<span class=bg_bpub_book_author>Федор Мельников (С. Лавров)</span> <br>Яко с нами Бог, или Диспут с атеистом

Федор Мельников (С. Лавров)
Яко с нами Бог, или Диспут с атеистом

(94 голоса4.3 из 5)

Оглавление

“Когда я со своей супругой стал усиленно изучать духовную литературу, то среди многочисленного чтения попалась брошюра «Яко с нами Бог». Прежде меня привлекали различные учения, в том числе эзотерические (Рериха, Блаватской и проч.), но после прочтения этой тонкой книжицы уже не было вопроса, где Истина. Брошюра так поразила, что стал я выяснять, кто ее автор. На обложке значилось С.Лавров – и никакого пояснения. Кто он – ученый, монах, писатель?

Пользуясь возможностями интернета, обращался в православные издательства, которые издавали «Яко с нами Бог», и везде получал один ответ: мы перепечатали с такого-то издания. Все ссылались друг на дружку. Наконец, подсказали мне, что в одной из радиобесед известный проповедник архим. Амвросий (Юрасов) признал свое авторство, пояснив, что псевдоним Лавров взял потому, что сам он из Троице-Сергиевой лавры. Казалось бы, поиски мои закончились… Но история возникновения этой замечательной книги оказалась куда интереснее, чем ожидал. В интернете случайно наткнулся на сообщение московского информационного агентства «Вертоградъ-Информ» «Старообрядцы обвиняют архимандрита Амвросия (Юрасова) в плагиате». Там же была приведена погромная, иного слова не подберу, статья старообрядца. Он утверждал, что на самом деле эту книгу написал Ф.Е.Мельников, старообрядец-полемист, а «никонианский» священник, мол, все из нее позаимствовал. Кто же тут прав?

На этот вопрос ответил сам архим. Амвросий: «В сороковых годах в одном из журналов Московской Патриархии был напечатан небольшой рассказ о том, как в селе Покровском выступал лектор-атеист. Назывался рассказ «Пчелка». К нам он попал в 1978 году. Один профессор-астроном (ныне он настоятель собора) привез 3–4 листочка сфотографированного текста. Я прочитал их. Рассказ очень понравился, и я все думал: как бы оживить его, приблизить к современности… Этот рассказ мог стать маленькой отдушиной для православных христиан. Мы взяли его «скелет» за основу, нарастили его, внесли свои изменения. В нашем варианте атеист Матюнин превратился в Матюхина (иронией хотелось поддеть его, вспомнилось «тюха-матюха»), немой Трофимушка заговорил (для него специально сочинили диалоги), написали много текстов для Матюхина, Демьяна Лукича, других участников диспута. Трехстраничная зарисовка превратилась в большой подробный рассказ. Многое включили из святых отцов, из современных писателей и исследователей. Написали вторую и третью части о том, как жить по воле Божией.

Первая книжка называлась «Как в селе Покровском похоронили атеизм». Книжку размножили на копировальной технике. Многие стали перепечатывать ее, кто на пишущих машинках, кто, как и мы, копировали… Нашлись добрые люди, издали брошюрку за границей. Брошюрка мигом разошлась по России… Она, подобно пчелке, разнесла свою весть о Боге по всей нашей огромной стране. Дело сделано, теперь можно рассказать о том, как это было…»
Самое замечательное в этой истории то, что сюжет книжки не выдуман – Федор Евфимович Мельников (1874 – 1960), сын священника Белокриницкой старообрядческой иерархии, действительно проводил в советской России религиозные диспуты. Публично он выступал на прениях с марксистскими идеологами (против Троцкого, Луначарского, Бухарина), результатом которых были изданные в 1935 и 1937 годах за границей труды «Современное безбожие, опровергаемое им самим (марксизм и атеизм)» и «О безбожнических и христианских догматах (двухдневный публичный диспут с большевистскими миссионерами безбожия)». Будучи заочно приговоренным к расстрелу Томским губернским нарсудом в 1920 году, он скрывался сначала на заимках в тайге, после – уже в 1925 году – ему удалось перебраться сначала на Кавказ, а затем, в 1930 году, в Румынию, где он прожил еще 30 лет. Там, в эмиграции, он и написал рассказ «Откуда произошла вера в Бога?», которая легла в основу современной книги «Яко с нами Бог». Что бы ни говорили против некоторые старообрядцы, это замечательный пример сотрудничества с традиционным староверием против безверия века сего.

От автора

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. (Отк. 1:8)

После возвращения из космического полета Юрий Гагарин сказал: «Я был в межпланетном пространстве и не видел Бога. Значит, Бога нет». Некоторые рядовые люди приняли это заявление за истину: современная наука якобы опровергает существование Бога. Другие, видя, что Гагарин не долетел даже до Луны, заключили: вряд ли он был вправе заявить, будто исследовал все космическое пространство. Ведь для того, чтобы пролететь нашу галактику со скоростью света (300000 км/с), потребовалось бы один миллион лет и полтора миллиона лет, чтобы достигнуть другой галактики. А таких галактик биллионы! Принять за истину наивное рассуждение покойного Гагарина могут лишь люди, умышленно отвергающие Бога.

В противоположность им первая группа американских астронавтов, долетевших до Луны и сделавших на ней высадку, читала в орбите Луны 1‑й стих Библии: «В начале Бог сотворил небо и землю», — и это чтение передавалось по телевидению во всем мире. Заключение Гагарина ни в коей мере не было принято ни другими астронавтами, ни, тем более, учеными. Так, ученый Бьерке говорит: «Современная наука не убила фундаментальные истины Библии. Я верю в Бога, я верю в Иисуса, и я верю в Библию».

Среди бесчисленного множества небесных светил, планет и звезд наша Земля — крохотная, незаметная пылинка, и на этой пылинке живет человек: здесь произошло его грехопадение и здесь совершилось его спасение. Сам Творец мира, приняв образ человеческий, сошел на землю и жил под человеческим покровом тридцать три с половиной года; но творение восстало против своего Творца и предало Его крестной смерти.

Что человек по сравнению с Богом? Ничто. Но и сейчас, как когда-то, он бросает дерзкий вызов Небу: в своем безумии он отрицает своего Творца и тем самым обрекает себя на вечную гибель.

Однако вера в Бога не может исчезнуть: она жила и будет жить в народе, пока существует мир; она живет в сердцах таких чистых людей, как Демьян Лукич — мудрый старец, с которым ты, дорогой читатель, познакомишься на страницах этой книги.

Искусство защищать

Многим хорошо известна небольшая книжечка под названием «Яко с нами Бог», подписанная псевдонимом «С. Лавров» или другим именем. Популярность этого сочинения, которое убедительно сокрушает расхожие доводы «ученых» безбожников, направленные против «невежественных» верующих, огромна. Совокупный тираж ее ежегодных переизданий превышает миллион экземпляров, и спрос на книгу не сбавляется.

Однако не все знают имя настоящего автора, подлинное название этого сочинения и — главное — его первоначальный неискаженный текст. Действительное заглавие этой краткой апологии христианства таково — «Откуда произошла вера в Бога. (Публичный диспут в советской России)». Книга была написана знаменитым старообрядческим писателем и церковным деятелем Федором Ефимовичем Мельниковым (1874–1960) еще в 1920 г. во времена большевистских гонений на Церковь Христову в сибирской «тайге», как указал сам автор.

После опубликования в 1905 г. Именного Высочайшего Указа Правительствующему Сенату об укреплении начал веротерпимости такие многолюдные «прения о вере» стали отличительной особенностью духовной жизни дореволюционной России. К ним проявляли устойчивый интерес представители русского образованного общества. Один из них, редактор московской газеты «Русское слово» Александр Панкратов писал: «Выдающийся ораторский талант Мельникова поставил его в первый ряд русских общественных деятелей». До 1917 г. на лекции и публичные собеседования старообрядческого начетчика (начетчик — начитанный человек) с религиозными противниками, проходившие, например, в Политехническом музее, трудно было достать отнюдь недешевый билет. Столь велико оказалось внимание тогдашней публики к серьезным богословским дискуссиям. Господь всегда даровал победу защитнику христианства, который, постоянно помнил заповедь Спасителя: «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12:12-11).

Воинствующие безбожники, терпя на диспутах поражение за поражением и видя свою немочь, вожделели сведения счетов. Старообрядческий епископ Иннокентий (Усов) свидетельствовал: «Публичные диспуты по религиозным вопросам советская власть допускала только до 1929 года. Но и тогда талантливые апологеты христианства, выступавшие на них, рисковали своей свободой, а иногда и самой жизнью. Немало их погибло в советских тюрьмах и на каторге».

Позже Мельников так вспоминал о той поре: «…Я был приговорен в советской России… к расстрелу за «контрреволюцию», каковой считалась религиозная деятельность… Меня не могли разыскать… в непроходимой сибирской тайге… Три раза приезжали большевистские отряды для розысков меня, и каждый раз уезжали ни с чем… С 1925 по 1930 (второй половины) я прожил на Кавказе, занимаясь там пчеловодством… Писать днем было опасно, ибо на пасеку заглядывали иногда красные власти… Я начал писать поэтому ночью, в своем походном шалаше, при тусклом свете керосиновой лампы. Но вскоре пришел ко мне ночью ближайший сосед-пчеловод и предупредил: «Опасное дело вы делаете, чоканье вашей пишущей машинки в ночной тишине очень далеко слышно и может заинтересовать проезжих, а проезжие могут быть красные. Тогда и вам достанется, да и нас не помилуют». Я прекратил ночную работу на машинке, стал писать днем. Писал я с большой опасливостью, чуть ли не каждую минуту выглядывая из своего шалаша: не едет ли кто к нам на пасеку, не идет ли подозрительный человек?.. Бог помог мне перебраться за границу (в Румынию) и привести сюда почти все мои сочинения, написанные на родине в опровержение безбожия…».

Общественное признание Мельникова в те годы огромно. Он много пишет, активно издается, часто выступает с публичными лекциями и беседами. Его произведения переводят на европейские языки. На них откликаются в Белграде и Иерусалиме, в Париже и Варшаве, в Кишиневе и Афинах, в Харбине и Нью-Йорке. Оксфордский профессор Николай Зернов включает его, единственного старообрядца, в свой авторитетный биобиблиографический справочник «Русские писатели эмиграции».

Комментировать

*

18 комментариев

  • Михаил, 07.03.2021

    Книга хорошая. У меня в 3‑ч частях. Читая 2‑ую часть “О Боге” дошел до предложения “По существу, борьба эта происходит между Богом и сатаной, а сердца людей являются здесь только полем сражения.” и очень огорчился, так как это неправда.
    Во первых: таким высказыванием автор ставит Бога на одну ступеньку с сатаной. А ставить творца и творение на одну ступеньку некорректно.
    Во вторых: Бог не борется с творением. Богу не стоит ничего отправить сатану в небытие. Но он этого не делает, потому что его дары непреложны.
    Лучше бы автор не пытался открыть Америку, а процитировал Достоевского — “Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей”. Лучше и правильней Достоевского уже никто из людей не скажет.

    Ответить »
  • Татьяна, 07.12.2015

    Доброго Вам времени суток!
    Спасибо за рассказ!
    В сети нашла, что данная книга состоит из трех частей: “Книга «Яко с нами Бог» состоит из 3‑х частей: 1‑я часть «Диспут», 2‑я часть «О Боге», 3‑я часть «Путь к спасению». 1‑я часть – «Диспут» – построена на основе сочинения писателя-старообрядца Ф.Е. Мельникова «Откуда произошла вера в Бога (публичный диспут в советской России)», написанного в 1920 году.”
    Если найдёте 2 и 3 части, разместите и их тоже.

    Ответить »
    • Оксана, 07.12.2015

      Татьяна, здравствуйте!
      Разместили 2 и 3 части книги.

      Ответить »
  • Инна, 26.11.2015

    Просто ЗА-МЕ-ЧА-ТЕЛЬ-НО!!! Скопирую для ВКонтакте)))

    Ответить »
  • Анатолий, 01.02.2015

    Книга в fb2 формате повреждена, перезалейте, пожалуйста.

    Ответить »
    • Администратор, 02.02.2015

      Здравствуйте, Анатолий! Мы проверили, книга открывается. Попробуйте ещё раз. И сообщите, какая у Вас читалка?

      Ответить »
  • helena, 06.01.2015

    Ддя… ознакомилась с произведением… и с комментами, кстати говоря… не вдаваясь в богословские диспуты и прочую схоластику, на фоне прочитанного красной нитью всплыл один единственный вопрос – к посетителям, восторженно характеризующим данный опус – Господа, вы звери???!!! Нет?! Но тогда скажите, почему в вашем понимании ЭТО является нормальным?: «Вот поучительный пример. Одна игумения воспитывала в монастыре сиротку. Девица несла клиросное послушание, а когда ей исполнилось 18 лет, умерла. Игумения 40 дней постилась и молилась, чтобы Бог открыл ей, в каких обителях рая находится ее воспитанница. И в 40‑й день она увидела, как разверзлась земля и огненные волны выбросили девицу. “Дочь моя, ты в огне?! — в ужасе воскликнула игумения. — Почему ты туда попала?” — “Матушка, молись за меня, — сказала девица, — я достойна этого наказания. Когда я несла послушание на клиросе, в храм приходил юноша, и я любовалась им, услаждалась и в мыслях с ним блудодействовала, а духовнику в этом не каялась. И вот теперь страдаю…”» цитата из книжицы, блин…
    Так что же, вы считаете ЭТО потрясающим и замечательным?.…

    Ответить »
    • Кирилл, 07.01.2015

      1. Елена, это патериковая история, особый назидательный жанр. Без знания жанров даже Библию крайне затруднительно понимать. Смысл этой истории не в буквальном понимании, а в научении читателей ответственности в духовной жизни, призыв к внимательному отношению не только к своим внешним поступкам, но и помыслам. В принципе, это художественная иллюстрация слов Богочеловека Иисуса Христа:
      “А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:28).
      2. В данном случае, девушка-монахиня прекрасно поняла, что с ней произошло, по какой причине, и она не роптала на Бога, понимая, что сама виновна в своих страданиях.
      3. Она просила молитв, зная, что окончательный суд будет после Второго Пришествия Христова и молитвы игумении и сестёр могут изменить её участь.
      4. Описания ада и Рая носят символический характер, чтобы на основе всем известных образов наглядно попытаться объяснить реалии будущего. Это не внешний огонь мучил девушку, а её страсть не давала ей покоя.

      Ответить »
      • helena, 24.01.2015

        хм, возможно, в интернет-переписке выдался не весь мой ответ… я написала довольно развернуто, почему мне все это не нравится, мягко говоря… а если говорить по-крупному — ну дык просто воротит от такого “благочестия”… сейчас постараюсь выслать полную версию, так сказать…
        Ддя… ознакомилась с произведением… и с комментами, кстати говоря… не вдаваясь в богословские диспуты и прочую схоластику, на фоне прочитанного красной нитью всплыл один единственный вопрос – к посетителям, восторженно характеризующим данный опус – Господа, вы звери???!!! Нет?! Но тогда скажите, почему в вашем понимании ЭТО является нормальным?: «Вот поучительный пример. Одна игумения воспитывала в монастыре сиротку. Девица несла клиросное послушание, а когда ей исполнилось 18 лет, умерла. Игумения 40 дней постилась и молилась, чтобы Бог открыл ей, в каких обителях рая находится ее воспитанница. И в 40‑й день она увидела, как разверзлась земля и огненные волны выбросили девицу. “Дочь моя, ты в огне?! — в ужасе воскликнула игумения. — Почему ты туда попала?” — “Матушка, молись за меня, — сказала девица, — я достойна этого наказания. Когда я несла послушание на клиросе, в храм приходил юноша, и я любовалась им, услаждалась и в мыслях с ним блудодействовала, а духовнику в этом не каялась. И вот теперь страдаю…”» цитата из книжицы, блин…
        Так что же, вы считаете ЭТО потрясающим и замечательным?
        То бишь, переводя на простой язык, когда 18-летнюю девчонку поджаривают на медленном огне за то, что она, сволочь такая, посмела полюбить парня и, вот скотина, не покаялась вашим попам – это НОРМАЛЬНО?! Более того – это – божественное, то есть Высшее правосудие вашего Яхве с его сынком за компанию???
        Допустим, поверю вам, но тогда получается, что все господа Шикельгруберы и Джугашвилли вместе взятые по сравнению с вашими божествами – ну просто невинные младенцы! Один просто награждал неугодных пулей в затылок, а другой, перед тем, как отправить в топку, гуманно травил газом! Действительно, гуманно, потому что они своих так называемых врагов ПРОСТО убивали, не издевались… У вашего же бога планируется застенок инквизиции в пределах вечности… кстати, про святую инквизицию… после данного чтива наконец-то поняла, почему енто замечательное учреждение возникло именно в рамках христианской церкви…действительно, «грязные» язычники, даровавшие нам великую греко-римскую культуру, о подобном мракобесии слыхом не слыхивали… не додумались, гады!…
        И, знаете, меня совершенно не волнует первая часть – доказательства бытия или небытия вашего Яхве. Меня интересует другое – что, собственно, этот Яхве несет людям и как к этому относятся его восторженные почитатели… То есть, по вашему получается, что садизм, мстительность, издевательство над невинными и беззащитными – это круто??? Это – справедливо??? Правильно – ну кто такая эта девочка? Мы даже имени ее не знаем. Знаем только, что в бессознательном возрасте она по воле случая была отдана на воспитание в монастырь – то бишь своего мнения в выборе жизненного пути не имела в принципе. Все бы ничего, но вот беда – ребенок имеет свойство вырастать, а там, сами понимаете, возникают такие вещи, как половое созревание и – вот ужас-то – естественное природное влечение девочки к мальчику…симпатия, знаете ли…или даже, не побоюсь такого слова… Любовь… ах, ну да, ваш жЫдовский божок обозвал все это блудодеянием… иными словами, все естественное, светлое, что есть в человеческой природе, ваш Хозяин облил грязью и смешал с дерьмом…
        Да кровожадные божества древних Майя и Ацтеков по сравнению с вашим – ну просто образцы добродетели и человеколюбия)… действительно, там жертв просто тупо резали на алтаре, при этом в будущей жизни им обещалось хм… блаженство… ваш же божок наслаждается пытками и страданиями… вечными, заметьте…то бишь, вашему Патрону мало земных страданий этих «ничтожеств» под названием люди, он хочет и в посмертии ловить кайф от мучений своих жертв… что, нет?!… а кто ж, по-вашему, всю эту САТАНИНСКУЮ систему учредил??? Вот тока не надо мне нести хрень про падшего ангела Денницу-Люцифера… То, что описывалось здесь – «правосудие» именно Яхве или Иисуса Яхвевича, как вам будет угодно… Люцифер здесь не при чем совершенно…тем более, судя по некоторым христианским источникам, ентот Люцифер и сам страдает и находится в заточении…
        Кровь в жилах стынет от подобного, если честно…

        Ответить »
        • Светлана Николаевна, 03.02.2015

          Однако, helena, основательно Вас зацепила эта история, надо же такой монолог выплеснуть! И невольно вспоминается, что “у кого что болит, тот о том и говорит”. Видимо, и у Вас болит душа, иначе зачем же тратить столько слов на споры с Тем, в Кого Вы, по Вашим словам не верите. Зачем с такой душевной болью доказываете Вы свою правоту? Убежденность не требует многословия.
          А конкретней к теме Вашего комментария расскажу Вам еще одну притчу, из тех же давних времен.
          “Одного старца спросили, будет ли Бог одинаково судить людей? Старец ответил примером: “В одном городе торговец, рабами привез для продажи двух девочек, очень малого возраста. Одну из этих девочек купила монахиня, другую блудница. Каждая из них воспитала девочку по образу своей жизни, и девочка, воспитанная монахиней, тоже постриглась в монахини. А девочка, воспитанная блудницей, и сама стала блудницей.
          Неужели вы думаете, что Господь одинаково будет судить этих двух девочек? Обе они были совсем малы, когда решилась их судьба, обе не знали другой жизни и другого учения, кроме того, которому их научили. И невозможно, чтобы за свои грехи, даже если это одни и те же грехи, эти девочки отвечали перед Судией в одной мере.”
          Не дословно, конечно, рассказываю по памяти, но смысл притчи именно таков.
          helena, неужели Вы думаете, что одинаково будут судить тех, для кого целомудрие, хранение девственности до брака, было одной из важнейших заповедей, и то поколение, которое не видит ничего страшного в перемене партнеров, в легкости отношений и т.п. Дети, прошедшие курс “сексуального просвещения”, искренне не могут понять той притчи, которая Вас так задела. И, мне думается, для них, выросших в наше время, сохранить физическую верность своему супругу/супруге будет подвигом не меньшим, чем для монахинь тех давних времен хранение духовной верности избранному ими Жениху.
          А что касается той участи в Вечности, которая постигла девушку из притчи, уверена, что ее отмолили. За нее молился и постился весь монастырь. Да и видение это было не только для монахинь, чтобы предостеречь их от духовных грехов такого рода, но и для спасения этой девушки. Видимо, будучи уверенными, что она спаслась, ее монастырские сестры не молились за нее или мало молились. Вот Господь и попустил такое видение игуменье монастыря.
          И Вам, helena, желаю спасения и мира душевного!

          Ответить »
        • Инна, 25.03.2016

          Хеленочка, что ж ты разверещалась-то, бедная? На себя примерила или как? Пример очень поучителен! А девушку, скорее всего, отмолили.

          Ответить »
        • Валерий, 09.07.2016

          Я бы еще отметил важный момент.Девушка, будучи грамотной в вопросах веры, УТАИВАЕТ НА ИСПОВЕДИ свой грех.Думаю, это главная причина попадания в ад.

          Ответить »
        • Виктор, 30.10.2016

          Девушка в рассказе называется ДЕВИЦЕЙ. Т.е. скорее всего она монашкой еще не была. И возможно если бы она действительно сказала свой грех на исповеди, то ее скорее всего благословили бы выйти замуж, возможно даже за того же юношу. А так Валерий наверное прав что главной причиной ее попадания в ад было УТАИВАНИЕ ГРЕХА НА ИСПОВЕДИ. Что и привело к таким печальным последствиям…

          Ответить »
        • Олег, 17.08.2020

          Елена, позволю себе высказать свою точку зрения. Бог сотворил человека и предупредил его, чтобы не ел с дерева познания добра и зла, потому что смертью умрет в тот же день. Человек был свободен в своих действиях, съел яблоко, не раскаялся и стал смертен.
          Девица влюбилась в молодого человека и умерла с этим чувством, а в ином мире эти мечтания её сжигали, потому что они стали частью её души, а удовлетворить их в том мире невозможно. Мирские желания ведут к погибели. Ищите прежде царствия Божия. Она скорее всего понимала, что это грех и не раскаялась в нём. У неё была свобода выбора как и у Адама. Если бы раскаялась перед смертью, возможно всё было бы иначе. Влюбленность до того сильное чувство, что при жизни может сжечь человека, кто сталкивался знает. А уж если в таком состоянии умереть, трудно представить что будет. Бог ей судья. Мир построен по законам. Сунешь руку в огонь — обожжешься. Согрешишь- будет похожая травма для души, но в вечности, если не раскаяться и не измениться.

          Ответить »
  • александр, 31.12.2014

    мало кто спасается и это истина . если Богочеловеку не удалось нас умников убедить встать на путь спасения что говорить о нас грешных

    Ответить »
  • Александр, 08.06.2014

    Ещё один вариант этого же рассказа. С немного другим концом. http://www.russia-talk.com/vera.htm

    Ответить »
  • Оля, 09.03.2014

    Спасибо, посмеялась

    Ответить »
  • Ольга, 24.02.2014

    Храни нас всех Господь!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки