Оптина Пустынь и ее время
Содержание
Глава 1. Определение понятия старчества Глава 2. Распространение «умнаго делания» на Руси Глава 3. История Оптиной Пустыни. Архимандрит Моисей Глава 4. Основание Скита Оптиной Пустыни. Игумен Антоний Глава 5. Начало Оптинскаго Старчества. Иеросхимонах Лев Глава 6. Митрополит Филарет Московский (1782 – 1867) Глава 7. Старец иеросхимонах Макарий Глава 8. И. В. Киреевский (1806–1856) Глава 9. П. В. Киреевский – праведник в миру Глава 10. Старец иеросхимонах Амвросий (1812–1891) Глава 11. Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) Глава 12. Старец иеросхимонах Иосиф Глава 13. Старец иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1897) Глава 14. Старец иеросхимонах Варсонофий Глава 15. Старец Феодосий (†1920) Глава 16. Старец Анатолий «Младший» († 1922) Глава 17. Старец иеросхимонах Нектарий († 1928) Глава 18. Ученики Оптинских Старцев. Епископ Иона Ханькоуский (1888 – 1925) Глава 19. Оптина Пустынь и писатели ее посещавшие Послесловие Автор книги «Оптина Пустынь и ея время»
Введение
Вместе с христианством было перенесено на Русь и то духовное делание древних египетских пустынников, которое развивалось впоследствии среди монашества в Византийской Империи на протяжении более 1000 лет ея существования.
В XV столетии, когда Русь потеряла связь с Христианским Востоком, вследствии нашествия турок, это внутреннее делание было забыто. И когда в конце 18 века его возродил в Молдавии схиархимандрит Паисий Величковский, оно – это делание, многим показалось небывалым новшеством.
С момента его проникновения в Россию, Оптина Пустынь явилась главным средоточием этого подвига и связаннаго с ним старчества.
В Оптиной оно передавалось около 100 лет из поколения в поколение и прервалось только с разгромом этого монастыря большевиками.
Этой теме я посвятил всю свою жизнь.
Когда в Духовной Академии мне предстоял выбор темы для кандидатскаго сочинения, я хотел писать об Оптиной Пустыни и ея старцах. Для кандидатскаго сочинения необходимо изучить всю литературу, касающуюся данной темы.
При изучении ея я увидел, что вопрос о сущности старчества совершенно неосвещен в богословской науке. Мало того, встречались неправильныя и противоречивыя мнения.
Не было даже определения понятия старчества. Поэтому я начал с самаго начала: с объяснения духовнаго делания и его возникновения в истории, а в частности и в духовной жизни нашего народа, так как духовная жизнь народа связана с духовной жизнью монашества.
Плодом этого явилась моя книга «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси».
В ней выражено Православное миросозерцание с исторической перспективой. Но эта книга только служит введением к главной теме.