протоиерей Иоанн Бухарев

Толкование на Евангелие от Луки

Глава 20

Зачало 99. Ответ И. Христа на вопрос о Его власти.

Читается в среду 28-й недели по Пятидесятнице.

Лк.20:1. И бы́сть во еди́н от дний óнех, учáщу емý лю́ди в цéркви и благовествýющу, приидóша свящéнницы и кни́жницы со стáрцы

Лк.20:2. и реша к немý, глагóлюще: рцы́ нáм, кóею о́бластию сия́ твори́ши, или́ ктó éсть дáвый тебе влáсть сию́?

В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

Вопрос о том, по какому праву (/какою властию) Иисус Христос так распоряжается в храме, что, как то было в день Его торжественного входа в Иерусалим, Он изгнал оттуда торгующих (гл. 19, ст. 45), и кто дал Ему такую власть (ст. 2), был предложен Господу первосвященниками, книжниками и фарисеями (ст. 1. О них чит. в объяс. 7 ст. 3 гл.) вскоре после обстоятельства изгнания (во един от дний онех учащу Ему люди в церкви (см. ст. 47). Вопрос этот изложен и в Евангелиях Матфея (21:23–27) и Марка (11:27–33), и св. Лука излагает его совершенно согласно с ними. Господь Иисус Христос не был священником, имевшим власть распоряжаться в храме, а между тем, заметив там беспорядок, восстал против него и уничтожил его. А что Иисус Христос был Сыном Божиим – царем, первосвященником и пророком, этому первосвященники и старейшины иудейские не верили; вот почему и предложили Ему вопрос: какою властию и пр. С другой стороны, давая такой вопрос, они, как то делали не раз, хотели искусить И. Христа, – уловить Его в слове, т. е. если скажет, что Он распоряжается в храме и творит чудеса властию от Бога, обвинить Его в богохульстве – в присвоении божеской власти, а если скажет – Своею собственною властию, оклеветать Его, как возмутителя и человека, самовольно действующего. (Феоф. Мих.) Все это было обдумано врагами Господа хитро и в то же время благовидно. Что же ответил Господь на предложенный Ему вопрос? Он не ответил прямо на вопрос Своих врагов, давая им тем разуметь, что они предлагают Ему вопрос с коварством и что, если бы действительно нелицемерно они хотели знать о Его власти, то давно бы уже могли знать; но с Своей стороны предложил самим вопрошавшим подобный же затруднительный вопрос относительно Своего предтечи Иоанна.

Лк.20:3. Отвещáв же речé к ни́м: вопрошý вы и áз еди́наго словесé, и рцы́те ми́:

Лк.20:4. крещéние Иоáнново с небесé ли бе, или́ от человек?

Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:

крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

Крещение Иоанново, по Матфею, откуда было: с небесе ли бе, или от человек? Словом крещение Господь называет все дело служения Иоанна, как пророка, учителя и Своего предтечи: так как Иоанн тех, которые принимали его учение, крестил в Иордане, где крестил и И. Христа. С небесе, – от Бога, или от человек, т. е. Бог ли послал Иоанна на служение, или он самовольно начал оное? Иисус Христос предложил такой вопрос об Иоанне для того, чтобы изобличить лукавство вопрошавших. Этот вопрос был самый близкий к делу и в то же время прямо вел к посрамлению вопрошавших: они могли знать, какою властию Господь действует, но не хотели: дело Господа и Иоанново было одно и то же – Иоанн начал, Господь продолжал дело; следовательно, если Иоанн послан от Бога, как не могли не признавать и сами первосвященники и старейшины, то от Бога же и Он – Христос. Тем более могли знать это, что Иоанн говорил всем об И. Христе, что Он Агнец Божий, вземлющий грехи мира, что Он грядущий свыше, Сущий над всеми, Сын Божий, у Которого Иоанн недостоин быть последним слугою (Иоан. 1:2, 1:7, 1:29; 3:31 и др.) – Как же ответили Христу первосвященники и книжники на Его вопрос? Они сначала рассуждали, как ответить, но потом ответили не знаем (не вемы): потому что иначе нельзя было ответить, как прямо признать Господа за Мессию. (ст. 7.)

Лк.20:5. Они́ же помышля́ху в себе, глагóлюще, я́ко áще речéм: с небесé, речéт: почтó ýбо не веровасте емý?

Лк.20:6. áще ли же речéм: от человек, вси́ лю́дие кáмением побию́т ны́: известно бо бе о Иоáнне, я́ко прорóк бе.

Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?

а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

Не веровасте (не поверили) ему. То есть не поверили тому, что не раз высказывал Иоанн об И. Христе, – что Он есть обещанный Мессия. Вси людие камением побиют ны. У еванг. Матфея и Марка сказано: боимся народа, у свят. же Луки сказано сильнее. Народ, по сознанию первосвященников, книжников и старейшин народных, имел столь сильную веру в пророческое служение Иоанна Крестителя, что они опасались, отвергая это служение Иоанна, довести народное негодование против себя до высшей степени, когда народ не посмотрит на то, что у него отнята власть наказывать смертию, и самовольно побьет их камнями, как впоследствии и был побит им самовольно св. первомученик Стефан за мнимое богохульство. (Мих).

Лк.20:7. И отвещáша: не вемы откýду.

Лк.20:8. Иисýс же речé и́м: ни áз глагóлю вáм, кóею о́бластию сия́ творю́.

И отвечали: не знаем откуда.

Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Не вемы (не знаем). Тут новое лукавство и при этом еще ложь и гордость: потому что знали, но не хотели признаться. Ни Аз вам глаголю (и Я вам не скажу). Не скажу, потому что нечего и говорить: так как это само собою видно и понятно; да если и скажу, все равно – вы не поверите. «Так воплощенная Божия премудрость, говорит блаж. Феофилакт, объясняя ответ Господа врагам Его, уловила сих мудрецов в коварстве их». Так сильна бывает злоба, что готова принять позор, как приняли фарисеи, когда публично сказали относительно служения Иоаннова: не знаем, лишь бы не верить в то, во что не хотят верить.

Зач. 100. Притча о винограднике.

Читается в четверг 28-й недели по Пятидесятнице.

Лк.20:9. Начáт же к лю́дем глагóлати при́тчу сию́: человек некий насади́ виногрáд, и вдадé егó делателем, и отъи́де на лета мнóга.

И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;

Притча эта (о притчах чит. в объясн. 5 ст. 8 гл.) находится и в Евангелиях Матфея (21:33–46) и Марка (12:1–12) и изложена всеми тремя евангелистами, почти одинаково. Разница замечается только в том, что, по Матфею и Марку, она была предложена первосвященникам, книжникам и старейшинам еврейским, когда те спрашивали Его о Его власти и праве (ст. 2); ев. же Лука пишет, что притча была сказана к народу (ст. 9). Но это разногласие легко примиряется. Все три евангелиста одинаково говорят, что когда Господь учил в храме, то был окружен не только первосвященниками, книжниками и старейшинами, но и народом, и сии первые предлагали Ему вопрос без сомнения в присутствии народа. Христос, посрамив вопрошавших Своим ответом (3–8 ст.), обратился с притчею к народу, но так, что и эти вопрошавшие могли слышать Его и даже отвечали Ему (см. ст. 16). В притче о винограднике Иисус Христос изобразил недостоинство вождей еврейского народа, которые, избивая посланников Божиих, имеют убить даже и Его Самого – Сына Божия, обещанного Мессию. Человек некоторый насади виноград (виноградник), это – Бог, устроивший для спасения рода человеческого ветхозаветную Церковь. Господь уподобляет свою Церковь сначала ветхозаветную, а затем новозаветную, христианскую, иначе весьма часто называемую в Священ. писании царством Божиим, царством небесным, винограднику, по причине сходства трудов и наград в той и другом. Винограднику и виноградной лозе уподобляли церковь свв. пророки Исаия (5:1–7), Иеремия (2:21) и др. У еванг. Матфея и Марка тут прибавлено: обнес виноградник оградою, выкопал в нем точило и построил башню. Обнес оградою – из камней или из живой изгороди, т. е. колючих растений, для предохранения от воров и животных. Под оградою разумеется закон, который дан избранному для сохранения истинной веры, еврейскому народу. Этот закон составлял как бы ограду, отделявшую сей народ от других иноверных и иноплеменных народов. Выкопал точило и построил башню. Точило, это – такая яма в винограднике, которую выдалбливали в горе или вырывали и в земле, но выстилали снизу и с боков камнями, для выжимания в ней виноградного сока. Башня – это место для сторожей, оберегавших виноград от воров и животных, и для помещения собираемого винограда. Под точилом и башнею свв. отцы разумеют иудейский храм с жертвенником, на котором проливалась кровь животных, прообразовавшая кровь Христа Спасителя. Даде (отдал) его делателем (виноградарям), т. е. хозяин отдал виноградный сад – снявшим его за известную плату, с условием, чтобы уродившиеся плоды доставлялись или сполна или известною частию хозяину, и отъиде на лета многа (отлучился на долгое время). Под виноградарями здесь разумеются все иудейские, преимущественно же их духовные начальники, архиереи и старейшины, как приставленные к тому, чтобы наблюдать за религиозною и гражданскою жизнию народа. Отлучился, т. е. предоставил власть другим. Свят. Златоуст и блажен. Феофилакт под отлучением разумеют Божие долготерпение.

Лк.20:10. И во врéмя послá к делателем рабá, да от плодá виногрáда дадýт емý: делатели же би́вше егó, послáша тщá.

Лк.20:11. И приложи́ послáти другого рабá: они́ же и тогó би́вше и досади́вше емý, послáша тщá.

Лк.20:12. И приложи́ послáти трéтияго: они́ же и тогó уя́звльше изгнáша. и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.

Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.

И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.

И во время посла к делателем раба, по еванг. Матфею, слуг, чтобы они дали им плодов из виноградника (да от плода винограда дадут), т. е. условленную часть плодов. Это значит, что Бог посылал к еврейскому народу пророков-провозвестников Его воли и народных учителей, взять свои плоды, – послушание, повиновение этим посылаемым пророкам. Но как поступили делатели с рабами? Делателе (виноградари) же бивше его и пр. Этим указывается на то, как враждебно поступали евреи с посылаемыми им от Бога пророками. Так известно из предания, что пророка Исаию они распилили деревянною пилою, а пророка Иеремию побили камнями. Казнь побивания камнями часто употреблялась у иудеев (Втор. 13:10 и др. Иоан. 8:59. Деян. 7:58). Св. Апостол пишет о ветхозаветных праведниках и пророках: они испытывали поругания и побои, узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, умирали от меча и проч. (Евр. 11:36–37).

Лк.20:13. Речé же господи́н виногрáда: чтó сотворю́? послю́ сы́на моегó возлю́бленнаго, едá кáко, егó ви́девше, усрамя́тся.

Лк.20:14. Ви́девше же егó делателе, мы́шляху в себе, глагóлюще: сéй éсть наследник: прииди́те, убиéм егó, да нáше бýдет достоя́ние.

Лк.20:15. И извéдше егó вóн из виногрáда, уби́ша. Чтó ýбо сотвори́т и́м господи́н виногрáда?

Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.

Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

Здесь Господь говорит иудеям, что они, убивавшие своих пророков, не послушают и убыот и Его Самого. Это наследник. Под наследником разумеется Господь И. Христос, Сын Божий, Которому, как Он Сам говорит в Евангелии, все предано Его Отцем (Матф. 11:27) и Который есть Господь всего, следовательно и виноградника духовного, т. е. Церкви. И наследство (достояние) его будет наше. Наследство, т. е. виноградник или церковь. Это обстоятельство притчи может быть и без значения; так как не все до подробности в притчах имеет значение. А если и объяснить его, то оно значит, что иудейские начальники думали воспрепятствовать основанию Церкви И. Христом и таким образом удержать за собою господство над ветхозаветною Церковию или духовным виноградником Его. (Мих.) Выведши его вон из виноградника, убили его. Это – указание на место смерти И. Христа – на Голгофу за Иерусалимом, где Он был распят.

Лк.20:16. Прии́дет и погуби́т делатели сия́, и вдáст виногрáд инем. Слы́шавше же рекóша: да не бýдет.

Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

Под пришествием хозяина здесь разумеется не второе пришествие Христово для суда и воздаяния, так как говорится, что виноградник, т. е. Церковь Божия, будет отдан другим делателям, и они, по Матфею, будут отдавать хозяину плоды во времена свои, чем указывается на продолжение настоящей земной жизни; а это – время разрушения Иерусалима, когда совершился суд Божий над приставниками в ветхозаветной церкви. (Феоф.) Отдаст виноградник другим, т. е. истинная церковь уже будет, вместо бывшей до пришествия и смерти И. Христа иудейской, христианская. По Матфею, слова осуждения виноградарям высказали сами первосвященники и старейшины еврейские. Таким образом, не понимая цели притчи, они осудили сами себя, как небрежных и недостойных делателей в Церкви Божией. У еванг. Луки, как и у Марка, эти слова осуждения говорит Сам Господь, но это – по всей вероятности Он повторил их. Так Господь заставил иудеев произнести приговор самим себе и осудить самих себя на заслуженное наказание. Слышавше же рекоша (сказали): да не будет. Как понимать эти слова евреев? Чтобы понять их, толкует еписк. Михаил, нужно сопоставить заключение самой притчи у всех троих Евангелистов. Тогда увидим, что дело можно представить так: окончив притчу, Господь спрашивает слушателей, между которыми, как сказано выше, были и духовные вожди народа, – первосвященники и книжники: как же поступит хозяин с делателями виноградника? Одни, не поняв хорошо, что притча относится к ним самим, отвечали, что он предаст смерти этих злодеев, а виноградник отдаст другим делателям. Господь подтверждает: да, он предаст их смерти, а виноградник отдаст другим. (Марк, и Лук.) Тогда другие, понявшие, что притча сказана собственно об них (Матф. ст. 45. Марк. ст. 12. Лук. ст. И9), сказали: да не будет, т. е. нет, этого не должно быть, или, сохрани Бог от этого.

Лк.20:17. О́н же воззрев на ни́х, речé: чтó ýбо пи́саное сиé: кáмень, егóже небрегóша зи́ждущии, сéй бы́сть во главý ýгла?

Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

Рече (сказал): что убо (значит) писаное сие: камень и проч.? Тут Господь приводит слова из псалма о Своем отвержении со стороны еврейского народа (117 псал. 22–23 ст.) и подтверждает произнесенный иудеями суд над самими собою. Камень, который отвергли строители. Образ заимствован от постройки дома. При постройке дома обыкновенно большие и твердые камни кладутся под углы его. Камни эти называются краеугольными. Здесь таким камнем Иисус Христос называет Самого Себя, потому что Он составляет основание церкви. В Священ. писании Иисус Христос нередко называется краеугольным камнем Церкви (Деян. 4:11 и Евр. 2:20). Камень отвергли строители (небрегоша зиждущии), т. е. учители иудейские не только не уверовали в И. Христа, а еще осудили Его на смерть. У еванг. Матфея тут прибавлено: это от Господа, и есть дивно в очах ваших, т. е. иудеи не уверовали в И. Христа, а между тем Он и был посланный от Бога истинный Мессия, и творимые Им чудеса и исполнившиеся над Ним пророчества, – все подтверждало это. Дивно в очах ваших, т. е. для всех, искупленных страданиями и смертию И. Христа, предметом удивления и благоговения служит самое дело искупления, именно, то, что Бог послал в мир для спасения людей Своего Единородного Сына, и что Сей Сын Божий уничижил Себя до смерти крестной, затем со славою воскрес и сделался краеугольным камнем Церкви.

Лк.20:18. Вся́к пады́й на кáмени тóм, сокруши́тся: а на нéмже падéт, стры́ет егó.

Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

В этих словах Господь указывает, что будет с теми, которые противятся спасительной вере в Него. Кто упадет на тот камень, т. е. кто не уверует в И. Христа, как обещанного Спасителя, соблазнится о Нем, как напр, соблазнялись смирением Его, тот разобьется (сокрушится), т. е. только ошибется и может еще одуматься и покаяться. А на кого он упадет, того раздавит до смерти, т. е. кто останется совсем неисправимым и нераскаянным, тот окончательно погибнет – будет подвергнут наказанию и на земле и осужден на муки адские в загробной жизни, как и были наказаны евреи за отвержение И. Христа разрушением их царства и рассеянием по всей земле, а за гробом ждет их адское мучение за неверие. Слова: Кто упадет и проч. имеют тот же смысл, что и слова: Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет, которые сказал Господь, посылая Своих Апостолов на всемирную проповедь после Своего воскресения (Марк. 16:16).

Зач. 101. Ответ Господа на вопрос фарисеев о дани Кесарю.

Читается в пяток 28-й недели по Пятидесятнице.

Ответ этот записан и евангелистами Матфеем (22:15–23) и Марком (12:13–17). Евангелист Лука излагает его почти одними и теми же словами, как и у них.

Лк.20:19. И взыскáша архиерéе и книжни́цы возложи́ти нáнь рýце в тóй чáс, и убоя́шася нарóда: разумеша бо, я́ко к ни́м при́тчу сию речé.

И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

После того, как Господь произнес притчу о винограднике, в которой указал, что иудеи Его отвергнут и даже предадут смерти, и подтвердил это словами св. царепророка, по Евангелию Матфея, Он прибавил следующие слова: Поэтому сказано вам, отнимется от вас царствие Божие и отдано будет народу, приносящему плоды его. Этими словами Господь объясняет Свою притчу о делателях в винограднике. Потому, т. е. потому, что иудеи отвергли Христа – не признали Его Сыном Божиим, Искупителем мира и Основателем церкви, отнимется от них – не уверовавших, царство Божие, т. е. Церковь и все духовные ее блага, хотя иудеи и были избранным Божиим народом и приготовляемы были от Самого Бога к принятию Мессии, и дано будет народу, приносящему плоды его, т. е. тем, которые уверуют во И. Христа и будут приносить плоды истинной веры и добродетели – будут жить по спасительной вере и закону Христову, именно: будут истинными христианами. Это будет новый народ, избранный Богом вместо неблагодарного и вероломного Израиля, новый виноградник, насажденный Христом Спасителем. Тогда первосвященники и книжники поняли (разумеша), что притча направлена была против них (/Он сказал притчу сию об них), как виновников и представителей неверия во Христа, и потому взыскаша (искали) возложити нань (на Него) руки. Но боялись народа, потому что, как сказано у Матфея, народ почитал его за пророка (ст. 46). Первосвященники и фарисеи и были собственно врагами И. Христа, но народ почитал Его за пророка. Посему могло случиться и восстание в народе, когда те сделали бы что против Господа, в виду народа. Если впоследствии они и предали И. Христа суду и крестной казни, то сделали это, возбудив против Него народ своими кознями. Им и теперь хотелось, чтобы Господь прямо объявил Себя Мессиею, и они в этом нашли бы предлог к обвинению Его пред римским Кесарем; но Господь не сделал сего, потому что еще не пришло время смерти Его.

Лк.20:20. И наблю́дше послáша лáятели, притворя́ющих себé прáведники бы́ти: да и́мут егó в словеси́, во éже предáти егó начáлству и о́бласти игéмонове.

Лк.20:21. И вопроси́ша егó, глагóлюще: учи́телю, вемы, я́ко прáво глагóлеши и учи́ши, и не на лицá зри́ши, но вои́стинну пути́ Бóжию учи́ши:

Лк.20:22. достóит ли нáм кéсареви дáнь дая́ти, или́ ни́?

И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

После обличения в притчи, вместо того, чтобы сознаться и раскаяться, первосвященники и книжники воспылали еще большею злобою к И. Христу, по Матфею, совещались, как бы уловить Его в словах (21:15), т. е. заставить Его высказать что-либо такое, например против царя, за что можно было бы обвинить и погубить Его, – предать Его начальству и власти правителя (области игемонове); так и сделали – предложили Ему хитрый вопрос: позволительно ли им, евреям, платить подать кесарю или нет (достоит ли нам кесареви дань даяти или ни)? Подослали лукавых людей, которые притворились благочестивыми (послаша лаятели, притворяющих себе праведники быти, т е. строгими законниками, которые будто бы по побуждению своей совести пришли спросить Господа о беспокоившем их предмете, а не потому, что их подослали другие. У Матфея и Марка прямо сказано, что подосланы были некоторые из фарисеев и Иродиан. О фарисеях чит. в объяснении 7 ст. 3 гл. Иродиане, это были приверженцы царя Ирода. Когда Иудеи подпали под власть язычников Римлян, и из Рима прислан был царь, не еврейского происхождения, тогда между ними образовались две партии. Одни утверждали, что должно платить подать кесарю, и противников сего мнения почитали мятежниками; другие же, преимущественно фарисеи, полагали, что иудеи, как народ Божий, должны, в отличие от языческих народов, платить только дань – Богу, в Его храме, по полсиклю (Матф. 17:24) с души, как предписано в законе Моисеевом, а что платить подать римскому кесарю идолопоклоннику значит оскорблять истинного Бога. (Филар. митр. Моск.) Так как римским правителем иудеи в то время был Ирод, то приверженцы его и назывались иродианами. Фарисеи ненавидели Иродиан, как сторонников ненавистной им власти. Но вот теперь, когда сами кипели злобою по отношению к И. Христу, они забывают свои отношения к Иродианам и не гнушаются войти с ними в соглашение. Фарисеи, по Матфею, не сами идут к Господу с вопросом, а посылают своих учеников. И это делают они с целью – в случае неудачи пусть лучше на лицо учеников падет стыд, а сами учителя останутся в стороне. (Филар.) Учитель, мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице (вемы, яко право глаголеши и учиши, и не на лица зриши) и пр. Это – хитрая и лицемерная подготовка к хитрому вопросу. Достоит ли (позволительно ли) нам кесареви дань даяти (давать подать) или ни? Кесарю, т. е. римскому императору; имя Кесарь было усвоено римским императорам. Это – самый вопрос. Вопрос был придуман таков, на который как бы ни ответил И. Христос, вопрошавшие все нашли бы в нем обвинение на ответившего. Если бы Господь ответил, что должно платить подать Кесарю; тогда вопрошавшие, именно Иродиане, обвинили бы Его в том, что Он учит противно своему закону, изменил народу Божию и Самому Богу, и таким образом опровергли бы в лице его Посланника Божия и веру народа к Нему. Если же Господь ответил бы отрицательно: не должно, то фарисеи обвинили бы Его в том, что Он возбуждает народ против Кесаря; и донесли бы на Него римскому правителю, как на мятежника. «Посмотри, как вопрошавшие коварно действуют, замечает св. Златоуст; не говорят: скажи нам, что хорошо, что полезно, что согласно с законом, но – как Тебе кажется? Того только они и смотрят, как бы предать Его и уличить в противлении власти верховной.

Лк.20:23. Разумев же и́х лукáвство, речé к ни́м: чтó мя искушáете?

Лк.20:24. покажи́те ми́ цáту: чий и́мать о́браз и надписáние? Отвещáвше же рекóша: кéсарев.

Лк.20:25. О́н же речé и́м: воздади́те ýбо, я́же кéсарева, кéсареви, и я́же Бóжия, богови.

Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Что мя искушаете, т. е. зачем стараетесь поставить Меня в затруднение своим лукавым вопросом или вызвать с Моей стороны такое мнение, за которое можно бы было осудить Меня? И – затем Господь чудным образом посрамил лукавых Своих врагов. Цату, иначе динарий. Это была римская монета, около 20 коп. сер. на наш счет, которою между прочим евреи платили подать римскому Кесарю. Чий имать образ (изображение) и надписание (надпись)? На римских монетах обыкновенно чеканились с одной стороны, как делается иногда и у нас, изображение царствующего императора с надписью его имени. Они отвечали (отвещавше рекоша) Ему: Кесарев, т. е. тогдашнего римского императора Кесаря. Воздадите, яже Кесарево, Кесареви (отдайте Кесарево Кесарю) и яже Божия, Богови (Божие Богу), т. е. исполняйте обязанности и в отношении к Кесарю, как члены земного царства, – платите и подать, – и в отношении к Богу, как чада Божии и члены церкви Божией. И обе эти обязанности нисколько не противоречат одна другой, а легко исполняются совокупно обе, так как Сам Бог поставляет царей (Прит. 8:15. Римл. 13:1), и евреи, если подпали под власть римского императора, то это произошло по воле Божией. «Впрочем, поучает Златоуст: когда ты слышишь: кесарево Кесареви, разумей под сим только то, что нимало не вредит благочестию; ибо все противное благочестию не есть уже дань Кесарю, но дань и оброк диаволу. И когда еврейские начальники принуждали Апостолов не проповедывать о Христе Спасителе, то они отвечали: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более нежели Бога (Деян. 4:19)». Так яже поступали и свв. мученики, когда требовали от них отречения от Христа. Так словами: воздадите кесарева Кесареви, а Божия Богови Господь утверждает и власть царей и правителей, и союз церкви с государством. Подобно сему учит и апостол Христов: Бога бойтеся, царя чтите (1Пет. 2:17). Не неразумно ли и не грешно ли после сего сочинять учение против властей, как делает лжеучитель Толстой и ему подобные?

Лк.20:26. И не могóша зазрети глагóла егó пред людьми́: и диви́шася о ответе егó, и умолчáша.

И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

И удивившись ответу Его, замолчали. У еванг. Матфея прибавлено: и оставив Его, ушли. Дивились ответу, т. е. мудрости данного ответа на лукавый вопрос. Враги Христовы совершенно были обезоружены. На что теперь могут жаловаться фарисеи, когда сказано: воздадите Божия Богови? Что теперь донесут римскому правителю Иродиане, когда сказано: воздадите кесарево Кесареви? Тем и другим должно было быть стыдно, что предлагали как-будто очень трудный вопрос; а между тем он так легко решается при взгляде на монету. Ушли, – ушли, не уверовав во Христа, хотя и видели прямое доказательство Его божественности. Таковы обыкновенно бывают злоба, гордость и упорство! И что же еще делают впоследствии злые и упорные враги Христовы? они основали обвинение против Господа, что Он будто бы запрещал давать подать Кесарю (Лук. 22:2). Избави Бог всякого этих качеств падшего ангела.

Зач. 102. Ответ Господа Саддукеям о воскресении мертвых.

Читается в понедельник 29-й недели по Пятидесятнице.

Вопрос, предложенный Господу Саддукеями, и ответ Его изложен и в Евангелии Матфея (22:23–33) и Марка (12:18–27). У св. Луки это обстоятельство излагается почти совершенно одинаково с первыми.

Лк.20:27. Приступи́ша же нецыи от саддукéй, глагóлющии воскресéнию не бы́ти, вопрошáху егó,

Лк.20:28. глагóлюще: учи́телю, Моисéй написá нáм: áще комý брáт ýмрет имы́й женý, и тóй безчáден ýмрет, да брáт егó пóймет женý и возстáвит семя брáту своемý.

Лк.20:29. Сéдмь ýбо брáтий бе: и пéрвый поя́т женý, ýмре безчáден:

Лк.20:30. и поя́т вторы́й женý, и тóй ýмре безчáден:

Лк.20:31. и трéтий поя́т ю́: тáкожде же и вси́ сéдмь: и не остáвиша чáд, и умрóша:

Лк.20:32. пóслежде же всех ýмре и женá:

Лк.20:33. в воскресéние ýбо, котóраго и́х бýдет женá? сéдмь бо имеша ю́ женý.

Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;

взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;

после всех умерла и жена;

итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

Приступиша (подошли) и пр. «Это было после того, как фарисеями предложен был Господу вопрос относительно дани Кесарю, и Он посрамил их (21–26 ст.). Некоторые из саддукеев. Саддукеи, это – была особая секта, подобно фарисейской, возникшая незадолго до пришествия Христова. Саддукеи получили свое имя от раввина (священника) Садока. Они учили, что не будет воскресения мертвых, нет ни ангелов, ни диаволов и пр. (О саддук. чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.). Саддукеи были всегдашними соперниками и врагами фарисеев, так как учение тех и других было противоположно. Увидев, что Господь посрамил их соперников фарисеев, саддукеи надеялись, что они – не то, что фарисеи, что они сами посрамят И. Христа, – на Него они смотрели с высокомерным презрением, как на простого и неученого Галилеянина, – а вместе с тем унизят и самих фарисеев, не сумевших посрамить Его, и особенно если бы случилось так, что Иисус, не смогши опровергнуть их, принял их сторону. Саддукеи предлагают Христу вопрос о предмете своего неверия – о воскресении мертвых. Моисей написа нам: Аще кому брат умрет и пр. Этот закон, данный Моисеем (Втор. 25:5–6), когда брат умершего должен был взять за себя вдову его, и первый сын от сего брака считался сыном умершего, назывался законом ужичества (т. е. родства), и был установлен для того, чтобы предупредить пресечение рода, что считалось тяжким несчастием у евреев. Саддукеи указывают на этот закон ужичества затем, чтобы объяснить, каким образом одна и таже женщина могла быть замужем за семерыми мужьями, о чем идет речь в самом вопросе Самый вопрос был: седмь братий бе (было семь братьев) и первый поят (взял) жену, умре безчаден и пр. Обстоятельство, что женщина была за семерыми мужьями, по всей вероятности, было выдумано саддукеями. Так думает св. Златоуст. «По моему мнению, говорит он, и третий муж не взял бы за себя вдовы, видя, что уже два мужа ее умерли; а если бы взял третий, то уже никак не взял бы четвертый и пятый, опасаясь той же участи». Это они выдумали с целью, чтобы более осмеять учение о воскресении мертвых. Вопрос направлен саддукеями к тому, чтобы опровергнуть учение о воскресении мертвых и подтвердить свое неверие в это воскресение. Вопрос этот может быть выражен так: «в книгах Моисеевых не только нет никакого доказательства бессмертия душ, но, напротив, есть нечто такое, что совершенно противоречит учению о воскресении мертвых – именно закон ужичества. Если мертвые воскреснут (как учат фарисеи и учишь Ты, т. е. Христос), то жена, представленная нами – саддукеями в пример, должна по закону ужичества принадлежать или всем семи мужьям, или никому, что равно нелепо; но такого нелепого закона, каковым оказывается закон ужичества в отношении к бессмертию, Моисей, мудрейший и Боговдохновенный законодатель, не мог дать: следовательно, по учению Моисея, нет воскресения мертвых, и мы саддукеи, не принимая учения о бессмертии, совершенно правы (Иннок. архиеп. Херс.).

Лк.20:34. И отвещáв речé и́м Иисýс: сы́нове века сегó жéнятся и посягáют:

Лк.20:35. а сподóбльшиися век о́н улучи́ти и воскресéние, éже от мéртвых, ни жéнятся, ни посягáют:

Лк.20:36. ни умрéти бо ктомý мóгут: рáвни бо сýть áнгелом, и сы́нове сýть Бóжии, воскресéния сы́нове сýще.

Лк.20:37. А я́ко востаю́т мéртвии, и Моисéй сказá при купине, я́коже глагóлет Гóспода Бóга Авраáмля, и Бóга Исаáкова, и Бóга Иáковля.

Лк.20:38. Бóг же несть мéртвых, но живы́х: вси́ бо томý жи́ви сýть.

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

У еванг. Матфея и Марка тут прибавлено: этим ли вы приводитесь в заблуждение, не зная Писания, ни силы Божией? т. е. вы, не ведуще (не зная) Писания, полагаете, будто бы порядок вещей и в загробной жизни будет такой же, какой в настоящей земной, и там будут жениться и выходить замуж; тогда как в ветхозаветном Писании нигде не говорится о том, чтобы в воскресении продолжался именно такой же порядок. Саддукеи сами выдумали такое учение Господь и говорит им, что в загробной жизни, когда тела будут духовны, и когда не будет продолжения рода, установится совершенно другой порядок: сподобльшиися век он улучити (достигнуть того века) и воскресение, еже из мертвых, ни женятся, ни посягают (ни замуж не выходят), и пр. Вы не знаете, силы Божией, т. е. того, чтобы Бог, по Своему всемогуществу, не мог воскресить истлевшее и превратившееся в землю тело. Господь, обличая саддукеев в этом неведении, затем говорит, что в Писании есть прямое указание на действительность воскресения: А якоже востают (что воскреснут) мертвии и пр. Св. Златоуст так пишет, объясняя эти слова: «Бог не есть Бог несущих и совершенно уничтожившихся, которые уже никогда не воскреснут. Ибо не сказал о Себе: Я был, но сказал: Я есмь Бог сущих и живых. Как Адам, хотя и жив был в тот день, когда вкусил от древа, но тотчас после изречения суда Божия подвергся смерти; так и праотцы, хотя и умерли, но остались живыми по обетованию воскресения.» При сем св. Златоуст же замечает: «Господь смотрит не только на вопрос, но и на самые мысли вопрошающих. Когда вопрошают Его не с злым намерением, но по неведению, то Он в ответе Своем более сообщает, нежели сколько требовалось на вопрос; а когда одна злоба внушает вопросы, то не отвечает и на то, о чем спрашивают». «С другой стороны, пишет Иннокентий Херсонский, Господь вероятно видел возможность вывести некоторых саддукеев из их заблуждения; посему не удовольствовался одним опровержением возражения, а присовокупил с Своей стороны весьма убедительное доказательство бессмертия». Есть в Писании ветхого завета и другие ясные места относительно воскресения мертвых (напр. Дан. 12:2. Ис. 26:19); но Господь указывает только на одно из книги Моисея, так как саддукеи не принимали других священных книг, кроме Моисеевых (ст 27). У еванг. Марка тут прибавлено: и так вы весьма заблуждаетесь. Это – Господь еще повторяет, что Саддукеи впадают в весьма великое заблуждение, когда не понимают высокого богодухновенного учения Писания о бессмертии человека, хотя и считают себя глубокомысленными.

Лк.20:39. Отвещáвше же нецый от кни́жник рекóша: учи́телю, дóбре рéкл еси́.

На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

Нецыи (некоторые) от книжник и пр. Это значит, что, несмотря на то, что вместе с саддукеями, Господь посрамил и самих фарисеев, некоторые из сих последних, по своей ненависти к первым, вслух высказали свое удовольствие, что противная им секта потерпела посрамление (Сл. Матф. 22:34). У еванг. Матфея тут прибавлено: народ, слышав, как Господь посрамил фарисеев и саддукеев, дивился учению Его. А саддукеи, верно, как и фарисеи, оставили Христа и ушли, не уверовав в Него и не убедившись Его учением. Такова, скажем опять, злоба и упорство!

Вопрос Господа фарисеям о Мессии, чей Он Сын.

Этот вопрос, поставивший книжников в большое затруднение, находится и в Евангелиях Матфея (22:41–46) и Марка (12:35–37), и ев. Лука излагает его почти в одних и тех же словах, что и у них. Он дан был Господом фариееям и саддукеям после их вопросов Ему о дани Кесарю и воскресении мертвых и после того, как они, услышав поразительные ответы Господа, как замечает еванг. Лука, умолкли, – не смели спрашивать Его ни о чем (ст. 40). Св. Златоуст так говорит о причине, по которой Господь предложил фариееям вопрос о том, чей Мессия сын. Он, как сердцеведец, знал, что фарисеи предлагали ему вопросы с затаенною мыслию: не назовет ли Он Себя Сыном Божиим и Богом; тогда они обвинили бы Его в богохульстве. Как бы отвечая на эту тайную их мысль, Господь предложил им с Своей стороны вопрос, неприметным для них образом приводя их к тому, чтобы они не только Отца, но и Его признали Богом.

Лк.20:40. Ктомý же не смеяху егó вопроси́ти ничесóже. Речé же к ни́м:

Лк.20:41. кáко глагóлют Христá Сы́на Дави́дова бы́ти?

Лк.20:42. Сáм бо Дави́д глагóлет в кни́зе псалóмстей: речé Госпóдь Гóсподеви моемý: седи́ одеснýю менé,

Лк.20:43. дóндеже положý враги́ твоя́ поднóжие ногáма твои́ма.

Лк.20:44. Дави́д ýбо Гóспода егó нарицáет, и кáко Сы́н емý éсть?

И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:

кáк говорят, что Христос есть Сын Давидов,

а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Кого глаголют и пр. Иисус Христос предложил фариееям и саддукеям вопрос о происхождении Мессии для того, чтобы обличить несостоятельность их понятий о личном достоинстве Мессии. Фарисеи называли Христа сыном Давидовым сообразно обетованиям о Мессии, которые даны были царю Давиду и подтверждены впоследствии времени (2Цар. 7:14 и дал.); но не признавали в Нем божественного достоинства, они опускали это из внимания. Вы, книжники так думаете о Мессии, а между тем, – Сам Давид глаголет (говорит) в книзе Псаломстей, по Матфею, по вдохновению, а по Марку, Духом Святым и пр. следовательно, истинно, непреложно. Сказал (рече) Господь Господу Моему и пр.Слова эти взяты из 109 псалма, где изображены могущество и вечная слава Христа Спасителя мира. Сказал Господь т. е. Бог Отец (Иегова) Господу Моему, т. е. имеющему воплотиться ради спасения мира, Сыну Своему И. Христу. Седи одесную – по правую руку – Меня. Сидеть по правую руку царя означает благоволение царя к сидящему и могущество сидящего. (Чит. Матфея 20:21. 1Цар. 20:25. Псал. 109:1). Седи одесную Меня, т. е. разделяй со Мною царский престол, царствуй со Мною. Положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Эти слова указывают могущество Мессии, господство Его над всеми врагами и вместе над всем миром (Псал. 2:9. Евр. 10:13). Св. Златоуст замечает, что Господь произнес слова о поражении врагов Мессии для того, чтобы устрашить фарисеев – что если они не признают Его за истинного Мессию, то и им грозит участь врагов Мессии, о которой говорит пророк. Давид Господом называет Его и пр. Т. е. если Мессия должен быть только простым потомком Давида, как вы иудеи думаете, то как же Давид мог назвать Его своим Господом? Мог ли напр. Авраам назвать Исаака, Иакова или хотя того же Давида своим Господом? А если Мессия был Господом Давида, и если Он уже существовал тогда, когда Давид писал о Нем, то простой ли Он Его потомок, а не воплотившийся ли Сын Божий?

Еванг. Лука ничего не говорит о впечатлении, произведенном собственно на слушателей вопросом Господа, но Марк замечает, что множество народа слушало Его с услаждением. Тогда как начальники и руководители народа, первосвященники и книжники, или издевалис над учением Христа, которое Он проповедывал, или силились уловить Его на словах и погубить, простой народ чувствовал, что в учении Христовом преподается истина, и услаждался сим учением, хотя многого из оного не понимал. Народ видел, как Господь обнаружил невежество считавших себя учеными и многознающими, книжников и учителей, и потому возымел к Нему еще большую расположенность и уважение.

Зач. 103. Предостережение от фарисеев и о вдове с двумя лептами.

Читается в субботу 34-недели по Пятидесятнице.

Предостережение от фарисеев и книжников, любивших честь и корысть и отличавшихся лицемерием, изложено у еванг. Луки совершенно одинаково с Марком (12:38–40). Еванг. Матфей излагает (23 гл.) длинную речь Господа в обличение сих лиц, но Марк и Лука приводят очень немногое из этой речи. Еванг. Матфей привел речь Господа всецело потому, что он писал свое Евангелие для христиан из иудеев, и для них эта речь Христова была и понятна, и полезна, как характеризующая оставленных ими, их ложных духовных руководителей. Еванг. же Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, а Лука для одного лица, некоего Феофила, для которых речь Христова мало могла быть понятна и не могла иметь особенного значения.

Лк.20:45. Слы́шащым же всем лю́дем, речé ученикóм свои́м:

Лк.20:46. внемли́те себе от кни́жник, хотя́щих ходи́ти во одéждах, и лю́бящих целовáния на тóржищих и председáния на сóнмищих, и преждевозлежáния на вéчерях:

И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:

остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,

Фарисеи любили ходить в длинных одеждах, – отличая себя тем пред другими, т. е. для важности. У еванг. Матфея сказано: увеличивают воскрилия одежд своих. Воскрилия, это шнурки синего цвета, предназначенного для одежды священников. Моисей предписал, чтобы у каждого еврея к концам одежды был нашит синий шнурок для напоминания, что еврейский народ должен быть народом священным (Числ. 15:38 и дал. Втор. 22:12). Фарисеи же и эти шнурки, для тщеславия, увеличили очень много (чит. объясн. 5 ст. 23 гл. Матфея). Фарисеи любили целования на торжищах (приветствия в народных собраниях); председения на сонмищах (в синагогах), т. е. фарисеи любили сидеть в синагогах впереди, – на тех местах, кои находились близ кафедры и обыкновенно занимались старцами; председания на сонмищах (в синагогах). Преждевозлежания на вечерях (возлежания на пиршествах). Все это указывало, что фарисеи были очень тщеславны, везде отличали себя от других и искали почета и уважения себе, и во всем этом Господь обличал фарисеев и ранее (11:43. Там чит. объяснение указанных их тщеславных поступков).

Лк.20:47. и́же снедáют дóмы вдови́ц, и винóю далéче мóлятся: сии прии́мут ли́шше осуждéние.

которые поедают дóмы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Которые поедают (иже снедают) домы вдовиц. Посредством ложной набожности, напр., продолжительной молитвы, фарисеи достигали того, что становились распорядителями совести и имущества набожных женщин, вдов и вообще бедных людей, и заставляли их делать пожертвования в свою пользу, даже объявлять себя наследниками имущества, в предосуждение и с обидою истинных наследников. (Иннок.) Значит, фарисеи под предлогом благочестия обижали не только богатых, но и бедных людей. Лицемерно (виною далече) долго молятся. Фарисеи любили молиться на видных местах, – чтобы видели и хвалили их за это другие; они молились по долгу, – но лицемерно, тоже на показ другим, а не по влечению сердца (Чит. Матф. 6 гл. 5 ст.). Они (сии) примут тем большее (лишше), осуждение. «Если всякий, делающий зло, заслуживает наказание, говорит св. Златоуст, поясняя эти слова: то какому же жестокому наказанию подвергнутся фарисеи, принимающие на себя образ благочестия и злоупотребляющие его для прикрытия своих злых дел?»


Комментарии для сайта Cackle