А.В. Слесарев

Источник

Глава III. Зарождение и развитие старостильного движения в первое десятилетие после календарной реформы (1924–1934 гг.)

III.1. Предпосылки раскола

Переход Элладской Церкви на новоюлианский календарь в 1924 г. вызвал резкое осуждение этого новшества отдельными представителями низшего духовенства, монашества и мирян, что вскоре после реформы породило движение сопротивления, вылившееся в церковный раскол. Своим возникновением явление старокалендарного протеста обязано целому комплексу причин, его обусловивших.

Во-первых, как уже упоминалось, изменение церковного календаря проходило в особо тяжелое для греческого народа время. Это была эпоха крушения национальных надежд, острого ощущения всеобщей нестабильности и народного страдания, вызванного ужасами «малоазийской катастрофы». Но смутное время, все-таки, оставляло нетронутым единственное пристанище для исстрадавшихся душ, тихое прибежище для ищущих утешения – Православную Церковь, жизнь которой протекала в своем особом размеренном ритме. Однако календарная реформа внесла в церковную ограду веявший повсеместно ветер перемен. Изменение привычных устоев церковной жизни часто становилось причиной расколов, ибо для многих в нововведениях был «утерян священный ритм и уклад, […] ритуал жизни, видимое благообразие и благостояние быта» 186 . Поэтому и в стихийно зародившемся старостильном движении было, вполне объяснимое психологически, стремление вернуть Церкви ее «неотмирность», непричастность духу времени. «Раскол весь в воспоминаниях и в предчувствиях, в прошлом или в будущем, без настоящего. Весь в истоме, в грезах и в снах» 187 , – переадресовываем мы слова протоиерея Георгия Флоровского в отношении к греческим старостильникам.

Вторая причина возникновения церковных нестроений в Элладской Церкви самым непосредственным образом вытекает из первой и также носит психологический характер. В результате «Малоазийской Катастрофы» популярность премьер-министра Греции Е. Венизелоса сменилось всеобщим народным презрением, поскольку его планы по осуществлению «Великой идеи» привели к национальной катастрофе. Негативное отношение естественным образом распространилось и на все его окружение, в том числе и церковное. Отказ западноевропейских стран от военно-политической поддержки Греции обесценил в народном сознании прозападные экуменические инициативы митрополита Брусского Дорофея, патриарха Мелетия (Метаксакиса) и архиепископа Хризостома (Пападопулоса). Их деятельность прямо воспринималась как антинародная, а, следовательно, и антицерковная. В облике инославного Запада снова увидели извечного врага православного Востока. Следует особо отметить, что усиление антивенизелистских настроений привело к отставке премьер-министра уже в феврале 1924 г. 188 , то есть на один месяц ранее проведения календарной реформы.

Третьей, не менее значительной, причиной протеста можно рассматривать грубое насаждение реформы без всякого пояснения народу и подготовительных мероприятий. А ведь из истории известно, что «реформы, […] не опирающиеся на единство церковной власти и народного благочестия, […] создают атмосферу разлада и часто приводят к расколу» 189 . И в данном случае, отчасти трещину в единство церковное дала уже сама иерархия, позабыв про «глас народа», про право его волеизъявления в таких важных вопросах.

Четвертым и весьма существенным фактором, немало способствовавшим росту популярности старостильных настроений в первое десятилетие после проведения календарной реформы, было отсутствие единодушия в православном мире относительно вопроса о необходимости изменения церковного времяисчисления. Так, патриарх Александрийский Фотий активно подвергал критике Элладскую Церковь за проведенную реформу, чем оказывал значительную идейную поддержку старостильному движению.

Пятым фактором, обусловившим возникновение схизматических тенденций, было элементарное невежество и некомпетентность в области календарной проблематики отдельных клириков и мирян, при отсутствии правильного экклезиологического сознания. А ведь «народное благочестие развивается иногда независимо от церковного богословия, от Писания, от церковного учительства, а тем самым – и от церковного предания» 190 . Благородное стремление защитить церковную традицию, но традицию, понимаемую субъективно, привело к самозамкнутости и отрыву от Церкви. «Раскол свидетельствует об утрате частью народной массы цельности, органичности религиозного восприятия, об отпадении от духа соборности и взаимной христианской любви» 191 .

Такова была психологическая атмосфера и внутреннее состояние той части греческого народа, которая, выразив протест реформе времяисчисления, неосознанно для себя заявила протест самой церковной кафоличности, в которой «нет самолюбия и обособления – личного, этнического, местного и всякого другого» 192 .

 

III.2. Начало разрыва с «новостильной» Церковью

Первоначальная реакция большинства греческого народа на календарное исправление оказалась относительно спокойной, однако несколько человек, несогласных с реформой, уже 17/30 марта 1924 г., в первое воскресенье после нововведения, учредили «Общество Православных» («Σύλλογος ’Ορθοδόξων»), заявив о несогласии с позицией канонической Элладской Церкви. Главные задачи Общества виделись в сохранении традиции богослужебного употребления юлианского календаря и в борьбе за его возвращение в церковную жизнь. При своем зарождении «Общество Православных» мыслилось как внутрицерковная оппозиционная организация 193 , однако фанатичные и радикальные умонастроения его членов грозили неизбежным вырождением в схизму. Первым председателем Общества стал Иоаннис Сидерис. Совет правления «Общества Православных» составили Перикл Гетурис (секретарь), Константин Берлис, Андрей Воноридис, Константин Коциафтопулос, Александр Симонидис, Харлампий Маврояннис. Среди последователей старостильного движения особо выделялись своей активностью Адрианос Пападимитриу и Константин Караяннидис. Первыми монахами, вступившими на путь противления Элладской Церкви, были Паисий (Филокалиотакис) 194  и Хрисанф (Вреттарос) 195 .

По своей немногочисленности «Общество Православных» первоначально не могло составить реальной оппозиции Церкви. Несмотря на это, у старокалендаристов оказалось много сторонников, особенно из среды консервативного афонского монашества, психологически еще не готовых к открытой конфронтации. Были несогласные среди мирян, низшего духовенства и даже среди епископата, считавшие, что архиепископ Хризостом злоупотребил оказанным ему доверием. Так, например, митрополит Кассандрийский Ириней пытался убедить иерархов в том, что «через изменение календаря и месяцесловия попираются основания апостольских канонов и установления Вселенских Соборов» 196 .

Учитывая реакционные настроения и желая предупредить зло в его зарождении, Священный Синод опубликовал особое послание от 8 апреля 1924 г., известное под названием «К возлюбленному греческому народу». В данном синодальном обращении при апеллировании к исторической и канонической аргументации давалось правильное объяснение сущности календарных новшеств 197 . Тем не менее, мера эта оказалась запоздалой. Зародившаяся смута уже давала свои всходы, а популярность идей «Общества Православных» с каждым месяцем прогрессивно нарастала. Сбылось предчувствие протоиерея Сергия Булгакова: «И в темных массах народа, в которых пробуждается темная ревность о православии, изменение стиля и церковного календаря вызовет наибольший протест, как […] наследие старой ревности и отчуждения! И эти, в сущности бытовые, обрядовые различия оказывались и могут оказаться сильнее догматического единения» 198 .

Недолго безмолвствовал и Афон. Свтятогорские монахи, не согласившись с реформой календаря, в большинстве своем твердо стояли на позициях охранения церковного единства. Однако среди них оказались и те немногие, которые фанатично отстаивали свою личную позицию несогласия с введением «нового стиля» путем внесения смуты в народное сознание. Среди них обладали особенной известностью слепой афонский иеромонах Иероним и архимандрит Евгений (Лимонис) из Пирей (портового пригорода Афин) 199 Многие иноки оставляли Святую Гору и обходили греческие города, проповедуя идею «безблагодатности» новоюлианского календаря, чем немало содействовали оформлению раскола. В своей пропагандистской деятельности «Общество Православных» умело использовало их пример, зная о традиционном почитании греками афонского монашества 200 .

В это же время старостильническая борьба шла и в идеологическом направлении, будучи осознанно направленной на подрыв авторитета иерархии, накаляя и без того напряженную церковную атмосферу. Появилось широко распространенное и сегодня обвинение инициаторов реформы в масонстве с навешиванием на них ярлыков «орудия масонства», «слуги сатаны», «греческая тьма» 201 , а сама Элладская Церковь старостильниками именовалась не иначе, как «ложная», «неверная», «клеветническая» и «отпадшая» 202 . Однако помимо резких оскорблений, «Общество Православных» использовало в качестве средства к убеждению народа в собственной правоте многочисленные повествования о чудесах, тем или иным образом связанных со «старым стилем». Особенно распространенным было хождение листовки, содержащей повествование о чудесном явлении креста, якобы виденном многими очевидцами в вечернем небе над старостильническим храмом святого апостола Иоанна Богослова в пригороде Афин в ночь с 14 на 15 сентября 1925 г. в день праздника Крестовоздвижения, совершаемого священником Иоанном Флоросом по старому стилю 203 . По рассказам старостильников в эту ночь произошло следующее. Для участия в совершении праздничного богослужения к 9 часам вечера в храме собралось около двух тысяч человек. За полчаса до полуночи все присутствовавшие на празднике якобы увидели необычное атмосферное явление, воспринятое ими как чудесное явление Креста Господня. Данное событие впоследствии было расценено как особое благословение свыше на сохранение в Церкви юлианской системы календарного исчисления. Спустя некоторое время описание означенного явления приобрело пышное литературное оформление. Спустя семь десятилетий «чудо креста» описывалось следующим образом. «Снова, как и в 351 г., Бог ниспослал чудесное явление Знамения Всечестного Креста, чтобы запечатлеть истину и посрамить ложных учителей. […] В 11 часов 30 минут вечера над церковью в северо-восточном направлении в небесах стал проявляться яркий, сияющий световой Крест. Этот свет не только осветил церковь и верующих; в его лучах звезды на чистом, безоблачном небе потускнели, а церковный двор наполнился почти осязаемым светом. Контур самого Креста вырисовывался особенно интенсивным светом и был четко видим как византийский крест с перекладиной внизу. Чудесное небесное явление продолжалось полчаса, до полуночи, затем Крест начал медленно подниматься вертикально вверх, подобно тому, как поднимается Крест в священнических руках во время совершения чина Воздвижения Креста в Храме. Поднявшись высоко, Крест начал постепенно исчезать. […] У обновленцев, как и у ариан в 351 г., не остается никаких оправданий или смягчающих вину обстоятельств» 204 .

Нарастание популярности старостильных идей в обществе вызвало серьезную озабоченность происходящим Священного Синода Элладской Православной Церкви, который на своем заседании 17 октября 1924 г. принял решение об усилении разъяснительной работы с населением для противодействия схизматическим настроениям 205 . Также была отмечена необходимость убеждения самих старостильников в допустимости изменения времяисчисления. Несмотря на то, что с 1926 г. греческое правительство, желая устранить идеологическое противостояние, угрожавшее внутреннему единству нации, начало оказывать на раскольников давление, идея старостильного сопротивления продолжала набирать силу и ее популярность в народе по-прежнему возрастала.

В 1926 г. произошло два важных события. «Общество Православных» было переименовано в «Греческое Религиозное Общество Истинных Православных Христиан (ГРОИПХ)» («‘Ελληνική Θρησκευτικί Κοινότης τω̃ν Γνησίων ’Ορθοδόξων Χριστιανω̃ν – (ΕΘΚΓΟΧ)»), которое получило официальное признание афинского городского суда 206 . Данный прецедент предоставил ГРОИПХ широкую возможность к открытию представительств по всей Греции 207 . Постепенно членами этой организации, помимо простого и необразованного населения, становятся представители других социальных слоев, как то юристы, военные офицеры, землевладельцы, литераторы. Но, что самое важное, к «Обществу» открыто присоединились два афонских иеромонаха Арсений (Коттеас) и Матфей (Карпафакис) 208 . Это событие имело огромное значение для старостильников, поскольку именно с него старокалендарная оппозиция начала приобретать «церковные» черты и параллельную канонической Церкви иерархическую структуру. «Там, где нет духовной жизни, – необходимо нечто внешнее, как обеспечение церковности» 209 , – говорил священник Павел Флоренский.

Реагируя на происходящее, священноначалие Элладской Церкви на заседании Постоянного Священного Синода от 26 апреля 1926 г. приняло текст Энциклики № 2398/2203, в которой старостильники были объявлены отделившимися от Церкви. Помимо этого, Энциклика содержала обращение в адрес Министерства Исповеданий с просьбой о роспуске ГРОИПХ, поскольку его деятельность расценивалась в качестве опасной для Православной Церкви и нации пропагандой 210 . Впрочем, реакция правительства не отличалась особой активностью, вследствие чего иеромонах Матфей (Карпафакис) добился в 1927 г. открытия Свято-Введенского старостильного женского монастыря в деревне Каратея, ставшего одним из центров борьбы с «новокалендаризмом». Настоятельницей монастыря стала монахиня Мариам (Сулакиоту) 211 .

 

III.3. Начало крупномасштабных гонений на старостильников

Несмотря на озабоченность по поводу старостильного движения, являвшегося дестабилизирующим фактором для нации и государства, греческое правительство долго не решалось на принятие радикальных мер по отношению к схизматикам. На активную борьбу со старокалендарным расколом государственную власть подтолкнуло чрезвычайное происшествие, произошедшее в 1927 г.

Во время престольного праздника храма святых Константина и Елены в Пиреях, проходившего 21 мая 1927 г., к совершавшему торжественное богослужение архиепископу Афинскому Хризостому подбежал активист старостильного движения парикмахер К. Караяннидис и ножницами отрезал часть бороды Первоиерарха, поранив при этом его лицо 212 . На внеочередном собрании Постоянного Священного Синода 23 мая 1927 г., проходившем, под председательством митрополита Закинфского Дионисия, иерархи высказали соболезнование архиепископу Хризостому и просили правительство сурово наказать виновных в этом нападении, а также оградить Элладскую Церковь от подобных действий. В качестве мероприятий по снижению активности старостильнического движения Синод предлагал наложить запрет на выезд со Святой Горы монахов, которые настроены на старостильную пропаганду, ликвидировать отделения ГРОИПХ в Афинах и Фессалониках, а также не позволять носить монашескую одежду тем лицам, которые не живут в общежительном действующем монастыре 213 . Представители гражданской власти прислушались к голосу Церкви и по всей стране началась активная борьба с расколом путем применения административных мер. С Афона было изгнано девятнадцать человек, часть которых была заключена в монастырь на острове Лесбос, а часть начала свободно перемещаться по Греции, призывая к противлению Элладской Церкви.

В деревне Мандра Элевсинская (в Аттике) 8/21 ноября 1927 г. произошел печальный инцидент. Пригласив в свою деревню старостильнического священника Христофора Псаллидаса, крестьяне заперлись в храме для совершения литургии. В это время церковь была окружена полицией имевшей намерение арестовать священнослужителя по окончании богослужения. В ответ на попытку народа воспрепятствовать этому, полицейские начали разгонять толпу ружейными прикладами. По разбегающимся людям было сделано несколько выстрелов. В результате проведенной операции две женщины оказались госпитализированы. Одна получила огнестрельное ранение, но вскоре оправилась. Другая женщина, по имени Екатерина Рутти, поступила в клинику с черепно-мозговой травмой и умерла спустя неделю. Впоследствии она была причислена старостильниками к лику святых мучениц 214 . Описанное происшествие не возлагает моральной ответственности на руководство Элладской Церкви и всецело ложится виной на местную полицию, не сумевшую справиться с ситуацией и допустившую со своей стороны грубые действия, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Однако, вопреки всем притеснениям, старостильникам удалось в 1927 г. наладить выпуск двухнедельной газеты «Голос Православия» («‛Η Φωνὴ τη̃ς ’Ορθοδοξίας»), учредителем которой был Андреас Вапоридис 215 . В 1930 г. было начато издание ежемесячного журнала «Православный вестник» 216 .

Рост и укрепление старокалендарного движения в последующие годы способствовал ослаблению давления со стороны государства. В 1932 г. особая комиссия Министерства Исповеданий вынесла свое постановление о легализации раскола, определив, что те клирики, которые заявили о выходе из подчинения «церковной и монастырской власти, могут стать служителями религиозной общины последователей старого календаря» 217 . Благодаря этому событию началось активное присоединение верующих к общинам ГРОИПХ, так что уже в 1934 г. иеромонах Матфей (Карпафакис) открыл в деревне Кувара мужской Спасо-Преображенский монастырь 218 , а Общество насчитывало около 800 отделений по всей Греции и около 1 миллиона последователей 219 . Более того, греческая старокалендарная схизма расширила сферу своего влияния и вышла за пределы Элладской Православной Церкви. Филиал ГРОИПХ был открыт в Александрии и к 1935 г., согласно старостильническим данным, насчитывал свыше 20 000 последователей. Председателем александрийского филиала Общества в это время был Гуле (κ.Γκουλέ), а генеральным секретарем Николай Дукан 220 .

К 1935 г. в Греции возникло молодежная старостильническая ассоциация, носившая название «Объединение Молодых Истинных Православных Христиан Греции» («‛Ένωσιν τω̃ν Νέων Γνησίων ’Ορθοδόξων Χριστιανω̃ν τής ‛Ελλάδος»). Председателем данной организации стал Илия Ангелопулос, заместителем председателя Василий Стаматулис, а генеральным секретарем Димитрис Коколояннис 221 . Печатным органом организации молодых старокалендаристов были газеты «Проповедник Православия» («Κήρυκоς ’Ορθοδόξίας») и «Православная Молодежь» («’Ορθοδόξоν Νεολαίαν») 222 .

Притеснения раскольников со стороны государства не способствовали ликвидации старостильного движения, а скорее наоборот, создали вокруг схизмы ореол мученичества и привлекли к ней ненужное внимание общества.

 

III.4. «Старостильная уния»

Стремительное разрастание схизмы, не сдерживаемое ни увещаниями Церкви, ни давлением светской власти, побудили архиепископа Афинского Хризостома к принятию компромиссного решения ради мира церковного – дозволению на существование в лоне Элладской Церкви приходских общин, употребляющих в своей литургической жизни «старый» юлианский календарь. После одобрения этой идеи на собрании Священного Синода Иерархии, проходившем 28 октября 1931 г., Первоиерарх обратился в Административный Совет ГРОИПХ с предложением воссоединения с Церковью, предполагавшим подчинение старостильных общин канонической церковной власти при полной свободе в календарной сфере 223 . Но, как заметил протоиерей Иоанн Мейендорф, «по всей истории христианства видно, что если уж расколы происходят – это надолго, их последствия трудно излечить» 224 . Психология старостильной схизмы изначально базировалась на горделивом стремлении навязать Церкви, которая в своем существе является «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3:15), собственное субъективное видение принципов исторически сложившейся церковной традиции. Доказать собственную правоту посредством разделения. Доказать вопреки единству Тела Христова, вопреки созидающему Церковь своим наполнением Духу Святому. Поэтому раскол предлагает взамен Церкви Христовой свою альтернативную церковь, базирующуюся на культовом поклонении юлианскому календарю, возведенному в ранг критерия православности. По глубокому убеждению старостильников только «малому стаду» святоотеческого календаря Господь наш доверил […] многоценное сокровище Православной истины» 225 . Поэтому в ответ на обращение архиепископа Хризостома, после некоторого промедления, Административный Совет ГРОИПХ выпустил особый манифест от 6 августа 1934 г., в котором Элладская Церковь была объявлена схизматической, а все отколовшиеся от ее полноты по причине неприятия новоюлианского времяисчисления, провозглашались пребывающими в ограде Истинно-Православной Матери Церкви. Впоследствии попытка возвратить старокалендарное движение в лоно канонической Церкви была презрительно названа раскольниками «старостильной унией», приверженцами которой они стали считать монахов святой горы Афон, сумевших сохранить как церковное единство, так и юлианский календарь. Намеренно проводя параллели с обесславившей себя латинской унией, схизматики демонстративно заявляют о том, что «возможное приятие […] «старостильной унии» было бы […] великим предательством и непростительной легкомысленностью» 226 .

Безуспешность попыток восстановления единства в Элладской Церкви на протяжении первого десятилетия существования схизмы, все-таки оставляло надежду на его недолговечность. Поскольку раскол не имел собственной иерархии, а тем самым не соответствовал важнейшему принципу церковного устроения, он оставался всего лишь собранием мирян, бесперспективным и малопривлекательным для религиозного человека. Но в 1935 г. произошло событие, изменившее status quo раскола и давшее ему возможность составить альтернативу канонической Церкви.

 

* * *

186

Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия.– Вильнюс, 1991.– С. 68.

187

Там же.– С. 67.

188

Улунян Ар. А. Указ. соч.– С. 119.

189

Мейендорф Иоанн, протоиерей. О расколе / Новая Европа.– М.: Пропилеи.– 1993.– № 4.– С. 65.

190

Там же.

191

Владимир (Сабодан), митрополит. Экклезиология в отечественном богословии. Магистерская диссертация.– К., 1997.– С. 102.

192

Там же.– С. 245.

193

Καραμήτσος-Гαμβρουλίας Σταύρος. ‛Η ’αγωνία ’εν τω̃ κήπω Гεθσημανή.– ’Αθήνα, 1961.– Σ. 64, 94–102.

194

В 1979 г. стал митрополитом Эгинским, иерархом «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции. Упоминание о нем находится в разделе «IV.10.4. «Флоринитский» Синод в 1979–2007 гг.».

195

Καραμήτσος-Гαμβρουλίας Σταύρος. ‛Η ’αγωνία ’εν τω̃ κήπω Гεθσημανή …- Σ. 64–66; Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαΐδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική … Σ. 131.

196

Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαΐδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική … Σ. 130.

197

Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαΐδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική … Σ. 130.

198

Булгаков Сергий, протоиерей. Православие.– М.: Фолио, 2001.– С. 352.

199

Ambrose, bishop of Мethoni. The Old Calendar Greek Church / The Old Calendar Orthodox Church of Greece.– Etna, California: CTOS, 1994.– P. 21.

200

Более подробное изложение истории афонского сопротивления календарной реформе описано в разделе «V.1.1. Старостильный раскол и Святая гора Афон».

201

Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαΐδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική … Σ. 188.

202

Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαΐδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική … Σ. 189.

203

Καραμήτσος-Гαμβρουλίας Σταύρος. ‛Η ’αγωνία ’εν τω̃ κήπω Гεθσημανή … Σ. 63; Lardas D. George. The Old Calendar Movement in the Greek Church: An Historical Survey.– Jordanville: Holy Trinity Orthodox Seminary, 1983.– Р. 32.

204

Явление знамения Честного Креста Господа нашего Иисуса Христа в окрестностях Афин (14. 9.1925) / Вестник Германской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей.– Мюнхен, 1998.– №5.– С. 4–5.

205

Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαΐδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική … Σ. 192.

206

Lardas D. George. Op. cit.– Р. 28.

207

Καραμήτσος-Гαμβρουλίας Σταύρος. ‛Η ’αγωνία ’εν τω̃ κήπω Гεθσημανή … Σ. 73.

208

Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαίδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική … Σ. 185.

209

Флоренский Павел, священник. Столп и утверждение истины.– М.: Лепта, 2002.– С. 6.

210

Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαΐδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική … Σ. 194.

211

Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαΐδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική … Σ. 245.

212

Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαΐδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική … Σ. 198–199.

213

Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαΐδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική … Σ. 199.

214

Lardas D. George. Op. cit.– Р. 31.

215

Καραμήτσος-Гαμβρουλίας Σταύρος. ‛Η ’αγωνία ’εν τω̃ κήπω Гεθσημανή … Σ. 64.

216

Ambrose, bishop of Мethoni. The Old Calendar Greek Church … P. 21.

217

Цит. по: Старый стиль и Элладская Церковь / ЖМП.– 1952.– № 11.– С. 51.

218

Καραμήτσος-Гαμβρουλίας Σταύρος. ‛Η ’αγωνία ’εν τω̃ κήπω Гεθσημανή … Σ. 89.

219

Ambrose, bishop of Мethoni. The Old Calendar Greek Church … Р. 21; Петлюченко Виктор. Указ. соч.– С. 162.

220

Καραμήτσος-Гαμβρουλίας Σταύρος. ‛Η ’αγωνία ’εν τω̃ κήπω Гεθσημανή … Σ. 114.

221

Καραμήτσος-Гαμβρουλίας Σταύρος. ‛Η ’αγωνία ’εν τω̃ κήπω Гεθσημανή … Σ. 90.

222

Καραμήτσος-Гαμβρουλίας Σταύρος. ‛Η ’αγωνία ’εν τω̃ κήπω Гεθσημανή … Σ. 114.

223

Χριστόδουλος Κ. Παρασκευαΐδης, μητροπολίτης. Ιστορική καί κανονική … Σ. 213.

224

Мейендорф Иоанн, протоиерей. Указ. соч.– С. 68.

225

Киприан (Куцумбас), митрополит Оропосский и Филийский, Председатель Священного Синода Противостоящих. Православие и экуменизм. В 2 т.– Т. II.: Святоотеческая позиция против межхристианского и межрелигиозного движения … С. 29.

226

Там же.– С. 28.


Источник: Старостильный раскол в истории православной церкви (1924-2008) / А.В. Слесарев – М.: Изд. Крутицкого подворья Общества любителей церковной истории, 2009. – 549 с.

Комментарии для сайта Cackle