персов и Мидов разорит тебя до основания, и воздаст тебе злая, яже воздала еси нам; он избиет младенцы твоя о камень. Сие деяние, которое Давид здесь предвозвещает, засвидетельствовал Дан. 5, и Ис. 13 предвозвестил, что Персы и Мидяне с толикою лютостию нападут на Вавилонян, что и младенцев не пощадят, но о стены разбиют и без всякаго милосердия умертвят. Сие же Пророк глаголет с тем намерением, дабы утешить унылыя души народа, находившагося в плене у Вавилонян: иначе могло бы показаться тщетным избрание Израиля, ежели бы дети его от сынов Исавовых толь безчеловечно истреблены были. Впрочем, когда нарицает блаженными тех, кои имели воздать толь жестокое мщение Вавилонянам, как оное здесь описывает, чрез сие не то разумеет, аки бы услуга Персов и Мидян приятна была Богу, когда гордость и ненасытное сребролюбие, соединенное с завистию, к войне побудило их, но поелику война оная по повелению Божию имела производиться, для того говорит, что возимеет желаемый успех. Ибо как Бог вознамерился наказать Вавилонян, сего ради благословил Кира и Дария, так как напротив того пророк Иеремия в подобном случае проклятыми нарицает тех, кои творят дело Божие с небрежением (Иер. 48:10), то есть, кои нерадиво содействуют Богу, повелевающему губить и карать злодеев. Хотя же и то весьма жестоко кажется, что желает и самым невинным младенцам быть избиенным о камни, но мы не должны сему удивляться. Ибо как не по своему произволению глаголет, но берет слова из уст Божиих, то сие не что иное есть, как следствие праведнаго суда Божия, якоже и Господь глаголет: в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7:2).


 Псалом 135Псалом 136Псалом 137