Источник

16. Стефанова часовня

На поклонной горе, верстах в одиннадцати от Троицкой лавры, стоит в древней каменной часовне дубовый осьмиконечный крест, обитый липовыми досками; на одной стороне его изображен распятый Иисус Христос на другой преподобный Сергий. На восточной стене поставлены иконы св. угодников и друзей Радонежского Чудотворца, в числе их Стефан Епископ и просветитель Перми. При этой часовне каменная келья и колодец под навесом.

По кресту, находящемуся в этой молитвенной храмине, она слывет Крестом, каким начинается, как мы уже сказали, путь в Сергиеву обитель; но, по заочному благословению и привету Св. Стефана Пермского, обращенному отсюда к Преподобному Сергию, она слывет Стефановой. В 1390 году Святитель поспешал в Москву через это место, покрытое тогда дремучим лесом; в предположении посетить Радонежского друга своего на возвратном пути в свою Епископию; он остановился на поклонной горе поклониться Св. Троице и благословить Троицкого игумена, сидевшего в это время с братиею за трапезой. «Мир тебе, духовный брате», – сказал Св. Стефан. Прозорливый старец, к удивлению братии, встал из-за стола и ответствовал на благословенье и привет Иepapxa молитвою, поклоном и следующими словами: «Радуйся, и ты, Христова стада пастырь! Мир Божий да пребывает с тобою»! – «Кому же ты кланяешься, отче?» спросили игумена братья. – «В сей час Епископ Стефан, шествующий во град Москву, против нашего монастыря поклонился Св. Троице и нас смиренных благословил». Сергий указал самое это место, куда посланные из его монастыря застали еще спутников Стефановых. 45

В память столь дивного события водружен был на этом месте крест, а впоследствии часовня, сперва деревянная, потом каменная. В праздник Воздвижения Честного Креста, присылаемые из Троицкой лавры братии из часовни идут крестным ходом, в сопровождении священников из соседних сел, в Воздвиженское и там совершают служение. Кроме того, событие это увековечено в обряде, какой доныне отправляется за праздничной трапезой в лавре. За третьим блюдом братия, по звону колокольчика, встают, и, сотворив молитву, заключают ее печатью слова: аминь.

Против часовни на другой стороне от дороги, между мелким кустарником, заступившим место дремучего леса, вы видите прудок, вырытый, по преданию, Преподобным Сергием. За часовней блиння предлагает прохожим и проезжим горячие блины, коими на святой Руси обыкновенно поминают родителей и вообще усопших; богомольцы же идут в Сергиеву обитель не только молиться за живых, но за усопших; посему служат там и молебны и панихиды. Такие блинни существовали по Троицкой дороге, еще за два столетия, если не более, как мы заметили выше. Царям, Царицам и Пaтpиapхам подаваемы были там блинки, за кои они платили алтынами.

Никто почти из прохожих и даже проезжих богомольцев не преминет помолиться и приложиться к Животворящему Кресту в часовне; вкусить св. воды, вложить свою лепту в кружку и подать милостыни нищим, здесь собирающимся. Этого места не проходили без поклонения всероссийские Митрополиты и Патриархи, Великие Князья и Цари, которые, как мы уже видели, нередко, по обещанию, хаживали пешком на богомолье к Троице-Сергию. Старожилы вспоминали, как здесь останавливались с многочисленной свитой Императрицы Елисавета Петровна и Екатерина Алексеевна, подавали в часовню деньги и свечи, а нищим щедрую милостыню. В Октябре 1762 года встречена была Наместником лавры и братией у Креста Императрица Екатерина II, после священного коронования своего в Москве, посещавшая Троицкую лавру. 46

Верстах в шести от поклонной горы встретится другая гора, довольно крутая: Сизениха.

Не доходя Клементьева села, были Кесовы пруды, у коих раскидывались шатры Царям для отдыха и перемены платья. Отсюда Государь обыкновенно шел пешком до самого монастыря; в шатрах у церкви Клементьева, или у самого монастыря, переменял платье и отдыхал. В монастырских воротах Троицкий Архимандрит с братией, встретив Государя с крестом и св. водой, сопровождал Царя в св. обитель. В июле 1775 года Apxиепископ Московский и Архимандрит лавры Платон вышел с крестным ходом в сретение Императрицы Екатерины II, которая с Наследником своим и его супругой, пришла, по примеру венценосных своих предков, пешком и на поклонение Преподобному Ceргию; там он приветствовал ее речью, в коей поставил ее подвиг примером благочестия для подданных и оттуда сопровождал ее в лавру. И это было последнее путешествие Екатерины II в Троице-Cepгиеву лавру.

* * *

45

Софийский временник I, 416, 440.

46

Записки (автобиография) о жизни М. Платона, в новом издании его Жизни, писанной И. Снегиревым, М. 1856 г. в 2 ч.


Источник: Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру / Соч. И.М. Снегирева. - Изд. А.А. Мартынова. - Москва : В тип. В. Готье, 1856. - 116, [2], IV с.

Комментарии для сайта Cackle