Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение по случаю молебствия пред выгоном скота в поле

Мы, братие христиане, пришли сюда помолиться Богу, собрали сюда и скот свой, чтобы общими молитвами призвать на него Божие благословение, и молить Бога, чтобы Он питал и сохранял его Своим промыслом на пользу нашу. Так, братие, и надлежит поступать: молитва есть дело важное и нам необходима. Молитвою и должны мы испрашивать себе у Бога благословение.

Но, смотря на ваш скот, вот что еще пришло мне на мысль сказать вам, братие. Скот есть дорогой для нас Божий дар, который мы должны жалеть и миловать. И точно, сколько добра, сколько услуги делает нам скот! Вот, например, тебе Господь послал добрую коровку. Как она хороша, как дорога для нашей семьи и хозяйства! Вот она, по окончании дня, идет с поля домой, словно семьянин из заработков. Бессловесная она тварь, не имеет разума, как человек. Но она еще не дошла до ворот твоего двора, и уже подает свой голос, словно хочет повидаться с тобою после дневной разлуки и о чем-то хочет сказать тебе. И вот она, чем от Господа богата, что приобрела в продолжении дня, все отдает тебе, как добрая и верная слуга, отдает тебе свое молоко, а с ним сыр и масло. И вот у тебя вкусная и питательная пища для твоей семьи. И эту пищу она приносит тебе всякий Божий день. Тебе Господь послал лошадь. Благодари Бога, что Он послал тебе такого покорного, терпеливого и верного работника в хозяйстве. Много добра, много помощи делает тебе лошадь. Ты не можешь сам своими руками вспахивать своей земли. А она – твой бессловесный работник, вместе с тобою, исполняет эту не легкую работу. Только сам будь разумен и не ленив, а она все сделает для тебя. И какое Божие чудо! Ты потрудился с нею на своем поле, и на этом поле, по Господнему благословению, за твои труды, является дорогое сокровище – хлеб кормилец, словно клад какой. Или еще: вот нужда заставляет тебя отправиться в город, в дальние края на заработки, или перенести какую-нибудь тяжесть на другое место, и даже перевезти за несколько верст, – и она, бессловесная, терпеливая тварь, исполняет эту работу.

После всего этого каждый из нас должен понимать и помнить, как нужно жалеть и миловать скотину. Мало этого, что за ее труды и услуги мы должны кормить и поить ее. Нет, как твари словесные и разумные, мы не должны бессловесную и безответную тварь немилосердно мучить побоями и бранить скверными словами, как это нередко водится у нас, а напротив, должны обходиться с нею ласково, терпеливо и разумно. В Божием писании сказано: блажен тот человек, который и скоты милует. А кто не милует их? – Кто бьет и ругает их немилосердно? Чего заслуживает таковой от Бога? Об этом я хочу рассказать вам, братие, следующий замечательный случай. Не в нашем селе было дело: один крестьянин пришел к своему священнику со своим горем. Имя этого крестьянина Иван. Этот Иван был болен странною болезнью: ему стиснуло челюсти, и он ничего не ел, и так крепко стиснуло, что священник, несмотря на все свои старания и усилия, ничем не мог разжать их. На вопрос священника о причине его болезни, больной стал говорить ему так глухо и невнятно, что почти ничего нельзя было разобрать. Добрый пастырь преподал ему свой совет, куда должен он обратиться за лечением, и по просьбе его родных отслужил несколько молебнов. Больной молился усердно, стоял на коленях с сомкнутым ртом. И можно всякому понять, как тяжело было на душе этому больному. Но выслушайте далее. По прошествии несколько времени, тот же добрый пастырь, идя с полей со св. иконами, шел по улице, где живет Иван. Иван подходит к священнику и довольно громко просит его зайти к нему в дом отслужить молебен. Добрый пастырь, увидя Ивана, от души порадовался, что Господь освободил его от ужасной болезни. После молебна спросил его: «кто лечил его?“ «Бог“ отвечал Иван: «Бог наказал, Бог и вылечил“. И при этом рассказал следующее: «заболел я, батюшка, открою вам, вот от чего: на 6-й неделе великого поста я поехал на быках взять подряд на одной плантации. Дорогою я жестоко бил кнутом невинную скотину и ругал непристойно. Размахнувши кнутом, сколько было мочи, я хотел ударить быка по голове, и концом кнута зацепил себя по лицу. Из щеки у меня пошла кровь и тот же час мне стиснуло зубы; я стал без речей, сам мычал, как скотина. Отслуживши три молебна, я дал обет Богу не бить так жестоко скотину и никогда не сквернословить. С той поры я почувствовал облегчение и скоро потом совершенно выздоровел“ (Паст. Собес. 1885 г. № 37).

Видите, други мои, какое строгое наказание употребил Господь для вразумления человека, который немилосердо бил и ругал свою скотину. Человеку, немилостивому к бессловесной твари, стиснуло зубы, связало язык, и он мычал, как скотина, – это именно Господне наказание. А потому, чтобы Господь чем-нибудь не наказал кого-либо из вас, жалейте и милуйте свою скотину, поступайте и с нею по-христиански. Ведь и она также чувствует, когда ее бьют и жалеют. – Сейчас я окроплю священною водою весь ваш скот, а за тем, с помощью и благословением Господним, гоните его в поле на пастбище; а я, пастырь ваш, молю Господа, да подает Он вам здравие и душе спасение, да хранит Он и скот ваш от падежа и всякого несчастья. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle