Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение о посещении храма Божия (1-е)

Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его (Псал. 26:4).

Высокую и пламенную любовь имел св. царь Давид ко храму Божию. Он радовался, когда говорили ему: пойдем в Господень дом (Псал. 121:1). Для него гораздо лучше было находиться один день в доме Господнем, нежели тысячу лет в домах грешных (Псал. 83:11). От того среди царственных забот и превратностей жизни он одного только просил у Господа, того только желал, чтобы пребывать в доме Господнем, в продолжение всей жизни всегда наслаждаться Божию красотою и посещать св. Его храм, чтобы здесь особенно мог он возноситься умом и сердцем к своему Творцу и Богу.

Бр. христиане! Имеем ли мы ко храму Божию такую любовь, какую имел св. царь Давид? К великому прискорбию матери нашей, св. церкви, многие из нас в сем случае имеют направление сердца совсем другое. Голос колокола, как глас Божия ангела, каждый воскресный и праздничный день призывает нас в Божий храм – этот земной рай, к общественному богослужению. Но, несмотря на это, многие из нас храм Божий посещают очень редко; молящихся в храме бывает очень мало. Иной из нас в продолжение нескольких недель и даже нескольких месяцев не подумает и одного раза придти в Божий храм.

Откуда же такая невнимательность ко храму Божию? Что сему причиною? «Некогда, не время, говорятъ многие, постоянные недосуги не дозволяют быть в храме.“ Но сколь часто не извинительны для христианина подобные причины! Рассмотрим эти причины и покажем, сколь неблагоразумно поступают те христиане, кои ленятся ходить в храм Божий.

И так, какие именно эти причины? Не дождь ли, не грязь ли, не холод ли, не дальность ли расстояния препятствуют тебе пойти в храм Божий? не по слабому ли здоровью, не по одиночеству ли невозможно тебе быть в храме? Но от чего часто эти же причины не препятствуют тебе идти на богопротивные дела пьянства и разгула? От чего часто, не взирая ни на дождь, ни на грязь, ни на холод, ни на слабое здоровье, ни на одиночество, ни на дальность расстояния, так спешишь в те непристойные места и собрания, – разумею ваши питейные заведения, ночные собрания и гуляния, – где видишь одни соблазны и пороки, слышишь пустословие, сквернословие, где христианин скорее всего теряет страх Божий, чернит свою совесть и погубляет душу свою? Часто не видим мы в Божием храме многих христиан и тогда, когда и дождя, и грязи нет, когда и погода благоприятна, и вся Божия тварь веселится и прославляет Создателя мира, когда и храм Божий недалеко от них, и здоровье крепкое они имеют, и есть от кого пойти в храм. Что же это такое значит? Значит то, что главною причиною нехождения в храм Божий есть уже не тот дождь и грязь, которые посылает нам Господь, а грязь другая, грязь наших грехов, наша беспечность и нерадение о душе своей, – и не то одиночество, не та дальность расстояния и слабость здоровья, на которые мы привыкли так часто жаловаться, а то одиночество, когда человек живет один без Бога в сердце, забывает о Нем, – та дальность расстояния, когда человек сам удаляет себя от Бога худыми делами и помыслами, – та слабость здоровья, когда душа наша страдает и мучится во грехах, когда человек, запутавшись в беззакониях, как в сетях, не думает переменить своей жизни на жизнь добродетельную и богоугодную, не старается искать в таинстве покаяния спасительного врачества для своей души, страждущей грехами – вот, говорю, причины, которые часто не дозволяют многим христианам идти в Божий храм. – Вспомните, братие, еще и то, что многие христиане для угождения Богу и спасения своей души проходят целые сотни верст, чтобы поклониться св. местам и угодникам Божиим. Они терпят иногда холод и голод, подвергаются немощам, борются со многими трудностями и опасностями, и однако, укрепляемые Божиею благодатью, усердно трудятся для своего спасения и прославления Бога. А у нас христиане, для своего спасения и малого расстояния не хотят пройти и, дома будучи, ленятся пойти в храм Божий.

Не потому ли еще не можешь пойти в храм Божий, что ты не имеешь приличной одежды? Правда, что идя в храм Божий, не мешает и одежду приличную надеть. Но разве истинная вера и любовь к Богу в одежде состоит? Разве Бог на того только смотрит и тому только подает Свою благодать, кто пришел в хорошей одежде? Он смотрит на добрые дела наши, на чистую совесть. Оденься хотъ в золотую одежду, но если совесть твоя нечиста и в храм Божий пришел ты с худыми помыслами и желаниями, то ты Богу неприятен. И потому, хотя бы ты был и в бедной одежде, и тогда не оставляй церковного богослужения. Старайся только иметь в душе твоей чистую совесть. Чистая совесть, украшенная добродетельною жизнью, для христианской души есть самая лучшая и для Бога приятнейшая одежда.

Не потому ли еще не можешь быть в храме Божием, что ты должностной человек? Правда, всякую должность нужно проходить с надлежащим усердием. От сего устрояются порядки и благоденствие человеческих обществ. Но разве должностному лицу невозможно и не должно быть в церкви? Разве цари наши, военачальники, градоначальники, правители и судии не бывают в церкви? Господь говорит в своем Евангелии: воздадите Кесарева Кесареви, а Божие Богови (Матф. 22:21) А служение Богу – Царю славы разве менее важно, нежели служение человеку? Разве служение Богу недостойно нашего внимания?

Не потому ли, наконец, не можешь быть в храме Божием, что ты занят делами житейскими? Правда, все мы должны трудиться и трудом приобретать все, что необходимо для жизни. Но Господь Бог заповедал нам: помни день субботний, еже святити его, шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый – воскресный и праздничный – суббота Господу Богу твоему (Исх. 20:8, 9). Следовательно, занимаясь мирскими делами в те дни, когда церковь особенно призывает нас на служение Богу, мы преступаем св. закон Божий и показываем свое неверие в благость Господа, Подателя всех благ. В ветхом завете за нарушение седьмого дня Господь повелевал побивать людей камнями (Числ. 15:32–36). Не часто ли и ныне наказывает Господь тех, кои мирскими суетами нарушают святость воскресных и праздничных дней? Но если мы озабочены делами житейскими, то это самое и должно побуждать нас идти в Божий храм и здесь просить у Господа небесного благословения на наши труды и занятия. Только при Божием благословении дела наши приносят отраду нашей душе.

Желал бы я, братие христиане, после сего повести с вами речь еще о том, как неблагоразумно поступают те христиане, кои ленятся ходить в храм Божий; но, чтобы не обременить вашего внимания, я отлагаю это дело до следующего богослужения, а теперь прошу вас именем Господним: не забывайте св. церкви. Старайтесь сколько можно чаще и с христианским усердием приходить в Божий храм. В Божием храме подается христианину небесное утешение и спасение. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle