Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 19-ю по Пятидесятнице

Возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе (Mф. 22:39).

Господь наш Иисус Христос повелел нам любить ближних своих так, как любим себя самих. О любви к ближним хочу и я теперь, братие, сказать вам свое посильное слово.

Кто ближний наш, которого мы должны любить, как самих себя? И люди верующие и неверующие, и други и недруги, начальники и подчиненные, пастыри и пасомые, мужи и жены, родители и дети, суть наши ближние; продающие и купующие, хозяева и работники, судьи и судимые, богатые и бедные, больные и здоровые, суть наши ближние. Всех нас сотворил один премудрый Творец по Своему образу и подобию, и потому все мы братья между собою. Всех нас возлюбил Иисус Христос, Который за другов и недругов, за верующих и неверующих пролил на кресте Свою кровь, и для всех нас приготовил славное царство на небесах. Все мы, поэтому, составляем одну великую семью Отца Небесного, Который о всех нас промышляет, и нет на земле ни одного человека, которого мы не должны бы любить.

Если же все люди наши ближние и братья наши, то мы и жить с ними должны по-братски, по-христиански. Чего себе желаем от Бога, того должны желать и ближним своим. Желаем себе добра, должны желать и делать его и ближним. Не желаем себе худа, не должны желать и делать его и ближним своим. И если мы всегда будем так поступать, то мы будем богаты св. верою в Бога и добрыми делами. А с верою в Бога и с добрыми делами для нас и на земле будет рай. За нашу любовь и добрые дела и Господь возлюбит нас. А когда возлюбит нас Господь, то чего более желать нам? За нашу братскую любовь, Он будет благословлять наши труды и занятия, награждать нас добрым здоровьем, благами и радостями земными. Преп. Варлаам, Новгородский Чудотворец, передавая монастырь другому игумену, сказал: «пока будет любовь между братиями, дотоле из земных вещей не будете чувствовать нужды, – все вам Господь будет посылать (Чет.-Мин. 6 ноября)“.

Но все это земное и необходимо для жизни бренного нашего тела. Но то благо, которое нужно для жизни нашей души, несравненно важнее и дороже всего земного. А что нужно и дорого для жизни души нашей? Прежде всего прощение грехов. А прощение грехов подается нам за нашу братскую любовь. Св. Апостол учит: прежде всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов (1Петр. 4:8). И точно, если мы любим ближних своих, то прощаем им и грехи; а когда прощаем грехи своим ближним, то и Господь прощает нам наши грехи (Mф. 6:14).

Но нет ничего для нас дороже, как жить с Богом: ибо где столько радостей, света и блаженства, как не у Бога! Кто имеет в душе своего Бога, тот уже на земле блаженствует блаженством небесным, того Бог хранит от всякого зла, уготовляет ему сокровища Своего небесного царства и спасение вечное. Но Бога привлекает к нам любовь. Св. Апостол Иоанн Богослов учит: пребывая в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем (1Иоан. 4:16). Ибо только тот живет истинною жизнью и угоден Богу, и Бог того любит, кто живет в любви с ближними. Любяй брата своего, учит тот же св. Апостол, во свете пребывает, и соблазна в нем несть (1Иоан. 2:10). Вот почему и Бог пребывает в нем. О, сколько благ и радостей приносит нам братская, христианская любовь!

Но беда наша та, что между нами, за умножением беззаконий, охладевает христианская любовь (Mф. 24:12), и вместо любви нередко поселяется злоба. И вот для нас источник всяких бед на земле – человеческая злоба. От злобы происходит воровство, подлоги, обман, ложь и клевета, несогласие и немиролюбие в семьях и обществах человеческих. Злоба самых верных и честных супругов делает неверными и нечестными, самых добрых друзей делает врагами, самые хорошие порядки общественные разрушает. И верно сказал св. Апостол Иоанн: ненавидяй брата своего, во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть, камо идет, яко тьма ослепи очи ему (1Иоан. 2:11). И какого зла не делает на земле злоба человеческая? Так, наприм., и старому и малому известно, что убить человека есть тяжкий грех пред Богом и людьми. Но до убийства доводит человека злоба. А убить человека можно не только делом, но худыми, бранными словами; мы убиваем его, когда делаем ему тяжкую обиду и оскорбление. Тогда человек, точно, досадует, огорчается и убивается, словно стрелой пораженный. Но ничего этого никогда бы не было, если быв душе каждого была одна братская, христианская любовь, любы искреннему зла не творит, учит св. Апостол, исполнение убо закона любы есть (Римл. 13:10). А ненависть к ближнему, гнев и вражда, – что все это есть как не стрелы, которыми мы убиваем своего ближнего? Св. Апостол учит: ненавидяй брата своего, человекоубийца есть: и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечнаго в себе пребывающа (1Иоан. 3:15). Не любяй брата своего, своею злобою убивает и душу свою, и пребывает в смерти (1Иоан. 3:14). Что из того, что он ходит по земле, смотрит и говорит, действует руками и почитает себя живым? Он жив только пред людьми, а пред Богом он мертв. Но не дай, Господи, умереть пред Богом и людьми нераскаянно, со злобою и враждою на ближнего. Я расскажу вам на это самый горький пример. На преп. Тита, пресвитера Печерского, имел злобу прежний друг его – диакон Евагрий. Однажды Тит заболел и, будучи уже при смерти, послал просить у Евагрия прощения; но Евагрий не только не простил, но еще проклял его жестокими словами. Однако братия, видя Тита умирающим, насильно привели к нему Евагрия, дабы простился с братом; больной Тит, увидя Евагрия; тотчас приподнялся, пал ему в ноги и сказал со слезами: «прости меня, отче, и благослови». Но и это не подействовало на злобного Евагрия: он отвернулся от Тита и пред всеми произнес сии жестокие слова: «никогда я не хочу иметь с ним прощения, – ни в сей век, ни в будущий». Сказав сие, он внезапно пред всеми упал и умер, а Тит, угодив Богу, и по смерти пребыл телом нетленным (Чет.-Мин. 27 февр.). И как горько душе нераскаянного грешника являться со своею злобою на тот свет! Куда он пойдет тогда со своею бедною душою? Пойдет во тьму кромешную и непросветимую, в огнь вечный.

Братие мои! Иисус Христос, всех нас возлюбивший и давший нам заповедь любить ближних, как самих себя, да сохранит нас от всякой злобы, вражды и ненависти! Будем любить друг друга христианской любовью. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle