профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 11-ю по Пятидесятнице

В нынешнем Евангелии была прочитана следующая Господня притча. Один царь имел должника, который должен был ему десять тысяч талантов. И как должник не имел, чем заплатить долга, то царь приказал продать его самого, его жену и детей, и все, что он имел, и возвратить долг. Но раб тот пал царю в ноги и, кланяясь ему, говорил: «Государь! потерпи мне, и я все заплачу тебе.“ Царь умилосердился над рабом тем и весь долг ему простил. Что же этот помилованный раб? Он и сам имел у себя должника, который был ему должен сто пенязь. И вот он, нашедши своего должника, схватил его и стал душить, говоря: «отдай мне долг!“ Должник пал ему в ноги и умолял его: «потерпи мне, и я все заплачу тебе.“ Но он не захотел ждать и посадил его в темницу, пока не отдал долга. Царь, узнав об этом, призывает немилосердого раба и говорит ему: «лукавый раб! весь долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?“ И разгневался на него царь, и отдал его на мучение, пока не отдаст всего, чем должен ему (Матф. 18:23–35). – Чему же научает нас Господь этой притчей? Тому, что если мы не будем прощать от всего сердца согрешений своим братьям, то не простит нам Бог и наших грехов.

Прощать обиды и оскорбления своим ближним повелел нам сам Господь. Но как же мы поступаем? Между нами есть такие немилостивые братья, которые не только не прощают своих ближних, но даже иногда хвалятся своею злобою пред людьми. «Я во всю жизнь свою не забуду такому-то недругу!» говорят некоторые. «Я покажу ему, как обижать меня!“ Но как все это непристойно христианину! Какой тяжкий грех пред Богом – изливать гнев свой за обиду! Выслушайте, я расскажу вам на это пример. Один инок, будучи обижен другим иноком, пришел к старцу с жалобой на обидевшего. Рассказав, что и как произошло у него с братом, в жару гнева он сказал: «я не премину отмстить ему!“ Добрый старец стал советовать, уговаривать, просить обидимого, чтобы он простил виновного брата своего и мщение за себя предоставил Богу. Но огорченный не слушал советов старца и беспрестанно повторял: «я не успокоюсь, пока не заплачу оскорблением за оскорбление!“ Старец замолчал. Потом сказал ему: «время молитвы; принесем, брат, жертву!» Инок встал – с готовностью помолиться Богу. Мудрый старец начал говорить вслух: «Господи Боже наш! напрасно Ты обещаешь отмстить врагам нашим, обижающим нас. Мы не уповаем на Твой суд! не пекись о нас; не отмщай за нас. Мы сами все начнем и кончим. Сами умеем рассчитаться с обидчиками нашими!» Услышав это, инок ужаснулся, пал старцу в ноги и сказал сквозь слезы: «Нет, не хочу иметь вражды с братом; не буду мстить ему. Господи! Ты един мститель неправды! прости мое согрешение!» – Обрадованный сим, старец – миротворец с любовью благословил поклявшегося и, отпуская от себя, сказал в наставление: «знай, сын мой, что перенесший обиду великодушно спасается, а кто гневается на брата своего за какую бы то ни было обиду, тот погубляет всю свою добродетель, если только он добродетелен, – и работает диаволу – первому виновнику всякой вражды» (Воскр. Чтен. 1838 г. № 40).

И так, видите, братие, какой великий грех есть не прощать обид и воздавать обидою за обиду. Сам оскорбленный инок ужаснулся этого греха и раскаялся в своем согрешении. А какую великую пагубу делает нашей душе этот грех, чего лишает он нас и куда приводит? Благочестивый старец сказал иноку: «кто гневается на брата своего, тот погубляет всю свою добродетель». И точно, ты подаешь милостыню нищей братии, ставишь пред иконой Христовою свою свечу, опускаешь в церковную кружку свою жертву, начинаешь ли поститься, кладешь поклоны и молишься пред св. иконами, приходишь на исповедь каяться в своих грехах? – все это дела добрые. Но если мы имеем в душе своей вражду и злобу на ближнего своего, то что будут значить пред Богом и наши добрые дела? Мы тогда сами делаемся злыми и недобрыми пред Богом и людьми (1Иоан. 3:15). Мы служим тогда не для Бога, а для диавола, который ненавидит всякое добро. И вот он – диавол нашею враждою и злобою потемняет наши добрые дела, как свет темнотою, из многоценного золота обращает их в малоценный свинец и не допускает нас до Бога. Потому-то Господь и требует от нас, чтобы мы непременно примирились со своими ближними, прощали друг другу согрешения, и этим отгоняли от себя диавола. А без этого Он не позволил нам обращаться к Нему ни со своими свечами, ни с молитвою и покаянием и ни с какими приношениями (Матф. 5:23. 24).

Но кто-нибудь скажет: я уже много терпел обид и оскорблений от своего недруга, много прощал ему, а теперь он не стоит прощения». Но вникни в нынешнюю Евангельскую притчу: она научает нас, что каждый из нас должен Богу десять тысяч талантов; каждый из согрешающих против нас должен нам сто динариев. Что это значит? Значит то, что грехи наши против Бога многочисленнее грехов братьев наших против нас, и что мы пред Богом неоплатные должники. Если же мы, будучи столь великими должниками у Бога не простим малых и неважных грехов своим ближним, то какое может быть нам помилование от Бога? В Евангельской притче сказано, что лукавого раба, немилосердо поступившего со своим должником, царь не помиловал и отдал на мучение. И нам Господь сказал: если не будете прощать человеком согрешений их, и Отец ваш не простит согрешений ваших (Матф. 6:15). Не простит Он и здесь – на земле, не простит и на своем праведном суде. Св. ап. Иаков сказал: суд без помилования тому, кто не делал милости (Иак. 2:13). Тогда – на праведном суде Господь скажет: идите от Мене, проклятые, немилостивые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Матф. 25:41). – И так, вот чего лишает нас, вот куда ведет нас вражда и злоба! – погубляет наши добрые дела, лишает нас помилования от Бога и ведет нас на строгий Божий суд, а оттуда в муку вечную!

Братие христиане! Господь прощает нам все наши грехи, но только тогда, когда мы сами от чистого сердца прощаем согрешения своим ближним. Он сказал нам: если будете прощать человекам согрешения их, простит и вам Отец ваш Небесный (Матф. 6:14). Он принимает и наши свечи, наши молитвы и милостыни, наши поклоны, пост и покаяние, но только тогда, когда мы приносим их не со враждою и злобою в сердце, а с любовью к ближним. – Будем же милосерды к своим братиям, как и Отец Небесный для всех нас милосерд. Тогда мы и на земле поживем с душевным покоем и радостью, и на небесах удостоимся вечного блаженства. Аминь.



Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Вам может быть интересно:

1. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

2. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

3. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

4. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

5. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

6. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

7. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

8. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

9. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

10. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное Павел Иванович Савваитов

Комментарии для сайта Cackle