Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 19-ю по Пятидесятнице

Любите враги ваша (Лук.).

Господь наш Иисус Христос повелел нам любить наших врагов, молиться за них, за зло воздавать добром. Почему же должны мы любить своих врагов? Об этом я хочу теперь с вами, братие, побеседовать, а вы послушайте меня со вниманием.

Кто мы, и кто враги наши? Все Божия создания, одного с нами естества, украшенные образом и подобием Божиим. Для всех нас Иисус Христос пролил на кресте Свою кровь и приготовил рай на небесах. Значит, и по закону человеческому, и по закону Господнему должны мы любить не только друзей, но и врагов своих. То еще не любовь, когда мы любим тех, кои любят нас, или тех, кои нам нравятся. Господь сказал: аще любите любящие вы, кая вам благодать есть, ибо и грешницы любящие их любят. Обаче любите враги ваша и благотворите им. (Лук. 6:32, 35). Вот какой любви требует от нас Господь!

Но мы говорим иногда: как любить врага, который худо обо мне говорит и делает мне такие обиды, которых, кажется, и забыть нельзя? Это для сердца человеческого тяжело. Правда, тяжело иногда, но для сердца какого? Самолюбивого, не твердого в вере и любви христианской. Тем более вредно изливать гнев свой за обиду, за зло воздавать злом. Мы тогда сами делаемся злыми пред Богом и людьми. Да и сами порядком рассудите, много-ли было бы у нас добра, если бы Господь не повелел нам любить наших врагов, за зло воздавать им добром? Тогда христиане забыли бы своего Христа и заживо погибали бы в своей злобе и вражде. А вражда и злоба опаснее для нас самого огня. От огня, если не тушить его в начале, сгорают наши дома и все, к чему он прикасается: от вражды и злобы сгорает и погибает наша душа, которая для нас дороже всякого земного дома. От вражды и злобы, как от действа диавольского, человек делается не человеком, а каким-то зверем. И если бы можно было видеть душу такого человека, то мы увидели бы там ничто иное, как адское мучение. И после сего, если мы не перестанем злиться и изливать гнев свой на своего недруга, то что будут значить пред Богом наши молитвы и наши жертвы? Он не примет их, как не принял Он жертвы нечестивого Каина – братоубийцы. Да, слушатели, и мы делаемся братоубийцами, когда имеем вражду и злобу на ближнего. Св. апостол Иоанн говорит: всяк, ненавидящий брата своего, человекоубийца есть: и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечнаго (1Иоан. 3:15).

Значит, враждою и злобою мы не только не можем победить злобы своего врага, но еще более наделаем себе вреда и зла. Кротостью же и любовью всего удобнее можно смягчить сердце нашего врага. Саул, царь Израильский, имел злобу на кроткого Давида. Он искал его жизнь и гнал, якоже нощный вран по горам (Цар. 26:20). Но что же Давид? Он имел даже случай в пустыне погубить спящего Саула его же копьем – и не погубил. И когда проснулся Саул, и увидел издали гонимого им Давида, а при нем свое копье, то сказал ему с раскаянием: согреших, возвратися, чадо Давиде, яко к тому не сотворю ти зла, зане честна душа моя пред очима твоима в день сей (1 кн. Цар. 26:21).

Но если наши недруги, несмотря на нашу к ним любовь и добро, не смягчаются, то Господь с ними. Если мы делаем им добро, то они нам и не страшны. Нам они на самом деле делают добро: побеждая злобу их своею любовью, мы научаемся христианскому терпению, смирению, усердной молитве и многим добродетелям. И какая славная для христианина победа – побеждать зло добром, торжествовать над своими страстями, благотворить ненавидящим нас! Как приятно для Отца Небесного, когда в душе христианина сияет чистая любовь ко всем, даже ко врагам! Таковые христиане украшаются благим нравом Всеблагого Отца своего Небесного, который солнце Свое сияет на злые и благие, и праведным и грешным хочет вечного спасения. За то и награда за их добродетель великая. И будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго (Лук. 6:35). А сыны Вышнего наследуют неисчислимые сокровища в вечном царстве Божией славы.

Вот почему Господь повелел нам любить наших врагов, за зло воздавать им добром, – чтобы спасти нас от бедствий временных и вечных и ввести в Свое вечное царство. Враги наши, если останутся злыми и нераскаянными, не избегнут вечного огня. Не минуем и мы того же огня, если будем изливать на них свой гнев, за зло воздавать им злом.

Вспомните, братие, еще и то, что не одни мы, грешные, наживаем себе врагов. Их много имел и Сам Иисус Христос. Нечестивый Ирод хотел убить Его Младенцем. Когда Он в городах и селах проповедовал царствие Божие и творил чудеса, Его хулили и злословили. В одно время хотели бросить Его с горы, в другое убить камнями и, наконец, распяли на кресте. Что же Иисус Христос? Кроткий и смиренный сердцем, Он не только не гневался на Своих недругов, но и делал им всякое добро. А когда Он был на кресте, прибитый гвоздями, и страдал в нестерпимых мучениях за наши грехи, то с какою кротостью и любовью молился Он за врагов Своих Отцу Своему Небесному? Отче, говорил Он, отпусти им: не ведят бо, что творят (Лук. 23:34). Правда, Господь свят, и Его человеколюбию нет конца, а мы люди грешные и немощные. Но кто были апостолы, архидиакон Стефан и другие верные рабы Христовы? Не такие ли люди, как и мы? Но, будучи гонимы от врагов своих, благословляли их; будучи поносимы, терпели и все прощали (1Кор. 4:12). Кроткий Давид, гонимый и озлобляемый врагами своими, всегда прибегал с молитвою к Богу и в Нем находил для души своей невозмущаемый покой.

Будем и мы, братие, среди обид и оскорблений от врагов наших обращаться с теплою молитвою к Богу и Его всесильной благодати. Сия благодать укрепляет наши немощи, облегчает скорби и укрощает волнение нашего сердца. Будем делать добро своим врагам и молиться за них, чтобы Господь отвратил их от зла и спас души их от вечной погибели, да будем сынове Вышнего. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle