Азбука верыПравославная библиотекаИстория ЦерквиЮстиниан и византийская цивилизация в VI веке


Шарль Диль

Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке

Содержание

Предисловие
Введение. Источники для истории Юстиниана I. – Источники исторические А. – Греческие источники   1. Историки и летописцы 2. Источники агиографические, географические, военные и административные В. – Латинские источники С. – Восточные источники 1. Сирийские источники 2. Eфиопскиe и Арабские источники II. Источники юридические и дипломатические III. – Литературные источники 1. Письма 2. Богословские сочинения и речи 3. Поэты IV. Источники монументальные Книга первая. Личный состав правительства. Император и Императрица – Министры и двор Глава I. Император Юстиниан II. III. IV. V. Глава II. Императрица Феодора I. II. III. IV. V. VI. VII. Глава III. Дворец и двор – Высшие Сановники I. II. IV. V. Книга вторая. Дело Юстиниана Управление и администрация империи Глава I. Внешняя политика Юстиниана II. III. IV. Глава II. Военное дело Византийская армия II. IV. Глава III. Военное дело Войны I. Завоевательные войны А. – Завоевание Африки 1 В. Завоевание Италии 2 I. II. С. – Завоевание Испании 10 II. Оборонительные войны А. – Персидские войны 3 В. – Набеги гуннов и славян    Глава IV. Военное дело Защита империи I. II. III. IV. Глава V. Законодательство I. II. Глава VI. Административное дело II. III. IV. Глава VII. Вопросы религии I. II. III. IV. Глава VIII. Дипломатия I. II. III. IV. Глава IX. Конец царствования Юстиниана Книга третья. Византийская цивилизация в VI веке. Большие города империи Глава I. Константинополь – Ипподром Ипподром 4 I. II. III. V. Глава II. Константинополь – Святая София 5 I. II. III. Глава III. Константинополь – Религиозная жизнь в VI-м векe I. II. III. IV. V. Глава IV. Константинополь – Византийская торговля в VI веке I. II. III. Глава V. Афины и язычество II. III. IV. Глава VI. Антиохия и северная Сирия II. III. Глава VII. Рим – Империя и папство I. II. III. IV. V. Глава VIII. Равенна и византийское искусство I. II. III. Заключение Иллюстрации  

 

Доска из слоновой кости, так назыв. L’IVOIRE BARBERINI (Луврский музей).

Предисловие
Не без некоторого страха я выпускаю в свет эту книгу – так обширно и затруднительно изучение великого царствования Юстиниана, захватывающего почти половину VI-го столетия и вполне господствующего над всем этим веком; так же трудно нарисовать картину той блестящей цивилизации, свидетелем которой было византийское общество того времени. Хотя появившиеся в последние годы важные работы снова привлекли внимание к этому темному периоду и пролили новый свет на некоторые стороны его, особенно на те, которые касаются истории искусства, однако до сих пор нет сочинения, которое обнимало бы эпоху Юстиниана в ее целом, нет такой книги, которая, опираясь на основательное, непосредственное и строго научное изучение первоисточников, воскресила бы в одной картине, интересной даже для тех, кто не обладает достаточной эрудицией, живописный образ исчезнувшего византийского общества. Такую именно книгу я и желал написать. Вокруг великого имени Юстиниана, столь известного даже и в настоящее время, вокруг загадочной фигуры Феодоры, такой умной, энергичной, с качествами настоящего государственного человека, я попытался представить некоторые стороны пышного константинопольского двора и изобразить несколько лиц, характеристических для этого исчезнувшего общества. Я старался уловить разнообразные проявления императорской деятельности и его великих и славных идей, огромное и разнообразное дело его колоссального честолюбия, отражавшегося в течение всего восточного средневековья и сказывающегося в некоторых отношениях даже на современном обществе. Наконец, чтобы придать этим портретам и картинам фон, который оживлял бы их, я попытался обрисовать некоторые из больших городов империи и в них, как представителях идей того времени, уловить преобладающие вкусы и господствующие страсти византийского народа. Не мне судить насколько удалось мне выполнить ту широкую задачу, которую я поставил себе, но полагаю, что, по крайней мере, при внимательном изучении некоторых документов, или недостаточно известных или только недавно опубликованных, я мог дать новую оценку некоторым обстоятельствам и, быть может, показать людей и события в новом светe, несколько отличном от того, в каком они нам обыкновенно представляются.
Мне казалось, что общие иллюстрации даст глазам наилучший комментарий к изложению; но подбор необходимого материала затруднял меня. Из памятников VI-го века, которые должны были войти в издание, нельзя было исключить много уже известных, но пропуск которых не имел бы оправдания, а с другой стороны, чтобы освежить их, требовалось воспроизвести такие рисунки, которые или еще ни разу не появлялись в свете или, по крайней мерe, еще очень мало известны. Но еще труднее было добывание их. Поэтому я обязан особой признательностью всем тем, кто в этой части моего труда помог мне своей любезностью, либо в виде сообщения драгоценных фотографий, либо благосклонным разрешением воспроизведения из их сочинений произведений искусства, открытых или исследованных ими. Я считаю своим долгом принести в этом двойном отношения благодарность гг. Babelon, Omont, Schlumberger, de Villefosse, монсеньору Duchesne, так обязательно доставившему мне фотографии миниатюр и изделия: из слоновой кости ватиканской библиотеки, маркизу de Vogüe, разрешившему мне черпать необходимое из его прекрасной книги la Syrie centrale, а равно гг. Saladin и Ballu, P. Gaucler, директору собрания древностей Туниса, г. G. Millet, профессору школы высших знанни, г. Laurent, профессору университета в Нанси, и G. Clausse. И вне Франции также сердечно отнеслись ко мне: г. Venturi, профессор римского университета, гг. Кондаков, член Сибургской Академии Наук, и Смирнов; гг. Van Berchem в Женеве, Pulgher в Tpиecте, Haseloff в Берлине, Graeven в Гановере, и так много сделавший для изучения византийского искусства г. Стржиговский в Граце. Всем им я очень обязан и считаю своим долгом высказать это. Я заслужил бы упрек, если бы не выразил благодарности гг. Alinari во Флоренции и гг. Наchette et C-ie, в Париже, за разрешение воспроизвести многие из их фотографий и рисунков. Наконец в лице г. Е. Leroux я нашел издателя, не пожалевшего средств, чтобы снабдить эту книгу иллюстрациями, соответствующими тому предмету, которому она посвящена.
Таким образом в этом сочинении, составляющем часть собрания, издаваемого французским министерством народного просвещения под названием Monuments de l'art byzantin, помещено несколько рисунков, еще никогда не издававшихся или еще мало известных. Миниатюры из флорентийской сирийской Библии впервые воспроизведены по фотографиям, сделанным с оригинала; ватиканский Cosmas также дал несколько других. На страницах этой книги на ряду с не воспроизводившимся до сих пор ватиканским диптихом, помещены многие византийские произведения из слоновой кости, которые можно было видеть в витринах несравненной исторической выставки, которую не могут забыть посетителя Малого Дворца. Замечательная кафедра Максимиана, хранящаяся в Равенне, фигурирует во многих снимках и наконец я имел счастье получить возможность, в ожидании полного издания описания еще мало известной базилики в Паренцо, в Истрии; дать изображение, рядом с равеннскими мозаиками, мозаик этого прекрасного памятника, некоторых частей роскошной мраморной отделки, – почти единственной в своем роде, – которой облицован его абсид и которая может равняться по своему великолепию Святой Софии.
Я буду очень счастлив, если рисунками, а также и текстом, на мою скромную долю выпадет удача помочь большему знанию и более справедливому суду над историей и византийской цивилизацией, относительно которой еще сохраняется столько предрассудков, и если я до некоторой степени поспособствую исправлению той большой исторической несправедливости, жертвой которой в течение стольких веков была Византия.

Золотой медальон Юстиниана: с гипсового снимка в Британском музее, сделанного с оригинала, прежде хранившегося в Кабинете Медалей.


* * *

1 Относительно истории африканских войн, я отсылаю читателя к моему сочинению «Afrique byzantine», в котором я очень подробно изложил весь ход их. В них можно видеть пример того, что представляли из себя в царствование Юстиниана военные экспедиции. Вследствие этого я не считаю нужным излагать подробно в этой книге нескончаемые эпизоды этих войн, при чем характер их, где бы они не происходили, – в Африке, Италии или на Востоке, – мало отличается друг от друга. В предлагаемой теперь книге я ограничиваюсь только существенными чертами военной истории царствования Юстиниана.
2 Очень подробный рассказ обо всех этих событиях можно найти в соч. Hodgkin'a, Italy and her invaders, т. IV и V, и у Hartmann'а в его Gesch Italiens im Mittelalter., I, 247–409.
3 Ср. Bury, Hist. of the later Roman empire, I, 372–380, 418–469.   В этом сочинении история персидских войн изложена очень точно.
4 См. Rambaud, L'Hippodrome à Constantinople (Rev. des Deux-Mon-des, 15 авг. 1871 г.). Я очень обязан этой интересной статье. См. также Rambaud, De Byzantino hippodromo et circensibus factionibus, Paris, 1870.
5 Кроме описаний современников – Прокопия, Агафия, Евагрия и Павла Силенциария – и отрывка несколько позднейшего времени, известного под именем Комбефиского Анонима, нередко ошибочно приписываемая Псевдо-Кодину, относительно Св. Софии нужно, на ряду с драгоценными комментариями Дюканжа, вновь изданными в боннском издании, как продолжение Павла Силенциария, обращаться к сочинениям: Salzenberg'a Altchristliche Baudenkmäler von СР., 1854; de Choisy, L'Art de bâtir chez les Byzantins. 1882, и к превосходной книге Lethaby and Swainson. The church of Sancta Sophia, 1894. (стр.476 нет в тексте сноски №2 « Aed., 174.»)