П.Ф. Фёдоров

Состав населения

Свято место не бывает пусто. (Народная пословица).

В монастыре, конечно, нет коренных, постоянных жителей, – все население пришлое, которое каждый год более или менее изменяется и дополняется жителями материка. Но по своему происхождению, умственному развитию и религиозному характеру оно представляет большое постоянство. Это постоянство зависит оттого, что Соловки были и есть обитель по преимуществу мужицкая, крестьянская; она самостоятельно сложилась, жила и отчасти теперь живет помимо влияния образованных классов и притом не только светских, но до известной степени и духовных. Высшая духовная власть могла влиять на строй монастырской жизни только через настоятелей, но большая половина их, по крайней мере в прошлом столетии, принадлежала к монахам – постриженикам Соловецким. Во всяком случае, крестьянский элемент, прикрытый монашеской одеждой, дает здесь окраску всему строю жизни. Правда, в монастыре всегда были и теперь есть представители всех других сословий, но они по своему умственному развитию не стоят выше общей массы монашества и вследствие своей малочисленности нисколько не могут влиять на общее направление монастырской жизни. Вот почему, говоря о разных сторонах жизни монахов, я, по возможности, буду сравнивать ее с жизнью той среды, откуда они вышли, т. е., с жизнью народной.

Все население монастыря по его общественному положению (и отчасти в видах удобства изложения) можно разделить на 5 групп: 1) монашествующих – собственно монахов и послушников; 2) даровых рабочих богомольцев; 3) богомольцев обоего пола и всех возрастов, приезжающих летом только на три дня; 4) наемных рабочих; 5) военных, ссыльных и арестантов, попавших в монастырь случайно.


Источник: Федоров, П.Ф. Соловки. – Крондштадт: [Тип. «Крондштадского вестника"], 1889. – [3], 344 с., [18] л. ил.: табл., карты, ил.

Комментарии для сайта Cackle