Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение к поселянам о труде и лености

В поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3:19).

Вот Божие повеление, данное человеку о том, каким способом должен он приобретать себе насущный хлеб и все, что необходимо ему для жизни: он должен трудиться, и трудиться честно и неленостно. Повторяет о том св. царь Израилев: изыдет человек на дело свое, говорит он, на делание свое до вечера (Псал. 103:23), т. е. повелевает человеку трудиться, а не лениться. О труде и лености хочу и я теперь, братие, повести с вами свою речь.

Грешно человеку жить без труда. Уже потому должны мы трудиться, что на это есть Божие повеление, а Божие повеление святое и для нас спасительное. Господь повелел нам трудиться, а труд есть такой благодетель наш, который во всякое время выручает нас в горе и нужде и спасает нас от худых помыслов и дел. И какого добра не делает нам труд! Обрабатывает нам поля, доставляет нам сытный кусок хлеба, одевает и обувает нас, вовремя отбывает все наши повинности, приводит в порядок наши хозяйства, и еще, что всего дороже, украшает человека честным именем, добрым здоровьем и вечным спасением. Напротив, до чего мы можем дожить, если предадимся лености и праздности? Тогда зарастут бурьяном наши поля, познают голод и холод наши дети и ничему доброму они от нас не научатся; разрушатся наши хозяйства; горе и нужда, бедность и досада только и будут сокрушать нашу жизнь и, чего доброго, приучат нас к бесчестным делам, каковы: воровство, обман и подобное сему.

А как порядком об этом поразмыслим, то кажется, никто не должен бы лениться; ибо каждый желает себе добра. Но как присмотримся к жизни людей, то увидим, сколько есть на свете таких людей, которые, вместо того, чтобы трудиться по Божьему закону, предаются лености и праздности, научаются пьянству, воровству и обману, делаются такими непутными людьми, которые и Богу противны, и миру православному служат позором и тягостью.

Но раб ленивый! Посмотри на добрых труженников и поучись у них уму-разуму. Добрые люди пашут и сеют и спасают души свои, а ленивый почти за бесценок отдает свою землю и нередко пропивает. Добрые люди идут на заработки и с разных мест везут и хлеб, несут деньги, словно клад какой нашли; а ленивый толкует: «теперь нельзя выходить на работу, сегодня тяжелый день, все дни впереди, успею наработаться“. И идет он, несчастный, нередко и на работу, да только незаконную – на воровство, лукавство и обман. Непутно ведет он себя и тогда, когда выходит и на законную работу, примерно, на чужую – хозяйскую. Он то и дело, что лукавит, так и наровит, как бы поменьше дела сделать и побольше отдохнуть, как бы полегче провести день до вечера.

Еще слово мое к ленивому. Если Божие повеление тебя не вразумляет и пример добрых людей на тебя не действует, то посмотри на тварь неразумную и поучись у ней трудолюбию. Мал и слаб силою муравей; но пойди к нему и посмотри, как он трудолюбив, какие мудрые его дела! Он не земледелец и никто не понукает его к труду; но он сам готовит в жатву пищу и многое творит в лето уготование. Мала также и немощна силою пчела. Но пойди к ней и посмотри, какая она мудрая и усердная труженица, и какое честное делание творит! Плоды трудов ее и люди простые, и самые цари во здравие употребляют (Притч. Солом. 6:6–8). Тебе же дал Бог разум, руки и ноги, и утвердил их крепостью, чтобы ты был мудрее и трудолюбивее твари неразумной, а между тем нередко являешься ленивым, теряешь совесть и разум.

Братие мои возлюбленные! Всеми силами прогоняйте от себя леность и праздность, этих губительниц – матерей пороков. Полюбите всей душой честный труд, этого благодетеля – отца добродетелей и трудом приобретайте себе Божию благодать. Занимаетесь ли ремеслами, свою ли работу работаете или чужую, находитесь ли на службе у какого хозяина, – всегда старайтесь вести всякое ваше дело и занятие с усердною молитвою к Богу и по-Божьему, по чистой совести. Бойтесь жить неправедными прибытками, остерегайтесь заедать даром хозяйский хлеб, незаслуженно получать жалованье и своею леностью и нерадением доводить хозяина до убытка и огорчения. Счастья себе этим способом не только не составим, но еще, что всего хуже, очерним свою совесть, нагрешим пред Богом и ближними, и в беду попадем. Примеров на это много. А когда будете трудиться добросовестно, по-Божьему, всегда обращаться с молитвою к Богу, мыслить и делать всякому добро, то и Господь благословит ваши дела, и пошлет спасение душам вашим. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle