Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 21-ю по Пятидесятнице

В нынешнем Евангелии была прочитана следующая Господня притча. Вышел сеятель сеять семя свое. И когда он сеял, иное семя упало на дорогу и было потоптано прохожими и птицы небесные поклевали его; а иное упало на каменистую землю, и взойдя засохло, потому что не имело влаги; иное же упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю, и взошедши принесло сторичный плод (Лук. 8:5–8). Что же значит притча сия? Ее объяснил нам Сам Господь. Семя есть слово Божие, земля – человеческое сердце, а предобрый и всещедрый сеятель есть Сам Иисус Христос. Пришедши на землю для спасения рода человеческого, Он сначала Сам сеял Свое божественное слово, потом сеял его чрез Своих апостолов, и доселе не перестает сеять слово Свое чрез духовных пастырей и учителей церкви.

Что же мы – слушатели? Какой земле можно уподобить нас? Прежде, нежели мы скажем об этом, прошу вас выслушать следующий пример. Препод. Пафнутий игумен однажды был в церкви и увидел, как диавол влек двух иноков из храма. Когда иноки противились помыслу, тогда диавол отступал от них, а когда удерживали в себе оный, тогда диавол свободно тянул их. По окончании служения, препод. Пафнутий посоветовал инокам исповедью исторгать мысленные плевелы (Чет.-Мин. 1 мая). Не так ли, брат., враг-диавол наругается и над нами грешными? Вот, в Божием храме совершается Господня служба, читается слово апостольское и Евангельское, пастырь церкви проповедует слово Божие. Что же, говорю, наши слушатели и богомольцы? Вместо того, чтобы с благоговением и верою молиться Богу, одни заводят пустые разговоры, производят смех и шум; другие вместо того, чтобы со вниманием слушать проповедуемое слово Божие и до конца дослушать Божию службу, нередко уходят из церкви, как будто кто гонит их, и выходя из церкви, производят стук сапогами, толкают молящихся, стучат церковными дверями. И припоминаешь себе притчу Господню: упало многоценное семя Господне при дороге, и вот оно потоптано, враг-диавол унес слово Божие из сердца христианского и влечет христиан из храма Господня, как он влек иноков железным крюком при игумене Пафнутии. Для чего и куда влечет? Для того, чтобы душа христианская заросла грехами и пороками и брошена была с поруганием в бездну адскую. Вот какой негодной земле нередко употребляемся мы! Но, добрые мои слушатели! Мы скорбим и печалимся, когда видим, что на поле нашем семена наши не принесли плода. О, как скорбит и печалится Небесный Сеятель – Иисус Христос, когда видит, что на духовной Его земле – в душах наших нет добрых дел, когда мы не слушаем слова Божия и живем во грехах! Как же исправить потоптанную и поруганную диаволом землю – наши ленивые и грешные души? По наставлению того же препод. Пафнутия, данному двум инокам, и мы должны обновлять свои души истинным покаянием, и при Господней помощи противиться диаволу и поступать так, как учит нас слово Божие.

Семена, упавшие на землю каменистую и тернистую, не принесли плода. Какие души подобны этой земле? Вспомните царя Ирода Антиппу. Он с удовольствием слушал Иоанна Крестителя, много делал по его наставлению и почитал его, как великого праведника. Что же этот слушатель и почитатель? Не имея в себе доброй души, он заключил святого проповедника Иоанна в темницу, наконец, приказал отсечь ему голову (Марк., 6:17–28). Вот, брат., каменистая земля – душа нечестивого Ирода! – Посмотрим теперь и на самих себя. Иногда и наши слушатели и богомольцы говорят: «как хорошо пели в Божией церкви! как хорошо прочитали Апостол и Евангелие! какую хорошую проповедь сказал проповедник!“ И, по-видимому, эти слушатели всю Божию службу выслушали со вниманием и умилением. От умиления у них были даже слезы на глазах. По-видимому, они готовы оставить свои грехи и жить по закону Господнему. Но что же эти слушатели? Вот они вышли из храма и забыли все, что слышали. Они пошли бродить по кабакам, напились пьяными, и началась прескверная ругань, и даже драка. Иные осуждают и ругают своих соседей и знакомых, проклинают своих недругов и даже своих детей, дети грубят своим отцам и матерям, а придет к ним бедный нищий и убогий калека, они его гонят и ругают. Иные же не стыдятся даже воровать, грабить, обманывать и предаваться распутству. А случись с ними какое горе, несчастье и напасть, тогда ропоту у них нет конца. Тогда пред ними и Бог, и люди виноваты, и они, как каменистая земля, не приносят добрых дел. Иные же, предавшись чрезмерно мирским суетам и хлопотам, думают уже не о Боге и душе своей, а о том, как бы пожить на земле в довольстве и радости, и этих пустых радостей нередко достигают всякими неправдами. И вот они, как тернистая земля, заглушают в душе своей слово Божие и не приносят добрых дел.

Семя, упавшее на добрую землю, принесло сторичный плод. Блаженны и те души, которые слушают слово Божие, и поступают так, как оно учит. Посмотрим на эти добрые души. Однажды Иисус Христос пришел в дом двух сестер Марфы и Марии. Тогда, как Марфа заботилась о житейском, Мария села при ногах Господа Иисуса и с благоговением слушала слово Его. И Господь сказал: Мария избрала благую часть, которая не отнимется у ней (Лук. 10:42). Вот угодная для Господа земля – душа благочестивой Марии! Но и души кающихся грешников также добрая земля. Адриан, нечестивый царь римский, восстал на св. Елевферия, епископа Иллирического, и послал воеводу Феликса привести его на суд и мучение. Прибыв в город Иллирик, Феликс вошел в церковь, в которой святой Елевферий проповедовал слово Божие. Слушая его свят. учение и удивляясь проповедуемой Христовой силе, яростный Феликс вдруг ярость свою переменил на кротость и стал из волка овцою, из гонителя учеником, из разбойника сделался благим и верным рабом Христовым (Чет.– Мин. 15 декабря). Вот угодная для Господа земля – душа покаявшегося и обратившегося к Богу воеводы Феликса! – Братие христиане! Мы радуемся, когда видим на поле нашем хороший урожай. О, как радуется Господь и св. Ангелы, когда мы раскаиваемся в своих грехах, храним слово Господне в чистом и добром сердце, как многоценное сокровище и обогащаем себя св. верою в Бога и добрыми делами! Как любит нас тогда Господь! За нашу св. веру и добрые дела, Он отдает нам все сокровища Своего вечного царства.

Будем же стараться читать и слушать и исполнять учение Господне с таким вниманием и любовью, с каким слушали и исполняли его благочестивая Мария и покаявшийся воевода Феликс. Слово Господне для нас дороже всякого злата и камени честна многа (Павл. 18:11). Господь сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие оное (Лук. 11:28). Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle