протоиерей Иоанн Бухарев

Глава 8

Зач. 34-е. Благовествование Христово и жены – ученицы Его.

Читается во вторник 21-й недели по Пятидесятнице.

1. И бы́сть посéм, и тóй прохождáше сквозе грáды и вéси, проповедуя и благовествýя цáрствие Бóжие: и обанáдесяте с ни́м,

После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,

Быст по сем (после сего). Это было после вечери, устроенной для И. Христа у Симона фарисея (Чит. 7 гл. 36–50 ст.). Благовествуя Царствие Божие. Слово благовествовать состоит из слов: благая, добрая весть и значит возвещать радостное, спасительное. Царство Божие. (Чит. о нем 4:43.) Обанадесяте (двенадцать) с Ним, т. е. те двенадцать Апостолов, которых Иисус Христос недавно избрал из многих Своих учеников (6:12–16).

Лк.8:2. и жены́ некия, я́же бя́ху исцелены от духóв злы́х и недýг: Мариа нарицáемая Магдали́на, из нея́же бесóв сéдмь изы́де, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,

Жены некия (некоторые женщины) и пр. Некоторые из женщин, получив от Господа исцеление от разных своих болезней по вере в Него, сделались после того преданными Его ученицами, – следовали за Ним, подобно ученикам из мужей, слушая Его учение, и, как говорится далее (ст. 3), служили Ему имением своим, т. е. служили в обычных житейских нуждах, потому что Господь и общество Его Апостолов и учеников были бедны и потому нуждались и в пище, и в одеянии и т. п. Бяху исцелени (которых Он исцелил) от духов злых. О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. 4 гл. Мария Магдалина и пр. Она происходила из г. Магдалы, лежавшего на юго-западном берегу Галилейского озера, пониже Тивериады (38 ст. Матф. 15:39; 27:56. Мар. 16:9). После совершенного над нею Господом исцеления от беснования, она сделалась усерднейшею последовательницею Христовою, была первою между женами мироносицами, и первая удостоилась, явления Господа по воскресении Его из мертвых (Иоан. 21:14 и дал.).

Лк.8:3. и Иоáнна женá хузáня, пристáвника И́родова, и сусáнна, и и́ны мнóги, я́же служáху емý от имений свои́х. и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

Иоанна, жена Хузаня (Хузы) и пр. Полагают, что Хуза был тот царедворец, сына которого исцелил И. Христос, о чем повествует еванг. Иоанн (4:46 и дал.). Исцеление послужило причиной, что мать сделалась ревностнейшею последовательницею Господа. Она также была в числе мироносиц (24:10). Сусанна. Кто была эта последовательница Господа, неизвестно: о ней еще нигде не упоминается в Евангелии. Ины многи (многие другие). Следовательно, у Господа было много и последовательниц, учениц. О сих последовательницах Христовых известно, что они так были преданы Господу, что не теряли твердости духа и тогда, когда во время Его осуждения и страданий ученики Его в страхе разбежались.

Зач. 35. Учение Христово о царствии Божием в притчах. Притча о сеятеле и семени.

Читается в 21-ю неделю по Пятидесятнице.

Притча о сеятеле и семени есть и у евангелистов Матфея (13:3–23) и Марка (4:3–20), и изложена у всех троих почти в одних и тех же словах; только причина учения народа притчами у еванг. Луки представлена короче, чем у Матфея (ст. 10–17), но более сходно с Марком (ст. 11–12).

Лк.8:4. Разумевáющу же нарóду мнóгу, и от всех градóв грядýщым к немý, речé при́тчу:

Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:

Из сличения с повествованием еванг. Матфея (13:1–2) оказывается, что это было на берегу Галилейского моря, иначе Тивериадского или Геннисаретского озера, и здесь собралось к Господу столько народа, что Он сел в лодку и, отплыв немного от берега, начал учить притчами. (О море или озере чит. в объясн. 31 ст. 4 гл.). Рече притчу (начал говорить притчею). Что такое притчи, которыми, как говорится здесь, Иисус Христос учил народ мног? Притча, это – речь не собственная, а выраженная в каких-либо образах или предложенная иносказательно, т. е. где говорится об одном, большею частию обыденном, житейском, а нужно понимать о другом, духовном. Притча – не то, что басня, где допускается много и неправдоподобного, напр, разговор животных, растений. Притча, это – род загадки. Приточная речь употребляется для того, чтобы нагляднее объяснить какой-либо нравственный или духовный предмет. Притчи употреблялись и древними пророками; а во времена И. Христа они были в особенно большом употреблении, и Иисус Христос часто учил притчами, как видим в Евангелии. Учил так, потому что учение, предложенное в притчах, и понятнее, и занимательнее – понятно и для детей, занимательно для людей всякого возраста, пола и состояния. «Господь говорил притчами, пишет св. Златоуст, для того, чтобы сделать слова Свои выразительными, облечь истину в живой образ, глубже напечатлеть ее в памяти и как бы представить глазам.» Притча действует. не на один ум, но и на сердце и воображение слушателя, и потому истина, в ней предлагаемая, легче удерживается в памяти. Притчи Христовы отличаются от всех других необыкновенною простотою, ясностию, чистотою и важностию. Содержание их по большей части заимствовано от предметов, занятий и обстоятельств обыденной жизни, что и делает их понятными для всех. Притчи относятся к Нему Самому, как Спасителю мира, к Его жизни и учению, царству или Церкви и указывают на отношение к Нему людей разного рода (Мих.). Касательно объяснения притчей, св. Златоуст замечает следующее: «в притче не нужно все объяснять по буквальному смыслу; но узнав цель, для которой она сказана, обращать сие в свою пользу, и более ничего не испытывать» (Толк, на Матф. 1 ст. 20 гл.), т. е. не всякую частную черту образа или подобия в притче непременно должно объяснять, потому что не всякая частная черта в ней имеет таинственное значение. Это мы и увидим при объяснении самых притчей.

Лк.8:5. изы́де сеяй сеяти семене своегó: и егдá сеяше, óво падé при пути́, и попрáно бы́сть, и пти́цы небéсныя позобáша é:

Лк.8:6. а другóе падé на кáмени, и прозя́б ýсше, Занé не имеяше влáги:

Лк.8:7. и другóе падé посреде тéрния, и возрастé тéрние, и подави́ é:

вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

Изыде сеяй сеяти семене своего (вышел сеятель сеять семя свое). Притча о сеятеле и семени – первая притча Христова: образ в ней заимствован от известного всем действия – сеяние семени в поле. Ею изображается проповедание или учение других. Это действие имеет большое сходство с сеянием: 1) как сеятель бросает семя на землю, так проповедник или учитель влагает слово в слух и сердце слушателей; 2) как из семени произрастают растения и плоды, так и от учения происходят в жизни слушателей добрые дела; 3) семя произрастает различно, – хорошо на хорошо приготовленной, худо на худо приготовленной земле; так и учение действует различно: иные слушают и исполняют учение; а иные и слушают, но не принимают, или и принимают, но не исполняют учение. В притче о сеятеле, Господь показал, как трудно устроение царства Христова или церкви Божией среди испорченных грехом людей. Паде при пути (упало при дороге) и пр. т. е. около той дороги, которая идет чрез поле и на которой, как на месте твердом, невозделанном, семя лежало на поверхности и потому легко могло быть поклевано птицами и потоптано прохожими. На к имени, т. е. на места каменистая, где немного было земли, т. е. где лежал только тонкий слой земли на каменистом месте, и потому нельзя было корню углубиться, и от солнца ростки скоро погорели, засохли; почему у еванг. Матфея и Марка здесь прибавлено: когда взошло солнце, семя увяло, и, как не имело корня, засохло. В терние. Под словом терние разумеется сорная трава, которая обыкновенно очень скоро растет и потому заглушает хорошие растения, напр, пшеницу. Можно разуметь и дерево терн, потому что на востоке поля часто разделяются терновою изгородью, и семя, попавшее в землю близ терна, легко может быть заглушено им: терн, разросшись, лишает ростки семени воздуха и света, а корнями своими поглощает все соки в почве.

Лк.8:8. другóе же падé на земли́ блáзе, и прозя́б сотвори́ плóд стори́цею. Сия́ глагóля, возгласи́: имеяй ýшы слы́шати, да слы́шит.

а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

На земле блазе – на добрую, т. е. хорошую, хорошо удобренную – землю. У еванг. Матф. и Марка сказано, что на хорошей земле семя принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Это, конечно, зависит от того, как приготовлена и удобрена почва под посев. Имеяй (кто имеет) уши слышати, да слышит. Это – слова, которые нередко присоединял к Своему учению И. Христос. Они указывали на то, чтобы слушающие особенно обратили свое внимание на известное учение. (См. Матф. 13:8; 11:15) Значат они и то: кто желает познать истину, кто не заглушает в себе голоса совести, тот пусть вдумается в смысл сказанного и приложит его к самому себе (Тр. Лист.).

Лк.8:9. Вопрошáху же егó ученицы́ егó, глагóлюще: чтó éсть при́тча сия́?

Лк.8:10. О́н же речé: вáм éсть данó ведати тáйны цáрствия Бóжия, прóчым же в при́тчах, да ви́дяще не ви́дят и слы́шаще не разумеют.

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

После произнесения притчи о сеятеле, еще прежде объяснения ее, Иисус Христос разъясняет ученикам, вследствие их вопроса, что есть (значила бы) притча сия, а по еванг. Матфею, почто (для чего) Он говорит им притчами? Вам дано есть, говорит Господь Апостолам, ведати (знать) тайны царствия Божия, по Матфею, небесного, прочим же (т. е. народу) в притчах. (О царствии сем чит. в объясн. 1 ст.). Тайны царствия Божия или небесного, это – истины относительно царства Христова, – истины совершенно непостижимые для ума человеческого, или и постижимые, но только сокрытые от других и известные не всем, таковы: тайна св. Троицы, тайна воплощения Сына Божия, тайна крестной смерти Спасителя и распространения Евангелия по всему миру. Апостолам, как ближайшим ученикам Христовым, дано было от Бога, чрез просвещение их ума, знание этих тайн прямо, без объяснения их притчами, хотя пока и несовершенное знание, до сошествия на них Духа Святого. Народу же не дано это прямое знание таин Христовых, не дано не потому, что Бог не хотел этого, но потому, что народ сам не способен был принимать эти тайны (как это далее и объясняет Господь); неспособен же потому, что нравственно неразвит и по этой причине, его мысли о царствии Мессии были грубы: так он думал, что это царство будет подобное земным царствам. Апостолам дано знать тайны царства Христова потому, что они сами предназначались быть проповедниками этих таин. Выражение видя не видеть и слыша не слышать значит не понимать того, что говорится или делается, и еще перетолковывать то по-своему. Так многие из евреев не понимали учения и дел Христовых, хотя видели и слышали их; и при этом еще перетолковывали, говоря, напр., что Он изгоняет бесов силою князя бесовского (Матф. 9:34), и что Он не от Бога (Иоан. 9:16). У еванг. Матфея тут прибавлено: И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите, и не уразумеете, и глазами смотреть будете, и не увидите: ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышать, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем. и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ваши же блаженны очи, что видят, уши ваши, что слышат. Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Исаии гл. 6, ст. 9 и 10). Слова эти сказаны были пророком его современникам. 600 лет протекло со времен пророка, но иудеи оставались и во времена Христовы и апостольские такими же, какими были тогда: сердце их было грубо (отолсте); были они глухи к слышанию Божественной истины (ушима тяжко слышать), и закрывали очи ума своего (очи свои смежиша), чтобы не видеть необыкновенных дел или чудес Христовых. Разумеются очи и уши, т. е. зрение и слух, не чувственные, а духовные, умственные. И (да не) обратятся, и исцелю (чтобы Я исцелил) их, т. е. хотя евреи и очень закоснели во зле и по собственной воле не веруют во Христа; но если покаются – то будут спасены Им. Блаженны вы, потому что вы – не то, что прочие иудеи, – всем сердцем своим желаете познать истину, веруете в Меня, потому и понимаете, что видите и слышите от Меня. Мнози пророцы и праведницы вожделеша (желали) видети, яже (что вы) видите, и не видеша (не видели) и пр., т. е. видеть Мое явление, чудеса, слышать Мое учение: потому что пророки и ветхозаветные праведники жили верою в грядущего Мессию, видели Его в видениях и под разными образами, а Апостолы видели И. Христа лицем к лицу и слышали Его учение изустно, и лучше понимали все божественные тайны.

Лк.8:11. Е́сть же сия́ при́тча: семя éсть слóво Бóжие:

Лк.8:12. а и́же при пути́, сýть слы́шащии, потóм же прихóдит диáвол и взéмлет слóво от сéрдца и́х, да не веровавше спасýтся:

Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потóм приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

Одно (иное) семя падает при дороге (пути) (ст. 5). Это семя изображает собою людей, которые слышат слово Божие, по Матфею, слово царствия, или, лучше, учение о царствии, т. е. о царствии Христовом, или христианской церкви на земле, и блаженстве на небе (чит. о царствии в объясн. 1 ст.), и, по Матфею, не разумеют, т. е. по причине закоснения в грехе, не понимают или не принимают учения сего. У таких людей слово Божие лежит как бы на поверхности ума и сердца, подобно семени, упавшему на дорогу, не проникает в их сердце, подобно как семя на дороге не пускает корней вглубь земли; злой же дух этим пользуется – приходит и, подобно птице, похищающей семя с дороги, уносить слово Божие из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. Таким образом для таких людей учение Христово остается совершенно бесполезным и бесплодным.

Лк.8:13. а и́же на кáмени, и́же егдá услы́шат, с рáдостию приéмлют слóво: и Сии́ кóрене не и́мут, и́же во врéмя веруют, и во врéмя напáсти отпадáют:

а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

Другое (иное) семя падает на камень, т. е. на каменистых местах (ст. 6). Это семя означает людей, которые с радостию принимают слово, им нравится проповедуемое учение, им желательно получить спасение, и они слушают его с удовольствием, но не имеют в себе корня, т. е. слово не глубоко проникает в их сердце, подобно семени, упавшему на каменистое место, не овладевает их сердцем, и потому они оказываются непостоянными: временем веруют, т. е. исполняют слово Божие в спокойное время, но лишь явится искушение, по Матфею, скорбь или гонение за слово, отпадают, по Матфею, соблазняются, т. е. изменяют своей вере и закону – они падают подобно тому, как вянет и сохнет трава без глубокого корня, палимая солнечными лучами; их вера, как не укоренившаяся в сердце, слаба для того, чтобы переносить гонение и одолеть искушение. Таковыми были отрекавшиеся от христианской веры во времена гонений. Таковы слабые волей и из нас, христиан, которые легко впадают в грехи при искушении.

Лк.8:14. а éже в тéрнии пáдшее, сии сýть слы́шавшии, и от печáли и богáтства и сластьми́ житéйскими ходя́ще подавля́ются, и не совершáют плодá:

а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

Третье (иное) семя падает в терние, т. е. в сорную траву (ст. 7). Это семя означает таких людей, у которых, подобно, как пшеница заглушается сорною травою, (подавляется) заглушается слово Божие заботами (от печали), по Матфею, века сего, обольщениями (от лести), богатством и наслаждениями (сластьми) житейскими, т. е. заботами о временных нуждах и благах и особенно оболыцением богатством и другими удовольствиями поглощаются все внимание и время у этих людей, и не приходится им, как следует, заботиться о душе. Св. Златоуст замечает: «Христос не сказал: век, но забота века, не сказал: богатство, но лесть богатства. Итак будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю, ибо можно и богатство иметь, и не обольщаться им, и в веке сем жить, и не подавляться заботами.» Почему Господь не сказал о других пороках, напр, о плотском вожделении, о тщеславии? вопрошает св. же Златоуст и отвечает: «сказав: печаль века сего и лесть богатства, Он все сказал, потому что тщеславие и все другое есть дело века сего и лесть богатства.

Лк.8:15. а и́же на дóбрей земли́, сии сýть, и́же дóбрым сéрдцем и благи́м слы́шавше слóво, держáт и плóд творя́т в терпении. Сия́ глагóля, возгласи́: имеяй ýшы слы́шати да слы́шит.

а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Четвертое (иное) семя падает на доброй земле и приносит плод (ст. 8). Это семя означает таких людей, которые всем своим добрым сердцем принимают слово, чистое сердце их открыто для действия слова, как хорошая земля для дождя и лучей солнца; слово пускает в нем глубокие корни, эти люди постоянно заняты мыслию о своем спасении, борются с искушениями и таким образом у них слово приносит плоды веры, добрых дел и спасения души. По Матфею, приносит плод во сто, шестьдесят и тридцать крат, т. е. различные плоды, в одних больше, в других меньше. Это зависит не от природы людей, а от их воли, и значит, что человеколюбивый Господь требует не одинаковой степени добродетели, награждает за всякую (Злат.).

Зач. З6-е. Приточные изречения: о свече, о тайном и явном, об оскудении и приумножении. Матерь и братья Христовы.

Читается в субботу 23-й недели по Пятидесятнице.

Указанные приточные изречения Христовы имеются и изложены одинаково и в Евангелиях Матфея (5:15 и 10:26) и Марка (4:21–25), с тем только различием, что у еванг. Матфея первые два изречения поставлены в других местах. Нет никакого сомнения, что Господь повторял некоторые Свои изречения (ср. Матф. 13:12 и 25:29) при разных случаях, чтобы лучше могли усвоить их ученики и слушатели Его, и евангелисты приводят их в том или другом месте, по своему усмотрению (Мих.).

Лк.8:16. Никтóже [ýбо] свети́лника вжéг, покрывáет егó сосýдом, или́ под óдр подлагáет: но на свещник возлагáет, да входя́щии ви́дят свет.

Лк.8:17. Несть бо тáйно, éже не я́влено бýдет: нижé утаéно, éже не познáется и в явлéние прии́дет.

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

Ибо нет ничего тайного, чтó не сделалось бы явным, ни сокровенного, чтó не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

Эти изречения Христовы имеют следующий смысл: тайны веры, или царствия Божия, сообщаемые И. Христом, напр., в притчах или прямо, не будут оставаться тайнами навсегда, вечно, но должны со временем открыться, чтобы они светили всем, подобно свече. Апостолы, приняв эти тайны от Христа, сами будут распространять их по всей вселенной. В этих же словах Господь указывает Апостолам и причину, почему Он учит народ в притчах – потому, что народ еще не способен принять и понять принесенные и возвещаемые Им истины, со временем же, когда народ сделается способнее к сему, эти истины будут предлагаться Им или Апостолами прямо, без покрова притчи (См. Мар. 4:11 и 12 ст.).

Лк.8:18. Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáстся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́тся имея, вóзмется от негó.

Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и тó, чтó он думает иметь.

Иже имать и пр. Эти слова были поговоркою у евреев, которая взята с того, что богатый, трудясь, более и более богатеет, а бедный при лености теряет и последнее. Смысл их по отношению к Апостолам и народу следующий: Апостолы, с дарованным им от Бога познанием таин царствия небесного и с собственным старанием узнавать их более и более, могут понимать эти тайны полнее и совершеннее; народ же, не имея этого старания, без помощи притчей, потерял бы и то скудное знание, какое имел. Еще эти слова значат, что за усердие Бог дает и умножает благодатные дары, а за нерадение лишает их. Так бывает и среди нас: кто не желает слушать, тому перестают и говорить, а кто охотно слушает, тому сообщают еще большее. (Злат, и Мих.).

Лк.8:19. Приидóша же к немý Мáти и брáтия егó, и не можáху беседовати к немý нарóда рáди.

Лк.8:20. И возвести́ша емý, глагóлюще: Мáти твоя́ и брáтия твоя́ вне стоя́т, ви́дети тя́ хотя́ще.

И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

О пришествии к И. Христу Пресвятой Его Матери и братьев повествуется и у евангелистов Матфея (12:46–50) и Марка (3:31–35), но у еванг. Луки повествуется о сем короче их и совершенно согласно с ними. Братья Его (И. X.). Братьями И. Христа, а также и сестрами Его называются дети Иосифа, которому обручена была Матерь Божия, от умершей жены его (Григ. Дв.. Кир. Алекс, и др.). Иные же толкователи называют так детей Клеопы, брата Иосифа, обручника Богоматери, и Марии, двоюродной сестры Богородицы. (Феодор. и Авг.) Что побудило Матерь Божию и братьев Его придти к Нему в Капернаум (это было в Капернауме), где Он теперь был, из Назарета, где они жили? Митрополит Филарет так говорит об этом: «они предприняли путешествие по доброму побуждению, потому что почитали Его находящимся в опасности, так как враги Его оглашали Его то неистовым – вышедшим из Себя, то действующим чрез князя бесовского, и умышляли погубить Его. (Мар. 3:21–22).

Лк.8:21. О́н же отвещáв речé к ни́м: мáти моя́ и брáтия моя́ сии сýть, слы́шащии слóво Бóжие, и творя́щии é.

Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

В словах Христовых нельзя видеть того, чтобы Он отказывался от родства Своего с Пресвятою Богородицею и названными братьями Своими: потому что известно, что Он всегда питал нежное сыновнее чувство к Своей Матери – уже вися на кресте, позаботился о Ней, поручив Ее возлюбленному Своему ученику Иоанну Богослову (Иоан. 19:25–27.). Но тут Господь говорит, что духовная связь теснее, чем плотская, и что тесное отношение к Нему зависит не от плотских, но от духовно-нравственных связей. Подобное сказал Господь, когда из слушающих Его учение, женщина прославила Богородицу, воскликнув: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие, -сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Луки 11:27–28). Кроме того, тут Господь на Самом Себе показал, как должно исполнять высказанное Им учение: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня (Мат. 10:37) и т. п., т. е. – что любовь к родителям должно приносить в жертву любви Богу. «Если бы в указанном случае Господь покорился воле своих сродников, замечает митрополит Филарет, то был бы нанесен вред делу Божию не только потому, что безвременно прервалась бы Его проповедь, но и потому, что враги Его, как доказательство клеветы, употребили бы взятие Его сродниками, как будто имеющего нужду в их попечении».

Зач. 37-е. Укрощение бури И. Христом.

Читается в 23-ю неделю по Пятидесятнице.

Сказание об этом чуде есть в Евангелиях и Матфея (8:23–27) и Марка (4:37–4). Еванг. Лука повествует совершенно согласно с еванг. Марком, но оба они – несколько отлично от Матфея: по Матфею, Господь упрекает за маловерие прежде совершения чуда, а по Марку и Луке, после; по Матфею, изумлялись чуду люди, плывшие с учениками, по сказаниям же Марка и Луки – сами ученики. Но относительно первого, по-видимому, разноречию, нужно сказать следующее. Упрек мог быть сделан Господом и помещен повествователем и прежде, и после, это все равно; относительно же второго обстоятельства должно сказать, что удивление по случаю совершения чуда несомненно выражали и Апостолы, и плывшие с ними, но один евангелист поставляет на вид более последних, а другой – первых (Мих.).

Лк.8:22. И бы́сть во еди́н от дний, тóй влезе в корáбль и ученицы́ егó: и речé к ни́м: прéйдем на о́н пóл éзера. И поидóша.

В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

Прейдем на он пол (переправимся на ту сторопу) езера, т. е. Галилейского или Геннисаретского озера-моря, где из лодки Христос учил народ (Мар. 4:1. О море чит. в объясн. 1 ст. 5 гл.) – с западной стороны на восточную. У еванг. Марка тут сказано: с Ним (И. X.) были и другие лодки. Народ, увлеченный учением Христовым, не хотел расстаться с Ним, и потому отправился на лодках вслед за Ним, чтобы продолжать слушать Его учение и видеть поразительные Его дела.

Лк.8:23. Идýщым же и́м, ýспе. И сни́де бýря ветреная в éзеро, и скончавáхуся, и в беде беху.

Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

Так как Галилейское озеро окружено горами, то при появлении ветра, быстро, часто внезапно, происходили тут сильные бури: ветер, вырываясь из-за гор, производил их. Бури эти были опасны для пловцов. И скончавахуся (заливало их, т. е. плывших, волнами). Рыболовные лодки, в которых плыли, были, конечно, не велики, потому волны заливали их. У еванг. Марка тут сказано, что Иисус Христос спал на корме на возглавии. Спал и потому, что утомился, уча народ, и потому, что был уже вечер, быть может, и самая ночь. Своим примером Господь показывал, что и во время опасности можно быть совершенно спокойным, когда совесть мирна и чиста. С другой стороны чудом укрощения бури Господь хотел показать, как мы бессильны сами по себе, и как сильны, когда при нас благодать Божия! Хотел показать, что Он всегда готов остановить волны, воздымаемые против нас, – и не попустить нам искуситися паче, нежели можем (Сборн. Барс.).

Лк.8:24. И пристýпльше воздвигóша егó, глагóлюще: настáвниче, настáвниче, погибáем. О́н же востáв запрети́ ветру и волнéнию вóдному: и улегóста, и бы́сть тишинá.

Лк.8:25. Речé же и́м: где éсть вера вáша? Убоя́вшеся же чуди́шася, глагóлюще дрýг ко дрýгу: ктó ýбо сéй éсть, я́ко и ветром повелевáет и воде, и послýшают егó?

И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Запрети ветру и пр. По еванг. Марку, сказал: молчи, престани, т. е. утихни. Это может сказать только Всемогущий Господь, Которому вся покорна суть. Потому-то тотчас же ветер и волнение перестали, и сделалас тишина. Где есть вера ваша? У еванг. Матфея и Марка прибавлено: что вы так боязливы, т. е. зачем же вы забыли, что с вами Сын Божий и что с Ним вы всюду безопасны? Убоявшеся же и чудишася. У еванг. Марка сказано: убоялись страхом великим, а у Матфея, удивлялись. Буря, ночь, опасность великая, страх за жизнь, и – вдруг тишина и безопасность по одному слову Господа; посему понятны тут и страх, и удивление. Глаголюще друг ко другу и пр. У еванг. Матфея сказано так: люди, удивляясь, говорили: кто это и пр.? Люди, т. е. те, которые плыли за И. Христом в других лодках. Они не знали, что Он был ожидаемый Мессия, Христос, они видели в Нем обыкновенного человека, потому так и вопрошали.

Зач. 38-е. О пребывании И. Христа в стране Гадаринской и исцелении там бесноватого.

Читается в 23-ю неделю по Пятидесятнице.

Об этом событии повествуется и у еванг. Матфея (8:28–34) и Марка (5:1–20); только у первого излагается оно короче, а у Марка и Луки почти в одних и тех же словах.

Лк.8:26. И преидóша во странý гадари́нску, я́же éсть об о́н пóл Галилéи.

Лк.8:27. Изшéдшу же емý на зéмлю, срете егó мýж некий от грáда, и́же имя́ше бесы от лет мнóгих, и в ри́зу не облачáшеся, и во хрáме не живя́ше, но во гробех.

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

В страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи (яже есть об он пол Галилеи). (О Галилее чит. 1 ст. 3 гл.) Так названа местность, где лежал город Гадара (Лук. 8:26.) У еванг. Матфея названа она Гергесинскою от г. Гергесса или Гераза, лежавшего недалеко от Гадары. Из этого мы ясно видим, что евангелисты при написании Евангелий не входили в предварительные соглашения между собою, иначе они называли бы здесь один и тот же город. Так равно и другие, – заметим кстати, – встречающиеся, по-видимому, противоречия в Св. писании свидетельствуют не против, а за божественное вдохновение свящ. писателей. «Садясь в лодку, чтобы переплыть на другую сторону озера, пишет епископ Феофан по поводу чуда укрощения бури И. Христом, думали-ль Апостолы, что встретят бурю и подвергнут жизнь свою опасности? Так не знаешь, как и откуда налетит беда на нас. То воздух, то вода, то огонь, то зверь, то человек, то птица, то дом, словом, все окружающее вдруг может превратиться в орудие нашей смерти. Отсюда закон: живи так, чтобы каждую минуту быть готовым встретиться со смертию и небоязненно вступить в ее область. Непамятование о сем не отдалит определенного часа, и намеренное изгнание из мысли этого решительного переворота не умалит значения того, что будет с нами после. Предай жизнь свою и все в руце Божии...» На берег, т. е. моря Галилейского, иначе Тивериадского или Геннисаретского озера (чит. о море в объяснении 1 ст. 5 гл.). У евангел. Матфея говорится об исцелении двух бесноватых, а св. Лука и Марк говорят об одном; является, по-видимому, разноречие. Но тут нет разноречия, потому что, говоря об исцелении одного, Марк и Лука не исключают и другого. Предполагают (напр. бл. Августин), что собственно исцеленных бесноватых было два, но что один из них был особенно известен, может быть, житель города Гадары, и очень страшен, и поэтому исцеление его произвело сильное впечатление и прославило И. Христа; тогда как другой был неизвестен и не так страшен, и потому исцеление его, при том первом, не обратило на себя особенного внимания. Подобное повествование встречается у евангелистов относительно двух, распятых со Христом, разбойников: Матфей и Марк вообще говорят, что оба разбойника поносили Христа. (Матф. 27:44. Мар. 15:32); Лука же определеннее говорит, что только один из них ругался над Спасителем (23:39–43). Муж, иже имяше бесы (человек, одержимый бесами). О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. 4 гл. И во храме не живяше, но во гробех (живший не в доме, а в гробах). Так как Палестина, где жил И. Христос, страна каменистая и гористая, то в ней было много пещер, вырытых в холмах и пригорках, или высеченных в скалах; иные из этих пещер были обширны. Пещеры служили для употребления разного рода. В них загоняли скот в ненастную погоду, – в такой из пещер родился Господь. Большая же часть пещер служила гробницами для умерших, почему они и названы здесь гробами. В такие пещеры удалялись люди, которым тяжело было жить в обществе других, каковы сумасшедшие и бесноватые; им нравились сии убежища по самой своей мрачности, которая соответствовала их характеру или мрачному душевному настроению. В пещерах также находили себе убежище воры и разбойники.

Лк.8:28. Узрев же Иисýса и возопи́в, припадé к немý, и глáсом вéлиим речé: чтó мне и тебе, Иисýсе Сы́не Бóга вы́шняго? молю́ся ти́, не мýчи менé.

Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: чтó Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

Пал пред Ним (припаде к Нему), И. Христом. Это – выражение покорности самого беса Господу, ибо, как пишет ап. Иаков, и бесы веруют, и трепещут (2:19). Что мне и тебе (что Тебе до меня), Иисусе, Сыне Бога Вышняго Молюся Ти (умоляю Тебя), не мучи мене. Бесы узнают в И. Христе Мессию, Сына Божия и считают Его своим повелителем и врагом (ст. 31), потому что знают, что Он пришел разрушить дела их. Св. Златоуст замечает при этом: «И вот тогда, когда люди почитали И. Христа за человека, бесы пришли исповедать Его Божество.» У еванг. Матфея бес говорил Иисусу: Ты пришел сюда прежде времени мучить нас (8:29). Прежде времени, т. е. прежде страшного, всеобщего суда (Матф. 25:41). Мучить бесов, т. е. преследовать, изгонять и ввергать их в ад на мучения (Луки 16:23. Апок. 14:10). Свящ. писание учит, что до времени страшного суда злым духам попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения, и злые люди также вместе с ними (2Петр. 2:4. Иуд. 6). Бесы знают это, и потому как бы жалуются, что Иисус Христос преждевременно пришел мучить их, и при этом просят не мучить их таким образом. Блаж. Феофилакт толкует, что мучением для себя бесы называют непозволение им мучить людей, так как мучить, по их злой природе, составляет для них удовольствие; и также – повеление идти в ад, так как они думали, что И. Христос, не стерпя чрезмерной их злобы, не станет отлагать времени наказания их. (Мих.)

Лк.8:29. Повеле бо дýхови нечи́стому изы́ти от человека: от мнóгих бо лет восхищáше егó: и вя́заху егó ýзы [железны] и пýты, стрегýще егó: и растерзáя ýзы, гони́м бывáше бесом сквозе пусты́ни.

Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Вязаху (связывали) его и пр. Евангел. Матфей (8:28) повествует, что бесноватый был очень свиреп, так что никто не мог проходить путем, лежавшим близ его жилища. Посему для того, чтобы укротить его бешеное буйство и лишить его возможности вредить другим, а также и себе, потому что он сам бился о камень (Марк. 5 гл. ст. 5), многократно сковывали его оковами и цепями. И растерзал (разрывал) узы и пр., т. е. всякие попытки укротить бешеное буйство бесноватого оказывались тщетными: силою злого духа он рвал с себя цепи и разбивал оковы. Как одичавший и очень свирепый, и потому опасный для людей, бесноватый удален был из селений и жил в местах мрачных и пустынных – в горах и погребальных пещерах (ст. 27). Так дух нечистый мучил несчастного.

Лк.8:30. Вопроси́ же егó Иисýс, глагóля: чтó ти́ éсть и́мя? О́н же речé: легеóн: я́ко беси мнóзи внидóша вóнь.

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него.

Что ти есть (как тебе) имя Господь спрашивает бесноватого об его имени, но отвечает его языком дух нечистый и говорит о самом себе. Легеон собственно означает часть римского войска (дивизию), в количестве около 6,000 человек; вообще же означает множество, как это и видно из дальнейших слов бесноватого: нас много.

Лк.8:31. И моля́ху егó, да не повели́т и́м в бéздну ити́.

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

Во бездну, т.е. в ад. У еванг. Марка бесы просят, чтобы Господь не высылал их вон из страны Гадаринской (5:10). Чем же так нравилось бесам находиться в стране Гадаринской? Тут жили евреи и язычники вместе и как те, так и другие отличались дурными нравами. (Мих.)

Лк.8:32. Бе же тý стáдо свинéй мнóго пасóмо в горе: и моля́ху егó, да повели́т и́м в ты́ вни́ти. И повеле и́м.

Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

Иудеям запрещено было есть мясо свиней, как нечистых животных, равно и иметь их. Поэтому можно думать, что это стадо принадлежало не иудеям, а язычникам, жившим тут в одном городе с иудеями, или и иудеям, но которые, вопреки закону своему, держали свиней, хотя и не для самих себя, а для продажи язычникам. Да повелит им во ты внити (чтобы позволил им войти в них). Просятся бесы в стадо свиное, толкует блаж. Феофилакт, для того, чтобы погублением свиней огорчить хозяев их, и чрез то возбудить против И. Христа. Так сначала и случилось (37 ст.). Но впоследствии уступка Христова бесам послужила к лучшему; потому что, как видим далее (ст. 38, 39), Иисус Христос повелел самому исцеленному рассказывать о своем исцелении, и затем, когда снова пришел в землю Гадаринскую, то жители сей земли приняли Его с радостию и уверовали в Него (ст. 40). Между тем лишением гадаринцев свиней Господь вразумлял, что люди нередко из-за привязанности к земному нерадят о душе. Наконец, обстоятельством погубления свиней бесами Господь поучал саддукеев (особую секту у евреев), которые не верили в бытие злых духов (о саддукеях чит. в объясн. 18 ст. 12 гл.), что они заблуждаются: бесы существуют, они в настоящем случае заставили свиней броситься в море.

Лк.8:33. Изшéдше же беси от человека, внидóша во свиния́: и устреми́ся стáдо по брéгу в éзеро, и истопé.

Лк.8:34. Ви́девше же пасýщии бы́вшее, бежáша, и возвести́ша во грáде и в сéлех.

Лк.8:35. Изыдóша же ви́дети бы́вшее: и приидóша ко Иисýсови и обретóша человека седя́ща, из негóже беси изыдóша, оболчéна и смы́сляща, при ногý Иисýсову: и убоя́шася.

Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

Обретоша (нашли) человека седяща, из негоже беси изыдоша (из которого вышли бесы), оболчена и смысляща (одетого и в здравом уме,) и пр. Вероятно, бесноватый, рвавший на себе цепи и оковы, рвал и одежду и, как безумный, ходил нагим. И убояшася (ужаснулись). Страх этот происходил от сознания своей беззаконной жизни, так как вообще глубоко нравственно падшие чувствуют страх пред всяким проявлением святого (Мих.); с другой стороны, гадаринцы боялись, чтобы Иисус Христос не наказал их и еще чем; или они так привязаны были к своим стяжаниям, что не хотели, чтобы лишивший их части стяжаний оставался с ними (Мих.). Таким образом укрощением бури (22–25) Иисус Христос показал Свою Божественную власть над видимою природою, а изгнанием бесов из бесноватого явил эту власть над невидимою силою злых духов. – «Не бывает ли с нами, поучает один из пастырей, того, что мы, подобно жителям Гадаринской страны, из-за привязанности к земному, телесному, жертвуем духовным, небесным, напр., из-за сбережения денег не подаем нищим, не помогаем нуждающимся? Из желания наживы, многие из нас работают, торгуют в праздники, не сходя даже в церковь помолиться; обманывают по торговле и ремеслу; из-за дороговизны некоторой постной пищи, едят в посты более дешевую, скоромную?»!..

Лк.8:36. Возвести́ша же и́м ви́девшии, кáко спасéся бесновáвыйся.

Лк.8:37. И моли́ егó вéсь нарóд страны́ гадари́нския отити́ от ни́х, я́ко стрáхом вéлиим одержи́ми беху. О́н же влез в корáбль, возврати́ся.

Лк.8:38. Моля́шеся же емý мýж, из негóже изыдóша беси, да бы́ с ни́м бы́л. Отпусти́ же егó Иисýс, глагóля:

Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

Дабы был с Ним. Несомненно, чувство благодарности побуждало исцеленного просить И. Христа, чтобы послужить Ему в чем-либо. Могло быть и то, что исцеленный боялся, чтобы снова не вошли в него нечистые духи и не начали опять мучить его (Зигаб.).

Лк.8:39. возврати́ся в дóм твóй и поведай, ели́ка ти́ сотвори́ Бóг. И и́де, по всемý грáду проповедая, ели́ка сотвори́ емý Иисýс.

возвратись в дом твой и расскажи, чтó сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Возвратися в дом твой, т. е. к своим родным и знакомым, и поведай, елика ти (расскажи, что тебе) сотвори Бог: так Господь исцеленному повелевает потому, что он мог расположить многих в своей полуязыческой стране к вере в Него своим рассказом об исцелении. Сотворил Бог. Иисус Христос не говорит, что Он Сам, как Сын Божий, Своею Божескою силою сотворил чудо, по всей вероятности потому, что для жителей той страны – полуязычников еще невместимо было учение о Нем, как об истинном Сыне Божием. У еванг. Марка здесь присоединено: помиловал тебя. Следовательно, исцеленный был наказан беснованием за грехи, и потому освобождение его от мучения злыми духами было ничем другим, как явлением милости Божией к нему. По всему граду, у еванг. Марка: в десяти градах (в Десятиградии), т. е. не в одном своем городе, но и по всей Гадаринской стране. Десяттрадием называлась одна из местностей в Палестине. Это название носила она от находившихся в ней десяти известных городов, напр., Скифополя, Гадары, Гергессы, и др. Все города эти во времена Христовы были населены большею частию язычниками.

Зач. 39-е. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира.

Читается в 21-ю неделю по Пятидесятнице.

Об этих событиях повествуется у трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Еванг. Лука повествует почти буквально с Марком (5:21–43), евангелист же Матфей (9:18–26) – короче их обоих.

Лк.8:40. Бы́сть же егдá возврати́ся Иисýс, прия́т егó нарóд: беху бо вси́ чáюще егó.

Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.

Возвратися (возвратился) Иисус. Это было после исцеления бесноватого в стране Гадаринской или Гергесинской (ст. 26 и далее). Возвратился обратно в эту землю. Прият его народ и пр. Принял народ, потому что был подготовлен к тому повествованием бесноватого о своем исцелении ст. (39–40.)

Лк.8:41. И сé прии́де мýж, емýже и́мя Иаи́р, и тóй кня́зь сóнмищу бе. И пáд при ногý Иисýсову, моля́ше егó вни́ти в дóм свóй:

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

Се прииде муж, емуже имя Иаир (вот пришел человек, именем Иаир). Еванг. Матфей повествует, что Иаир пришел к И. Христу с просьбою об исцелении своей дочери в дом, где Он возлежал за трапезою (9:19); еванг. же Марк пишет, что это было на берегу моря, где Господь находился с народом; а свят. Лука говорит, что Иаир подошел к И. Христу со своею просьбою, когда Он возвратился в землю Геннисаретскую. Это видимое разноречие происходит от того, что евангелисты не держатся строго последовательности событий, и бывает так, что один опускает то, о чем повествует другой. Князь сонмищу бе (был начальник синагоги). О синагоге чит. в объясн. 16 ст. 4 гл. Может быть, Иаир был одним из тех старейшин, которые приходили к И. Христу от сотника, строителя синагоги, с просьбою исцелить его слугу (7:2 и дал.).

Лк.8:42. я́ко дщи́ единорóдна бе емý, я́ко лет двоюнáдесяте, и тá умирáше. Егдá же идя́ше, нарóди угнетáху егó.

потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

По еванг. Марку, Иаир говорил Иисусу: прииди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Слова эти показывают великую веру Иаира в чудодейственную силу И. Христа. Возложи на нее руки. Возложение одной руки или обеих рук служить знаком и средством сообщения Божественной благодати или силы тому, на кого они возлагаются. Так Христос возлагал руки на детей, благословляя их (Мат. 19:13); так Апостолы возлагали руки, низводя Духа Святого на новокрещенных или на посвящаемых в степени священства (Деян. 6:1–7. 12:8–17).

Лк.8:43. И женá сýщи в точéнии крóве от двоюнáдесяте лету, я́же врачéм издáвши всé имение, и не возмóже ни от еди́наго исцелети:

Лк.8:44. [и] пристýпльши созади́, коснýся крáя ри́з егó: и áбие стá тóк крóве ея́.

И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

Женщина эта, по преданию, называлась Вероникою и была язычницей. Впоследствии она пострадала за Христа и сделалась св. мученицею (память ее 12-го июля). Все искусство врачей, к которым обращалась больная и на которых истратила все свое имущество, оказалось бессильным к ее излечению; напротив, еще ухудшилась ее болезнь. У еванг. Марка сказано, что она слышала о Иисусе, т. е. о чудесах, совершаемых Им. Женщина стыдилась прямо просить Господа об исцелении, тем более, что болезнь кровотечения, по закону Моисееву (Лев. 15:25), считалась нечистою, и потому решилась только прикоснуться к краю одежды Его. Между тем имела такую веру во Христа, что, по еванг. Марку, говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то исцелюсь. У еванг. Матфея говорится, что она прикоснулась воскрилию (к краю) одежды Христовой. Край одежды, это – кисти на краях одежды, какие иудеи, по закону Моисееву (Числ. 15:38), должны были иметь для постоянного напоминания им о законе Божием. – Так мы, христиане, с верою прикасаясь к чудотворным иконам и мощам угодников Божиих, или приступая к таинствам церкви, исцеляемся. «Для нас, чувственных, говорит святит. Феофан Затворник, необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную духовную силу. Так Господь и устроил в Своей св. церкви» (Тр. Лист.). Посему заблуждаются те христиане, которые отвергают все чувственное в церкви и хотят держаться одного духовного. Чествование нами святыни не есть ее обоготворение, а выражение живого чувства веры, надежды на милость Божию и любви к Богу.

Лк.8:45. И речé Иисýс: ктó éсть коснýвыйся мне? Отметáющымся же всем, речé пéтр и и́же с ни́м: настáвниче, нарóди одержáт тя́ и гнетýт, и глагóлеши: ктó éсть коснýвыйся мне?

Лк.8:46. Иисýс же речé: прикоснýся мне некто: áз бо чýх си́лу изшéдшую из менé.

И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

И у еванг. Марка говорится, что после исцеления И. Христом кровоточивой женщины от прикосновения к Его одежде (ст. 30), Он разуме в Себе силу, изшедшую от Него, т. е. почувствовал Сам в Себе, что вышла из Него сила. Этим наглядно изображает евангелист действие чудотворной силы в И. Христе; он представляет, как будто сила веры страдавшей женщины, сама собою, без ведома и против воли И. Христа, похищает из Него часть силы исцеляющей (Mих). Кто есть прикоснувыйся Мне (прикоснулся ко Мне), по Марку, к одежде Моей? Господь, конечно, знал, кто прикоснулся к Его одежде, но спрашивал и даже, по сказанию Марка, смотрел вокруг (ст. 32), для того, чтобы обнаружить пред всеми веру женщины, дабы и другие соревновали ей. Св. Златоуст указывает и еще причины сего: 1) чтобы женщина, угрызаемая совестию, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении; 2) чтобы показать, что напрасно она думала укрыться; 3) чтобы Господу обнаружить пред всеми, бывшими здесь, Свое всеведение и, наконец, 4) чтобы подкрепить веру и надежду Иаира.

Лк.8:47. Ви́девши же женá, я́ко не утаи́ся, трепéщущи прии́де, и пáдши пред ни́м, ея́же рáди вины́ прикоснýся емý, поведа емý пред всеми людьми́, и я́ко исцеле áбие.

Лк.8:48. О́н же речé éй: дерзáй дщи́, вера твоя́ спасé тя: иди́ в ми́ре.

Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Дерзай, дщи (дочь). Женщина при самом прикосновении к одежде Христовой уже почувствовала выздоровление, но Господь говорит ей так, чтобы показать, что болезнь ее уже не возвратится к ней.

Лк.8:49. Ещé емý глагóлющу, прии́де некий от архисинагóга, глагóля емý, я́ко ýмре дщи́ твоя́: не дви́жи учи́теля.

Лк.8:50. Иисýс же слы́шав отвещá емý, глагóля: не бóйся, тóкмо веруй, и спасéна бýдет.

Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

От архисинагога (от начальника синагоги), т. е. из дома его. Не утруждай (не движи) Учителя. Т. е. что уже теперь поздно подать помощь больной, когда она умерла. А что Господь может воскресить и умершую, этому говорившие не верили, и чуда воскрешения Он еще ни одного раза не совершал. Чудо воскрешения дочери Иаира было первое. Не бойся, токмо (только) веруй, и спасена будет, т. е. не бойся того, что дочь твоя умерла: веруй, что она будет жива, хотя и умерла, и – будет так.

Лк.8:51. Пришéд же в дóм, не остáви ни еди́наго вни́ти, тóкмо Петрá и Иоáнна и Иáкова, и отцá отрокови́цы, и мáтере.

Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

Петр, Иоанн и Иаков, это были ближайшие и довереннейшие ученики Христовы, которых Он и после не раз удостаивал быть свидетелями особенно великих событий, напр., Своего преображения (Матф. 17:1) и др. У еванг. Матфея сказано: Христос увидел в доме Иаира свирельщиков (сопцы – 9:23). На востоке, при оплакивании умерших, рвали на себе волосы и плакали с особенными причитаниями. Мало этого, приглашали, иногда нанимали особых плакальщиков и плакальщиц, для которых это дело было ремеслом (Иез. 24:17. Иер. 9:17–20. Aм. 5:16); при причитаниях обыкновенно восхваляли качества умершего лица. И все это сопровождалось игрою на каком-либо одном или нескольких музыкальных инструментах, напр., на флейтах или свирелях.

Лк.8:52. Плáкахуся же вси́ и рыдáху ея́. О́н же речé: не плáчитеся: не ýмре [бо], но спи́т.

Лк.8:53. И ругáхуся емý, ведяще, я́ко ýмре.

Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

Не умре, но спит. Господь здесь назвал действительную смерть сном, как делал Он и в других случаях, напр., при смерти Лазаря (Иоан. 11:11). Свв. Апостолы нередко называют умерших спящими (Деян. 7:60. 1Кор. 15:6. и др.). Смерть называют сном в том смысле, что, хотя тело человека и лишается жизни, когда он умирает, но душа не уничтожается; и придет время, когда все умершие воскреснут – как бы пробудятся от сна. Сам же Господь и святые силою Его воскрешали умерших еще до всеобщего воскресения. Смеялись над Ним (ругахуся Ему), – то есть когда услыхали слова Христовы, что дочь Иаира не умерла, но спит.

54. О́н же изгнáв вóн всех, и éм за рýку ея́, возгласи́, глагóля: отрокови́це, востáни.

55. И возврати́ся дýх ея́, и воскрéсе áбие: и повеле дáти éй я́сти.

Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

Выслав (изгнав) всех вон, – как недостойных присутствовать при великом чуде, кроме родителей умершей и Апостолов. Повеле дати ей ясти. Это – для полнейшего удостоверения, что девица действительно воскресла, и для подкрепления ее сил.

Лк.8:56. И диви́стася роди́теля ея́. О́н же повеле и́ма никомýже поведати бы́вшаго.

И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

По еванг. Марку, видевшие пришли в великое изумление. Воскрешение дочери Иаира было еще первым чудом воскрешения умерших И. Христом. Почему неудивительно, если свидетели воскрешения пришли в ужас от необычайности сего чуда. – Христос запрещал разглашать о Своих чудесах, по разным причинам: и для того, чтобы отвратить от самомнения; и тщеславия тех, для кого совершено чудо (Злат, и Феоф.), и по смирению Своему (Матф. 12:16. 19:20), и чтобы и другим показать пример смирения и скромности, и, наконец, для того, чтобы разглашением чудес преждевременно не возбудить в народе представления о Мессии, как о земном властителе, но сначала дать утвердиться в нем более здравым понятиям о Своем духовном царстве. (Мих.) Евангелист Матфей повествует, что несмотря на запрещение Господа рассказывать о чуде воскрешения дочери Иаира, весть о нем огласилась по всей Галилее и Палестине. И благодарные родители, и особенно народ не могли молчать о таком великом деле. Воскрешение дочери Иаира было первым, когда Господь проявил Свое Божественное всемогущество над смертию.


Комментарии для сайта Cackle