Источник

Беседа 19. Того же мар Исаака. Что такое естественные свойства, благодаря которым познающее естество824 получает божественное знание, и что встречается ему825 на этом пути.826

1. Каждое разумное827 естество, приведенное в бытие для получения божественного учения, особым образом из трех простых частей создано премудростью преславного Создателя: эти <части> суть желание, раздражение и разумение.828 Необходимо знать, из чего составлена каждая из этих частей, получающая <учение>.829

2. К первой части принадлежат: горячее стремление830 ко всему прекрасному и благому, которое путеводствует разумное мышление к божественным законам, смирению, кротости, самоуничижению, великому милосердию, и прочему. Мы созданы с этой желательной частью для того, чтобы получать <божественное учение>, когда она действует в нас.831 И когда эта часть главенствует в душе, тогда эти <качества>832 появляются в разумном естестве.

3. Ко второй части принадлежат: трезвение и усердие вместе с мужественным перенесением скорбей и всякого рода злостраданий, которые обычно <посылаются> ради достижения божественных благ;833 а также решительность,834 крепость и мужество сердца, способность противостоять всему вредоносному и устрашающему – будь то от демонов, от людей, от пресмыкающихся или от <диких> зверей, от голода, труда, нужды, болезни и прочего, даже от самой смерти: а все это по действию вражию случается с естеством человеческим ради имени Божия.835

4. К третьей части принадлежат: просветленная вера сердца, свобода от движений, надежда и непрестанное размышление о премудрости Божией.

5. Те первые <две> части вместе называются деятельной частью души, а эта <третья> – божественным созерцанием, то есть, добрым употреблением836 той познающей части, которая есть мышление.

6. И когда в той деятельной части мы усердствуем, то есть в постоянном раздумье837 о добродетели, воспринимаемой посредством тела, <тогда> эта созерцательная часть, которая есть добродетель, принадлежащая к разумности, к совершенному слиянию с Богом838 приводит мысль, заставляя ее всматриваться в светозарные и надмирные божественные тайны.839

7. Когда все происходит естественным образом, по пути этому обычно следуют как ученики, так и учителя. Если же и само естество желаем мы отрицать, тогда естество обычно направляется ко всему, что противоположно этим <вещам>, подготавливая деятельность своих телесных сил к делам сопротивника840 и подстрекая эту познавательную и разумную <часть> к упражнению во всех видах познания зла.841

8. Но этот правильный путь естества божественный Промысл сопровождает непрестанными благодеяниями,842 утешениями и божественными отдохновениями. Тот же другой, неправильный843 путь, <сопровождается> такими наказаниями, как постоянные безнадежные ситуации,844 оставленность во всякого рода опасностях и во всяком искушении, которое <могло бы> вести к исправлению.845

9. Когда добровольно стремимся мы к трудностям846 и посвящаем себя тому, чтобы упражняться в них,847 заботясь о страхе Божием, тогда, с помощью Божией, постоянно ощущаем мы наслаждения разума. Когда же из-за телесного расслабления848 мы бежим от них, словно ребенок, который бежит из школы, стремясь к праздной жизни, тогда по необходимости к этим трудностям, вопреки воле нашей, приближает нас божественная милость. Весьма печалит Отца духов849 беспорядочность разумного естества – даже больше, чем беспорядочность детей <огорчает> отцов их по плоти.

10. И если никоим образом невозможно избежать трудностей и подвигов,850 понесем их добровольно, как мудрецы, уважающие851 себя, дабы удостоились мы чести и наслаждения и дабы не нужно было приводить нас к ним852 в узах и кандалах.

11. Если же недостает нам доброй воли, будем переносить их с благодарением – даже те, которые приходят от диавола:853 тогда даже они приведут к добрым последствиям.854 После <всего сказанного воскликнем>: «О, как чудно милосердие Божие! Кто может измерить океан благодати Его?»

* * *

824

Т.е. естество, наделенное познавательной способностью.

825

Т.е. естеству.

826

Букв. «и каковы вещи, существующие на пути его».

827

Или «словесное».

828

О трехчастном делении души см. прим. 58 к Беседе 1.

829

Букв. «Что за вещи, из которых составлено каждое из этих <трех> для получения <учения>, необходимо знать».

830

Букв. «стремление и возбуждение».

831

Букв. «когда мы возбуждены ею».

832

Т.е. смирение, кротость и прочее, перечисленное выше.

833

Букв. «которые обычно приходят ради божественных вещей».

834

Букв. «сильное расположение», «крепкое помышление».

835

Букв. «все это составляет то, что враждебным образом случается с этим общим естеством».

836

Или «правильным использованием».

837

Букв. «в постоянстве размышления».

838

Или «смешению с Богом», «растворению в Боге».

839

Букв. «просветленным образом всматриваться в божественные тайны, которые превыше мира».

840

Т.е. диавола. Вар. «к противным делам».

841

Букв. «к открытиям злых знаний».

842

Букв. «действиями, которые справа».

843

Букв. «левый».

844

Букв. «постоянные встречи с неприятностями, которые без надежды».

845

Букв. «к восприятию исправления».

846

Или «подвигам».

847

Букв. «пребывать в них».

848

Или «из-за лености со стороны тела».

850

Вар. «трудных и утомительных <дел>».

851

Или «чтущие».

852

Т.е. к трудностям.

853

Букв. «приходят слева».

854

Или «благим результатам».


Источник: О божественных тайнах и о духовной жизни : Новооткрытые тексты / Прп. Исаак Сирин ; Пер. с сирийского, прим., пред. и посл. еп. Илариона (Алфеева). - Изд. 2-е испр. и доп. – Санкт-Петербург. : Изд. Олега Абышко, 2006. - 336 с. (Библиотека христианской мысли. Источники).

Комментарии для сайта Cackle