Русский Афон XIX–XX веков. Монахологии обителей на Афоне. Том 3
Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7. Часть 1 • Том 7. Часть 4 • Том 9. Часть 1 • Том 9. Часть 2 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 14 • Том 15
Содержание
Русский Свято-Андреевский скит Русский Свято-Ильинский скит Русские келлии хиландарского монастыря Русская обитель Рождества Иоанна Предтечи Русская обитель апостола и евангелиста Иоанна Богослова Русская обитель святителя Иоанна Златоуста Русская обитель Благовещения Пресвятой Богородицы Русская обитель Священномученика Игнатия Богоносца Русская обитель во имя Трех Святителей Русская обитель Святителя Николая Чудотворца «Белозерка» Русская обитель Святой Троицы Русские кавиоты, келлиоты и сиромахи из других обителей Хиландарского монастыря Русские келлии Иверского монастыря Русская обитель преподобных Онуфрия Египетского и Петра Афонского Русская обитель святителя Иоанна Златоуста Русская обитель Положения Пояса Богоматери Русская обитель Святой Троицы Русская обитель святителя Николая Чудотворца Грузинская обитель апостола и евангелиста Иоанна Богослова Грузинская обитель святого пророка Илии Русские келлиоты из других обителей Иверского монастыря Русские келлии Пантократорского монастыря Русская обитель Акафистная Русская обитель святого великомученика Димитрия Солунского Русская обитель Двенадцати апостолов Русская обитель Успения Пресвятой Богородицы Русская обитель святителя Николая Чудотворца Русская обитель Благовещения Пресвятой Богородицы Русская обитель Спаса Нерукотворного Образа Русская обитель Покрова Пресвятой Богородицы Русская обитель преподобного Саввы Освященного Русская обитель иконы Божией Матери «Скоропослушница» Русская обитель Сретения Господня Русская обитель святителя Тихона Задонского Русская обитель Преображения Господня Русская обитель преподобного Сергия Радонежского Русская обитель Рождества Пресвятой Богородицы Русская обитель апостола и евангелиста Иоанна Богослова Русская обитель святых мучеников Кирика и Иулитты Русская обитель святителя Василия Великого Русская обитель святителя Димитрия Ростовского Русская обитель святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Русская обитель святителя Митрофана Воронежского Русская обитель Трех Святителей Русские кавиоты и келлиоты Пантократорского монастыря Русские келлии Великой Лавры Русская обитель святого великомученика Артемия Русская обитель апостола и евангелиста Иоанна Богослова Бессарабо-молдавская обитель апостола и евангелиста Иоанна Богослова Русская обитель святого великомученика Георгия Победоносца Русские монахи скита святителя Василия Великого Русские монахи Кавсокаливского скита Русские монахи скита Каруля Бессарабо-молдавский скит Лаку Бессарабо-молдавская обитель Усекновения главы Иоанна Предтечи Русская обитель Покрова Пресвятой Богородицы Русская обитель Святой Троицы Русская обитель Рождества Пресвятой Богородицы Русские келлиоты и кавиоты из разных обителей Великой Лавры Русские келлии Ставроникитского монастыря Русская обитель Введения во храм Пресвятой Богородицы Русская обитель Казанской иконы Божией Матери Русская обитель святого мученика Климента Русская обитель Архангела Михаила Русская обитель Трех Святителей Русская обитель Святой Троицы Русская обитель Усекновения главы Иоанна Предтечи Русская обитель апостола Андрея Первозванного и святой равноапостольной Нины Русская обитель Покрова Пресвятой Богородицы Русская обитель Рождества Пресвятой Богородицы Русские келлиоты и кавиоты Ставроникитского монастыря Русские келлии Кутлумушского монастыря Русская обитель Иверской иконы Божией Матери Русская обитель святителя Николая Чудотворца Русская обитель святой великомученицы Варвары Молдавская обитель святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата Русские келлиоты и кавиоты Кутлумушского монастыря Русские келлии Филофеевского монастыря Русская обитель Вознесения Господня Русская обитель святого великомученика Георгия Победоносца Русская обитель преподобного Евфимия Великого Русская обитель святителя Николая Чудотворца Русская обитель Преображения Господня Русская обитель Рождества Пресвятой Богородицы Русские келлиоты Филофеевского монастыря Русские келлии Симонопетрского монастыря Русская обитель Благовещения Пресвятой Богородицы Русские монахи разных обителей Григориатского монастыря Русские монахи разных обителей Дионисиатского монастыря Русские келлии Есфигменского монастыря Русская обитель святых Бессребреников Русские келлии Каракальского монастыря Русская обитель Воздвижения Креста Господня Обитель Введения во храм Пресвятой Богородицы Русские иноки разных обителей Ксенофонтского монастыря Русские монахи, келлиоты, кавиоты и сиромахи из разных монастырей, келлий и калив Афона Указатели Указатель фамилий Указатель монашеских имен
Вместо предисловия1
«Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф.5:16).
В Христовой Церкви, с самых первых времен ее существования на земле, являлись люди, которые ради угождения Богу и спасения своей души от мирских соблазнов удалялись на жизнь в глухие и уединенные места. Там некоторые из них собирались вместе в отдельные общины, строили себе жилища, а при них небольшие храмы, вырабатывали уставы и, поступая по этим уставам, своей добродетельной жизнью старались достигнуть высокого совершенствования и святости. Такие люди назывались отшельниками, подвижниками, монахами, анахоретами, пустынниками и тому подобными именами, смотря по тому, где жили отшельники и как много было их собрано вместе. Большую часть времени отшельники проводили в молитве к Богу. Молились они не только о себе, но и о своих братьях по вере, христианах, живущих во всем мире. За это со своей стороны мирские их братья доставляли им все необходимое для их отшельнической жизни, сколько кто мог, по своему состоянию и усердию. Так было в древней христианской Церкви. Так это перешло и к нам, дошло до нашего времени. И у нас теперь есть монастыри, лавры, скиты и другие монашеские поселения, в которых живут отшельники, которые, молясь за себя, молятся и за своих мирских братьев, от добровольной жертвы которых они живут и пользуются всем необходимым для жизни.
В древней Христовой Церкви монастыри рассеяны были по всем местам христианского мира. Были они и в Египте, и в Сирии, и в Палестине, и в других местах. Но они почти все разорены, главным образом вследствие того, что теми местами овладели иноверцы, которые при своих завоеваниях грабили и разрушали все, что им попадалось на пути. Если какие монастыри и дошли до нашего времени, то они потерпели много всяких испытаний, вынесли много бед и несчастий, много раз закрывались и открывались только спустя некоторое время, когда являлась для них какая-нибудь благоприятная случайность. Почти беспрепятственно и без всякого перерыва, с самых древних времен, монашество существовало и существует теперь только в одном месте древнего христианского мира, – именно на Св. Афонской Горе. Хотя и для Афона были неблагоприятные времена, так же, как и для других мест древности, хотя и Афон почти 500 лет находился под властью турок, однако монашество, начавшись там в самой глубокой древности, всегда процветало на нем и процветает теперь, в наши дни. Служение Богу непрестанной молитвой всегда совершалось там беспрепятственно, как совершается оно и теперь. Произошло же это оттого, что Афон – святое место, место, которое находится под особенным покровительством Божией Матери и предназначено Ею в вечное владение иночествующих. «Много люблю Я место сие, – сказала Она в видении первому пустынножителю афонскому, преподобному Петру, – и приидет время, когда оно от края и до края, на север и юг, наполнится множеством иноков. И если иноки те от всей души будут работать Богу и верно сохранять заповеди Его, то Я сподоблю их в великий день Сына Моего великих дарований; еще здесь на земле будут они получать от Меня великую помощь: Я стану облегчать болезни и труды их и дам им возможность при малых средствах иметь довольство в жизни, даже ослаблю вражескую против них брань, и имя их сделаю славным во всей подсолнечной». Это обещание Царицы Небесной во всей силе исполнилось и исполняется доселе: афонские иноки всегда жили, имея все необходимое от добровольных жертв своих мирских братьев. Благочестие никогда не ослабевало на нем. Афон и ныне процветает верой, благочестием и подвигами живущих на нем. Во все времена он был и есть таким местом, на которое всякая христианская душа взирала и взирает с благоговением и радостным трепетом. Для всего православного христианского мира Афон был и есть светоч, путеводная звезда: там вера православная сохранилась, сохраняется и будет сохраняться во всей своей святости и чистоте.
Один из наших великих русских иерархов (архиеп. Одесский Никанор) так говорил о святом Афоне: «Святой Афон учит весь мир православный своей живой верой, своими подвигами, своей непрестанной молитвой – славословия, прошения и благодарения Богу. Всякий монастырь на Афоне есть свеча, горящая пред Богом чистейшим пламенем молитвы, подвижничества и духовной чистоты, а вся гора Афон, с сонмом святых храмов и обителей, являет в себе на земле отражение небесного свода с его мириадами (т. е. множеством) светил; являет в себе один слитный, немеркнущий в продолжение веков и тысячелетий для всего христианского мира светоч.
Оттого к Афону, как к вечно светящему и согревающему светилу и обращены очи всех богобоязненных людей. Оттого на Афон и текут в таком обилии и вещественные дары. «Аще духовная сеет нам Св. Афон, велико ли, аще телесная наша пожинает?» Всякий христолюбец, всякая благочестивая раба Божия охотно шлют туда свою лепту на молитву, па помин душ живых на земле и умерших для земли, на свечку Богу, на фимиам для всемирного кадила. Как пред завесой святая святых в скинии и ветхозаветном храме горел седмосвещник и курился жертвенник кадильный, – так пред небесной завесой святого святых нерукотворенного, пренебесного св. Афон горит, как непомеркающая всемирная лампада пред Богом, и курится вечно, как негасимое всемирное кадило, в воню благоухания от возношения к Богу всецерковного молитвенного духа. Святой Афон есть теплица, есть питомник, есть рассадник подвижничества всякого рода даже до этого дня»2.
О силе ночных молитв Афона прекрасно выразился один афонец (монах Виталий) в следующих стихах:
Уж время близко к полуночи...
Повсюду слышен мирный звон:
Едва лишь сном сомкнувший очи
Спешит подняться весь Афон.
Спешит от всей души покорной
Молитвы к Богу вознести,
Дабы в сей жизни многоскорбной
Господь изволил всех спасти...
И песнопений полунощных
Неудержимыя струи
В своих порывах многомощных
Склоняют Бога до земли.
На Афон всегда стремились и теперь стремятся со всех концов православно-христианского мира люди, ищущие совершенной жизни, желающие достигнуть высокой святости. Туда идут и из России, и из Греции, и из Болгарии, и из Сербии, и из других мест православного мира. Пришедшие туда, многие поступают в большие монастыри и в скиты, в которых монахи живут большими общинами. Кроме того, некоторых пришельцев благословляют жить где-нибудь уединенно, где поменьше братии и даже где по близости нет никого из других отшельников, чтобы встреча с людьми не отвлекала их от постоянного богомыслия и молитвенного настроения. Вследствие этого некоторые пришельцы уходят от больших монастырей подальше и собираются жить вместе небольшими общинами. Члены таких общин живут в пустынных обителях, называемых келлиями, и известны под названием келлиотов. Те же отшельники, которые желают жить еще уединеннее, называются каливитами, так как живут в отдельных хижинах, называемых каливами, или калибами. Они иногда живут по одному в каливе, а то по два и по три вместе. Есть еще такие отшельники, которые не имеют никакого определенного пристанища. Их называют сиромахами. Одни из них ходят по келлиям и каливам и живут, где их примут, другие удаляются в глухие места н живут там в пещерах и ущельях. Они стараются не иметь никаких сношений с людьми, кроме посещений церковных богослужений. Как каливиты, так и все одиночные отшельники храмов у себя не имеют, а ходят к богослужению в храмы монастырей, скитов, а также и келлий, так как в келлиях, где есть отдельная община, есть тоже свои храмы, свои священнослужители, свои иеродиаконы. Там служба идет по общим уставам афонским, как в монастырях и скитах: те же литургии, те же всенощные бдения, те же утрени и проч., и проч.
В келлиотских храмах, как и в храмах монастырских и скитских, ведутся свои синодики, в которых вписываются имена живых и умерших жертвователей, благотворителей и, по правилам афонским, поминаются на церковных службах. Одним словом, афонские келлии – это те же монастыри и обители, только небольшие. В них и все внешнее устройство – монастырское. Все иноки в келлиях подчиняются своему, так называемому по-отшельнически, старцу или настоятелю, без благословения которого никто из братий ничего не делает и не начинает. Братия имеют общую трапезу, одежду, обувь и все потребное получают от общих средств келлий. Кроме того, келлии, так же как монастыри и скиты, предлагают трапезу всем афонским отшельникам, которые приходят к богослужению в их храмы, так что после Божественной службы, за трапезу садится иногда вдвое больше, чем живет в келлии братий. Точно так же, вследствие повсеместного афонского радушия и гостеприимства, в каждой келлии, равно как и в монастырях и скитах, могут останавливаться и жить те паломники-богомольцы, которые приехали па Афон издалека.
Неискушенные в духовной жизни люди часто осуждают монахов и вообще монашество. Но они не знают монашество изнутри, по опыту, поэтому приходят к неверным заключениям. Жизнь монахов есть непрерывная духовная брань с самыми лютыми врагами – бесами, которые ни на минуту не допускают перемирия, к тому же долголетней практикой научились искусству в этой брани. А поэтому не дивно, что некоторых иноков они уязвляют, некоторых же на время побеждают; но они и побежденные не уходят с поля брани и не перестают сражаться со своими победителями. И в то время как все их осуждают, они, быть может, получают венцы победы. Ведь и в обыкновенной брани не наказывают воина за то, что враги наносят ему раны, и даже за то, что неволей попадается он в плен к врагам; но наказывают только тех малодушных воинов, которые скрываются от неприятеля и убегают с поля битвы.
Брань иноков тем более трудна, что им, кроме бесов, приходится сражаться с самими собой, со своим домашним врагом – собственной своей плотью, всегда воюющей на дух, что, сознавая, великий апостол Павел восклицал: «Окаянный я человек! делаю не то, что хочу, но что не хочу», и еще: «Вижу иной закон в членах моих, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховнаго, находящагося в членах моих» (Рим.7:23). Кроме этого, в монашество приходит немало личностей, искалеченных нравственно, приносящих с собой устарелые греховные страсти, которые при всем усилии невозможно сразу победить. А ведь везде так бывает, что личности со слабостями всегда являются на глазах людей, между тем как противоположные личности – с доброй нравственностью – всегда избегают показанности; а тем более этот закон соблюдается между иноками, которым повелено: «Вниди в клеть твою и помолися Отцу твоему втайне» (Мф.6:6). Вот по этой причине и выходит, что люди, не понимающие этого духовного закона, всегда и везде видят одну только худую сторону и о том трубят на весь мир. Да ведь, к слову сказать, и вся цель таковых людей, та, чтобы очернить все вообще иночество, которое, по словам святых отец, служит подпорой всей Церкви Христовой и всему христианскому миру. Отнимите эту подпору – монашество, – и все здание может рухнуть. Проследите всю историю Церкви и рассмотрите: кто был блюстителем правой веры? – иноки; кто сражался против многообразных ересей? – иноки; кто украсил Церковь песнопениями и молитвами? – тоже иноки. Да и самые вселенские учители – столпы Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый и многие другие – не из монашествующих ли были?! Подобие и Российские великие святители: Петр, Алексий, Иона, Филипп и многие другие – тоже были иноки. Некоторые из мирян, хотя и принимали участие в борьбе с разными ересями, но они всегда шли вслед иночествующих, сами же идти вперед не могли...
Монашество есть учреждение Святой Церкви, первое звено, связующее ее с народом, первый руководитель народа в путях искомого народом шествия в Царствие Небесное. Люди часто забывают, что Бог Сам ведет дело своей Церкви, а в этом забвении находясь, думают, будто Бог не видит тайная людей, не знает насущных потреб возлюбленных Своих; не знает будто бы их помыслов, намерений, искренних желаний. – Забывают, что Ему ведомо, какими путями, кого, когда и как научить, наставить. Забывают вообще, что благодать Господа Бога неизменно направляет все к тому, да спасется всякая душа человеческая... Зная все это, становится горько, когда видишь, что являются люди, которые, вовсе не понимая дел Господних, дел внутреннего устроения к подготовлению достойного покоища для Духа Святого, решаются выступать с преобразованиями, по виду благонамеренными, – но не благими, – не могущими принести пользы существенной, животворной воскресению духовной жизни.
Но благ и милостив Господь! Он открывает глаза всем, даже противящимся святой воле Его. Им Он открывает препоны к совершению их неправых намерений и тем смиряет их и покоряет Своей воле. – Остаются только потерявшие светлость разумения, которые по упорству своему подпадают под власть вражью и являются яростными противниками воле Божией и всем учреждениям Святой Церкви Его.
Благословен народ, из среды коего выходят монашествующие, люди, любящие Бога и правду Его. Они – опора спокойствия, порядка и благосостояния в государстве. Они, ревнуя о славе Божией, делами и словами изливают на современников свет правой веры, горячей любви к Богу и ближним и таким образом поддерживают в народе дух религиозности и любви к родине и Церкви, защитнику православия. Обратно, жалки и нищи те народы, которые отвергли предания, посты и монашество – сие учреждение благовестителей неподкупной правды и славы Божией.
Пахомий Великий, когда молился о будущей судьбе обители своей, то открылось пред ним видение: пред его глазами был ров, наполненный иноками. Одни хотят выйти из него, но не могут, и тогда как одни поднимаются к берегу, другие приходят и останавливают их. Только немногие с трудом выходят из рва, и их осиявает свет. С рыданием повергся на землю преподобный. – «Господи! – взывал он, – Если такова судьба иноков, то зачем Ты восхотел, чтобы были киновии и монастыри? Помяни завет Твой, в котором Ты обещал до конца сохранить служащих Тебе. Ты знаешь, что с тех пор как я принял на себя иноческий сан, я смирился пред Тобой, не вкушал досыта хлеба и воды». Тогда он услышал голос: «Не хвались, слабый человек, но проси прощения; все держится Моим милосердием». Пахомий повергся на землю и умолял о прощении. Во время смиренной молитвы явился ему Сам Господь Иисус Христос и сказал: «Семя твое духовное не оскудеет до конца века. А из тех иноков, которые будут после тебя, многие выйдут из глубины рва и явятся вышними нынешних иноков, потому что без руководителей спасутся; иные спасутся через напасти и скорби и явятся равными великим святым». После этих слов Господь вознесся. Пахомий возблагодарил Бога.
Хотя монашество всегда будут искушаемо соблазнами и беззакониями в мире, но верно слово Божие: никогда не оскудеют святые иноки, воспаряющие к небу из рва погибели, собственными ли подвигами или великими скорбями, от вне приражающимися. «Преследующие и злословящие иноков, – говорит св. Иоанн Златоуст, – вредят не столько им, сколько себе», – и подтверждает это примером иудеев, которые за то, что гнали Апостолов, подверглись ужасным бедствиям, описанным их соотечественником Иосифом Флавием. Инокам нет никакого вреда от делаемых им оскорблений, но уготовляется большая награда за терпение, они больше возымеют дерзновения пред Господом за неизменную любовь к Нему и Его заповедям при злословиях, поношениях и скорбях. Ибо великое уготовано воздаяние делающим добро, когда они, делая его, подвергаются за это опасностям и великому бесчестию. А притеснители их, как гонители благочестия, не могут уже спастись, если не покаются.
«Монашеская жизнь, – пишет епископ Игнатий Брянчанинов, – для некоторых представляется лишенной деятельности и пользы, и именно для тех; которые высоко, то есть ошибочно, ценят свою деятельность. Правильной христианской деятельности признак – смирение, а гордость и самомнение – верный признак неправильной деятельности, по указанию самого Господа... Изучите христианство, узнайте, в чем заключается совершенство его, и вы поймете значение монашества, поймете всю нелепость богохульного обвинения в праздности тех людей, которые стремятся к исполнению возвышеннейших завещаний Евангелия, недоступных для мирян. Осыпающие нареканиями и хулами монашество по необходимости хулят и самое установление христианского совершенства». Святые же отцы не находят слов к выражению достоинства монашества, существенно нужного для Церкви Христовой. Так, блаженный Иероним говорит: «Сословие иноков есть красота, приятнейший цвет, драгоценный камень в украшении Церкви» (Посл. к Марц.). Св. Златоуст, основываясь на опытах собственной жизни, говорит: «Иди и учись у иноков. Они – светильники, сияющие по всей земле, стены, которыми ограждаются и поддерживаются самые города... Ходи чаще к инокам, чтобы, очистившись их молитвами и наставлениями от непрестанно приражающихся тебе скверн, ты мог и настоящую жизнь провести сколько можно лучше и сподобиться будущих благ» (Беседа 62, на Мф.).
Святой Василий Великий говорит: «Люди порочные часто и прекрасные дела стараются оклеветать, а маловажных погрешностей не потерпят оставить неосмеянными... Когда рассуждают они об удалившихся от мира в монашество, вовсе не зная их жизни, они думают, что, в переменивших образ жизни, не расположение одно переменено, но перестроена самая человеческая природа; не рассуждают, что подвижники подвержены тем же страстям, преодолевают же их только душевною силою; но полагают, что страсти от телесного естества их совершенно стали далеки. А посему, если человек духовный хотя несколько уклонится от совершенства, тотчас все делаются жестокими обвинителями, не рассуждая, что самих ежедневно уязвляют страсти тысячами стрел...»
Рассуждая вообще о монашестве, мы не уклонились от намеченной цели – обозначить значение Афона для всего православного мира. Но Афон – это в первую очередь люди-подвижники, молитвами и подвигами которых и низводится благодать Божия на эту благословенную землю.
Афон сохранил в чистейшей неприкосновенности, в духе и букве, уставы отшельничества и особых родов подвижничества, завещанные древними отцами, пустынниками, отшельниками, молчальниками, столпниками, затворниками; всякими подвижниками древних иноческих обителей: Египта; Ливии; Сирии; Персии; Византии и Эллады. Афон и сам развил уставы монастырского жительства до широчайшей полноты; развил нарастанием подвигов; подвижнических требований, правил и заветов своих собственных подвижников: постников, затворников, молчальников, всякого рода усиленных молитвенников. Афон передал свои уставы и заветы, свой чин и дух святым обителям и нашего христолюбивого отечества, которые все, начиная с Киевской Лавры Антония и Феодосия Печерских, и Троицкой Лавры преподобного Сергия Радонежского, учились у него и силились подражать ему, но ни одна из них не достигла до высоты и строгости Афона, а тем более не превзошла его.
Дух и чин, правила и уставы Афона проникли все церковное чинопоследавание всех церквей святой православной Руси, как нерушимый завет святых отцов, как совершеннейший идеал, к осуществлению которого все мы стремимся по мере наших сил и немощей, по мере стесняющих нас условий окружающего нас мира.
«Афон был и есть Богоучрежденная и Богохранимая своеобразная трудническая рабочая храмина, в которой вырабатывался возвышеннейший, строжайший дух христианского боголюбия, разливавшийся в течение целого тысячелетия и на наше христолюбивое отечество – Россию. И дыша этим духом, подымаемый вверх этим идеалом, от начала своего государственного зарождения, целый наш благоверный народ возрастал из младенчества, из детства в меру возраста полноты Христовой, в мужа исполина»3.
Примечания от составителя
В данный том вошли краткие сведения о насельниках русских афонских скитов и келлий (общее число – 3241 человек). Нумерация статей продолжает нумерацию «Монахология Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне» (Святая Гора Афон, 2013. Серия: Русский Афон ΧΙΧ–ΧΧ веков, т. II): последним в нем был номер 4656, данный том начинается с номера 4657.
Некоторые лица, монашеские имена которых мы не смогли установить, имеют обозначение «Монах X».
В вводных текстах говорится почти исключительно о прошлом обителей, так как в настоящее время они не находятся во владении русских иноков, а большинство из них и вовсе не существует.
Очень скудные сведения о насельниках Ильинского скита и неполнота их перечня обусловлены нежеланием сотрудничества со стороны старцев Пантократорского монастыря, которые не дали благословение изучить монахологии этого скита, хранящиеся в архиве обители. Для составления публикуемых здесь списков ильинских насельников мы использовали фотокопии монахологиев Ильинского скита, сделанные в конце 1980-х гг. и великодушно переданные нам Н. И. Феннелом.
Выражаем особую благодарность игумену и Собору старцев Хиландарского монастыря за предоставленные материалы для этой книги.
* * *
Примечания
Фрагмент книги: Пахомий, монах. Святая Афонская Гора и ее духовное влияние на весь православный мир, преимущественно же на православную Россию. Одесса: Изд. Братства русских обителей на Афоне, 1912. С. 8–34.
Из слова, сказанного при освящении храма на афонском Андреевском подворье в городе Одессе.
Из слова, сказанного при освящении храма на афонском Андреевском подворье в городе Одессе.