Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение к поселянам о молитве

Пребывайте в молитве (Римл. 12:12).

Так св. Апостол Павел наставлял христиан; он учил их, чтобы они никогда не оставляли молитвы. Пребывайте в молитве, говорил он им. О молитве хочу и я теперь, братие, повести с вами мою речь.

Что есть молитва? Молитва есть возношение нашего ума и сердца к Богу, наше прошение, посылаемое нами к Отцу Небесному. Молитвою мы прославляем Бога и благодарим его за Его дары и милости. Посредством молитвы душа наша может извещать Отца Небесного, Пречистую Божию Матерь и св. угодников Божиих о своих нуждах и желаниях, и в сладость беседовать с ними. Молитва есть дело важное. Что для тела нашего насущный хлеб, то для души христианской молитва. Хлеб укрепляет тело, молитва укрепляет душу. Всякий день и всякий час нужна нам молитва. Без хлеба тело наше ослабевает и умирает; без молитвы душа христианская ослабевает для добрых дел и умирает для Бога. К такой душе смело может подступить диавол и запутать ее во грехах, как в сетях. А от грехов каких бед и несчастий не испытывает человек? Вот почему св. Апостол говорит нам: пребывайте в молитве.

Но чтобы молитва наша была приятна Богу и нам полезна, она должна быть вполне усердная и искренняя, должна быть одушевлена св. верою и христианскою любовью. Тогда только Отец небесный и св. угодники будут слышать нашу молитву и посылать нам свою благодать и милость. Такою молитвою мы можем испросить у Бoгa помощи на всякое доброе дело; можем испросить у Него помощи на то, чтобы Он сохранил нас от всякого зла и греха, подал нам все, что нужно нам для земной нашей жизни, и помог нам добрыми нашими делами приобрести и вечное царство небесное. Сам Господь сказал в Своем Евангелии: вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимте (Мф. 21:22). Вспомните св. угодников Божиих, напр., хоть тех, которые изображены на иконах в нашей церкви, прочитайте их жития, и вы увидите, какие великие милости получали они от Бога чрез свою молитву, какие дивные чудеса творил Господь по их св. молитве. Молитвою избавлялись они от бед и напастей и других избавляли; молитвою исцеляли свои болезни и многих больных врачевали; молитвою посрамляли гонителей веры Христовой среди своих страданий и других обращали к истинной вере; молитвою укрощали бурю и волны морские и утопающих на море спасали; молитвою изгоняли бесов и побеждали всякую силу вражью; в молитве находили они утешение, молитвою жили и спасение вечное приобрели.

Но, братие мои христиане! И мы молимся в своих нуждах, бедах и напастях, и дома, и в церкви нередко служим молебны, читаем акафисты. Что же наши молитвы? От чего часто не приносят они нам утешения, и мы остаемся с одною скорбью в душе? Не от того ли, что в душе нашей ослабевает вера и угасает любовь христианская? Сколь часто молимся мы только наружно, а в душе своей думаем не о божественном и небесном, а о земном и суетном, удаляющем нас от Бога! Да и сами порядком рассудите, что то за молитва, когда человек кое-как крестится, кивает только головой, а в душе своей не имеет истинной молитвы? Что то за молитва, когда человек произносит слова молитвы без внимания и усердия, во грехах своих не кается, и вместо смирения и благоговения пред Богом, вместо св. веры и любви христианской, имеет в душе своей помыслы и желания нечистые, вражду и злобу на ближнего? Это не молитва, а медь звенящая, звук проходящий. Такой молитвы ни св. угодники, ни отец Небесный не услышат и не примут, как не принял Господь жертвы нечестивого Каина. А потому и мы, если будем молиться такою молитвою, не получим просимой нами помощи и благодати. И такою молитвою мы не столько намолимся, сколько нагрешим перед Отцем Небесным. О таких богомольцах вот что говорит Господь: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Meне: всуе же чтут Мя (Мф. 15:8, 9).

А мы то, братие, сказать по правде, не совсем и охотники до молитвы. Мы и дома ленимся молиться, как следует, и в храм Божий не очень часто приходим. За мирскими суетами и часто за пустыми делами молитва нам и на ум нейдет. А если когда и бываем в церкви на молитве, то часто стоим как бы нехотя, молимся только наружно и, стыдно сказать, подчас даже тяготимся Божиею службою, тяготимся какой-нибудь час употребить на молитву. Часто, напр., приходится слышать от наших богомольцев: «что это так не скоро звонят к утрени, к обедни? Что так долго правится служба в церкви? Уже и есть захотелось, руки и ноги ослабли, плечи обломило, а из церкви не выпускают“. Вот, братие, наша молитва! Нам если бы где погулять, да повеселиться, языком поболтать, да кого-нибудь осудить, выбранить, оклеветать, – вот это наше дело! К этому мы скорее склонны, нежели к усердной молитве. Для этого и язык наш не ослабевает, руки и ноги служат, не замечаем, как и время проходит. Вот наша вера, вот и любовь! От того неприятна для Бога и наша молитва, не приносит она пользы нашей душе и только обращается нам в грех.

Братие христиане! Повторяю слова св. Апостола: пребывайте в молитве, и при Господней помощи исправляйте свою молитву. Когда начинаете молиться, забывайте все земное и тленное и думайте об одном божественном; воспламеняйте в душе своей веру, любовь к Богу и ближним, возбуждайте в себе благоговение и страх Божий, имейте желания добрые и богоугодные, чистосердечно раскаивайтесь во всех своих грехах, исправляйте свою жизнь, и с таким настроением души воссылайте молитву свою к Богу, Пречистой Божией Матери. Тогда молитва, как благовонное кадило, скоро дойдет к небесам, будет приятна Богу, как жертва праведного Авеля, и спасительна душам вашим. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle