О праздниках Православной Церкви

Источник

с приложением тропарей с русским переводом и объяснением, указания литургийных евангельских чтений и особенной поучительности праздничных событий и с разъяснением праздничных обрядов и обычаев

С картинами праздников

Приложение к книгам по Закону Божию

(Опыт собеседования с народом и преподавания в учебных заведениях)

Содержание

Предварительные понятия о праздниках

I. Праздники не переходящие Январь 1-го января: Праздник Обрезания Праздник Св. Василия Великого Праздник Нового года 6-го января, праздник Богоявления или Крещения Господня 30 января, праздник трех святителей Февраль 2-го фев. праздник Сретения Март 25-го марта, праздник Благовещения Апрель Май 8-го мая, праздник апостола еванг. Иоанна Богослова 9-го мая, праздник Св.Николая Чудотворца Мая 21, праздник Владимирской иконы Богородицы Июнь 23-го июня, праздник Владимирской иконы Богородицы Июня 24, праздник Рождества Предтечи Июня 26, праздник Тихвинской иконы Богородицы 29 июня, праздник Св. апостолов Петра и Павла Июль 8-го июля, праздник Казанской иконы Богородицы 20 июля, праздник св. пророка Илии Июля 28, праздник Смоленской иконы Богородицы Август 1-го августа, праздник происхождения честного креста Господня 6-го августа, праздник Преображения Господня 15-го августа, праздник Успения Богородицы 16-го августа, праздник Нерукотворенного образа 26-го августа, праздник Владимирской иконы Богородицы 26-го августа, праздник коронования Государя Императора 29-го августа, праздник Усекновения главы Крестителя Сентябрь 8-го сентября, праздник Рождества пресв. Богородицы 14 сентября, праздник Воздвижения Сент. 26-го, праздник св. Иоанна Богослова Октябрь 1-го октября, праздник Покрова Богородицы 22 окт. праздник Казанской иконы пресв. Богородицы 24 праздник иконы Пресв. Богородицы Всех скорбящих радость Ноябрь 8-го ноября, праздник св. Архистратига Михаила 21-го нояб. праздник Введения во храм Богородицы 27-го нояб. праздник иконы Знамения Богородицы Декабрь 6-го декаб. праздник свят. Николая 25-го декаб. праздник Рождества Христова II. Праздники переходящие Праздник входа Господня в Иерусалим, иначе Ваий или Вербного Воскресения Праздник Пасхи или Светлого Христова Воскресения Пятница светлой недели – празднование Живоносному Источнику Суббота светлой недели Праздник Преполовения Праздник Вознесения Господня Праздник Пятидесятницы или Троицын день Праздник Духова дня Приложение Поучительные рассказы, относящиеся к провождению праздников  

 
Предварительные понятия о праздниках 1

Какие дни называются праздниками?

Каждый день года обыкновенно посвящается воспоминанию о делах Божьих, совершенных для нашего спасения, напр. о рождении Христа Спасителя, и о святых Божьих, о делах их, напр. о рождении, успении (т. е преставлении, смерти) Пресв. Богородицы, о рождении, усекновении главы Иоанна Крестителя Господня. И дни, которые посвящены воспоминаниям о более важных из сих дел Божьих для нашего спасения и о особенно чтимых святых Божьих, называются праздниками, или праздничными днями.

Что значит название некоторых дней праздничными и отчего происходит название сие?

Название «праздник» происходит от слова «праздный», т. е. свободный от дел и занятий: так как в большие праздники, по 4-й заповеди закона Божия, не должно заниматься мирскими и житейскими работами и делами, а должно заниматься духовными и святыми, напр. молитвою, чтением и слушанием слова Божия и пр.

Как называются дни непраздничные?

Дни непраздничные, т.е. дни, которые посвящены воспоминаниям о менее важных из дел Божьих для нашего спасения и о менее чтимых святых Божьих, называются днями будничными, буднями.

Что значит название известных дней будничными?

Название «будни» происходит от слов «будущие дни», т. е. следующие за праздничными дни непраздничные, напр. прочие шесть дней недели, следующие за праздничным воскресным днем, когда в эти дни не бывает никаких праздников.

Что нужно заметить о делах Божьих, совершенных для нашего спасения, воспоминанию коих посвящены дни года?

О делах Божьих для нашего спасения, воспоминанию коих посвящены дни года, должно заметить следующее:

Человек создан был для вечного блаженства в раю, с условием всегда и во всем исполнять волю своего Бога-Творца. Не исполнил человек сего условия – нарушил заповедь Божию в раю; лишен за то райского блаженства, и осужден на скорби и страдание. Навечно погиб бы человек, если бы Господь по человеколюбию Своему не спас его. За сознание его во грехе, не как падшие ангелы, Бог-Отец, соизволил на его спасение; Сын Божий сошел с неба, принял на себя естество человеческое – душу и тело, родился от Пресв. Девы как человек, жил на земле, научил людей спасению, оставил им для того Свое Евангелие, страдал и умер мучительнейшею и поноснейшею смертию на кресте, в удовлетворение правосудию Божию за грехи людей, и таким образом исходатайствовал людям прощение и примирил их с разгневанным правосудием Божьим; Дух Св. всякому верующему во Христа-Спасителя в св. таинствах сообщает свои дары, т. е. силу, которая при вере, желании спасения и старании исполнять заповеди Христовы, спасает человека и снова возвращает его в рай на вечное блаженство. Дни, посвященные воспоминанию о таких делах Божиих для спасения людей, посвящены именно сим воспоминаниям.

Что нужно заметить о святых Божьих и делах их, воспоминанию коих посвящены дни года?

О святых Божьих и делах их, воспоминанию коих посвящены дни года, должно заметить следующее: Святые Божьи это – св. Ангелы и Св. человеки. Дни, посвященные воспоминанию о святых Божьих и делах их, посвящены именно воспоминаниям сих св. Ангелов и св. человеков.

Кто такие св. ангелы?

Св. ангелы – это существа небесные, бесплотные, как и наша душа, а потому невидимые. Их жизнь – прославление Бога Творца своего, и служение Ему и служение спасению человеков. Ангелы разделяются на чины или степени, от того разные названия их: Серафимы, Херувимы, Архангелы, просто Ангелы и проч.

Кто такие св. человеки?

Св. человеки – это люди, которые приняли дарованное им от Спасителя Бога спасение, освятили себя верою и исполнением Христова закона и за то удостоены блаженства и прославления у Бога на небе.

Не разделяются ли на чины или степени, подобно ангелам, и св. человеки?

Разделяются. Между ними есть так называемые: Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные и Праведные.

Кто такие св. пророки?

Св. пророки – люди, которые за свою добрую и святую жизнь удостоены были от Господа дара предсказывать (прорекать) будущее, особенно о И.Христе Спасителе прежде Его пришествия, например Пророк, Предтеча (т. е. предшественник) и Креститель Христов Иоанн, Илия Пророк.

Кто такие св. апостолы?

Св. Апостолы – это первые ученики Христа Спасителя, первые христиане, которых Он посылал в мир проповедывать о Своем пришествии на землю для спасения людей (отчего и название их «Апостолы», что с греческого значит «посланники»), напр. Апостолы Иоанн Богослов, Петр и Павел.

Кто такие св. святители?

Св. святители – это святые из высшего священного сана – из apxиepeeв, как наприм. свт. Николай Чудотворец, архиепископ(apхиерей) в одном из городов Греции, Тихон Задонский, епископ города Задонска в нашем отечестве.

Кто такие св. мученики и мученицы?

Св. Мученики и мученицы – это пострадавшие за веру Христову от неверующих в Него, как св. великомученик Георгий Победоносец, великомученица Варвара.

Кто такие св. преподобные?

Св. преподобные – это святые из иноков, т.е. монахов, как преподобный Сергий Радонежский, преподобномученица Евдокия.

Кто такие св. праведные?

Св. праведные – это святые из простых людей, спасшихся, живя в мире и имея семейства, но не увлекаясь соблазнительными примерами разных неправд людских, а поступая во всем по правде, по св. закону Христову, как правед. Иоаким и Анна, родители Пресв. Богородицы.

Что именно вспоминается из жизни и дел св. человеков?

Празднуется преставление святых, т. е. смерть их. Некоторым из святых празднуется в году не раз: и преставление, и обретение мощей, наприм. 26-го сентября преставление, 5 июля обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.

Какое место в ряду святых занимает Пресв. Богородица?

Пресв. Богородица – это Св. Дева Maрия, удостоившаяся родить по плоти Бога Спасителя. По сему рождению Она не только выше св. человеков, но и выше св. ангелов.

Многие ли из дней в году посвящаются воспоминанию Пресв. Богородицы?

Многие. Кроме событий из Ее жизни, многие из дней в году посвящаются воспоминанию Ее св. икон с разными названиями, напр. Владимирской, мая 21 дня, Казанской, 8 июля, и др. Название икон происходит от места их пребывания, от места явления, напр. Владимирская от г.Владимира; или от особенных дел и свойств Пресв. Богородицы, напр. «Всех скорбящих радость», «Утоли мои печали».

Какое основание того, что каждый день года посвящается или Самому Господу, или святым Его, или и Ему и им вместе?

Следующее: мы обязаны прославлять Бога, потому что Он наш Творец и Господь; Он велик и славен; Его славят ангелы, даже и природа (Пс. 18). Святых Божьих, ангелов и св. человеков мы прославлять должны потому, что они святы, близки к Богу и прославлены на небе от Самого Бога. У нас все от Бога: и пища, и силы, и все необходимое для жизни и телесной и духовной (т.е. святой и добродетельной), и мы всего этого чаем от Него и должны просить у Него; все получаем от Него и должны благодарить Его за то. Святых Божиих мы должны просить и благодарить, потому что они молятся о нас Богу, испрашивают нам у Него и подают то, о чем мы просим их. И эти чувства прославления, прошения и благодарения в отношении к Богу и Святым Его мы должны иметь ежедневно, ежеминутно. Посему-то всякий день и посвящен у нас так или иначе Богу и святым Его.

Где обозначается то, какой день в году посвящен какому воспоминанию?

В так называемых месяцесловах, или святцах и календарях.

По какой причине именно известный день посвящается известному воспоминанию?

По той, что когда случилось. Так И. Христос родился 25 декабря, в этот день и вспоминается Рождество Христово; Благовещение было 25 марта, так оно и вспоминается; явление Казанской иконы Пресв. Богородицы было 8 июля; преставление Св. Еванг. Иоанна Богослова было 26 сентября, так и празднуется.

Какое назначение праздничных дней по предписанию закона?

Назначение будничных дней, по предписанию закона Божия в 4-ой заповеди, – то, чтобы мы в сии дни занимались мирскими, земными и житейскими работами и делами, какие кто имеет, наприм. службою по должности, занятиями по торговле и ремеслу. Назначение же праздничных дней – то, чтобы мы в сии дни, отложив обыкновенные свои мирские и житейские работы и дела, занимались делами святыми во славу и угождение Богу и во спасение своей души. И гражданский закон в праздничные дни освобождает присутственные места от присутствий, учебные заведения от учебных занятий, запрещает торговлю, публичные работы (Св. Зак. т. XIV. Уст. о предупр. и пресеч. прест, ст. 28. 29.)

Для чего в праздничные дни запрещается заниматься житейскими делами?

Для того, чтобы беспрепятственно употреблять сии дни на святые, богоугодные и душеспасительные дела. Очень довольно времени дано нам Богом для житейских дел: из семи дней недели шесть, редко меньше, лишь когда на неделе случатся еще праздники, кроме воскресенья.

Какие святые дела нам должно делать в праздники?

В сии дни нашими занятиями должны быть: молитва и в церкви за службами; и дома, чтение и слушание св. писания: Библии, Евангелия, Апостольских посланий, писаний св. Отцов и духовно-нравственных книг, благочестивые беседы и размышления о Боге, напр.: о Его любви к нам, о душе, напр.: о том, как спастись, а не погибнуть, как отстать от тех и других грехов, приучить себя к тем и другим добродетелям, и благотворительные дела – раздаяние милостыни, принятие в дом странных людей, посещение больных и заключенных в темнице и пр. Эти, исчисленные дела – общие наши дела во все праздники. Более частные, свойственные нам в тот или другой праздник – это, чтобы, вспоминая соединенные с тем или другим праздником свящ. события или лица, мы возбуждали и имели в себе приличные сему воспоминанию христианские чувства – напр. и прославляющие Бога и святых за их совершенства, и благодарственные за их благодеяния нам, и просительные о тех и других наших нуждах – и из воспоминаний брали для себя примеры нравственного поведения и жизни.

Позволительны ли удовольствия в праздники?

Для отдохновения и ободрения от будничных житейских дел позволительны, – только удовольствия чистые, невинные, каковы, напр.: хождение в гости, где угощения должны быть не до объедения и пьянства, музыка, но не для возбуждения страстей, прогулка, но без рассеянности, без грехов, пение духовных и несоблазнительных светских песней, скромные игры, легкое, только несоблазнительное, чтение.

Когда должно начинать празднование?

Святое празднование праздников должно начинаться с вечера, накануне их; так как, по церковному, день обыкновенно начинается с вечера, – со времени вечерни, или, по крайней мере, всенощной.

Что будет означать пред судом закона Божия работать и делать какие худые дела в праздничные дни?

Работать, также предаваться удовольствиям не вовремя, в праздники значит похищать сии дни у Бога и у своей души, а предаваться в сии дни худым делам, напр., пьянству, значит не только похищать, но и передавать их врагу Божию и своей души, т.е. диаволу. И церковные правила предписывают наказывать отлучением от св. Причастия тех, кто работает в праздники, как равно и тех, кто без крайней нужды в течение трех воскресных дней кряду не побывает в церкви за богослужениями. (162 прав. в Больш. Треб. 80 прав. 6 Всел. соб.2).

Кто и когда установил праздники?

Сам Бог, который, по сотвореннии мира и человека в продолжении шести дней, в седьмой почил от дел творения, т.е. перестал творить новые твари, и повелел человеку святить сей день, т.е. после работ в продолжении шести дней недели, сей седьмой посвящать святым делам: на служение Богу и делам для спасения своей души; отчего сей седьмой день назван Субботою, что в переводе с еврейского языка значит «покой».

Какой именно из семи дней недели празднуется?

Во времена ветхого завета, т.е. до пришествия Христа Спасителя на землю, праздновался последний из семи дней, или субботний, в который Господь почил от дел творения и который заповедал святить человеку; а во времена нового завета, т. е. со времени пришествия Христа Спасителя на землю, и именно со времени воскресения Его, стали праздновать первый из семи дней недели, в который воскрес И. Христос – называемый посему днем воскресным, по-славянски неделею, т.е. днем, в который, по заповеди Божией, не должно делать дел мирских. Суббота же, в память сотворения мира, с того времени осталась полупраздником.

Кроме воскресного дня есть ли еще праздники?

Есть.

Почему кроме воскресного дня празднуются другие дни?

Как в ветхозаветной церкви, кроме субботы, праздновались и другие дни, в память совершившихся в сии дни тех и других важнейших событий церкви, напр. День Пасхи, в память избавления евреев от рабства в Египте, день Пятидесятницы, в память получения от Бога закона 10-ти заповедей на горе Синае; так и в новозаветной церкви, кроме воскресного дня, празднуются и другие дни, посвященные в память и славу Божии, в память и честь Пресв. Богородицы и других святых Божьих.

Какие у нас праздники?

Один – самый великий из всех праздников; за сим – одни из праздников так называемые большими, другие средними, третьи малыми.

Какой важнейший из всех праздников?

Важнейший из всех праздников христианских – праздник Пасхи, или день Светлого Воскресения Христова. Это – праздников праздник: так как воскресением Своим И. Христос завершил дело искупления человеков от греха и вечной смерти через страдания и крестную смерть; воскресением Своим Он положил начало нашему воскресению для вечной блаженной жизни в Его царствии. Воскресению Христову, как важнейшему из всех христианских событий, положено праздновать каждую неделю – именно 1-й день недели. Сим днем обыкновенно начинается неделя или седмица.

Какие великие праздники?

Великие праздники – это двенадцать, по сему числу своему называемые дванадесятыми – в память важнейших событий из жизни Господа Спасителя на земле, так называемые Господскими, и из жизни Пресвятой Его матери, так называемые Богородичными.

Какие из дванадесятых праздники в честь Господа Спасителя?

По времени событий следующие: 1. Рождество Христово, 2. Сретение Господне, 3. Крещение, иначе Богоявление Господне, 4. Преображение Господне, 5. Вход Господень в Иepycaлим, 6. Вознесение Господне, 7. Пятидесятница, или Троицын день и 8. Воздвижение честного Креста Господня, по обретении его в земле, с воспоминанием страданий на нем Спасителя.

Какие из дванадесятых праздники в честь Пресвятой Богородицы?

По времени событий следующие: 1. Ее Рождество, 2. Введение во храм, 3 . Благовещение и 4. Успение.

Какие средние праздники?

Это, после дванадесятых, праздники, установленные по причине важных событий во славу Божию, в честь Пресвятой Богородицы и многих Святых Божьих. Сюда принадлежат так называемые высокоторжественные праздники или царские дни, напр. дни рождения и тезоименитства (именины) Государя Императора, Государыни Императрицы, день коронации и др.

Какие из средних праздников во славу Божию, иначе Господские:

Следующие: 1. праздник Обрезания Господня и с ним (по гражданскому счету) день Нового года, 2. Духов день 3. праздник Происхождения честных Древ Креста Господня, 4. Перенесения Нерукотворного образа Господня из Одессы в Константинополь (или Царь-град).

Какие из средних праздников в честь Пресвятой Богородицы, иначе Богородичные?

Следующие: 1. день Покрова Пресвятой Богородицы, 2. праздники в память явлений икон Богородицы и чудотворений бывших от икон Ее: 1. в честь иконы Богородицы Владимирской, 2. Казанской и др.

Какие из средних праздников в честь святых?

Следующие: 1. в честь св. Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных (т. е. Ангелов). 2. в честь Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, 3. в честь Св. Пророка Божия Илии, 4. Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла, 5. Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 6. Святителя Николая чудотворца, 8. Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Что нужно сказать о значении высокоторжественных праздников или царских дней?

Праздники эти в память событий, случившихся собственно не в церкви христианской, а в гражданском обществе; но по тесной связи церкви и общества имеющие значение и для церкви. В эти праздники церковь возносит, кроме обычных, особенные моления за царя и его царствующий дом, чтобы испросить на них благословение Божье, которое по учению св. апостола, служит к тому, да тихое и безмолвное житие поживем мы все, подданные царя, во всяком благочестии и чистоте, (1Тим. 2:2). В сии дни служба праздничная, и после литургии молебствие: в дни рождений молебен благодарственный, во дни тезоименитств молебен святому Ангелу. Долг православного Россиянина в сии праздники помолиться за царя и его Дом в храме за службами.

Кроме исчисленных праздников великих и средних, нет ли еще таковых?

Исчисленные праздники суть праздники для всей церкви. А есть еще великие и средние праздники частные, т.е. празднуемые не всею церковью, а частью ее, несколькими членами ее.

Какие?

Таковы напр: праздники храмовые, т. е. дни, посвященные свящ. Событиям и Святым, имени которых посвящается тот или другой храм, – это великий праздник в известном приходе, у прихожан того храма; дни наших Ангелов, иначе именины, т.е. дни, которые посвящены тем святым, имена которых носим мы, и дни нашего рождения. Это – великие праздники у каждого из нас в частности.

Какие малые праздники?

Это, – напр., Лазарева суббота, т. е. день воскресения Лазаря, дни отданий дванадесятых праздников, т.е. вообще такие дни, которые посвящены воспоминанию довольно важных свящ. событий и досточтимых святых.

Чем отличаются праздники одни от других при богослужении?

Гл. образом торжественностью богослужения, большие большею, меньшие меньшею, напр., в великие праздники совершается всенощное бдениe (т.е. вечерня в соединении с утреней), с литиею, благословением хлебов и пр. В средние полагается полиелей, так называемый, т.е. на утрени поется «Хвалите имя Господне», с величанием. В малые – великое славословие. т.е. на утрени песнь «Слава в вышних Богу» не читается, как в будни, а поется. Общие же особенности праздничного богослужения это: священнослужители облекаются в более светлые одежды, освещение храма бывает блистательнее, каждение совершается обильнее, царские двери отверзаются чаще, песнопения бывают многочисленнее, коленопреклонения упраздняются, пост ослабляется или совсем разрешается.

Не означаются ли какими знаками праздники в месяцеслове и святцах?

Великие означаются знаками креста в круге, средние крестом в полукруге или одним крестом, малые или одним крестом, или тремя точками в полном круге.

Как различаются между собою дни будничные?

Между ними на каждой неделе известны: понедельник, т.е. первый день по неделе, – воскресенья, Вторник, т.е. второй день после воскресенья; Среда, т.е. средний день на неделе; Четверток, т.е. четвертый день недели; Пяток, т.е. пятый день; Суббота, день в который Бог почил от дел творения мира, бывший – прежде первым днем недели и праздником.

Когда установлены те и другие из праздников?

В разное время. Одни из праздников установлены в первые же времена христианства; таковы, напр., праздники: Воскресения, Рождества Христова, Рождества и Успения Пресвятой Богородицы. Другие установлены в последующие времена по совершении воспоминаемых ими событий; таковы, напр., праздники явления тех и других икон Пресв. Богородицы, дни св. угодников Божьих, прославившихся. Так, Казанской иконе Пресв. Богородицы установлен один праздник, в память явления ее, в 16-м, другой в память избавления России от поляков, в 17 столетии; свт. Николаю один, в память его преставления 6 декабря, в 4-м, другой, в память перенесения его св. мощей, 9 мая, в 11 столетии.

Нет ли разделения праздников по времени их празднования?

Есть. Между праздниками одни бывают постоянно в одни и те же числа месяцев; таковы, напр., Рождество Христово, Рождество Пресв. Богородицы, – первое бывает всегда 25 декабря, второе – 8 сентября. Другие бывают ежегодно в разные числа месяцев; таковы, напр., 1. Вход Господень в Иерусалим, иначе Вербное воскресенье, 2. Пасха, или Светлое Христово Воскресение, 3. Вознесение Господне, и 4. Пятидесятница, или Троицын день. Пасха бывает от 22-го марта до 25 апреля в разные числа ежегодно; сообразно ей празднуются и праздники: Вербное воскресение за 7 дней до Пасхи, Вознесение в 40, Троицын день в 50 день после Пасхи. Первые из праздников называются непереходящими, вторые – переходящими.

* * *

1

Примечание автора о преподавании учения о праздниках. Преподавание учения о праздниках не должно составлять как бы особого предмета по закону Божию. Оно должно идти между другими уроками по закону Божию, по времени празднования того и другого из праздников и в течение трехгодичного училищного курса. Советуем, на основании опыта, так проходить: в первый год – историю праздников, во второй год – тропари и Евангелие при повторении конечно самой истории; в третий год – все остальное при повторении пройденного. Праздники за вакациональное время вменить ученикам пройти самим собою, и по прошествии сего времени проверить их знание.

2

)Равным образом не заниматься делом, а предаваться праздности, бездеятельности в будни – грех. Если кто не хочет трудиться, тот не ешь (2Сол. 3:10), говорит апостол. Труд и молитва, молитва и труд – средства ко спасению, указанные св. ангелом св. Антонию Велик., по повелению Божию.


Источник: О праздниках православной церкви : с прил. тропарей, с рус. пер. и объясн., указания литургийн. еванг. чтений и особ. поучительности празднич. событий и с разъяснением празднич. обрядов и обычаев. (Опыт собеседования с народом и преподавания в учеб. заведениях) / Сост. свящ. И. Бухарев. - Москва : тип. Ф Иогансон, 1874. - 103 с.

Комментарии для сайта Cackle