митрополит Исидор (Никольский)

Архипастырское Послание

Возлюбленным о Господе братиям и сослужителям достопочтенным пастырям церкви новгородской, благодать и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1Кор. I, 3).

Прошло более года, как Святейшим Синодом обнародованы Высочайше утвержденные правила «О церковно-приходских школах». Всякий из вас понимает всю важность этих правил и всю обязательную силу их в деле вашего служения. Вследствие такого понимания некоторые из вас, к нашему немалому утешению, устроили уже такие школы при своих церквах; другие желали бы последовать их примеру, но не видят средств к тому, иные, наконец, как будто выжидают, что сделают другие.

Не могу не поблагодарить первых и, преподавая им благословение Божие, молю Господа, да споспешествует Он им Своею благодатию; вместе с тем не могу не пожелать, чтобы подражали им другие.

Кому дан в заведывание сад, тот не может не возделывать его, если желает пользоваться плодами и не хочет, чтобы он зарастал негодными растениями. Кому отведена нива, тог пашет ее и засевает в надежде на получение с нее хлеба Кому вверено училище, тот не может не заботиться, чтобы ученики его не оставались без дела, и думает всячески об их образовании. Вам, пастыри духовные, вверены духовные виноградники – приходы, ее тем, чтобы вы со всем старанием возделывали их и отдали в свое время отчет Господу: можете ли, поэтому, оставаться равнодушными к судьбе сих виноградников? Каждому из вас дана для обработки духовная нива – души, освященные кровию Святаго и пречистого Агнца-Христа и возрожденные благодатию Духа Божия, – дана, конечно, не с тем, чтобы вы запускали ее, подобно нерадивому земледельцу, но – тщательно возделывали ее, очищая от сорных трав и засевая семенем Божественного учения, вверенным вам от небесного Сеятеля: думаете ли, что эта нива сама собою будет приносить обильную жатву без усиленных трудов с вашей стороны? Не покроется ли она тернием и волчцами всякого рода, если вы оставите ее без обработки? Вашему руководству вверены ученики небесного Учителя, Который основал па земле вселенское училище – Свою святую церковь, – вверены без сомнения не для того, чтобы они проводили время праздно, но чтоб услышали и уразумели Божественное учение, узнали как истины спасительной веры, так и правила христианской нравственности, чтобы, озаренные высшим Божественным светом, они познали, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. XII, 2) и научились исполнять эту волю, жить не для одной земли, но и для неба, – чтобы поняли, что они явились на свет и возрождены в Святом крещении для приобретения нетленных венцов правды (2Тим. IV, 8) путем добродетельной жизни: думаете ли опять, что все это достижимо для них, коль скоро вы не будете учить их разумно – с известною последовательности и постепенностью, терпеливо, неусыпно?

Христианин, как ученик откровения, как последователь Христа, как сын Церкви Божией и наследник Царствия небесного, тогда будет соответствовать своему званию и избранию, когда узнает истины откровенного учения, выразить их в своей жизни и деятельности, с помощью благодати Божией распяв плоть свою со страстями и похотями и воплотив в себе в известной мере дух и характер Христа Иисуса, Который смирил Себя, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Филип. II, 8): а этого он может достигнуть не иначе, как при вашем учительстве, под вашим бдительным руководством. Вникните в дело ближе.

Вот рождается младенец. Как потомок падшего Адама, он рождается существом грешным и может погибнуть, если не будет сподоблен благодати возрождения, если родители его не придут к вам и не попросят вас совершить над ними Таинство Святого Крещения. И если родители не принесут или понесут его к какому-нибудь начетчику – раскольнику? В предотвращение этого не обязаны ли им вразумлять их, чтобы не откладывали своей заботы о крещении новорожденного? Не вам ли долг разъяснить родителям как необходимость Святое крещения для их детей, так и обязанности их, как и приглашаемых ими восприемником, но отношению к возрожденным?

Дети, возстановляемые посредством Таинств в состоянии невинности, вводятся в новый христианский мир и делаются живыми членами этого мира, становясь храмами Духа Божия и таинственно соединяясь со Иисусом Христом, как с истинною виноградною лозою (Иоанн. XV, 1); как члены христианского мира, они входят таким образом в живое общение с жителями только земли, но и с обитателями неба. Нельзя не радоваться, что они получают столь высокие дарования такие неоцененные преимущества; но нельзя в то же время и подумать, какая трудная задача предстоит им в жизни. Не забывайте, что этим малюткам придется жить в грешном мире что самое семя благодати положено в немощную, поврежденную грехом, природу и сила благодати должна изменить эту при роду, удалив из нее все страстное, греховное, и сообщив ей Святое и Божественное. Из обитателя грешного мира преобразиться в достойного наследника Царствия небесного – вот задача, которую должен решить христианин, являющийся на краткое время в этот грешный мир. Думаете ли вы, что он верно решит эту задачу сам собою? Можете ли успокоить себя мыслью, что родители помогут ему решить благополучно или сделают это его приемники, которые пред Святою Церковью обязуются восприемлемых ими от Святой купели научить вере и благочестию? Но современная жизнь ваших прихожан наглядно вам показывает, насколько может быть основательна подобная надежда.

Мир несомненно погиб бы в волнах греха, как погиб первобытный мир в волнах потопа, если бы не пришел на землю Спаситель мира – Иисус Христос и не совершил, нашего спасения, если бы не ниспослал к нам Духа Утешителя и не основал на земле Своей Церкви – с благодатью таинств с историей Своего Божественного учения (Иоанн. I, 17); так погибает и всякий член этого мира, не участвующей в благих принесенных в мир Христом Спасителем; так – прибавлю может погибнуть и христианин, если не сумеет воспользоваться благами, которые даются ему при вступлении в среду христианского мира. Кто же даст ему это уменье, как не вы, духовные пастыри, которые на то и поставлены, чтобы вверенный вам народ приводить ко Христу и открывать ему возможность участвовать в благах Царства Христова?

Младенец после Святого Крещения начинает жить новою, духовною жизнию, как живет он жизнию естественною: необходимо позаботиться о поддержании и развитии в нем этой новой жизни. Важно сохранить в возрожденном чистоту и невинность, – и в первое время совершается это, без участия дитяти, при благоприятствующей тому домашней обстановке: здесь ваша обязанность содействовать устроению этой обстановки, с удалением всего, что может растлевать душу дитяти; если в это время, при посещении прихожан, вы благословите и приласкаете дитя, то открываете тем самым доступ к его сердцу на будущее время, возбуждая в нем доверие и любовь к вам и уничтожая страх, который нередко гонит от вас то или другое дитя, благодаря неразумию окружающих его. Но когда дитя начинает действовать сознательно и стремится к самостоятельности, когда оно переходить из детского возраста в отроческий и, неправильно поступая, может впасть в грех, то наступает для вас пора действовать на дитя простыми наставлениями и помочь его родителям, чтобы оно оставалось в ограде Церкви чистым и Святым, каким вышло из купели Крещения, или умело каяться, если по несчастию впало в грех. Особенное наше внимание должно быть обращено на первую исповедь детей: указать им великое значение сей исповеди лежит на вашей преимущественно обязанности, как и приготовить их к первому сознательному Причащению. Когда являются к вам семилетние дети, чтобы под вашим руководством приступить к Таинственной вечери; то они ждут от вас живого слова, которое бы, как искря, просветило и оживило их, так как приступая к Таинству Святого причащения, они не только идут: на; свидание с Невидимым, но и входят в таинственный союз, с Ним, – более притом тесный, чем в каком находятся со своими плотскими родителями. Кто из вас примет во внимание всю важность минут, какие тогда переживают дети, тот поймет, что от этих минут зависит, часто, правильная или неправильная, постановка всей их последующей жизни. А если так, то ревностный пастырь может ли не думать об этих минутах, в жизни детей раньше, чем они наступят, и не постарается ли он особыми наставлениями, приспособленными к пониманию детей, раскрыть им с одной стороны все несчастие греха, которым люди сквернят свою богоподобную душу, с другой блаженство общения со Христом, пришедшим в мир грешные спасти? А отсюда само собою понятно, что учительство ваше по отношению к детям должно начаться не в храме, и даже не в начальной школе, но еще в домах родителей сих детей, следовательно в тех селениях и городах, которые вы посещаете со Святым Крестом например, в Рождество Христово, в Светлое Христово Воскресенье и в другие праздники. И кто совершает эти посещения с надлежащим вниманием и пользуется ими, как случаями, самыми удобными для просвещения и утверждения в вере своих прихожан и особенно юнейших между ними, детей их, тот достоин всех благословений неба как исполняющий дело внутренней миссии и являющийся подражателем Святых Апостолов, которые ходили всюду с проповедью Евангелия во исполнение известной вам заповеди небесного Учителя: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся елика заповедах вам. (Мф. XXVIII:19–20).

Благо детям, если и духовные отцы, изустно сообщая ими первоначальные наставления (подобные древним оглашениям) в истинах веры и основных началах нравственности, скоро сознают, что изустные наставления недостаточны, так как не прочны, – и придут к мысли, что эти наставления будут яснее понятны и прочнее усвоены с помощью грамоты – и именно той грамоты, которая введена в славянский мир первоучителями славян – Святым Мефодием и Кириллом (которых память так торжественно праздновалась 6 (19) апреля); потому что посредством этой грамоты передает нам Церковь все сокровища, необходимы и для просвещения верующей души. Такое сознание побудить ревностных пастырей подумать об учреждении школы, хотя бы самой элементарной, при своей приходской церкви, если нет никакой другой: как вожди народа православного, они поймут, что такая школа совершенно необходима в мире христианском. В самом деле, как может быть человек разумным христианином, сознательно верующим истинным поклонником (Иоанн. IV, 23), если он умом и сердцем не усвоит эти истины христианства? А как он усвоит эти истины без научения от пастыря? Притом, где удобно может совершаться это научение, как не в начальной школе при церкви? Как успешнее наконец достигнуть этого, если не при посредстве грамоты какая употребляется самою Церковию, т. е. церковно-славянской? Как в древней христианской Церкви были огласительные училища, в которые посылались язычники или иудеи, желавшие принять христианство, прежде чем получали Святое Крещение; так теперь должны быть при церквах школы, в которых преподавались бы начальные понятия христианства детям, уже получивши в благодать Святого Крещения. Само собою разумеется, что характер этих школ должен быть особенный, небесный, а не земной; учредители их должны иметь в виду не столько выгоды временной жизни, сколько блага вечного Царствия, и своими уроками помогать детям входить в общение с Богом, как их любящим Отцем, – сближать их с Церковию, которая есть и хранительница откровения, и сокровищница благодатных даров Божиих, и попечительная мать их.

Итак школа, о которой заботится в настоящее время церковное правительство, совершенно необходима, – но где взять средства для устроения ее? Ключ к решению этого вопроса находится в пастырской ревности, которая – несомненно найдет способы действовать благоуспешно на поприще духовного просвещения народа в настоящее благоприятное время, как с утешением вижу это в некоторых из вас, нашедших уже средства в открытии школ. Школа, правильно организованная и благоустроенная, с особым помещением, учебниками, со всеми классными принадлежностями, конечно, потребует немалых средств и для вас без посторонней помощи невозможна. Вы на первый раз и не задавайтесь мыслию завести такую школу при решительном отсутствии средств; но сделайте то, что возможно для вас в виду настоятельных требований времени: усильте учительство, не ограничивайте его одним храмом и временем Богослужения, помня, что в храме вы имеете в виду преимущественно взрослых и беседуете о предметах, которые могут быть неизвестны или непонятны детям; найдите время и место для наставлений вне храма и богослужения; старайтесь сблизиться с детьми прихожан и сколько возможно чаще беседуйте с ними о вере и нравственности, раскрывая их христианский смысл и уясняя им требования христианской совести, где бы это ни пришлось, в вашем ли собственном доме, в церковной сторожке или в домах прихожан. Если вы заведете такого рода собеседования и будете вести их правильно то в известном порядке, пригласив к участию в этом деле и других членов причта (диаконов и псаломщиков) или ваших жен и детей, коль скоро они получили соответственное образование; то – поверьте – такие собеседования не останутся без благих последствий. Они послужат основанием просвещения, которое будет началом живота вечнаго (Иоанн. XVII, 3); они будут семенем, из которого в непродолжительном времени вырастит правильно-организованная школа: ибо те же попечительства, которые заведены при большинстве церквей и в настоящее время действуют недостаточно энергично, увидят необходимость придти к вам на помощь и дадут сродства для учреждения школы. А если бы где не оказалось попечительств со средствами, то почему бы не завести епархиального братства как это заводится теперь во многих епархиях? Тогда, наверное, не одни духовные, но и все благомыслящие из светских примкнуть к этому просветительному союзу и окажут, каждому по мере сил, свое содействие; ибо все ныне чувствуют ненормальность явлений в жизни народа, все понимают, что он с каждым годом удаляется не только от идеала христианской жизни, но и от начал естественной нравственности. Соединившись для достижения просветительной цели, члены братства при энергии и единодушии несомненно отыщут средства и к открытию и к поддержанию многих церковно-приходских школ лишь бы только не ослабевала ваша пастырская ревность, Помните, что враг всякого доброго дела есть холодность к нему. Если вы охладеете к делу духовного просвещения, то охладеют вместе с вами и другие, и не только охладеют, но и удалятся от вас, тогда как в начале готовы были с усердием помогать вам: ревность, составляющая отличительную черту истинного христианина (помните) должна одушевлять преимущественно пастырей Церкви.

В надежде на содействие вам со стороны христианского общества, молю вас, пастыри Церкви Новгородской, поревнуйте о деле духовного просвещения, так важном и так благопотребном в настоящее время. Вы сами очень хорошо знаете, что учительство (Мф. XXVIII, 19, 20) есть важнейшая и самая существенная ваша обязанность: для того вы и образование получили в разсадниках духовного просвещения; для того просили себе и священства, как свидетельствуют о том отобранный от вас пред посвящением «ставленнический допрос» и данная вами « присяга »; тот же долг указан вам и в «святительском поучении»; о том же напоминает постоянно и данная вам свя щенническая « грамата », которою повелевается «вверенныя вам люди учити благоверию, заповедями Божиим и всем христианским добродетелем по вся дни»; для этого вы получили и особую благодать в Таинстве Священства.

Умоляя вас, возлюбленные, как соработников у Бога (I Кор. III, 9) на Его благодатной ниве, не вотще благодать Божию прияти вам (2Кор. VI, 1), считаю долгом присовокупить ко всему сказанному, что учительство в церковно-приходских школах будет для вас самым могущественным средством для благотворного влияния на вверенный попечению вашему народ: раз овладев посредством начальной школы детьми, вы будете владеть ими и в юности, когда особенно важно и необходимо ваше влияние на них, и в лета мужества, когда они сами будут хозяевами и главами семейств и не перестанут дорожить вашими советами, и в годы преклонной старости, когда вы одни останетесь для них утешителями пред исходом их в жизнь будущую. Не забудьте только, что здоровое слово учения должно быть неразлучно в нас с доброю христианскою жизнию.

Благословение Господне да будет на вас и на трудах ваших, предпринимаемых для просвещения душ, вверенных попечению вашему.

Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский ИСИДОР


Источник: Духовный журнал "Странник", 1885. Т. 3. Санкт-Петербург, 1885 год.

Вам может быть интересно:

1. Послание к Десидерию преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

2. Слова и речи митрополит Исидор (Никольский)

3. Вознесение Господне епископ Гермоген (Добронравин)

4. О покаянии: беседы пред великим постом и в пост, по воскресным дням архиепископ Игнатий (Семенов)

5. Заветные думы служителя Церкви протоиерей Иоанн Соловьёв

6. Настоятели Московского Большого Успенского собора протопресвитер Владимир Марков

7. Инок-справщик Арсений Глухой Дмитрий Иванович Скворцов

8. Осмогласные роспевы трех последних веков Православной Русской Церкви. Часть II протоиерей Иоанн Вознесенский

9. Описание Иоанно-Предтечева псковскаго монастыря митрополит Евгений (Болховитинов)

10. Основания поместного управления православных Церквей епископ Иоанн (Соколов)

Комментарии для сайта Cackle