Источник

Псалом 55

Пс.55:1. В конец, о людех от святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом.

НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

В сем надписании заключается, во-первых, материя или содержание псалма: потом творец и превосходство его, как явствует из первой книги Царств, гл. 24, где пишется, что Давид, бегая от Саула, ищущаго убить его, пришел к Анхусу, царю Гефскому, дабы испросить покровительства его; но иноплеменники приняли его за неприятеля, и у себя яко пленника удержали. По сей причине Давид притворил себе безумие и, сим образом от руки их избавяся, пришел в пещеру некую, где обрел подобных себе несчастных изгнанников до четырех сот мужей. От сея истории извещаемся, что люди, от святых удаленные, суть те четыреста мужей изгнанных, кои не могли ходить во храм Божий, но с Давидом семо и овамо скитаяся, укрывалися. Творец и превосходство псалма явствует из оных слов: Давиду в столпописание, что значит надпись, на столпе изсеченную для вечныя памяти.

Пс.55:2. Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми.

Пс.55:3. Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты.

Пророк начинает псалом молитвою, испрашивая милости у Бога. Жалуется на Саула и на других премногих домашних врагов, от которых претерпевал неправедное гонение, и когда хотел уклониться от них, впал в другую тяжчайшую напасть у иноплеменников, от которых с превеликим трудом свободяся, еще принужден был, яко изгнанник и нищий, в пещере укрываться. Нарицает прикровенно Саула человеком, дабы противоположить человека Богу, аки бы рекл: к Тебе, о Боже, прибегаю: Ты меня помилуй, понеже человек попирает мя. На небо взираю, понеже от земли презрен есмь, ко Господу взываю, понеже сослужители и раби гонят, и не ныне токмо вред причиняют, но издавна озлобляют, и никогда отдохнуть не дают.

Пс.55:4. В день не убоюся, аз же уповаю на тя.

Быв в великом страхе, яко человек исповедует немощь свою, с таким однако изьятием, что не пал под бременем страха. Ибо хотя и предстояла очевидная опасность, однако он не потерял надежды своея на Бога. Итак, не хвалится мужественною высокостию духа, ниже глаголет, что он презирал все опасные случаи, но признается в страхе своем; однако и то показывает, что всегда утверждался в надежде милости Божией. Сей есть истинный и прямый опыт надежды нашей на Бога, когда не теряем бодрости духа, хотя по немощи плоти и колеблют нас предстоящия опасности. Страх и надежда хотя, по-видимому, суть противныя и такия страсти, которыя в одном сердце вмещаться не могут, но пример Давида и самый опыт показывают, что надежда наипаче царствует там, где часть сердца объемлет страх. Она не в спокойном состоянии духа испытуется, но силу свою тогда проявляет, когда упадший дух возставляет, и мысли возмущенныя страхом успокоивает и подкрепляет. Отсюду видна прямая твердость надежды Давидовой на Бога, что он, будучи в страхе, не преставал уповать на Господа; и хотя великостию опасности превозмогаем был, однако собрал силы, и не усумнился в том, что Бог избавит его.

Пс.55:5. О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне плоть?

Показывает откровеннее упование свое, и купно присовокупляет вину упования, показывая, что Бог некогда обещал ему царство, как в первой книге Царств глаголет Самуил о Давиде: изыщет Господь Себе человека по сердцу Своему, и повелит ему Господь властелину быти над людьми Своими (1Цар. 13:14). Сие убо обетование было виною упования, и причиною слов сих: о Бозе похвалю словеса Его, сиречь обетования, от Бога мне некогда данныя, яко зело истинныя, и вем, яко непременно исполнятся. Сего ради не убоюся, что сотворит мне плоть? Что бо сотворят мне гонители и врази мои, кои в сравнении с Богом не что иное суть, разве плоть, сиречь, люди немощные и бренные?

Пс.55:6. Весь день словес моих гнушахуся: на мя вся помышления их на зло.

Описует пространнее злобу иноплеменников, и глаголет, что они во все время пребывания его у них не преставали ругаться ему яко безумному, и изыскивать способы, како бы погубить его: что не меньше приличествует книжникам и фарисеям, клеветавшим на словеса и дела Христовы, и зломыслившим о убиении Его, как Саулу и служителям его в разсуждении Давида.

Пс.55:7. Вселятся и скрыют, тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою.

Присовокупляет иное сопротивников своих злое качество, показывая, что они по наружности поступали с ним яко друзи и искреннии, внутренно же сокровенныя коварства устрояли: ибо приходя в дом его под видом дружескаго посещения, примечали за всеми поступками и делами его, како бы низложить. Хотя же глаголы положены в будущем времени, однако у Евреев часто вместо прошедшаго полагаются.

Пс.55:8. Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши.

Здесь предвозвещает падение сопротивникам своим, предоставляя оное праведному судии Богу, воздающему всем и каждому по делам его, и назирающему, как кто с ближним поступает. Аки бы рекл: якоже они тайно и скрытно искали жизни моей, желая погубить меня, тако Ты, Боже, ни о чесом же отринеши я, то есть, не помилуеши их, но во гневе Твоем, низведеши в ров всеконечныя погибели. Сие и в самом деле сбылось на врагах Давидовых, которые вместе с Саулом погибли на горах Гелвуйских, как повествуется в первой книге Цар. 31, – сбылось и на врагах Христовых, кои во время разорения Иерусалима все истреблены были от Римлян.

Пс.55:9. Боже, живот мой возвестих тебе: положил еси слезы моя пред тобою, яко и во обетовании твоем.

Пс.55:10. Да возвратятся врази мои вспять, в оньже аще день призову тя: се, познах, яко Бог мой еси ты.

Рекши о казни врагов обращается к молитве, и паки просит Бога о помиловании, глаголя: Боже, живот мой возвестих Тебе, аки бы рекл: аз со слезами пред Тобою возвестих течение многоболезненныя жизни моея; и Ты, премилосердый и всеблагий Отче, не отврати лица Твоего, но воззри милостивне на слезы мои и ныне, и впредь, воньже аще день призову Тя, и якоже обещал еси услышати молящихся со слезами, тако и сотвори: положи слезы моя пред Тобою, и услыши мя, да тако возвратятся врази мои вспять. Ты, услышав молитву мою, тем докажешь, яко Бог мой еси Ты.

Пс.55:11. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово.

Пс.55:12. На Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне человек?

Сии слова протолкованы выше под стихом пятым: но здесь заметить должно, чего ради Пророк первее сказал, о Бозе, потом же – о Господе. Он чрез сие хотел показать, что уповает на Бога не точию яко на судию, но и яко на исполнителя правды, что означает имя Господа, Емуже работают всяческая. Сие повторение не есть излишнее: оно имеет великую силу; ибо показывает, что хотя бы Бог не скоро услышал молитву Давида, однако он не престанет надеяться на Него, ведая, что Он никогда не лишает желания рабов Своих.

Пс.55:13. Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы твоея:

Сими словами обещает принести Богу обеты хвалы учиненныя в скорби, показывая, что они хранятся в памяти или во внутренности сердца его, и что он исполнит их всеусердно.

Пс.55:14. яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых.

Здесь вкратце исчисляет все Божия благодеяния, показывая, что Бог и душу его избавил от смерти, то есть, жизнь сохранил от предстоящия опасности, которою угрожал ему Саул, или Анхус, царь Филистимский: и нозе от поползновения, сиречь от греха, понеже не попустил ему согрешить между толикими искушениями, которыми подстрекаем был или убить Саула, или по крайней мере озлословить. Благоугождать пред Господем во свете живых, не что иное означает, как жить, благоугождая Богу во свете жития сего, котораго не имеют мертвые, или жить во свете веры и благодати, которыя не имеют неверные и грешники, дабы наконец достигнуть света славы небесныя, еюже наслаждаются вси возлюбившии Бога. Можно протолковать место сие и о Христе, Который по воскресении из мертвых избавлен был от смерти телесныя, и ныне во веки живет, седя одесную Бога Отца во свете живых.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle