О молитве или призывании Бога: учение святителя Тихона

Источник

Содержание

Молитва Господня Да будетъ воля Твоя, яко на небеси и на земли Хлеб наш насущный даждъ нам днесь Но избави нас от лукаваго Как верная душа беседует с Богом, и как Бог милосердно и человеколюбно отвечает ей в святом слове Своем? Образцы кратких молитв Первое воздыхание грешной души к Сыну Божию Второе воздыхание грешной души ко Христу, Сыну Божию  

 

Сице убо молитеся вы: Отче наш, Иже ecи на небесех, да святится имя Твое: Да приидет царствие Твое: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли: Хлеб наш насущный даждь нам днесь: И остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим: И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго, яко Твое есть царство и сила и слава во веки аминь, учит Христос (Мф.6:9-­­­­13).

Молитва или призывание имени Божьего от­носится к троякой должности христианской: к должности по отношению к Богу, к должно­сти по отношению к себе самому, и к должности по отношению к ближнему. Должность наша по отношению к Богу обязывает нас, чтобы мы ­­­­­ – молитвою и призыванием Его показывали нашу веру в Него,– что мы истинно веруем в Него, что иного Бога кроме Его не знаем, что исповедуем Его источником всех благ, – надеемся на Него, как на истинного Отца, Который чад Своих любит и подает им просимое, – обращаемся к Нему, как дети плотские приходят с прошением не к чужому отцу, но к своему, от каторого родились. Апостол говорит: како призовут в Негоже не вероваша (Рим.10:14)? И Сам Господь сказал: Аз есмь Господь Бог твой (Исx. 20:2,3). То есть: «Мене Единого знай, исповедуй, на Меня одного надейся и всякого добра ищи у Меня.» При­зови Мя в день скорби твоея и изму тя (Пс.49:15). Должность наша по отношению к самим себе обязывает нас верою искать всякое добро от Подателя всех благ – Отца небесного, потому что мы, как в те­лесных, так и в духовных благах, скуд­ны, бедны и окаянны. Должность наша по отношению к ближним обязывает нас, чтобы мы и за ближнего нашего молились, как себе, так и ему просили добра у Бога нашего, как говорит Апостол: молитесь друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5:16). Этого требует любовь христианская.

***

Бог знает, чего мы требуем и прежде нашего прошения, как говорит Христос: весть Отец ваш небесный, яко требуете сих всех (Мф.6:32), то есть пищи, пития, одежды и всего нужного для жизни; и подает блага Свои праведным и грешным, потому что милостив и щедр, – солнце Свое сияет на злые и благие, и дождитъ на праведные и на неправедные ( – 5, 45). Так же ведает и то, что нужны нам ко спасению и духовные блага, как-то: вера, благодать, мир совести и проч. Но нам должно знать, что всякое благо происходит от Бога, – яко всяко дая­ние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца Светов (Иак.1:17); и по­тому верою должно просить их от Бога, да познаем и признаем, что все приемлем от Бога, и приемля, благодарить Его, как Благодетеля, туне нас милующего.

К молитве всякаго верующего побуждают следующие причины: а, Сам Бог повеле­вает молиться и призывать Его: призови Мя в день скорби твоей (Пс.49:15); просите, ищите, толцыте, – говорит Христос (Мф.7:7), и в прочих местах Свящ. Писания находится таковое же повеление; б) Нужда наша, как телесная, так и духовная, убе­ждает нас к молитве: нужда телесная за­ставляет просить того, что необходимо вре­менно – для жизни временной, а нужда ду­ховная – относящаяся к спасению душ наших; в) многие обстоят нас беды, на­пасти, утеснения, скорби и искушения, кото­рых не можем одолеть сами – без помощи Божей, которая подается молящимся; г) Не­изреченна польза, происходящая от молитвы; ибо смиренная молитва все испрашивает у Милостивого и Благаго Господа: примеры тому находятся на многих местах Св. Пи­сания; д) Великое дело благости Божией есть то, что человек сподобляется беседовать с Непостижымым Богом-Отцем и Сыном и Св. Духом, Ему представлять свои нужды и просить о них, хвалить, петь и благодарить Его, – что все бывает посредством истинной, верной и смиренной молитвы, как говорит св. Златоуст: «егда молишися, не Богу ли беседуешь, рцы ми; егда же чтеши, – слышиши Того, беседующа тебе.» Человек за счастье свое почитает, когда с земным Царем разговаривает; как же христианам не почитать за великое благополучие того, что допускаются к беседе с Царем небесным – преблагим и милостивым Богом, и не толь­ко допускаются, но и привлекаются к тому – повелением и обещанием – услышать их прошения! Возлюбленный христианин! вкуси и вижд из этого, коль благ Господь наш (Пс. 33. 9). Он не только допускает нас недостойных и грешных к Себе, но и при­влекает, и не только привлекает, но и на­учает нас, как приходит к Нему и молиться, что показывает молитва Господня, о которой Христос сказал: сице молитеся (Мф.6:9); а как сице? Отче наш! To-есть назы­вайте Бога Отцем. Кто мы? Человеки, про­гневавшие Его, – рабы непотребные, грешни­ки, земля и пепел. О, Премилосердый Боже наш! Везде, куда мы ни обратимся, сретает нас благость Твоя, и на что ни посмотрим, везде находим случай – удивляться превели­кому богатству благости Твоей, е) Возбуждает нас к молитве несомненное обещание услышания нашей молитвы: аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще просите от Отца во имя Мое – даст вам, говорит Истина Христос (Ин.16:23).

Чего должно просить нам у Милосердаго Отца небесного?

1. Всего должны мы просить, – что относит­ся к славе именно Его и к нашей пользе, как телесной и временной, так духовной и вечной, – что в св. Слове Его по велено, обещано, и что св. воля Его открытая в том же Св. Писании, хочет. К духовной пользе относятся те блага, которые нужны для спа­сения и получения вечной жизни, как-то: вера, отпущение грехов, благодать Его, обно­вление сердца, постоянство в вере, терпение в скорбях и теснотах и проч. К телесной пользе относится все то, что нужно для тела нашего, для поддержания жизни сей, как-то: благоцветущее здоровье, разум, довольство нужного, пища, одежда, покой и проч. 2. Ду­ховных благ должно просить подобающим образом, и ожидать без всякаго сомнения, как необходимо нужных для нашего истинного блаженства. Ибо Сам Бог, без всякаго изъятия, обещал нам подать их, когда бу­дем просить надлежащим образом: всяк, иже призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13); и клятвою подтвердил, что не хочет смерти грешника (Иез.33:11). Аще вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец, Иже с небесе, даст Дух Свят просящим у Него, сказал Христос (Лук.11:13). Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти (1Тим.2:4). Итак, худо говорить: «Гос­поди, аще хощещи. и мне полезно, остави ми согрешения, подаждь ми благодать Твою и проч., ибо без сомнения известно, что и Бог хочет и мне полезно и даже необхо­димо нужно для спасения отпущение грехов и проч. 3. Временных благ, например, здоровья, продолжения жизни, благополучия и прочих, не просто должно просить, но с добавлением «если сие св. воле Его угодно и нам, просящим полезно; ибо о чесом помо­лимся, якоже подобает, не вемы – говорит Апостол (Рим.8:26). Мы часто просим Бо­га о том, что нам вредно, и св. воле Его противно. Как делают малые дети, когда не хотят идти и просят матерей своих избавить их от бани, которая им много полезна, так делают и те, которые просят у Бога избавления от креста, скорби, болезни и другаго бедствия, не зная того, что гораздо полезнее им быть в неблагополучии, не­жели в благополучии. Что вредно и что по­лезно немощному, об этом знает лекарь; и часто немощный просит у лекаря льду вме­сто лекарства, но благоразумный лекарь не даст его. Мы все пред Богом, как немощ­ные, как младенцы, не знающие нашей поль­зы, и часто просим того, что может прине­сти нам смерть душевную, чего Бог, как Милосердый Отец и благопромыслитель, не хочет, и потому не хочет подать прося­щим сынам Своим вместо хлеба – камня, вместо рыбы – змию и вместо яйца – скорпию (Лук.11:11). Поэтому временнаго добра все­гда должно просить так: «Господи, аще воле Твоей святой угодно и мне полезно, подаждь желаемое мною, аще ли ни, буди воля Твоя!» Пример сего показал нам Сын Божий, когда пред вольным Своим страданием, молился ко Отцу Своему Небесному так: Отче Мой! аще возможно есть, да мимоидетъ от Мене чаша сия, обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Мф.26:39).

***

Молиться или призывать Бога должно нам:

1. Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, как Сам Он говорит: аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Моедаст вам (Ин.16:23). То есть: мы должны молиться и просить Бога, не на свои правду и дела надеясь, но на правду Христо­ву и на высочайшие Его заслуги, – просить прощения своей виновности, ради Его непо­виннаго страдания и смерти, по подобию мы­таря, молившагося: Боже, милостив буди мне грешнику (Лук. 18, 13), зане Тем имамы приведение обоя во едином Духе ко Отцу (Еф.2:18); и: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною, – говорит Христос (Ин.14:6); ибо какое ни обещал нам подать благослове­ние, – обещал о имени Его, яко в Нем благословятся вся колена земная, говорит Св. Писание (Пс.71:17; Гал.3:8). Итак с сею надеждою должно нам приступить к Отцу Небесному и ради Единороднаго Сына Его, просить и ожидать Его милосердия, без всякаго сомнения. 2. Молиться и призывать Бога должно нам истинною верою: вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, примите, говорит Христос (Мф.21:22). Вера утвер­ждается неложным обещанием, всемогуще­ством, истиною, милосердием и премудростию обещающаго Бога и заслугами Христовыми. А так как вера есть дар Св. Духа, кото­рый не обитает в душе оскверненной гре­хами, то да отступит от неправды всяк именуя имя Господне (2Тим.2:19). Кто хо­чет приступать к Богу и получать желаемое, тому должно отступить от грехов и верою во Христа Сына Божия примириться с Богом. Блуд и всякая нечистота, хищение, воровство, вражда, злоба, сребролюбие, лихоимание, клевета, срамословие, проклинание, пьянство, ложь, лесть, лукавство и прочее сему подобное заключают двери к молитве, пока человек в них пребывает. Да отступит же от всего этого, кто хочет призвать имя Господне. «Подобает, – говорит св. Злато­уст, молитися, но сквернами не замаранному. Что аще впаду в прегрешение, – глаголеши. Очисти себе. Како? плачи, степи, подай милостыню, примирися с тем, егоже обидел еси, очисти язык, да не более прогневавши Бога, да не и к тебе речет Господь: аще умножите моление, не услышу вас. 3. Молить­ся должно не языком только, но и сердцем, то есть: молитва должна происходить от сердца. «Из глубины, говорит св. Злато­уст, призывай Бога, как сказано: из глу­бины воззвах к Тебе Господи; из внутрен­ности изведи глас твой... не человеку бо молишися, но Богу вездесущему, и прежде гласа слышащему, и тайная сердца ведущему» (Бес. на Матф. 79). Ибо в молитве объявляем Богу сердечные наши желания, и потому должно и умом думать и на сердце иметь то желание, которое языком и словами выражаем. Иначе никакой не будет молит­вы, но будут только праздные слова. Поэтому должно приобучать себя к молитве и просить о сем Самого Господа, чтобы Духом Своим Святым научил нас молиться, как Апо­столы просили Его об этом: Господи, научи нас молитися (Лук. 11:1). Отсюда выходит заключение, что истинная молитва не может быть без действия Св. Духа. А когда сей Благий Утешитель коснется сердца нашего, тогда как от зажженнаго фимиама – курение, произойдет от сердца воздыхание, святое желание и истинная молитва, которая при­близится к Престолу благодати.

***

Молиться должно: 1. на всякое время (Ефес. 6:18), всегда (Лук.18:1), непрестанно (Сол.5:17). Молиться же всегда и непрестанно не то значит, чтобы всегда читать Псалмы, или написанные молитвы, и кланяться: ибо сие невозможное есть дело, потому что всякому христианину надобно, по званию своему, деелать свое дело, а так же и утружденная плоть требует упокоения, сна и проч. Но значит то, чтобы часто, при всяком начи­нании и деле, возводить к Богу ум, сердце и воздыхание, и просить этим у Него мило­сти, помощи и защищения. Причина этому следующая: так как сатана с своими слу­гами во всякое время наветуетъ нам, да и плоть всегда похотствует надух, то, не имея возможности сами противиться этим врагам, должны мы вооружаться против них моли­твою, и от ней Божией помощию, стоять и крепиться, как говорит Псалмопевец: к Тебе возведох очи мои живущему на небеси. Се яко очи раб в руку господи своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея,тако очи наши ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны (Пс.122:1, 2). 2. Молиться должно на всяком месте. Так Апостол говорит: хощу, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобные руки без гнева и размышления (1Тим.2:8). Молиться можно стоя, сидя, ходя, почивая, делая что нибудь руками, в уединении и в собрании. Ибо всегда на всяком месте, и во всех наших делах, и в ядении и в питии и в бесе­дах Богоугодных можем мы возводить ум наш и сердце к Богу, предлагать Ему, со смирением и верою нужды наши, просить у Него милости и говорить: Господи помилуй! Так Моисей, среди многочисленнаго народа, выведеннаго им из Египта, когда увидел его в опасности, воспел к Богу умом и сердцем; и хотя о словесной его молитве не говорится в Писани, но Бог сказал ему: что вопиеши ко Мне (Исx. 14:15). Благоче­стивый Царь Езекия, лежа на одре, молился и Бог услышал его. Иона молился во чреве кита и услышан от Бога (Ин.2:2–11). Три отрока молились в печи огненной и спа­сены (Дан.3:24 и далее). Ибо Бог смотрит не на внешние знаки и расположение тела, како оно имеется; но на сердце, смирение, веру и желание сердечное взирает. Посему написано: желание убогих, т.е. смиренных, услышал еси Господи, уготованию сердца их опятъ ухо Твое (Пс.9:38).

***

Внешние знаки молитвы в Св. Писании примечаются следующие: а) коленопреклоне­ние (3Цар.8:54), б) воздеяние рук (Исх. 9:22 и далее), в) возведение очей на небо (Ин.11:41). Однако же сии знаки без вну­тренняго истиннаго Боговедения и усердия, ни­чего не пользуют, потому что Бог смо­трит на сердце, а не на внешность и нару­жность и слушает не внешнего, но внутрен­него гласа. Поэтому хотя кто много молитв и Псалмов читает, или много поклонов отправляет, но без разума, внимания, сердечнаго смирения и усердия, таковый никогда не молится. Если мы прошение наше предла­гаем человеку, то имеем тут и ум и серд­це и все наше усердие, тем более должно по­казывать сие, когда стоим на молитве пред Богом, сердца и утробы испытующим (Пс. 7:10) и Ему прошение наше предлагаем: тут непременно надобно собрать и ум и сердце, сколько это возможно человеку, обложенному немощию.

***

Молиться, по христианской обязанности, долж­но не только за себя, но и за вся человеки 1. За царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2:1,2). 2. За проповедников слова Божия, пастырей и учителей, да слово Господне течет и славит­ся (2Сол.3:1), –да в житии и звании своем будут исправны и непорочны, – да право учат, и чему учат, того образ на себе показуют. 3. Друг за друга, как увещавает Апостол: молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак.5:16). Потому и Христос повелевает всем христианам молиться Небесному Отцу вообще, как одним гласом и глаголати: Отче наш, Иже еси на небесех, 4. Христианам должно молиться не только за братию и друзей, но и за врагов. Молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы, говорит Христос (Мф.5:44), да бу­дете, прибавляет далее, сынове Отца вашего Иже на небесех, яко солнце Свое сияет на злые и благие, и дождитъ на праведные и не­праведные ( – ст. 45). Так Сам Христос молился за врагов Своих: Отче, отпусти им (Лук. 23:34), и святый Стефан: Господи, не постави им греха сего (Деян.7:60).

О чем молиться, главным образом, на­учает Молитва Господня Опте наш, о кото­рой говорится далее с кратким изъясне­нием.


Источник: Издание Афонскаго Русского Пантелеймонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, Большая Якиманка, собств. дом. 1895. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва.3 Июню, 1895 года. Цензор, Протоиерей Александр Смирнов.

Комментарии для сайта Cackle