Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в день трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (30 января)

Ныне у нас праздник в честь св. вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Всем этим святителям Церковь Христова в этом же январе месяце праздновала каждому особо: 1-го января она праздновала Василию Великому, 25-го – Григорию Богослову, 27-го – Иоанну Златоусту, а ныне она празднует сим трем святителям вместе. Почему же в нынешний день установлен праздник в честь трех святителей, и чему научает нас этот праздник? Об этом я и хочу теперь сказать вам, братие, свое посильное слово.

В XI-м веке, в царствование греческого императора Алексея Комнина, в Константинополе, между учеными людьми, об этих трех святителях был великий спор. Одни хотели поставить выше всех Василия Великого, так как он превосходил пред прочими учителями своим словом и великими делами, был строг и праведен, и казался не земным человеком; а св. Златоустого ставили ниже, почитая его слишком кротким и склонным к помилованию грешников. Другим поэтому казался выше всех св. Иоанн Златоуст; ибо он был пастырь самый человеколюбивый и милостивый, хорошо знавший человеческую немощь, и своими красноречивыми поучениями обращал грешников к покаянию. Иные же выше всех ставили Григория Богослова; ибо он своим высоким разумом и мудрым словом изъяснил высокое учение о Боге – Слове, почему и назван Богословом. Споры эти не прекращались, и люди доспорились до того, что одни стали называться Иоаннянами, другие – Василиа- нами, а иные – Григорианами. И вот, чтобы между спорящими поселитъ Божий мир и утвердить св. веру в церкви Христовой, сами эти святители явились Евхаитскому епископу Иоанну, сначала каждый особо, а потом все вместе, и сказали ему: «ты видишь, что мы одно у Бога, и нет между нами ничего спорного и противного; в свое время каждый из нас, научаемый Духом Святым, писал то, что нужно было для спасения людей; между нами нет ни первого ни второго. Повели спорящим об нас не разделяться, а быть в мире и согласии: сего желали мы для всех в жизни нашей на земле, сего желаем мы и ныне“. А чтобы и всегда память об них в церкви напоминала всем верующим о единомыслии и согласии, святители в тоже время повелели епископу установить в память их праздник в один день. Епископ Иоанн приличным нашел установить сей праздник в конце настоящего месяца (30 янв.), в котором все эти три святителя воспоминаются особо (Чет.-Мин. 30 января).

Теперь, братие мои, для нас понятно, чему научает нас нынешний праздник: он научает нас доброму единомыслию, согласию и миролюбию. Если между нами нет доброго единомыслия и мира, любви и согласия, то что будут значить пред Богом и наши добрые дела? Где нет мира и любви, там и вражда; а где вражда, там и диавол, который нашим немиролюбием и враждою, как темнотою свет, потемняет наши добрые дела, и заграждает нам путь в небесное царство. Даже и у мучеников Господь отнимает Свою благодать и лишает их небесного венца, когда в душе их нет Божия мира и любви к ближним. Во время гонения на христиан взяты были и заключены в темницу за исповедание Христа два брата, которые находились во вражде между собою. Их мучили, принуждая отречься Христа и поклониться идолам, но, несмотря на все мучения, они остались твердыми в своей вере, тогда их осудили на смерть. Находясь в темнице в ожидании смерти, один брат раскаялся и, пришедши к другому, сказал ему: «примиримся, любезный брат! Завтра мы должны будем умирать и предстать пред Бога“. Но другой брат не хотел и слушать его. Настало утро, их вывели из темницы, чтобы вести на место казни. Тот, который не хотел примириться с братом, убоялся смерти и отрекся Христа; а другой небоязненно принял мученическую смерть и получил венец. – Когда судья спросил отрекшегося от Христа, для чего он не отрекся вчера, тогда избежал бы мучений, то он отвечал: «в то время, как я решительно отказал брату моему в примирении, о котором он умолял меня, помощь Божия оставила меня, – и я убоялся смерти, и отрекся» (Прол. 22 марта).

Добрые мои слушатели! Сами теперь видите, до какого греха, до какого несчастья доводит человека немиролюбие и неединомыслие. Возлюбим же всей душой истину и мир (Захар. 8:19). Сему научают нас св. великие святители, которым ныне мы празднуем. И если в душах наших будет Божий мир и доброе единомыслие, то и молитвы наши, и добрые дела наши будут сиять пред Богом, как свет небесный. Много радостей будем мы иметь тогда от Господа и на земле, а на небесах. Он просветит нас вечною радостью. И потому, трудимся ли мы, постимся, молимся и кладем поклоны, подаем ли милостыню, ставим пред иконами свои свечи, каемся во грехах, беседуем с ближними, – будем всегда стараться иметь в душе своей Божий мир, единомыслие и любовь христианскую. Где Божий мир и любовь христианская, там и Господня благодать. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle