Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение к поселянам по случаю скудного урожая хлеба

Ищите прежде царствия Божия и правды Eгo, и сия вся приложатся вам (Матф. 6:33).

Очень часто приходилось слышать мне, братие христиане, ваши горькие жалобы на скудный урожай хлеба в нынешнем году. Да, возлюбленные, нынешний год для многих из нас, точно, скудный на хлеб, и этот хлеб, что ни дальше, становится дороже. А при скудости хлеба и его дороговизне много нагорюешься, много потерпишь голода и всякой нужды. Видя вас в такой горести, не могу я молчать пред вами, чтобы не оставить вас без своего пастырского слова. И я нахожу благопотребным сказать вам теперь о том, почему и для чего не посылает нам Господь обильных урожаев, и каким способом должны мы достигать хороших урожаев и всего необходимого нам для жизни.

Вот что говорит нам об этом Господь: ищите прежде царствия Божия и правды Его и сия вся – урожаи, и все, что нужно для жизни, – приложатся вам. Что значит искать царствия Божия и правды Его? Значит прежде всего и более всего стараться убегать всякого худого дела, жить и поступать всегда по заповедям Господним, достигать вечного своего спасения. А за такую благочестивую жизнь нашу Господь посылает нам Свою благодать, благославляет наши поля, наши труды и занятия. А где Божие благословение, там и радость истинная, довольство и спокойствие души.

Теперь посмотрим на самих себя, насколько искали мы царствия Божия и правды его? достойны ли мы Господня благословения?

Скажем, напр., вот о чем: когда вы начинаете сеять хлеб, то вы, испрашивая у Бога небесного благословения, часто так говорите: «уроди, Господи, хлеб на всякую душу христианскую и на все доброе и полезное». То есть, этим вы даете пред Богом обещание своими избытками хлеба делиться с ближними, жертвовать на украшение храма Божия и на другие добрые дела. Какое святое и приятное Богу обещание! Какая высокая добродетель – быть милостивым и благотворительным! Для этого именно и Господь посылает нам урожаи и избытки хлеба. Но как поступаем мы, получая от Бога дары и милости? Мы часто забываем поблагодарить Бога от чистого сердца, забываем, что между нами есть люди, требующие нашей помощи, забываем и про всякое доброе дело. Вот, напр., идет к нам бедняк со своим горем и нуждою. И что же мы? Вместо христианской благотворительности мы даже с пренебрежением отвечаем ему: «не до тебя, брат, теперь дело, своей нужды много, не во время ты пришел». Понял бедняк наш отказ и пошел от нас еще с большим горем. И мы не думаем, что рано или поздно, нас самих достигнет, быть может, еще большая нужда. Вот идет к нам безродный нищий и убогий калека за скудным подаянием. «Бог подаст, иди дальше», отвечаем мы ему с холодностью в душе. Понял нищий, что он не выпросит у нас и куска хлеба, и пошел от нас с глубокою скорбью в душе. И мы не думаем, что в лице нищего пришел к нам Сам Господь, и что мы отказываем Ему Самому. Вот настоит нужда украсить Божий храм, сделать в церковь новое облачение, поновить евангелие. И что же опять? Поговорим себе, потолкуем, да и порешим: «Бог еще подождет, храм и так постоит». Словом, для доброго дела мы часто являемся скупыми и не усердными, и не думаем, что всякое благо, которое мы имеем в своих руках, состоит во власти одного Бога. И так, мы не искали царствия Божия и правды Его, недостойны поэтому благодати и милости Божией и обильных урожаев.

Чего же мы искали и достигли? На что употребляли дары и милости Божии? Вместо того, чтобы искать царствия Божия и правды Его, мы нередко думали и старались о том, как бы повеселее пожить на земле и удовлетворить грешным своим прихотям и желаниям, дары и милости Божии часто употребляли на дела беззаконные, богоротивные. Одни из нас предавались распутству и разврату, другие пьянству и разгулу. И к прискорбию нужно сказать, что в этих, так называемых, питейных заведениях, и в будни и в праздники, люди старые и молодые, забыв Божий страх, часто с утра до вечера предаются разгулу, и своим нечестивым поведением уподобляются скотам несмысленным, заражают воздух и землю, прогневляют Бога и удаляют себя от Божия царства и правды Его. Кроме сего, непочитание отцов и матерей, старших и начальствующих, вражда и злоба на ближних, ненависть и зависть, леность к честному труду, мотовство и воровство и под. сему, умножаются у нас, как гибельная зараза. И так, чего достойны мы, как не Божия наказания? И посланный нам в нынешнем году неурожай хлеба, что иное есть, как не Божие наказание. За наши грехи Господь посылает нам неурожаи, град, засуху, не посылает нам дождей, не благословляет наших трудов, наказывает нас болезнями и разными бедствиями и несчастиями.

Но для чего наказывает нас Господь этими бедствиями? Для того, чтобы мы обратились к Нему с теплою молитвою и искренним раскаянием во грехах, чтобы мы оставили свои грехи и неправды и обратились к честному труду и добродетельной жизни. Он раскаивающихся грешников всегда приемлет и подает им Свою благодать и милость. И так, сколь благ и милостив к нам Господь и в самом нашем бедствии! Но мы, бр., как поступаем теперь? Раскаялись ли во грехах! Обратились ли к Богу с теплою молитвою? Думаем ли о добрых делах? О, бр. мои! К стыду нашему нужно сказать, что о покаянии и исправлении своей жизни добрыми делами мы почти не думаем и о грехах своих не сокрушаемся. Мы только жалуемся на скудный урожай хлеба, на свои недостатки и неудачи, и по-прежнему живем в грехах, как в смрадном болоте. Истинная молитва нам и на ум нейдет. Вместо молитвы и прославления Бога, мы только осуждаем и злословим своих ближних и даже ропщем на Самого Бога.

Но, братие мои! Будем бояться греха, чтобы не подвергнуться большому наказанию. Будем всякое горе и нужду переносить с покорностью воле Господней. И если желаем, чтобы Господь благословлял наши труды и посылал нам все, что нужно нам для жизни нашей, то поспешим обратиться к Нему с истинною молитвою и покаянием в грехах и постараемся исправить свою жизнь добрыми делами. Повторим святые слова Господни: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle