Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение на Новый Год

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей (Псал. 50:12).

Так молился некогда Богу царь Давид, когда он, по немощи человеческой, соделал грех. Соделанный грех тяготил его душу, и совесть его мучила. И вот он обращается к Богу с молитвою и покаянием, и просит Его, чтобы Он очистил его сердце и обновил дух. И Господь, милующий кающихся грешников, принял молитву и покаяние Давида, и согрешивший Давид переменился духом и возрадовался.

Не должны ли, братие, и мы, согрешающие многократно, взывать к Богу во дни и в нощи гласом кающегося Давида: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. И когда особенно должны мы позаботиться об исправлении своего духа и сердца, как не в тот день, в который встречаем Новый Год! Да, возлюбленные, с началом Нового Года и мы должны начать новую жизнь – добродетельную.

Сколь много находим мы побуждений к исправлению своей жизни! Не будем говорить уже о том, что Сам Господь во св. законе Своем повелевает нам жить свято и за беззаконие угрожает нам строгим наказанием. Знаем также, что и совесть наша иногда громко и внятно обличает нечестивую нашу жизнь. Но мы посмотрим со вниманием на прошедшее время нашей жизни, настоящее и будущее, – и здесь, и там мы найдем для себя поучительные уроки.

Что же говорит нам прошедшее время нашей жизни? То, что все дни и часы, и целые годы нашей жизни прошли для нас невозвратно и проведены нами во грехах. Вопросим себя самих: какими делами занимались мы, чего достигали? Пьяницы пьянствовали, разоряли свои хозяйства, воры воровали, распутники беззаконствовали, обманщики обманывали, ленивцы ленились трудиться, приводили в нищету и себя, и жен, и детей своих. Одни из нас проводили время в хлопотах и суетах мирских, скорбели и горевали при неудачах и несчастьях; другие роптали на свою бедность, недостатки и нужды; иные друг друга ненавидели, и даже старались друг другу делать вред, и подобное сему. Но сколько времени употребили мы на дела добрые и святые, например, на молитву, пост и милосердие, на покаяние, на хождение в храм Божий? Если мы каялись, постились и молились, то каково было наше покаяние, пост и молитвы? Исправились ли мы, обновились ли душою? Сознаемся, что, занимаясь суетами, мы безнадежно губили дни и часы нашей жизни и почти никогда не думали о своем обновлении. Что ж из того, что мы поздравляем ныне друг друга с Новым Годом, желаем друг другу новых радостей и счастья, когда душа наша не омыта слезами покаяния, не украшена святыми дарами? Что за радость и счастье пребывать во грехах и уготовлять себе погибель временную и вечную. Нераскаянному грешнику никакой Новый Год не принесет истинной радости. В Господнем писании сказано: скорбь и теснота на всяку душу человека, творящего злое (Римл. 2:9). А все это не должно ли побуждать каждого из нас к безотлагательному обновлению обнищавшего нашего духа и сердца добродетельною жизнью?

О чем говорит нам настоящее время нашей жизни? О великом к нам милосердии Божием. Вот мы, по Господней милости, остались живы, пришли в Божий храм, дождались Нового Года. И сколь дорого для нас это время, пока мы живем на земле! Оно дано нам для покаяния и исправления нашей жизни, чтобы мы из грешников сделались праведными, угодными Богу. Возблагодарим же Господа, хотящаго не смерти, но обращения нашего (Иезек. 33:11), и, пока имеем время, будем каяться в своих грехах и украшать души свои добрыми делами.

Но как пользуемся мы Божиим к нам милосердием? Не желая расстаться со своими грехами, мы часто отлагаем свое покаяние и исправление до другого времени, как будто мы проживем на земле сто лет и более. Но о чем говорит нам время будущее? О том, что оно состоит во власти одного Бога и для нас совершенно неизвестно. И кто знает, сколько кому остается жить на этой земле? Доживем ли мы до будущего Нового Года? Удостоимся ли принести истинное покаяние во грехах? О сем ведает один Господь, во власти Коего все дни и годы, и вся наша жизнь. С каждым днем и часом нашей жизни приближается к нам и наша смерть. Вспомним, сколько проводили мы в могилу, на общее кладбище, своих родных, друзей и знакомых! Было время, когда они жили вместе с нами, сретали Новые Годы и думали дожить до настоящего Нового Года. Но вот их уже нет: они отошли в вечную страну. И мы, рано или поздно, окончим свою жизнь, и нас отнесут на тоже кладбище. И как хорошо умирать тому, кто всякий день и всякий час кается в своих грехах, обогащает себя св. верою и добрыми дѣелами! Но не дай, Господи, умирать без покаяния, без добрых дел! Слово Божие говорит нам, что смерть нераскаянных грешников люта (Псал. 33:21). Потому-то и премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит: не медли обратитися ко Господу, и не отлагай день от дне: внезапу бо изыдет гнев Господень, и во время мести погибнеши (Сирах. 5:8, 9). Нужно ли истину сию доказывать примерами? Вот и примеры. Из книги Бытия известно, что правосудный Бог наказывал за беззаконную жизнь лютою смертью целые общества и города. Сколько людей было на земле во времена праведного Ноя! Но они развратились и забыли Бога, и Бог истребил их всемирным потопом (Быт. 6:21–24). Погрязли в беззакониях жители городов Содома и Гоммора, и были истреблены спадшим с неба огнем (Быт. 19:24, 25). Тот же правосудный Бог и теперь строго наказывает людей за их беззакония. Может быть, Его гнев и над нами тяготеет. Мало ли видим мы на своем кратком веку примеров лютой и внезапной смерти? А все это не научает ли нас тому, как опасно отлагать исправление своей жизни до будущего времени!

И так, братие, займемся прежде всего исправлением своей порочной жизни истинным покаянием и добрыми делами. С этою переменою в душе нашей воссияет Господня благодать, и тогда для нас настанет поистине Новый Год. Он принесет нам истинные радости и счастье наше упрочится. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle