протоиерей Иоанн Бухарев

Февраль

5 февраля

Елецкая-Черниговская икона Богородицы

Эта икона находится в Чернигове, в Елецко-Успенском мужском монастыре.

Когда св. Антоний Печерский, в 1060 году изгнанный из Киева великим князем Изяславом, удалился в пределы Чернигова и выкопал себе на необитаемом месте пещеру для уединённого своего пребывания, в это время была обретена им икона Божией Матери, стоящая на ели. На месте явления он основал монастырь в честь Успения Богоматери. Явленная икона и обитель названы Елецкими.

В первых годах XVII столетия, во время разорения монастыря полководцем Польского короля Сигизмунда III – Горностаем образ утратился, но в 1676 году пожертвован был в монастырь сохранившийся список с подлинного образа, который и заменил его.

Празднование иконе Божией Матери Елецкой-Черниговской установлено в 5-й день февраля – в тот день, когда был поставлен в обители список на место подлинного.

Сицилийская икона

Явление сей иконы последовало в 1092 году. Один из списков сей иконы находится в Дивногорском монастыре Воронежской епархии и пользуется особым уважением с 1831 года.

Тогда благодатной помощью Пресвятой Богородицы скоро прекратилась появившаяся в тех местах холера.

Икона, именуемая Взыскание погибших

О явлении сей иконы не сохранилось сказания, известно только, что в 1835 году во имя иконы Пресвятой Богородицы Взыскание погибших устроена в Москве церковь при Александровском сиротском институте.

В том же году устроен и освящён придел в честь сей чудотворной иконы при церкви Рождества Христова, что в Палашах, в Москве.

Молитва пред иконой, именуемой «Взыскание погибших»

О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, Споручнице грешных и Взыскание погибших!

Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно, и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас погибающих.

Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо. Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся.

Подаждь убо нам. Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством все литися в обителях небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

10 февраля

Огневидная икона

О времени и месте явления сей иконы сказания не сохранилось. На ней изображается Богоматерь без Младенца Иисуса и с лицом, обращённым в правую сторону.

12 февраля

Иверская икона

Она находится в Иверском монастыре на Афоне с 999 года, куда чудесно прибыла по водам Мраморного моря, пущенная на воду из города Никеи во времена гонений на иконы в IX столетии.

В царствование Алексея Михайловича, при патриархе Никоне, в бытность его тогда ещё архимандритом Новоспасского монастыря, по его желанию, в 1648 году был привезён в Москву список с сей иконы, который совершенно сходен с подлинником и прославился в Москве многими чудотворениями.

Иверская икона очень чтится в Москве. Сам Император и вся Его фамилия считают долгом останавливаться для молитвы в часовне, где стоит она, при въездах своих в Москву, и её каждодневно возят по домам москвичей. Сказание об Иверской иконе следующее.

В IX веке по Р. X., в царствование греческого императора Феофила, заражённого иконоборной ересью, свирепствовало жестокое гонение на святые иконы. Православные чтители святыни были предаваемы истязаниям, а сами иконы извергались из храмов и сжигались. По всем городам и селениям были разосланы тайные соглядатаи – отыскивать скрытые иконы, со строгим повелением истреблять их.

В то время жила недалеко от Никеи одна богатая, благочестивая и добродетельная вдова с юным сыном. У неё была чудотворная икона Божией Матери, к которой она имела особенную веру и благоговение. Устроив близ своего дома церковь, она поставила в ней сию святую икону и часто изливала пред нею тёплые молитвы. Царские соглядатаи, придя к ней в дом и смотря в окно на храм, ею построенный, увидели в нём сию святыню и грозно сказали вдове: «Давай денег, или мы сейчас исполним царскую волю – замучим тебя». Вдова уверила их, что к завтрашнему дню приготовит требуемую ими сумму. Корыстолюбивые истязатели согласились подождать.

Вдова, по уходу воинов, вместе с сыном ночью пошла в церковь, долго молилась там пред святой иконой, преклонив колена, воздевая руки к небу и орошая землю слезами, и потом, с трепетом и благоговением, отнесла образ на морской берег. Там снова она пала пред иконой и умилённо взывала к Царице Небесной: «Владычица мира! Ты, яко Матерь Божия, имеешь власть над всеми тварями. Ты можешь избавить нас от гнева нечестивого царя и образ Свой от потопления!»

С сими словами она пустила икону в море и увидела чудную вещь: святая икона не упала ниц на воду, но стала прямо и в таком положении понеслась по волнам к западу. Утешенная сим видением, вдова возблагодарила Господа и Пречистую Матерь Его и, обратись к сыну своему, сказала: «Теперь исполнится наше желание и надежда: не тщетно будет наше благочестие к Богу и благоговение к Пресвятой Богородице: теперь я готова за любовь к Ней умереть от рук мучителей: но не желаю твоей смерти. Я не могу удалиться отсюда, а тебя прошу и умоляю бежать отсюда».

Сын послушался убеждений матери, простился с нею и немедля отправился в Солун: впоследствии же перешёл оттуда в те пределы Афонской горы, где была устроена Иверская обитель, сделался иноком и, проведя жизнь в подвигах благочестия, мирно преставился ко Господу. Конечно, это переселение его на Афон устроилось по особенному Божьему промышлению: потому что от него и узнали тамошние пустынножители об иконе, пущенной на воду его матерью.

Где и сколько времени сокрывался сей чудотворный образ Приснодевы, знает только всеведущий и славная и дивная творящий Бог. Уже после кончины Никейского пришельца, водворившегося в Святой горе, однажды иноки Иверской обители увидели на море пламенный столп, касавшийся своей вершиной неба. Объятые изумлением и ужасом, они не могли двинуться с места и только восклицали: «Господи, помилуй!»

Несколько дней и ночей кряду повторялось это видение: из всех окрестных монастырей собрались пустынножители и увидели, что огненный столп стоял над иконой Божией Матери: но чем ближе приближались они к ней, тем более икона удалялась. Иноки Иверского монастыря, по приглашению своего настоятеля, собрались в храме и со слезами молили Господа, чтобы Он даровал их обители сие неоценённое сокровище – святую икону Пречистой Его Матери; и Господь милостиво услышал их усердную молитву.

В то время в Иверской обители жил старец по имени Гавриил, родом грузин. Он отличался строгостью жизни и простотой нрава; летом удалялся безмолвствовать на вершину неприступных скал, зимой сходил с гор в нижайшие места или в обитель; всегда носил власяницу, питался былием, пил одну воду и жил как земной ангел и небесный человек. Сему благочестивому старцу явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая небесным светом, и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь; потом войди в море и ступай с верой по волнам: тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Старец объявил настоятелю о сем видении, и наутро все монахи Иверской обители, с молебным пением, с кадилами и лампадами, выступили на морской берег: Гавриил вошёл в море, чудодейственно прошёл по водам, как по суше, и сподобился принять в свои объятия святую икону. Иноки с благоговейною радостью встретили её на берегу, устроили там молитвенную храмину, в коей три дня и три ночи совершали молебствие пред иконой: потом внесли её в соборную церковь и поставили в алтаре.

В следующий день, перед заутреней, монах, зажигающий лампады, войдя в храм, не нашёл в нём новоявленной иконы. После долговременного искания иноки обрели её на стене, над монастырскими воротами, и отнесли на прежнее место: но в следующее утро снова нашли её над воротами. Подобное перенесение образа в церковь и чудесное возвращение его на ограду обители повторялось многократно.

Наконец, Пречистая Дева опять явилась во сне тому же Гавриилу и сказала ему: «Объяви братии, чтобы они более не искушали Меня. Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые в горе сей будут жить добродетельно, с благоговением и страхом Божиим. Я испросила у Него сей дар; и вот вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет!»

Братия, услышав от Гавриила об этом видении, исполнились несказанной радостью; построили небольшого объёма во славу Пресвятой Богородицы храм при вратах обители и в нём поставили чудотворный Её образ местным.

С того времени и доныне пребывает она на сем месте, избранном Богоматерью, почему и называется иконой Пресвятой Богородицы Портаитиссы, т. е. Вратарницы, а от имени обители – иконой Иверской.

Чудеса и исцеления, истекшие от Иверской иконы, неисчислимы: укажем только некоторые. Обитель Иверская обязана ей своим спасением от нашествия нечестивых врагов. Спустя несколько времени после явления сего чудотворного образа персияне, под предводительством Амиры, на пятнадцати кораблях пристали к берегу Святой горы и обступили монастырь Иверский. Устрашённые иноки, взяв из храмов священные сосуды и святую икону Иверскую, скрылись в одной крепкой башне; а враги ворвались в монастырь, опустошили его, опутали канатами столпы соборной церкви и усиливались обрушить их и вместе с ними весь храм, хотя и не могли того сделать.

Монахи, видя это, из глубины сердца, со слезами вопияли к Пречистой Деве, и всесильная Владычица не отвергла их моления. По Её велению, вдруг настала сильная буря, от которой все корабли персидские и все враги, на них бывшие, потонули в пучине морской. В живых остался один военачальник Амира, находившийся в то время в монастыре.

Видя погибель своих воинов и судов, он раскаялся в своей дерзости и, посыпав перстью свою голову, просил иноков умолить истинного Бога об избавлении его от погибели и вручил им много золота и серебра на построение новых стен вокруг монастыря, которые и были воздвигнуты гораздо выше прежних.

Однажды в монастыре не стало муки, настоятель весьма скорбел о том. Богородица, явившись ему во сне, сказала: «Что скорбишь, чадо, об оскудении муки? Иди в житницу и увидишь, как Я непрестанно пекусь о вас». Игумен, пробудившись от сна, пошёл и увидел житницу наполненною до верха мукой. Тогда он тотчас же созвал братию, и все единогласно прославили Бога и покровительницу свою, Преблагословенную Богоматерь.

В некое время Владычица мира восполнила в монастыре недостаток вина, а в другое наполнила елеем бывшие пустыми сосуды.

Повествуют, что чудотворный Иверский образ, находясь в монастырских вратах, часто не допускал входить туда людей, имеющих какую-нибудь душевную нечистоту, так что некоторые из тяжких грешников, покушаясь войти внутрь ограды монастырской, падали мёртвыми. Вид Богоматери на сей иконе строг и наводит невольный трепет на паломников: самый размер и очертание Её божественного лика величественны, и Матерь щедрости и утехи является как будто более Матерью правосудного и грозного Судии. Черты лица Её чрезвычайно выразительны.

На ланите Богоматери и поныне виден знак кровавой раны: по преданию, эту рану нанёс ей один из арабов-пиратов, по имени Варвар. Удар святотатственной руки сопровождался чудесным течением из раны крови, а для самого Варвара побуждением к спасительному покаянию. Поражённый чудом, Варвар принял в монастыре крещение, а потом и ангельский образ.

Чудотворному образу Иверской Божией Матери ещё совещается торжественное празднование во второй день Светлой седмицы святой Пасхи. Тогда на Афоне бывает крестный ход с сей святой иконой на берег моря, где она была принята с моря отшельником Гавриилом, и там совершается литургия. Место это, невдалеке от монастыря, обозначено несколькими кельями и церковью Богоматери.

Иверской иконе празднуется, кроме 12 февраля, ещё 31 марта и 12 октября – в день принесения иконы в Москву. О других чудотворных Иверских иконах см. под 13 октября.

Молитва пред иконой, именуемой «Иверская»

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй.

И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.

13 февраля

Долинская икона

О времени и месте явления сей иконы не сохранилось сказания. На Долинской иконе Богоматерь изображена с Младенцем Иисусом, сидящим у Неё на левой руке и взирающим на левую сторону, по направлению от лика Богоматери.

Далматская икона

Она находится в Успенском Далматском монастыре, в заштатном городе Далматове Пермской епархии.

Далматский монастырь основан в 1644 году иноком Далматом, который, по смирению своему, удалился из Невьянского монастыря, где хотели возложить на него сан игумена. Он взял с собой только икону Успения Богоматери и, удалившись в Шадринский уезд, поселился на берегу реки Исети в 1644 году.

Тогда эта земля принадлежала тюменскому татарину Илигею, который, когда узнал о подвижнике, отправился к нему с родственниками, чтобы изгнать его и сжечь всё построенное им. Но на пути к Далмату, ночью, Илигей увидел Божию Матерь в багряном одеянии, в венце и с огненным мечом в руке. Она строго запретила ему обижать Далмата и приказала уступить ему землю для устроения обители.

После такого видения Илигей со всей своей свитой смиренно пришёл к монаху Далмату и отдал ему для монастыря всё занимаемое им место. Тогда Далмат устроил здесь деревянную церковь и кельи. Это было в 1646 году.

Сибирский князь Девлет-Гирей сделал нападение на монастырь, разграбил и сжёг его в 1664 году; но икона Богоматери осталась невредимой, только на задней стороне её обгорело то место, к которому прикоснулся один мусульманин. Впоследствии монастырь был возобновлён архимандритом Исааком, выстроена в нём каменная церковь, где и стоит чудотворная икона.

С течением времени Далматов монастырь прославился и сделался знатнейшим в Сибири. 15 августа, в день храмового праздника обители, бывает в нём особенно велико стечение народа для поклонения чудотворной иконе.

Икона Венская, что в Уграх

Явилась она в 1570 году. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена с Младенцем Иисусом Христом, сидящим на левой Её руке и благословляющим.

21 февраля

Козельщанская икона

Прославилась она в 1881 году многими чудотворениями. Первым чудом от неё было исцеление признанной врачами неизлечимой дочери графа Капниста, в семействе которого икона была родовой.

Названа икона Козельщанской по имени имения графа, Полтавской губернии, Кобелякского уезда, где было первое чудо и где она теперь находится в устроенном женском монастыре. Икона очень старинная, итальянского письма. Богоматерь изображена на ней сидящей, а на коленях Её покоится Богомладенец с крестом в правой руке. В стороне от изображения стоит чаща, и около неё лежит лжица (ложка. – Ред.). Козельщанская икона прославилась следующим образом.

В семействе графа Капниста находилась перешедшая от предков, особенно чтимая, древняя икона Божией Матери. По фамильному преданию, икона первоначально принадлежала войсковому писарю Сиромахе, который, по желанию императрицы Екатерины Великой, женился на одной из её фрейлин, итальянке по происхождению. Отсюда заключают, что икона вывезена из Италии. Козельщанская икона Божией Матери всегда пользовалась в семействе графа Капниста особым почётом и уважением. Во всех важных обстоятельствах семейство графа с особенным усердием молилось пред фамильной иконой Заступницы. Вероятно, столь крепкая вера в помощь Богоматери и послужила причиной того, что эта икона впоследствии прославилась своими чудотворениями на всем обширном пространстве Русской земли. Случилось же это так.

В семействе графа Капниста заболела дочь Мария страданием спинного мозга, отчего она не могла хорошо владеть ногами и руками. Никакие медицинские средства не принесли пользы больной. Все доктора, к которым обращался граф с больной дочерью, после испытанных ими средств, признали болезнь в высшей степени серьёзной и что пред этой болезнью графини Капнист медицина чувствует своё бессилие. Когда был изречён такой приговор и горю отца и матери не было предела, тут-то и явилась на помощь неведомая, непостижимая сила Божия, пред проявлением которой всё, что только узрело это проявление, сознало своё бессилие.

Из деревни собирались ехать с больной к парижскому доктору Шарко в Москву. Мать, указывая на фамильный образ Божией Матери, который стоял между другими образами в киоте, сказала больной дочери: «Маша, мы едем завтра в Москву. Возьми, дорогая моя, образ Божией Матери, почисти её ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей [это было 21 февраля в 1881 году. В семье графа установился обычай чистить ризу иконы пред тем, как собирались пред ней помолиться о чём-нибудь]. Путь нам предстоит длинный и дело серьёзное. Проси, пусть Она поможет нам благополучно совершить дорогу и вразумит врачей облегчить твою болезнь».

Вслед за этим мать вышла из комнаты, и больная графиня осталась одна. С полным благоговением она взяла икону и задумалась. «Неужели же мне суждены вечное калечество, вечные страдания?..» – думала страдалица. И вот она крепко обняла святой образ и в горячей молитве к Царице Небесной, Заступнице всех скорбящих и обременённых, стала искать той защиты и помощи, которой не могли дать ей люди. Вдруг она почувствовала, что с нею творится что-то необычайное: в ногах и руках, до тех пор болезненных и лишённых ощущения, сразу появилось ощущение жизненной силы.

Была услышана горячая молитва больной девушки: над ней совершилось то чудо всемогущества Божия, по молитвенному ходатайству Царицы Небесной, о котором радостная весть впоследствии разнеслась по всей православной Руси! Несколько минут избранница благодати Божией находилась в каком-то немом оцепенении. Наконец, придя в себя, она громко закричала: «Мама! Мама! Я чувствую ноги!.. Мама! Я чувствую руки!» И вслед за этим исцелённая начала быстро срывать с ног тяжёлые металлические бинты и перевязки.

На крик её сбежались мать и бывшие у неё гости. Первое время мать подумала, что дочь её лишилась рассудка, но увидев, что она свободно расхаживает по комнате, убедилась, что больная превратилась в совершенно здоровую.

Молва об этой благодати Божией, проявленной на болящей до того времени графине Капнист, быстро распространилась по селу. Сбежались соседи, вся дворня, приглашён был приходский священник, который пред пречистым ликом Божией Матери совершил молебен.

Поехали в Москву. Здесь граф представил дочь всему сонму учёных врачей. Московские доктора, лечившие больную, и вместе с ними парижский доктор Шарко были поражены и удивлены виденным и слышанным и совершенно отказались объяснить излечение с научной стороны. Шарко же сказал: «Если бы отец, мать, дочь и доктора, лечившие больную, не были сами свидетелями и очевидцами её болезни и сами же не рассказали мне о ней, я всё слышанное от них счёл бы за мистификацию!»

Молитва пред иконой, именуемой «Козельщанская»

Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице всего рода христианского!

Чудотворней иконе Твоей благоговейно предстояще, молим Тя, услыши нас, молящихся Тебе: приими благодарения наша недостойная о всех неизреченных Твоих к нам благодеяниих, в месте сем и во многих весях и градех земли Российския явленных и являемых: Ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших исправление и вразумление.

Буди всем нам покров и утешение, пристанище от всяких зол, бед и обстояний, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник, смертоносный язвы и от злых человек озлобления.

О, Премилосердая Мати, буди присно молитвенница любвеобильная о благостоянии святаго храма сего, о мире и тишине жительства общины сея, укрепи и поддержи священнодействующия и служащия во святем храме сем. Осени вседержавным покровом Твоим строители и благотворители святыя обители сея, воздаждь им вечными дары щедрот Твоих, заступи от всякия напасти и сохрани с верою и благоговением притекающия к чудотворней иконе Твоей и молящияся Тебе с любовию зде и на всяком месте.

Вознеси молитвы наша, яко кадило благовонное, ко Престолу Всевышняго, дарующаго нам здравие, долгоденствие и в трудех благочестивых поспешение, да Твоим окормлением управляеми, и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца, Сына и Святаго Духа и Твое Матернее о нас заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

23 февраля

Сокольская икона

Икона изображает Рождество Пресвятой Богородицы. Она явилась в 1172 году. Находится в Сокольском Преображенском монастыре, на горе Духовой, при реке Ворскле, в 3 вёрстах от местечка Сокольки Полтавской епархии.

Монастырь основан в 1714 году. В 1737 году крымскими татарами он был разорён, и на древней иконе ими оставлены знаки их варварского нашествия. После того икона прославилась многими чудотворениями и стала называться Сокольской.

В Ельце, в соборе, есть Сокольская икона, почитаемая чудотворной.

26 февраля

Межетская икона

Эта икона явилась в 1492 году близ Киева. На иконе Божия Матерь изображается в короне с Младенцем Иисусом на левой руке. Много чудес совершилось от сей иконы.

29 февраля

Девпетерувская икона

Эта икона явилась в 1392 году. Подлинный список с неё находится в селе Бататкове, или Батюшкове, в Николаевской церкви Московской епархии Дмитровского уезда. На иконе изображается Божия Матерь со стоящим Богомладенцем Иисусом с правой стороны, и на плече Его покоится правая рука Богоматери.


Источник: Сердец наших утешение : 320 чудотворных икон Пресвятой Богородицы : молитвы о благодатной помощи в нуждах и немощах / сост. священник Иоанн Бухарев. - Москва : Артос Медиа, 2006 (М. : Типография АО "Молодая гвардия"). - 488 c.

Комментарии для сайта Cackle