Слово 1-е на четверодневного Лазаря
Вот, снова Лазарь предлагает нам сегодня роскошную трапезу1, трапезу, на которой все удивительно, многоцветно и блистательно, [все] имеет воистину божественную щедрость и некое царственное величие; ибо Отец накрывает на стол, Сын наливает вино, Дух умащает пиршество миром; ангелы же стоят на страже брачного чертога, не позволяя войти Иуде, не допуская проникнуть Каиафе, изгоняя лицемеров, когда те еще только покажутся вдали, выталкивая некими острыми и жесткими бичами убивших Господа, прогоняя богохульников [давно] приготовленным мечем2, ведя под руки разбойника3, торжественно сопровождаяблудницу4, с радостью принимая на трапезу волхвов5, предлагая мытарям первые места в брачном чертоге6. Но кто же пирующие? В этом и состоит для нас суть настоящего слова. ─ Это все умершие, каждый из которых облечен в некую чистую брачную одежду7, вместе с Адамом и Евой, разделяющими с ними места.
Эти и еще большие блага для рода [нашего] щедро расточает Воскресение из мертвых, начатком которого должен был послужить8 превеликий Лазарь, пышно цветущая нива добродетелей, многоплодный виноградник веры, роза Царствия Христова; перворожденный, которого вскормил глас Единородного9; язык Слова; труба Премудрости; неумолкаемая свирель; лира, на которой играет Отец; кифара, струн которой касается Бог; тимпан, в который Бог ударяет; псалтирь, сам собой рождающий гармонию, рожденную от Бога. Каков же этот глас? ─ Лазарь! гряди вон10. Услышав его, весь род умерших ободрился, смерть оцепенела от страха и, споткнувшись от ужаса, лежала ниц, попираемая собственными пленниками. «Лазарь! гряди вон, ибо сейчас мы нуждаемся в твоем пришествии». «Пусть пока не выходят ко Мне ─ говорит [Христос], ─ сонмы умерших, еще не время возвещать свободу всему созданию, еще не время восходить роду [человеческому] прежде, нежели сойдет Творец рода». «Лазарь! гряди вон, мы нуждаемся в тебе прямо сейчас, чтобы узнали живущие, как трепещут умершие перед Происшедшим из Марии; чтобы познал Пилат, чей голос освобождает мертвых, удаляет тление, превращает гробы в брачные чертоги. Лазарь! гряди вон. Разрешись от уз и покинь тьму, вступи в день и оставь ночь. Спеши к жизни, призываемый Жизнью. Соделайся участником хоровода11 радости, ибо устранена причина печали. Лазарь! гряди вон. Не помышляй об узах, ибо цепи пали. Не думай о засовах12, ибо они сокрушаются. Не остерегайся привратников13, ибо медные врата не отваживаются удерживать тебя, призываемого Мною. Лазарь! гряди вон. Да увидят тебя небеса, и еще блистательней поведают славу Божию14. Да увидит тебя земля, и начнет охранять пещеру Вифлеемскую больше чертогов царских15 и превознесет ясли как престол херувимский16. Да увидит тебя солнце, и осветит тебя еще более светлыми лучами. Да увидит тебя Петр, и послушается крика петуха и прольет теплые слезы покаяния17. Да увидит тебя Иуда, и вступит в сговор18; зная, Кого предает, не решится удерживать у себя серебро предательства; зная, Кого предает, засвидетельствует, что Преданный им есть Бог; зная, Кого предает, прибегнет к петле и наложит на себя веревку для удушения19. Так она станет крепким намордником20 для богохульников и, по справедливости, суровой и ужасающей уздой для богоотступников.
Лазарь! гряди вон. Да увидит тебя говорит [Христос], – синагога иудейская, и расторгнет [брачный] договор21, собственными руками разорвет свой брачный хитон, будет мечтать о разводе, когда еще не наточены перья, чтобы его подтвердить. Да увидит тебя Церковь из язычников22, и приложит веру к вере, ревность к ревности, надежду к надежде, любовь к любви и увенчает брачный договор этим умножением добродетелей». Слыша сей священный глас, торопился Лазарь перейти к Призывающему и, хотя сам находился посреди сонма умерших, говорил: «Жизнь призывает меня и не могу я остаться; влечет меня Слово и глас Божий, ибо ноги сами собой устремляются к Нему; Создатель повелел ─ и естество ухитряется делать то, что против естества. А вы, желаете ли вы сказать нечто Призывающему? Я буду ходатайствовать за вас, чтобы Он пришел к вам, или чтобы вы, которые внизу, поднялись к Нему наверх, или чтобы Он, Который наверху, спустился вниз. Он все стерпит, ибо Он Благ.
За вас, праведников, я буду ходатайствовать, но и вы, грешники, отправляйте через меня просьбу к Нему. Говори, прежде, ты, Адам, ибо от тебя мы должны быть научены. Разве ты не беспокоишься обо всем роде [человеческом]? Будучи сам отцом всех падших, ты заботишься о падших или жалеешь только избранных, или хочешь, чтобы были освобождены только те, которые сохранили в чистоте начертания образа23? Но смотри, как бы не случился великий убыток Горшечнику24 от столь многих выброшенных сосудов. Смотри, как бы и тебе ни быть выброшенным из-за преслушания вместе с родом остальных грешников. Но говори, Адам, быстрее, ибо обстоятельства не терпят отсрочки. Я боюсь, как бы не подвергнуться мне порицанию за такое нерадение [при звуке] столь великой Трубы. Итак, говори, что хочешь, ибо скажу я Произносящему глас: «Не гневайся, Владыка. Нуждаемся мы в [твоем] великодушии при этом призыве, ибо нужно мне вернуть то, что съели черви, нужно мне собрать рассеянные по земле и разложившиеся в прах останки. Будучи несовершенным, могу ли я восходить к Совершенному, могу ли одно оставить в земле, а другое принять, чтобы взойти к Призывающему и предстать Тому, Кто спешит невредимым возвести Адама? К тому же у смерти обретается множество врат, я все их прошел, когда входил, и, выходя, снова должен пройти».
После сих слов Лазарь воспарил от земли. Умершие же, каждый, подходя, целовали Лазаря, ибо он, как им казалось, торопился уходить, и сообщали они ему, как некоему вестнику, свои беды. И первым говорил Авель: «Скажи Избавителю: что пользы для меня говорить после смерти, ведь не удалены узы тления?» И Ной, сетуя, упрекал: «Для чего Ты вверил мне столь великий и пространный ковчег25? Ныне удерживает меня жилище тесное и темное, нечистое и мрачное, имеющие в размерах столько локтей, сколько имеет гроб». Авраам таким же образом негодовал, говоря: «Я принес Создателю единородного сына26, и он с негодованием взирает на меня, который столько времени связан в этих скорбных узах». Исаак возмущался: «Соделавшись образом бессмертной Жертвы, я всюду ношу жестокую цепь смерти». Иаков упрекал за то, что он, который оказался способным бороться с Богом27, не имеет силы бороться против злосчастной смерти.
Иосиф, дерзновенный в святости, уверенный в своей непорочности28, воспламеняясь сновидениями29, негодуя, грозился сокрушить узы, но, не имея сил против смерти, издавал пронзительный стон, не получая облегчения. Моисей же восклицал: «Почему я, законодатель, сижу здесь как пленник?! Почему удерживаюсь вместе с фараоном, которого я вверг в море30? Почему с этим египетским войском, которое я опьянил в хищной пучине волн, я разделяю этот горький ров здешнего тления и тину кровей?» Давид, взяв лиру, говорил Лазарю: «Скажи Рожденному от Девы: если Ты не спешишь, то спешим мы, понуждаемые ужасами. Если Ты медлишь, то мы не можем удерживаться. Если Ты Сам не сходишь, тогда мы поспешно взойдем к Тебе. Хочу сыграть на кифаре живущим; довольно уже времени я играю умершим.
Хочу объяснить живущим на земле таинства кифары и сказать, каким образом небеса проповедуют славу Божию, как о делах рук Его возвещает твердь, что значит день дню передает речь, какая ночь открывает ночи знание, что значит нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их, отчего по всей земле прошел звук их, и до пределов вселенной слова их, что значит в солнце поставил Он жилище Свое, Кто это как жених выходит из чертога Своего и возрадуется, как исполин, пробежать поприще, как от края небес исход Его, и шествие Его до края их31.
Небеса проповедуют славу Божию, когда Тот, Кто из них исходит, спускается на землю и не лишается вышних благ. О делах рук Его возвещает твердь, когда Тот, Кто преобразил Адама, со славою возводит его не самую твердь, после уз ─ непорабощенного, после тления ─ нетленного, после смерти ─ бессмертного. День дню передает речь, день Владычнего Рождества ─ дню Царственного Креста, ибо, как первый видел Бога во плоти, происходящего из утробы, так второй видел Бога во плоти, висящего на древе32. И ночь открывает ночи знание,ночь предательства ─ ночи Воскресения: ибо первая возвещает о падении Иуды, вторая же ─ о восстании Адама. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их, очевидно, что голоса ангелов, голоса, которые они обратили к женам мироносицам33 и которые перешли во весь род словесных.
Всякого слуха коснулась речь сия, и всякий разумный язык был одарен Богом, когда по всей земле прошел звук их, и до пределов вселенной слова их ─ слова Петра и Иоанна, Андрея и Фомы и лика других неграмотных34, святого отряда простецов35, которых наняла Премудрость, чтобы они стали вестниками Ее словес. В солнце поставил Он жилище Свое, Отец ─ в Сыне, ибо Он взошел для нас, как Солнце Правды36, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно37. И Он, как жених выходит из чертога Своего. Облеченный в белые одежды, боговидный, лучезарный, вышел Он из небесного чертога ─ из покоя царственного гроба. Возрадуется, как исполин, пробежать поприще, когда, как победитель, пробежал от земли на небо, и приняли Его облака, как воскресшего из мертвых победоносца.
От края неба исход Его, и шествие Его до края неба, ибо откуда Он нисшел, там Он находился, но туда, где Он находился, снова восшел с плотью, Снисшедший к нам и Пребывавший с Отцом, Восшедший ради нас и оказавшийся с Отцом вместе с начатками нашего [естества]38».
Глас же торопил Лазаря, и призыв, освобождающий от оков, как бы на крыльях возводил его из земли. И, как олень, он выпрыгнул из гроба, и словно серна ─ из могилы, мертвый, слепой, связанный, ибо он был еще обложен пеленами, глаза еще покрывал сударь, очи еще были закрыты тканью. Зрачки разложились и не имели блеска, не могли под пеленами воспринимать солнечные лучи. Уши были заткнуты, дыхание заграждено, язык имел ремень39и узду, уста сохранили узел, завязанный погребавшими, шея была оплетена ремешками, плечи стянуты пеленами, переплетающимися до бедер, так что их нельзя было отделить друг от друга, голени находились одна возле другой, как бревно рядом с бревном.
И был он как некий чистый столб, видимый памятник удерживаемых во аде. И, вот, он выходил, и приводил в замешательство иудеев, разгонял фарисеев, понуждал саддукеев, пораженных страхом, бросаться друг к другу, родных же и друзей, и близких ─ радовал, поклонялся с великим тщанием и поспешностью Воскресившему, возвещал Жизни таинства ада. Христос же говорил стоящему вокруг сонму иудеев: Развяжите его, пусть идет40, разрешите того, кто не требует разрешения; развяжите того, кто идет, когда связаны ноги; развяжите того, кто удерживается погребальными пеленами, но идет чинно, нимало не колеблясь; развяжите того, кто видит, хотя закрыты глаза; того, кто беспрепятственно слышит, хотя у него заткнуты уши; того, кто с заткнутыми ноздрями обоняет благоухание жизни.
Развяжите его, чтобы сами пальцы ваши сделать свидетелями чуда; чтобы больше не отрицали вы знамение, стыдясь своих собственных рук; чтобы, когда вы попытаетесь скрыть воздвигнутый против смерти трофей, пелены, которые вы приняли, соделались бы доказательством вашего неразумия. Развяжите его, пусть идет, ибо мертвого назначил Я вестником Жизни. Тот, кто вышел из ада, объявит о Нисшедшем с небес; тот, кто восстал из гроба, возвестит народам о Рожденном из лона Отца41; рассыпавшийся в прах ясно поведает о Создавшем от начала род человеческий; восшедший из праха соделается уверением, показав таким же, как он, глиняным сосудам Горшечника42, Который лепит заново. Пусть идет, да не принимает он молча совершившееся знамение, никакой страх да не заставит его соделаться неблагодарным своему Благодетелю, да не будет он переубежден страстью к богатству, да не поколеблет его желание славы, да не соделает его медлительным пристрастие к житейским удовольствиям.
Он получил урок от того, что страдал в том месте, куда сошел. Там познал он ветхость, бессилие, непрочность этого мира. То, что под землей, убедило его не заботиться о земном, и не рассчитывать на него как на способное пребывать постоянно. Пусть идет, чтобы возвестить Каиафе и свидетельствовать перед Пилатом; чтобы представить слугам Того, Кого они намереваются бить палкой43; чтобы утвердить учеников, низвергнуть искусителей, повелеть женам приготовить миро44. Пусть идет, ибо, когда он идет, синагога колеблется, толпа саддукеев приходит в смятение, весь круг земной содрогается, небесный свод блистает под кучей облаков, сонм звезд приходит в восхищение, небо приподнимается, видя силу Нисшедшего с него и Пребывающего на нем, Ему же слава и держава со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.
* * *
Возможно, аллюзия на Ин. 12, 1–2: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю (δεῖπνον)». Далее св. Исихий использует образы, которые содержат аллюзию на притчу о брачном пире (Мф. 22, 1–14): он говорит о «брачном чертоге» (νυμφών), «брачной одежде» (στολὴ νυμφική), в которую облечены умершие праведники, во главе с Адамом и Евой.
См. Быт. 3, 24.
См. Лк 23, 40–43.
См. Мф. 21, 31.
См. Мф. 20, 16. Мк. 10, 31. Лк. 13, 30.
См. Мф. 22, 11–12.
Досл.: Лазарю были вверены (κατεπιστώθη) начатки воскресения.
χορευτὴς τοῦ χοροῦ – хоревт, участник хоровода.
См. Пс. 106, 16.
См. Иов 38, 17.
См. Лк. 2, 7, 12, 16.
См. Пс. 79, 2; 98, 1.
См. Мф. 26, 75.
См. Мф. 27, 3–5.
См. Мф. 27, 5; Деян. 1, 18.
См. Мф. 5, 31; 19, 7; Втор.24, 1; Ис. 50, 1; Иер. 3, 8. Образ брачного договора и разводного письма, используется св. Исихием для столь актуального для иерусалимских христиан противопоставления иудейской синагоги и церкви из язычников. Похожую лексику мы встречаем в некоторых гомилиях Астерия Софиста (Hom. VI et VIII in Ps. 5) и Леонтия, пресвитера Константинопольского (Hom. II in Pascha, 5). См. M. Harl. «Cadeaux de fiançailles et contrat de mariage pour l’épouse du «Cantique des Cantiques», selon quelques commentateurs grecs», dans Mélanges d’histoire des religions offerts à H.-Ch. Puech. Paris, 1974. P. 243–261.
См. Рим. 16, 4.
См. 1, 26–27.
См. Прем. 15, 7; Рим. 9, 21.
См. Быт. 6, 14–15.
См. Быт. 22, 9, 10, 16.
См. Быт. 32, 25–33.
См. Быт. 39, 7–8.
См. Исх. 15, 4–5.
Небольшое отступление касается толкования Пс. 18, 2–7, которое, как это часто встречается в гомилиях св. Исихия, представлено в виде кратких глосс, сопровождающих прямую речь какого-либо библейского персонажа, в данном случае – пророка Давида. Основной мотив толкования – воплощение Христа и искупление Им Адама.
Гал. 3, 13; см. Деян. 5, 30; Втор. 21, 23.
См. Лк. 23, 56.
См. Деян. 4, 13.
τῶν ἰδιωτῶν – простых, ординарных, людей.
См. Мал. 3, 20.
См. 1Кор. 15, 20.
См. Ин. 11, 44.
См. Прем. 15, 7; Рим. 9, 21.
См. Мф. 26, 67.
См. Лк. 23, 56.