Временник Георгия Монаха
Содержание
Временник Георгия Мниха в культурном контексте конца XX века Предисловие к русскому переводу Криница Книга 1 И3 С1 Книга 2 Книга 3 Книга 4 Книга 5 Книга 6. О Вавилонских царях* Книга 7 Книга 8. Начало римских* царств Книга 9 Книга 10 Временник христианских царств Книга 11 Книги временные и образные Георгия Монаха (И27 Б1) Книга 1. Краткий* Временник, грешным монахом Георгием составленный из взятого у различных хронистов и истолкователей Глава 1 (И31 Б6) Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Б21 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22 Глава 23 Глава 24 Глава 25 Глава 26 Глава 27 Глава 28 Книга 2. Начало Временника Георгия Монаха Глава 1 И53 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Книга 3. Судьи Израиля Глава 22 Глава 23 Глава 24 Глава 25 Глава 26 Б147 Глава 27 Глава 28 Глава 29 Глава 30 Глава 31 Глава 32 Глава 33 Глава 34 Глава 35 Глава 36 Глава 37 Глава 38 Глава 39 Книга 4. История царств Глава 40 Глава 41 И129 Глава 42 Глава 43 Глава 44 Глава 45 Глава 46 Глава 47 Глава 48 Глава 49 Глава 50 Глава 51 Глава 52 Глава 53 Глава 54 Глава 55 Глава 56 Глава 57 Глава 58 Глава 59 Глава 60 Глава 61 Глава 62 Глава 63 Глава 64 Глава 65 Глава 66 Глава 67 Глава 68 Книга 5. Цари Израиля. О царствовании Иеровоама Самарийского и о разделении 10 скипетров после смерти Соломоновой Глава 69 Глава 70 Глава 71 Глава 72 Глава 73 Глава 74 Глава 75 Глава 76 Глава 77 Глава 78 Глава 79 Глава 80 Глава 81 Глава 82 Глава 83 Глава 84 Глава 85 Глава 86 Глава 87 Глава 88 Книга 6. Начало царствования Навуходоносора, царствовавшего в Вавилоне Глава 89 И185 Глава 90 Глава 91 Глава 92 Глава 93 Глава 94 Глава 95 Глава 96 Глава 97 Глава 98 Глава 99 Глава 100 Глава 101 Глава 102 Глава 103 Глава 104 Глава 105 Книга 7. Антиохи Глава 106 Глава 107 Глава 108 Глава 109 /130а Глава 110 Книга 8. Начало римских царств Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Книга 9. (Нерон. Конец Римской империи) Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22 Глава 23 Глава 24 Глава 25 Глава 26 Глава 27 Глава 28 Глава 29 Глава 30 Глава 31 Глава 32 Глава 33 Глава 34 Глава 35 Глава 36 Глава 37 Глава 38 Глава 39 Глава 40 Глава 41 Книга 10. Временник христианских царей. Царь Константин Великий Глава 42 Глава 43 Глава 44 Глава 45 Книга 11. (От Валентиниана Великого до Юстиниана) Глава 46 Глава 47 Глава 48 Глава 49 Глава 50 Глава 51 Глава 52 Глава 53 Глава 54 Глава 55 Глава 56 Глава 57 Глава 58 Комментарий К Кринице К Заглавию К предисловию К книге первой Κ книге второй К книге третьей К книге четвертой К книге пятой К книге шестой К книге седьмой К книге восьмой К книге девятой К книге десятой К книге одиннадцатой Библиография тексты, словари, исследования
Временник Георгия Монаха, известный в научно-культурном обиходе как «Хроника Георгия Амартола» – памятник древнерусской письменности XI века, признаваемый более древним, чем «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Это переводная византийская «всемирная история», которая начинает счет от «первого человека» Адама и смыкается с зарей русской истории. Отличается яркой христианской направленностью. Была очень популярна на Руси на протяжении всего средневековья. Написана на церковно-славянском языке русского извода. Сохранилась во множестве рукописей, древнейшая – Тверской (Троицкий) лицевой список начала ХIѴ века. Эта рукопись хранится в Российской Государственной Библиотеке и является нашим национальным сокровищем. Критическое издание В.М.Истрина 1922–1930 гг. не намного доступнее уникальной рукописи.
Русский текст настоящего издания – попытка ввести содержание этого памятника в более широкий культурный обиход. Перевод выполнен по Троицкой рукописи методом сплошного сопоставления с греческим параллельным текстом и комментированием наиболее ярких смысловых расхождений.
Издание научное. Одновременно, в силу богатства и разнообразия содержания, общей занимательности и подкупающей простоты книга несомненно привлечет внимание всех, кто интересуется истоками русской духовности и преемственностью культур.