профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 7-ю по Пятидесятнице

Помилуй ны, Иисусе, сыне Давидов. (Матф. 9:27).

В нынешнем Евангелии прочитано было об исцелении Иисусом Христом двух слепых человеков. Эти слепые шли за Иисусом Христом и молились Ему: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! Милосердый Господь спрашивает их: веруете ли, яко могу сие сотворити? Слепые отвечали: веруем, Господи! Тогда Господь, прикоснувшись к глазам их, сказал: по вере вашей да будет вам. И слепцы тотчас прозрели.

И мы, братие, молимся Иисусу Христу в своих горестях, бедах и напастях. Что же наши молитвы? От чего часто мы не получаем того, чего просим, и остаемся в своем горе и нужде без утешения? Или мы не умеем молиться Богу? без веры молимся Ему? «Нет, и мы веруем в Иисуса Христа, скажут иные; мы молимся Ему и дома, и в церкви, нередко служим молебны, читаем акафисты, ставим пред иконами свечи, кладем поклоны». Но от чего же, говорю, наши молитвы часто бывают не услышаны Богом? Нужно сказать самую истину, что мы часто молимся не такою молитвою и не с такою верою, которой требует от нас Господь.

В самом деле, други мои, какова наша молитва и наша вера? Что это, напр., за молитва, какая вера, когда человек среди бед и горестей не надеется на Бога, скорбит и досадует, не хочет покориться воле Господней, или просит несогласного с волею Господнею? Какая это вера, какая молитва, когда человек желает получить помощь от Бога, а ближнему своему не хочет подать и малой помощи, а иногда имеет к нему вражду и злобу? Что это за молитва, когда человек кое-как крестится, кивает только головой, а сердцем своим далеко отстоит от Бога (Матф. 15:8), о грехах своих не сокрушается и живет не по закону Господнему? Такова, братие, часто бывает наша вера. И что, после сего, будут значить пред Богом наши горящие свечи, наши поклоны и чтение акафистов? Ярко горят наши свечи пред св. иконами; но в сердце нашем мало бывает света истинной веры и любви к Богу и ближним. Языком мы своим читаем молитвы; но душа наша нередко молчит и с молитвою к Богу не возносится: она остается на земле и думает о земном. Наружно мы крестимся и кладем поклоны; но душа наша часто не поклоняется Богу, не смиряется пред Ним: она не думает о своих грехах, не примиряется с ближними, не исполняет заповедей Христовых. Телом своим стоим мы в Божием храме на молитве; но души нашей часто нет в храме: она скитается по улицам, по базарам, по питейным домам, по чужим амбарам и закромам. Братие мои! И вор, и пьяница крестятся и молятся Богу, обманщик и развратник и другие беззаконники иногда кладут поклоны, ставят пред иконами свечи и читают молитвы. Но услышит ли Господь молитву людей нечестивых и нераскаянных? Нет, такие богомольцы не столько намолятся, сколько нагрешат пред Отцем небесным.

Не такую, братие, имели веру древние христиане, не по-нашему они молились. Они имели одно сердце и одну душу (Деян. 4:32). Они друг за друга молились, друг для друга с любовью трудились, смирялись пред Богом и во всем поступали по закону Христову. От того и вера их была истинная, и молитва приятна Богу. От того и Господь по молитве их посылал им Свою великую милость. Так, в книге Деяний апостольских говорится, что ап. Петр был в темнице и скован двумя цепями; но, по усердной молитве верующих, Ангел Господень освободил его от оков и вывел из темницы (Деян. 12:4–11).

И так, вот что соделывает нашу веру истинною и молитву приятною Богу – наши добрые дела, т. е. любовь к Богу и ближним (Галат. 5:6), покорность воле Господней, житие по закону Христову. Без добрых же дел вера наша будет мертва (Иак. 2:20), и молитва наша не будет угодна Богу. И вот от чего, несмотря на наши молитвы и поклоны, мы нередко терпим неурожаи, голод и нужду, болезни и другие беды – от того, что мы не имеем в душе своей истинной веры и любви христианской. Мы живем между собою не как добрые братья, а как недруги, прогневляем Бога худыми делами и во грехах своих не каемся.

Но братие мои! Есть и такие богомольцы, которые всем сердцем веруют в Бога, молятся Ему всегда усердно, постятся по правилам св. Церкви, почитают праздники и с людьми живут по христиански. От чего же эти богомольцы не всегда, или не скоро получают утешение на земле? Иные всю жизнь свою проводят в усердной молитве, и несмотря на это, они и живут и умирают в горестях и несчастиях; ужели Господь не слышит их усердной молитвы, не видит их истинной веры? Нет, не отчаивайся, добрый страдалец и усердный богомолец! Не унывай, что Господь, любящий тебя, испытывает свою веру на земном пути жизни. Никогда усердная молитва за Богом не пропадает. Будь уверен, что Господь готовит тебе великую награду, как своему верному и доброму рабу. За все добрые твои труды, молитвы и терпение Он воздаст тебе радостями вечными. Он лучше нас знает, когда и чем наградить нас. Св. апостол говорит: да не унываем, делая добро: ибо в свое время пожнем, если не ослабнем (Галат. 6:9).

И так, братие, будем всегда молиться Иисусу Христу с истинною верою. Начиная молиться, будем каяться в своих грехах и просить Бoгa, чтобы Он помог нам исправиться. Будем убегать худых помыслов и дел, украшать души свои добрыми делами и во всем надеяться на Бога. Тогда вера наша будет истинная и молитва приятна Богу. Тогда Господь, по вере нашей, будет прикасаться к нашему сердцу Своею благодатью, как Он некогда видимо прикоснулся к глазам двух слепых человек и, по вере и молитве их, даровал им прозрение. Он будет благословлять наши поля, наши труды и дела, посылать нам нужную помощь и утешение и сохранять нас от всякого зла. Он сам сказал в своем Евангелии: вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимите (Матф. 21:22). Читай, христианин, жития св. угодников Божиих, и ты увидишь, что усердная молитва, соединенная с верою, сохраняла рабов Христовых невредимыми в самом огне и на море, низводила дождь на землю, исцеляла от болезней, воскрешала мертвых. А потому, болен ли ты, терпишь бедность и недостатки, вспахиваешь землю, сеешь по ней семена, ожидаешь плодов, пожинаешь жатву, строишь дом, отправляешься в путь, всегда молись и трудись с верою в Бога, как подобает молиться и трудиться истинному христианину, и на одного Господа возлагай всю свою надежду. Аминь.



Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Вам может быть интересно:

1. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

2. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

3. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

5. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

6. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

7. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

8. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

9. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное Павел Иванович Савваитов

10. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

Комментарии для сайта Cackle