Русский Афон XIX–XX веков. Старцы-возобновители Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне. Том 9. Часть 1. Духовник Иероним
Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7. Часть 1 • Том 7. Часть 4 • Том 9. Часть 1 • Том 9. Часть 2 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 14 • Том 15
Содержание
Жизнеописание иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) Глава 1. Купеческий сын Глава 2. Юность монаха Глава 3. Монашество начинается Глава 4. Монашество и старчество на Руси Глава 5. Общежитие, старчество, послушание Глава 6. Жизнь в русских монастырях Глава 7. Афон. Старец Арсений Глава 8. Русские на Афоне Глава 9. Возрождение Русика Глава 10. Возвращение русских Глава 11. Начало духовничества Глава 12. Киновия Глава 13. Личность старца Иеронима Глава 14. Начало расцвета русской обители Глава 15. Божье благословение трудов старца Глава 16. Общение с Россией. Благодатное прославление обители Глава 17. Расширение и укрепление обители Глава 18. Духовная жизнь старца Глава 19. Духовничество старца Глава 20. Отец Макарий Глава 21. Искушения греко-русского конфликта Глава 22. Греко-русский пантелеимоновский процесс 1874–1875 гг Глава 23. Греко-русский пантелеимоновкий процесс. Продолжение Глава 24. Расцвет Пантелемонова монастыря Глава 25. Внутренняя жизнь обители в период ее расцвета Глава 26. Благодатные дары старца Иеронима Глава 27. Завершение земного служения старца. Уход Глава 28. После расставания Эпилог от составителя Творения отца Иеронима Духовное завещание Отца Иеронима 1882 года Духовное завещание отца Иеронима 1885 года Разные слова отца Иеронима Слово (первое) о святой Четыредесятнице Слово (второе) о святой Четыредесятнице Слово о необходимости посещения Церковного богослужения Слово о терпеливом перенесении клеветы и искушения Слово о внешнем поведении братии в монастыре Слово (второе) о внешнем поведении братии в монастыре Слово о хождении в церковь к началу Слово о молитве и братской любви Слово о покаянии и причащении Мысли на Рождество Христово Слово о необходимости очищения совести Слово в память убиенного царя Александра II Собственные келейные записи Бесценный бисер Чаша с огнем Благодатное прикосновение Вразумление нетерпеливому Дух противления Огненное имя Матерь утешения Помыслы хульные не от человека, а от бесов Повесть о помещике Чудесное обращение грешника к покаянию Повесть об иеросхимонахе Феофане Повесть о брате, пострадавшем от совета другого брата Повесть о схимонахе, пострадавшем от совета со многими старцами Повесть о старце, принимавшем мечтания Повесть о старце Иоакиме, желавшем не по воле Божией пойти в пустыню Повесть о брате, пострадавшем от бесчинного занятия Иисусовой молитвою Повесть о молодом монахе, пошедшем в пустыню по своеволию, против запрещения духовного отца Отец Ефрем в прелести О веровании своему сердцу Об истинном познании слова Божия О привычках Исповедь иеросхимонаха Нона О табаке Духовное наставление о силе молитвы Церковной Напоминание православным христианам о повиновении властям Мысли для поправления нравственности в отечестве нашем России Размышление о состоянии современного монашества православной церкви Письмо с Афона к уклонившемуся в раскол Братский совет с Афона русским сектантам разной веры Указание пути в Царство небесное О вере О суеверии О молитве О блудных помыслах Письма отцу Антиоху, русскому монаху-певчему на Крумице Наставления братии Правила для иноков Правила наружного поведения для послушников Правила для портомойни Правила для предосторожности Отцам и братьям московской Афонской часовни Завещание о Ново-Афонском монастыре Отцам и братьям на Новый Афон Наставления отца Иеронима для больницы, записанные монахом Исайей Церковное и келейное правило для келлии святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Изречения, слова, советы отца Иеронима Вопросы отца Арсения и ответы отца Иеронима Рассказ о ходатайстве Господа Иисуса Христа О пользе продолжительных бдений О поминовении католиков Совет тяготившемуся обязанностями благочинного Письма старца Иеронима своей сестре игуменье Маргарите и монашествующим родственницам Письма игуменьи Маргариты, казначеи Лидии, игуменьи Поликсении из Борисовской пустыни Письма старца Иеронима к родным и духовным чадам Письма старца Иеронима к Ивану Фомичу Соломенцову Письма старца Иеронима к отцу Макарию (Сушкину) Письма старца Иеронима к отцу Макарию в Константинополь во время «Греко-русского процесса» Письма старца Иеронима к архимандриту Леониду (Кавелину) Письма старца Иеронима к братии русского монастыря Письма старца Иеронима к разным лицам Письма старца Иеронима к Павлу Ивановичу Помельцову Воспоминая схиархимандрита Макария (Сушкина) об отце Иерониме Записки келейника о последних днях отца Иеронима Статья Егора Ивановича Безгина об о. Иерониме Слово отца Макария (Сушкина) Слово, сказанное в Кавсокаливском скиту иеромонахом Антонием Рассказы разных людей об отце Иерониме
– «Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику и ко святей дружине сей?» – «Желая жития постническаго, честный отче»... Нам неведомы чувства, испытанные Иваном Соломенцевым, когда он произнес эти слова уставного монашеского ответа на вопрошение постригавшего его «в мантию» афонского русского старца Арсения. Только тот, кто сам проживал этот дивный и страшный момент смерти ветхого плотского человека и рождения нового – «человека небесного, земного ангела» – монаха, или хотя бы присутствовал при монашеском постриге, может понять все величие этого торжественного и проникновенного таинства – умирания за Христа и обретения новой, необъяснимой мирским сознанием жизни. – «Желаеши ли сподобитися ангельскаго образа и сочетатися в лик монашествующих?» – вопрошал старец всех русских монахов Афона будущего великого русского старца. – «Ей, Богу содействующу, честный отче» – отвечал с благоговением постригаемый. – «Воистину добро дело и блаженно избрал еси: но аще и совершиши е; добрая бо дела трудом стяжаваются и болезнию исправляются»... Труда и болезней новопостриженному монаху Иоанникию предстояло еще столько, что кажется – раздели их на сотню подвижников-аскетов, и те вряд ли смогут свернуть такую «гору», какую Бог уготовал для своего смиренного труженика и молитвенника. Но Господь, который «вчера и днесь, тойже и во веки», своим непреложным евангельским словом указал нам ту силу, которая и «горы переставляет», и чудеса творит, и воздвизает из разрухи великие монашеские обители, и наполняет их тысячами иноков – силу Веры, которой Он в избытке одарил своего избранника. Прошло всего пять лет с того мантийного пострига в келлии святителя Иоанна Златоустого, как вновь пришлось монаху Иоанникию повторить святые монашеские обеты уже при пострижении в схиму, совершенном над ним в начале нового – теперь духовнического – служения Богу и братии во вверенном ему Господом и Его Пречистой Матерью Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. – «Что ти есть имя, брате»? – «Иероним»! – «Спасайся о Господе»! Монашество! Удивительное и непонятное явление для плотского ума, сосредоточенного на понятиях: «действие – результат», «отдал – получил взамен», а главное – «здесь и сейчас»! Ведь так привычно: работа – плата, вырастил – съел, заплатил – получил удовольствие! А тут – монахи – работа беспрестанная, порой просто каторжная, лишение себя всего, чему радуется «нормальный человек»: вкусной еды, сна, развлечений, супружества, обладания красивыми и полезными вещами, а взамен – бдения, посты, поклоны, труд и молитва, молитва, молитва... Царство Небесное, конечно, привлекательная цель, но ведь Оно и мирянам не закрыто, да и ведь будет-то Оно – когда-то потом! А сейчас Что? Спросили как-то Авву Антония Великого, основополагателя монашеской жизни: «Какие утешения имеете вы, монахи, от Бога, что ради них готовы на такие жертвы и подвиги, которые вы приносите Ему в пустыне?» Отвечал Авва Антоний: «Если бы миряне знали те благодатные радости и духовные утешения, какие дарует Господь пребывающим в подвиге монахам – в миру бы не осталось никого, все ушли бы в монастыри! Но если бы знали и те искушения и тяжесть духовной войны с плотью и дьяволом, то ни один бы не пошел в монахи, спасались бы все в миру!»