Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение к поселянам при наступлении жатвы

По благости Господней, дождались мы той поры, когда нужно нам идти в поле и пожинать свою жатву. Господь благословил наши труды и послал нам обильный урожай хлеба. Помолимся Ему, да благословит Он и теперь наши труды, и да поможет нам Своею благодатью во здравии и радости начать и окончить нашу жатву во благо наше.

Но, добрые труженики! Идя на поле трудиться, не забывайте и того, что для христианина недовольно, чтобы только возделывать землю, пожинать хлеб, питаться и одеваться, и обуваться. Трудясь для своей временной жизни, он всего более должен трудиться для вечного спасения своей души. Я хочу сказать вам о том, что здесь же – на полях наших, куда мы пойдем жать хлеб, мы много можем приобрести полезного для души. Здесь мы можем изучать и выяснять себе высокие истины веры и правила жизни, которые ведут нас от земных трудов к вечному и радостному покою на небесах. И так, послушайте меня со вниманием.

Представьте, возлюбленные, что вы уже на поле и подумайте, не похожа ли и жизнь наша на наше поле? На поле мы сеем зерна, которые вырастают и созревают: и в мире Божием рождаются и живут люди. И эти люди не похожи ли бренным телом своим на то зерно, которое бросили мы в землю и которое принесло нам плод? Не возвещает ли нам это зерно о нашей смерти и о нашем будущем воскресении, после которого настанет всемирная жатва для всего рода человеческого? Да, братие, в этой истине уверяет нас само слово Божие. Св. Апостол Павел говорит: «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет“. (1Кор. 15:36). «Так и при воскресении мертвых. Сеется тело в тлении, восстает в нетлении: сеется в уничижении, восстает в славе“ (ст. 42, 43). Поучительное изъяснение этой истины мы можем найти на нашей же ниве. Не вдруг наша нива принесла нам жатву. Сначала бросили мы в землю зерна; они истлели, но не остались навсегда в земле. Они ожили, пустили от себя ростки и принесли нам плод в лучшем, обновленном виде. Вот образ и нашей смерти, и нашего будущего воскресения! И мы также помрем, – тело наше зароют в землю, и оно истлеет там, как брошенное зерно. Но настанет конец века сего, и мы всемогущею силою Божиею оживем и восстанем из земли. Тела наши соединятся со своими душами, и мы пойдем на всемирную жатву – на Божий суд. И как на поле, во время жатвы, мы видим чистые колосья и сорные травы, так и на всемирной жатве, т. е. на всеобщем Божием суде, открыты будут все наши дела – добрые и худые. Тогда праведники, как Божия пшеница, наследуют Божие царство, а нераскаянные грешники, как сорная трава, изгнаны будут на вечное мучение. Отсюда урок для нас такой: взирая на нивы наши, всегда будем памятовать о нашей смерти и о нашем будущем воскресении и приготовлять себя к ним. А это приготовление состоит в хранении истинной веры и обогащении себя добрыми делами. Чем больше приготовим мы добрых дел, чем светлее будет наша вера, тем лучше будет нашей душе в час нашей смерти, тем отраднее будет нам в день общего воскресения мертвых и Божия суда.

Но что приготовили мы для будущего воскресения, для всемирной Божией жизни? Если посмотрим на наши нивы и на наши души, то мы увидим великую разность. На нивах готов уже обильный урожай, а в душе нашей пусто, словно в дикой пустыне: она бедна добрыми делами и святою верою. Худые дела и помыслы, как бурьян на поле, заглушают в душе нашей святое чувство добра и влекут нас в геенну огненную. На нивах наших Господня благодать, а мы, неблагодарные, только прогневляем Бога худыми делами, – недостойно едим Его хлеб, недостойно ходим и по Его земле.

Но посмотрим опять на наше поле и на нашу жатву. На поле во время жатвы сорные травы мы отделяем от чистых колосьев и совсем отбрасываем. А это научает нас тому, что мы должны удалять от себя всякие худые дела и помыслы, очищать души свои истинным покаянием, чтобы Господь Правосудный на всемирной жатве своей не удалил нас от праведных людей Божия царства. И как мы любим золотящиеся колосья, наполненные хорошими зернами, так, и даже более, должны мы любить св. добродетели и христианскую веру.

Если мы посмотрим на самое положение колосьев на поле, то и отсюда извлечем урок для себя. Те колосья, которые наполнены хорошими зернами, всегда стоят наклонившись к низу. Это научает нас тому, что люди богатые добрыми делами, как добрые колосья на поле, всегда бывают негорделивы, кротки и смиренны, а смирение есть великая добродетель пред Богом. Но есть на поле колосья пустые, которые стоят, поднявшись к верху. Этим колосьям подобны те люди, которые не имеют ни хорошего ума, ни доброго сердца, много о себе думают, любят гордиться и превозноситься пред другими. И чем более они гордятся, тем более унижают себя пред Богом и людьми. Даруй же вам, Господи, научиться во время жатвы вашей не гордости, а христианской кротости и смирению.

На нивах наших обильный урожай хлеба. С такою благодатью мы не будем терпеть ни голода, ни крайней бедности, ни другой великой нужды. И каждому понятно, сколь благ и милосерд к нам Отец Небесный! А это Божие к нам милосердие научает и нас христианской благотворительности, милосердию и любви к ближним. И мы должны благотворить св. храмам Божиим, бедным людям, делать добро даже врагам нашим, как и Господь посылает нам урожаи, сияет солнце свое и посылает дожди на праведные и грешные. Эта же высокая добродетель с нашей стороны будет достойным благодарением и прославлением Отца Небесного за Его обильный урожай, за всякое благо и за всякий дар.

Вот сколько добрых уроков, братие, вы можете получить во время предстоящей вам работы на ваших нивах. – Идите же и с благословением Божиим пожинайте свой хлеб, а вместе учитесь и святым истинам веры, и спасительным правилам жизни. Настанет всемирная жатва для всего рода человеческого, и тогда вы предстанете пред Богом с полным запасом добрых дел и, как пшеница Божия, от земных трудов пойдете в Божию житницу, к вечному и радостному покою на небесах. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle