профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 8-ю по Пятидесятнице

Молю вы, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, да не будут в вас распри (1 Кop. 1:10).

Так умолял св. апостол Павел христиан Коринфской церкви: он умолял их именем Христовым, чтобы они не имели между собою никаких распрей и раздоров. Не мало, други мои, происходит распрей и между нами, христианами. Вот мы слышим и знаем, что в такой-то семье старик-отец не мирно живет со своими сыновьями и свекровь ненавидит свою невестку, невестка не почитает свекрови; а там – в другой семье нет лада и согласия между мужем и женою; между родными братьями нередко происходит брань, ссора и даже драка; а там сыновья не мирно живут со своими отцами и матерями. А потому, умоляю и я вас, братие, именем того же Иисуса Христа, да не будут в вас распри и раздоры. Нам они непристойны и несродны, и пагубны для нас.

Почему непристойны? Почему несродны? Потому, что все мы между собою братья: ибо всех нас сотворил один и тот же Творец, всем нам дал Он разумную и бессмертную душу, и все мы составляем одну великую семью Отца Небесного, Который обо всех нас день и ночь печется и промышляет. И так, пристойно ли это Божией семье жить в ссоре и раздорах? Какие мы будем дети Небесного Отца, какие братья, если будем друг друга ненавидеть, друг на друга враждовать.

Вспомните, братие, и то, как любит нас Иисус Христос? По любви Своей за всех нас Он пострадал и умер на кресте, для всех уготовал Свое царство на небесах; по любви Своей всем нам дал Он самое дорогое во всем мире сокровище – Свое Тело и Кровь, чтобы мы питались ими для жизни вечной. Как наследникам Своего царства, Он повелел нам жить не в раздоре и вражде, а любить всех, как мы любим самих себя. Вспомните еще и то, что сказал Он нам, когда Он готовился идти на вольное за нас страдание и смерть? В лице Своих апостолов Он сказал всем нам: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Иоан. 14:27). Что же мы – братья и чада Небесного Отца, храним ли этот Господень мир? О, как мало у нас этого мира! Мы часто забываем, что мы друга другу братья, что у нас есть любвеобильный Отец Небесный. И вот мы нередко ссоримся, друг на друга негодуем и враждуем.

Но, други мои! Что хорошего происходит для нас от наших ссор и раздоров? Что, напр., может быть доброе в той семье, где творятся распри и раздоры, где один на другого и смотреть не хочет? На эту семью и смотреть жалко. Над этою семьею нет благословения Господня, и семья не живет, а мучится. Там неразумный отец, то и дело, на всех кричит и сквернословит, а иногда в досаде и гневе бьет и рвет, что попало, словно враг какой! Нет у него усердия к хозяйству, нет любви к детям. Гневливая и немиролюбивая мать, ни чем и ни кем недовольная, также ругает своих детей, и, как градом, осыпает их проклятиями. Малые дети, живя без родительской любви, нередко терпят голод, ходят в лохмотьях и мало-по-малу привыкают к грубости и непочитанию своих родителей. От такого неустройства семейного разрушается домашнее хозяйство, и вся семья приходит в нищету и бедность; ибо никто там не думает жить и трудиться по закону Христову. Да Господь и не помогает в трудах тем людям, кои живут во вражде и злобе, не принимает их и молитв. И верно в Божием слове написано: где гневливость и сварливость, там неустройство и всякая злая вещь (Иак. 13:16).

Распри и раздоры не менее пагубны и для общества человеческого. Вот вы бываете на мирских ваших сходках. Когда на сходке люди не слушают речей умных и добрых стариков, а стараются один другого переговорить и перекричать, да еще осыпают друг друга прескверною бранью, то никакого порядка доброго от этого не выходит. Но этого мало. От этого схода люди расходятся не с миром и любовью в душе, а со враждою и злобою на ближних. А от вражды и злобы какого худа человек не вздумает и не сделает своему ближнему? У него так и стоит на уме, как бы оклеветать и очернить своего брата, как бы отомстить и чем-нибудь повредить своему недругу. И не дай Господи, если вражда поселится между многими людьми, да еще на долгое время. Тогда трудно нам найти искреннего и доброго друга, с которым можно было бы разделить свои радости и свое горе. А что за жизнь жить между врагами и не иметь ни одного друга? Что то за общество, где люди ищут погибели своего ближнего, радуются его несчастью, где у каждого охладевает любовь и усердие к благу общественному? Благословит ли Господь счастьем и радостями то общество, где один не хочет слушать резонных речей своего начальника, другой домогается повернуть все по своему произволу и других сбивает с толку? Вот от чего, други мои, часто плохо живется нам на земле – от наших ссор и раздоров, у нас нет искренней любви друг к другу! Вот почему и св. апостол говорит: аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблены будете (Гал. 5:15). И сам Господь сказал в Своем Евангелии: всякое царство раздельшееся на ся запустеет: и всяк град, или дом разделивыйся на ся, не станет (Матф. 12:25).

Братие христиане! Без согласия и дружбы не благоденствовало ни одно царство, не было счастья и добра ни в каком обществе и ни в какой семье. Напротив, там только счастье и радости, где люди живут в любви и дружбе. Любовь и дружба для всех делает одно добро. Когда люди, напр., на мирском ли сходе, или в семье, всегда почитают и слушают старших, а старшие всегда говорят умные и добрые речи, и все обо всяком деле рассуждают по совести и по Божьему, то и всякое дело идет у них в лад и с пользою для всех. Таким людям и Господь помогает и благословляет их. Св. царь Израилев сказал: се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века (Псал. 132:1–3).

Но мы, други мои, не сказали еще о том, что приобретаем мы для своей души, для вечной нашей жизни своими ссорами и раздорами. Вот как говорит об этом св. Иоанн Златоуст: «если нет между нами мира, то нет нам здесь, в ковчеге священия, в церкви Христовой и места: потому что она именуется единомыслием и согласием, нет нам места ни в царствии Божии, еже есть наследием миролюбивых ближних его чад и сынов“ (о мире и соглас., из книги: избран. поучен. разных св. отец. 1803 г., л. 150).

Будем же, братие, стараться прекращать всякие наши распри и несогласия со своими ближними, укрощать всякий гнев и вражду, жить со всеми в мире и любви, друг за друга молиться и друг для друга с любовью трудиться. Тогда Господь всех нас возлюбит, будет благословлять наши дела, домашние и общественные, а в будущей жизни наградит нас и вечным спасением. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle