Азбука веры Православная библиотека святитель Иустин (Полянский) О молитве или призывании Бога: учение святителя Тихона Задонского

О молитве или призывании Бога: учение святителя Тихона Задонского

Источник

Содержание

Молитва Господня Как верная душа беседует с Богом, и как Бог милосердно и человеколюбно отвечает ей в святом слове Своем? Образцы кратких молитв Первое воздыхание грешной души к Сыну Божию Второе воздыхание грешной души ко Христу, Сыну Божию  

 

Сице убо молитеся вы: Отче наш, иже ecи на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго, яко Твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь, – учит Христос (Мф.6:9–13).

Молитва, или призывание имени Божьего, относится к троякой должности христианской: к должности по отношению к Богу, к должности по отношению к себе самому и к должности по отношению к ближнему. Должность наша по отношению к Богу обязывает нас, чтобы мы молитвой и призыванием Его показывали нашу веру в Него: что мы истинно веруем в Него, что иного Бога кроме Него не знаем, что исповедуем Его источником всех благ, надеемся на Него, как на истинного Отца, Который чад Своих любит и подает им просимое, обращаемся к Нему, как дети плотские приходят с прошением не к чужому отцу, но к своему, от которого родились. Апостол говорит: Како убо призовут, в Негоже не вероваша (Рим.10:13)? И Сам Господь сказал: Аз есмь Господь Бог твой (Исх.20:2,3). То есть: Меня Единого знай, исповедуй, на Меня одного надейся и всякого добра ищи у Меня. Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя (Пс.49:15). Должность наша по отношению к самим себе обязывает нас верой искать всякое добро от Подателя всех благ – Отца Небесного, потому что мы как в телесных, так и в духовных благах скудны, бедны и окаянны. Должность наша по отношению к ближним обязывает нас, чтобы мы и за ближнего нашего молились, как себе, так и ему просили добра у Бога нашего, как говорит апостол: Молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак.5:16). Этого требует любовь христианская.

***

Бог знает, чего мы требуем и прежде нашего прошения, как говорит Христос: Весть Отец бо ваш Небесный, яко требуете сих всех (Мф.6:32), то есть пищи, пития, одежды и всего нужного для жизни; и подает блага Свои праведным и грешным, потому что милостив и щедр, – солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф.5:45). Также ведает и то, что нужны нам ко спасению и духовные блага, как-то: вера, благодать, мир совести и проч. Но нам должно знать, что всякое благо происходит от Бога, – всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак.1:17); и потому верой должно просить их от Бога, да познаем и признаем, что все приемлем от Бога, и приемля, благодарить Его, как Благодетеля, туне нас милующего.

К молитве всякого верующего побуждают следующие причины: а) Сам Бог повелевает молиться и призывать Его: призови Мя в день скорби твоей (Пс.49:15); просите, ищите, толцыте, – говорит Христос (Мф.7:7), и в прочих местах Свящ. Писания находится таковое же повеление; б) Нужда наша, как телесная, так и духовная, убеждает нас к молитве: нужда телесная заставляет просить того, что необходимо временно – для жизни временной, а нужда духовная – относящегося к спасению душ наших; в) Многие обстоят нас беды, напасти, утеснения, скорби и искушения, которых не можем одолеть сами, без помощи Божей, которая подается молящимся; г) Неизреченна польза, происходящая от молитвы, ибо смиренная молитва все испрашивает у Милостивого и Благого Господа: примеры тому находятся на многих местах Св. Писания; д) Великое дело благости Божией есть то, что человек сподобляется беседовать с Непостижимым Богом – Отцом и Сыном и Св. Духом, Ему представлять свои нужды и просить о них, хвалить, петь и благодарить Его, – что все бывает посредством истинной, верной и смиренной молитвы, как говорит св. Златоуст: «Егда молишися, не Богу ли беседуешь, рцы ми; егда же чтеши, – слышиши Того, беседующа тебе». Человек за счастье свое почитает, когда с земным царем разговаривает; как же христианам не почитать за великое благополучие того, что допускаются к беседе с Царем Небесным – преблагим и милостивым Богом, и не только допускаются, но и привлекаются к тому – повелением и обещанием услышать их прошения! Возлюбленный христианин! Вкуси и виждь из этого, коль благ Господь наш (Пс.33:9). Он не только допускает нас, недостойных и грешных, к Себе, но и привлекает, и не только привлекает, но и научает нас, как приходить к Нему и молиться, что показывает молитва Господня, о которой Христос сказал: Сице молитеся (Мф.6:9); а как – сице? Отче наш! To есть называйте Бога Отцом. Кто мы? Человеки, прогневавшие Его, рабы непотребные, грешники, земля и пепел. О, Премилосердый Боже наш! Везде, куда мы ни обратимся, сретает нас благость Твоя, и на что ни посмотрим, везде находим случай удивляться превеликому богатству благости Твоей, е) Возбуждает нас к молитве несомненное обещание услышания нашей молитвы: Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам, – говорит Истина – Христос (Ин.16:23).

Чего должно просить нам у Милосердаго Отца Небесного?

1. Всего должны мы просить, что относится к славе именно Его и к нашей пользе, как телесной и временной, так духовной и вечной, что в св. Слове Его повелено, обещано, и что св. воля Его, открытая в том же Св. Писании, хочет. К духовной пользе относятся те блага, которые нужны для спасения и получения вечной жизни, как то: вера, отпущение грехов, благодать Его, обновление сердца, постоянство в вере, терпение в скорбях и теснотах и проч. К телесной пользе относится все то, что нужно для тела нашего, для поддержания жизни сей, как-то: благоцветущее здоровье, разум, довольство нужного, пища, одежда, покой и проч.

2. Духовных благ должно просить подобающим образом, и ожидать без всякаго сомнения, как необходимо нужных для нашего истинного блаженства. Ибо Сам Бог, без всякаго изъятия, обещал нам подать их, когда будем просить надлежащим образом: всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется (Рим.10:13); и клятвою подтвердил, что не хочет смерти грешника (Иез.33:11). Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец, Иже с небесе, даст Дух Свят просящим у Него, – сказал Христос (Лк.11:13). Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти (1Тим.2:4). Итак, худо говорить «Господи, аще хощещи и мне полезно, остави ми согрешения, подаждь ми благодать Твою» и проч., ибо без сомнения известно, что и Бог хочет и мне полезно и даже необходимо нужно для спасения отпущение грехов и проч.

3. Временных благ, например, здоровья, продолжения жизни, благополучия и прочих, не просто должно просить, но с добавлением «если сие св. воле Его угодно и нам, просящим, полезно»; ибо о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы – говорит апостол (Рим.8:26). Мы часто просим Бога о том, что нам вредно, и св. воле Его противно. Как делают малые дети, когда не хотят идти и просят матерей своих избавить их от бани, которая им много полезна, так делают и те, которые просят у Бога избавления от креста, скорби, болезни и другого бедствия, не зная того, что гораздо полезнее им быть в неблагополучии, нежели в благополучии. Что вредно и что полезно немощному, об этом знает лекарь, и часто немощный просит у лекаря льду вместо лекарства, но благоразумный лекарь не даст его. Мы все пред Богом, как немощные, как младенцы, не знающие нашей пользы, и часто просим того, что может принести нам смерть душевную, чего Бог, как Милосердый Отец и Благопромыслитель, не хочет, и потому не хочет подать просящим сынам Своим вместо хлеба – камня, вместо рыбы – змию и вместо яйца – скорпию (Лк.11:11,12). Поэтому временного добра всегда должно просить так: «Господи, аще воле Твоей святой угодно и мне полезно, подаждь желаемое мною, аще ли ни, буди воля Твоя!» Пример сего показал нам Сын Божий, когда перед вольным Своим страданием, молился ко Отцу Своему Небесному так: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия, обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Мф.26:39).

***

Молиться или призывать Бога должно нам:

1. Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, как Сам Он говорит: аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам (Ин.16:23). То есть: мы должны молиться и просить Бога, не на свои правду и дела надеясь, но на правду Христову и на высочайшие Его заслуги, просить прощения своей виновности ради Его неповинного страдания и смерти, по подобию мытаря, молившегося: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк.18:13), зане Тем имамы приведение обои во едином Дусе ко Отцу (Еф.2:18); и: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною, – говорит Христос (Ин.14:6); ибо какое ни обещал нам подать благословение – обещал о имени Его, яко благословятся в Нем вся колена земная, говорит Св. Писание (Пс.71:17; Гал.3:8). Итак, с сей надеждой должно нам приступить к Отцу Небесному и ради Единородного Сына Его просить и ожидать Его милосердия без всякаго сомнения.

2. Молиться и призывать Бога должно нам истинной верой: вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете, – говорит Христос (Мф.21:22). Вера утверждается неложным обещанием, всемогуществом, истиной, милосердием и премудростью обещающего Бога и заслугами Христовыми. А так как вера есть дар Св. Духа, который не обитает в душе, оскверненной грехами, то да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне (2Тим.2:19). Кто хочет приступать к Богу и получать желаемое, тому должно отступить от грехов и верой во Христа Сына Божия примириться с Богом. Блуд и всякая нечистота, хищение, воровство, вражда, злоба, сребролюбие, лихоимание, клевета, срамословие, проклинание, пьянство, ложь, лесть, лукавство и прочее сему подобное заключают двери к молитве, пока человек в них пребывает. Да отступит же от всего этого, кто хочет призвать имя Господне. «Подобает, – говорит св. Златоуст, – молитися, но сквернами не замаранному. Что аще впаду в прегрешение? – глаголеши. Очисти себе. Како? Плачи, стени, подай милостыню, примирися с тем, егоже обидел еси, очисти язык, да не более прогневаеши Бога, да не и к тебе речет Господь: аще умножите моление, не услышу вас».

3. Молиться должно не языком только, но и сердцем, то есть молитва должна происходить от сердца. «Из глубины, – говорит св. Златоуст, – призывай Бога, как сказано: из глубины воззвах к Тебе Господи; из внутренности изведи глас твой... не человеку бо молишися, но Богу вездесущему, и прежде гласа слышащему, и тайная сердца ведущему» (Бес. на Матф. 79). Ибо в молитве объявляем Богу сердечные наши желания, и потому должно и умом думать и на сердце иметь то желание, которое языком и словами выражаем. Иначе никакой не будет молитвы, но будут только праздные слова. Поэтому должно приобучать себя к молитве и просить о сем Самого Господа, чтобы Духом Своим Святым научил нас молиться, как апостолы просили Его об этом: Господи, научи ны молитися (Лк.11:1). Отсюда выходит заключение, что истинная молитва не может быть без действия Св. Духа. А когда сей Благий Утешитель коснется сердца нашего, тогда как от зажженного фимиама – курение, произойдет от сердца воздыхание, святое желание и истинная молитва, которая приблизится к Престолу благодати.

***

Молиться должно: 1. на всякое время (Еф.6:18), всегда (Лк.18:1), непрестанно (1Фес.5:17). Молиться же всегда и непрестанно не то значит, чтобы всегда читать псалмы или написанные молитвы и кланяться, ибо сие невозможное есть дело, потому что всякому христианину надобно, по званию своему, делать свое дело, а также и утружденная плоть требует упокоения, сна и проч. Но значит то, чтобы часто, при всяком начинании и деле, возводить к Богу ум, сердце и воздыхание и просить этим у Него милости, помощи и защищения. Причина этому следующая: так как сатана со своими слугами во всякое время наветует нам, да и плоть всегда похотствует на дух, то, не имея возможности сами противиться этим врагам, должны мы вооружаться против них молитвой, и от нее – Божией помощью, стоять и крепиться, как говорит псалмопевец: К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны (Пс.122:1,2).

2. Молиться должно на всяком месте. Так апостол говорит: Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобные руки без гнева и размышления (1Тим.2:8). Молиться можно стоя, сидя, ходя, почивая, делая что-нибудь руками, в уединении и в собрании. Ибо всегда, на всяком месте, и во всех наших делах, и в ядении, и в питии, и в беседах богоугодных можем мы возводить ум наш и сердце к Богу, предлагать Ему, со смирением и верой нужды наши, просить у Него милости и говорить: Господи помилуй! Так Моисей, среди многочисленного народа, выведенного им из Египта, когда увидел его в опасности, воспел к Богу умом и сердцем; и хотя о словесной его молитве не говорится в Писании, но Бог сказал ему: что вопиеши ко Мне? (Исх.14:15). Благочестивый царь Езекия, лежа на одре, молился, и Бог услышал его. Иона молился во чреве кита, и услышан от Бога (Ион.2:2–11). Три отрока молились в печи огненной и спасены (Дан.3:24 и далее). Ибо Бог смотрит не на внешние знаки и расположение тела, како оно имеется; но на сердце, смирение, веру и желание сердечное взирает. Посему написано: Желание убогих, т.е. смиренных, услышал еси Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое (Пс.9:38).

***

Внешние знаки молитвы в Св. Писании примечаются следующие: а) коленопреклонение (3Цар.8:54), б) воздеяние рук (Исх.9:22 и далее), в) возведение очей на небо (Ин.11:41). Однако же сии знаки без внутреннего истинного боговедения и усердия, ничего не пользуют, потому что Бог смотрит на сердце, а не на внешность и наружность, и слушает не внешнего, но внутреннего гласа. Поэтому хотя кто много молитв и псалмов читает, или много поклонов отправляет, но без разума, внимания, сердечного смирения и усердия, таковый никогда не молится. Если мы прошение наше предлагаем человеку, то имеем тут и ум, и сердце, и все наше усердие, тем более должно показывать сие, когда стоим на молитве пред Богом, сердца и утробы испытующим (Пс.7:10), и Ему прошение наше предлагаем: тут непременно надобно собрать и ум, и сердце, сколько это возможно человеку, обложенному немощию.

***

Молиться, по христианской обязанности, должно не только за себя, но и за вся человеки 1. За царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2:1,2).

2. За проповедников слова Божия, пастырей и учителей, да слово Господне течет и славится (2Фес.3:1), да в житии и звании своем будут исправны и непорочны, да право учат, и чему учат, того образ на себе показуют.

3. Друг за друга, как увещевает апостол: молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак.5:16). Потому и Христос повелевает всем христианам молиться Небесному Отцу вообще, как одним гласом и глаголати: Отче наш, Иже еси на небесех...

4. Христианам должно молиться не только за братию и друзей, но и за врагов. Молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы, – говорит Христос (Мф.5:44), – ...да будете, прибавляет далее, сынове Отца вашего, Иже есть на небесех, яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и неправедныя (Мф.5:45). Так Сам Христос молился за врагов Своих: Отче, отпусти им... (Лк. 23:34), и святый Стефан: Господи, не постави им греха сего (Деян.7:60).

О чем молиться, главным образом, научает Молитва Господня Отче наш, о которой говорится далее с кратким изъяснением.


Источник: Издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, Большая Якиманка, собств. дом. 1895. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва. 3 Июня, 1895 года. Цензор, Протоиерей Александр Смирнов.

Комментарии для сайта Cackle