митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в четвертую неделю св. Великого поста66

Вся возможна верующему (Мк. 9, 23).

Часто случается слышать нам, братия, в Евангелии о чудесах веры во Иисуса Христа: но, благоговея пред чудесами веры, довольно ли мы вникали в её существо и силу? Ныне Сам Господь Иисус вводит нас в размышление о вере, говоря в Евангелии: вся возможна верующему. Есть вера вне Христианина: это учение Евангелия, которое производит в нас познание и убеждение в Божественных истинах. Есть вера в Христианине: это учение Евангелия, принятое сердцем и хранимое в оном. Есть вера, как наука, и есть вера, как внутреннее убеждение, плод изучения науки. В первом случае она подобна дневному светилу, которое действует на землю двумя силами, светом и теплотою; во втором случае она подобна свету и теплоте, разлитым в тварях. Побеседуем о вере в последнем смысле.

Что такое вера, которою мы веруем? Она первоначально есть не что другое, как способность восприятия проповедуемой нам истины умом и сердцем, которую дает природа каждому, как руку для принятия пищи, как глаз для принятия внешних впечатлений. С другой стороны, и самое принятие внушений, делаемых нам со стороны, называется верою. Принимать, как истину, то, что слышим, или читаем, что сообщается нам от других о предметах, которых мы не видим, или и не можем видеть, значит – верить. В сем смысле вера касается не одних предметов священных; в сем смысле имеют веру и не Христиане; в сем смысле и беси, по слову Апостола Иакова, веруют и трепещут (Иак. 2, 19). Но не такова вера Христианина! Она более, нежели доверие, более, нежели познание. Она есть живое убеждение души в истине всего, что благоволил Бог открыть и обетовать нам в слове Своем. Она, по Апостолу, есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. 11, 1); есть в некотором смысле осуществление ожидаемого, уверенность в невидимом. Она как бы осуществляет, представляет здесь на земле обетования будущих благ как бы уже исполнившимися, и видит вещи невидимые так ясно, что ум безпрекословно должен согласиться на действительное бытие их. Зла ли, примечаемого в нас, дело касается, или рождается вопрос о страшной тайне смерти? Кто дает нам ответ на вопрос? Вера: она ясно внушает, что единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5, 12). Кто видит, что в купели крещения омывается первобытная скверна греха кровию Иисуса Христа? Верующий: ибо он удостоверен, что мы все крещаемся в смерть Христову, дабы, как Он воста от мертвых, тако и мы ходили в обновлении жизни (Рим. 6, 4). Кто видит Царствие Божие? Верующий: ибо он живет в нем и действует.

Не нужно сказывать тебе, Христианин, приявший крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в кого ты веровать должен. Христианин по имени и по обязанностям совести, ты не забудешь слов Евангелия: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16). Но не нужно ли напомнить, как должно веровать? Если вера слагается из познания и убеждения, и главным образом состоит в убеждении, то надобно веровать и умом и сердцем, но так, чтобы престол веры заключался не в уме, а в сердце. Вспомним, что говорил Филипп, упоминаемый в Апостольских деяниях, евнуху Царицы Кандакии, когда сей, выслушав от него проповедь о Иисусе Христе, изъявил желание креститься? Филипп не спрашивал каженика: веруешь ли ты от всего разума? Но спрашивал, веруешь ли ты от всего сердца (Деян. 8, 37)? Вспомним, что говорит Апостол Павел о разуме и сердце относительно веры: он заповедует пленять разум в послушание веры (2Кор. 10, 5), и утверждает, что сердцем веруется в правду (Рим. 10, 10). Такой пример и свидетельство должны расположить тебя, Христианин, к сердечной вере во Христа. Без усумнения, с полным доверием принимай каждое слово Евангелия, услаждайся обетованиями его, всю жизнь направляй к исполнению заповедей Господа твоего, живя и действуя всегда в мысли о Нем с желанием благоугодить Ему – в живом чаянии уготовленных Им для тебя вечных благ: то будет истинная вера; то будет спасительная жизнь по вере!

При такой вере вся возможна верующему. Возможно, по слову Господа, повелевать силами природы, запрещать ветрам, останавливать волнение морей, двигать горами (Мф. 17, 20). Но, что особенно важно, при такой вере вся возможна Христианину – в великом и многотрудном деле спасения души, точно так же, как и наоборот, ничто не принесет пользы, когда не будет веры: покажите в вере вашей добродетель. Молитва есть ключ к сокровищницам благодати: но кто отверзет им двери, не имея веры? Что такое молитва без веры? Пост есть средство к умерщвлению плоти и страстей: но кто достигнет цели, не имея веры? Она одна есть, по слову Апостола, щит, в немже возможем вся стрелы лукаваго разженныя угасити (Еф. 4, 16). Терпение есть великая добродетель и драгоценное пособие к перенесению скорбей и бедствий жизни; а много ли приносит оно пользы и утешения, если нет в нас живой веры в Спасителя? Нет: без веры не возможно угодити Богу (Евр. 11, 6).

Хорошо смотреть, где Христиане живут вполне по вере! Как они Богобоязненны, добры, кротки, покорны, великодушны, мужественны, умеренны! И страдая, они не страдают, потому что всеми своими мыслями и чувствами покоятся в своем Господе; и умирая, не умирают, потому что идут к своему Господу. – Христиане! Примечаются ли в нас черты таких верующих? О как бы мы были мирны друг с другом, честны в словах и делах, верны званию и долгу! Как бы мы были довольны всем, спокойны и счастливы! Но существует ли все это в нас и между нами? Веруете ли вы, Христианин и Христианка, от всего сердца? Любите ли Иисуса Христа всею душою? Подумаем о себе; позаботимся о вере. Аминь.

* * *

66

Произнесено марта 28-го, 1837 года.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том I – Слово в четвертую неделю св. Великого поста митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

3. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том XII – Кодрат, св. мученик никомидийский III столетия профессор Александр Павлович Лопухин

5. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Вассиан Рыло митрополит Евгений (Болховитинов)

6. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

7. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

8. Святыни Валаамского монастыря Иван Кузьмич Кондратьев

9. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 118. Серапион Тмуитский и его сочинения. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

10. Sermons – On Forgiveness Антоний, митрополит Су́рожский

Комментарии для сайта Cackle