профессор Иван Степанович Якимов

Слово к поселянам о грамотности

При настоящем собрании, православные христиане, я намерен побеседовать с вами о пользе грамотности, потому что дети неисправно стали ходить в училище, ходят большею частью непостоянно. Вот, например, настанет время учебное: один ученик приходит в училище в сентябре, другой в октябре, третий в конце октября, а иной в ноябре. Один ученик походит в училище неделю, другую, а потом не ходит несколько дней; затем опять является в училище; еще походит несколько времени и опять не ходит. Один ученик не пришел в училище, наприм., потому, что отец и мать пошли на крестины, на поминки, другой не пришел потому, что отец послал его на поденную, или заставил сарай вычищать, третий потому, что он приглашен на свадьбу в дружки, а родители ему в том не препятствуют. Судите, отцы и матери, можно ли при таком учении получить пользу?

Конечно, о грамотности каждый из вас толкует по своему. Некоторые из вас так говорят: «какая мне польза, если сын мой будет грамотным? Вот мы и не грамотные, а живем и хозяйство имеем. Мы люди пахари, на что нам грамота?» Но не так об этом толкуют люди разумные, которые с охотою учились и выучились грамоте. Они опытом дознали, что грамота не только не помеха поселянину, но во многом пригодна ему. Пригодится она вашим детям, хотя они будут работать сохою. Да, православные, и пахарь грамотный не то, что неграмотный. Не напрасно говорится, что ученье свет, а неученье тьма. А польза этого света и вред тьмы ясно видны и в жизни общественной, а особенно религиозной. Так, например, вы заключаете разные контракты и условия и часто с людьми учеными, делаете разные подряды, платите подати, выкупаете ваши наделы, ведете разные счеты, а все это теперь делается на бумаге. Толковый, грамотный человек прочтет написанное, да и сейчас и поймет, в чем дело, так или не так написано. Он придет, например, хоть в волость, прочитает книгу и сейчас поймет законы, касающиеся крестьянского быта. А все это в крестьянском быту теперь много значит. Неграмотный же не видит и не знает, что и как написано, и чрез свою неграмотность при разных житейских обстоятельствах нередко терпит притеснения и убытки.

Другие еще так говорят: «если наши дети выучатся грамоте, то они не будут заниматься хозяйством, а скорее пойдут в писаря, или на другие должности». Правда, что это так иногда бывает. Но что же тут худого? Каждому человеку Господь указывает путь жизни. А посмотрите хорошенько, если не у нас, то в других селах, сколько есть грамотных крестьян, которые с отличным успехом занимаются хлебопашеством, какие у них превосходные порядки по хозяйству! А это от того, что если грамотные любят труд, то трудятся с толком. Следовательно, грамота и в хозяйственном быту просвещает человека и полезна.

Но особенно полезна грамота человеку в христианской его жизни. Христианин должен правильно веровать в Бога, поступать по учению божественному и чрез то достигать блаженства вечного. Это самый важный долг всякого христианина. А что может понимать в делах веры неграмотный? И к прискорбию нужно сказать то, что многие по безграмотству совсем не тому веруют, чему велит веровать святая вера наша. Например, у кого больше предрассудков, противных христианской вере? Кто верит разным знахарям, нашептываниям, встречам, переходам, снам, гаданьям? Неученые, неграмотные. Напротив, грамотный скорее и лучше поймет, чему нужно веровать, а чему не нужно; потому что он знает свою веру, читает св. писание и св. книги, и из них узнает, во что надо веровать и во что не надо.

Кроме сего, мы, как христиане, должны молиться Богу и дома, и в церкви. Но неграмотный человек и дома молится часто без настоящего разумения и, придя в церковь к утрени, или к обедне, не понимает, что в церкви поют и читают, не знает, что означает то или другое священнодействие. Не зная сам ничего, неграмотный и детей своих не может научить молиться, как следует.

Но многие из вас часто говорят: «наши хозяйственные дела не позволяют нам учить детей грамоте. Наши дети пасут наш скот, помогают нам в хозяйстве». Пусть они с Богом во всем вам помогают, приучаются к труду и хозяйству. Но не забывайте и того, что Бог на все дал нам время. Человек должен только благоразумно пользоваться этим временем. Есть время заниматься хозяйством, а есть время учиться грамоте. Например, время для обучения детей грамоте в нашем училище назначено тогда, когда не только дети ваши, но и вы сами большею частью бываете свободны от главных работ, и присмотреть за вашим хозяйством вы можете сами без ваших детей. Рассудительный и трудолюбивый отец, который желает добра своим детям, сумеет и за скотом присмотреть и другими делами распорядиться. Он детей своих и грамоте научит, и к хозяйству приучит. Но кто не имеет в себе здравого разума и хорошей воли, а к тому же ленится сам работать, да еще привык к разгульной жизни, тот и детей своих ничему доброму не научает и сам никакого хозяйства не наживет, хотя и будет держать детей при себе.

И так, православные, прошу вас, как пастырь, присылайте детей своих в училище, не удерживайте их дома; пусть они учатся неопустительно, чтобы научились, как следует, всему, чему теперь учат в народных училищах. Тогда будет от грамоты великая польза и вам, и детям вашим. Аминь.



Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Вам может быть интересно:

1. О говении протоиерей Григорий Дебольский

2. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

3. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

4. О православии в отношении к современности Александр Матвеевич Бухарев

5. Простые и краткие поучения. Том 9 протоиерей Василий Бандаков

6. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

7. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

8. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

9. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

10. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

Комментарии для сайта Cackle